Медвежонок Мишутка
методическая разработка на тему

Чугунова Ирина Анатольевна

мастер-класс для родителей или педагогов

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon master_-_klass_medvezhonok_mishutka.doc105.5 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер - класс по теме:

«Логоритмика – праздник речи»

Подготовил:

Чугунова И. А.

воспитатель

МБДОУ д/с №16

2017г.

Форма проведения: мастер-класс с использованием информационного материала.

Участники:  педагоги                                                        
Цель мастер-класса: повышение уровня профессиональной компетентности воспитателей по использованию  логоритмических упражнений для речевого развития детей.

Задачи:  

- познакомить участников мастер-класса с особенностями логоритмических  занятий.

- показать значимость применения логоритмики для речевого развития дошкольников;

- создать условия для формирования  профессионального стиля при работе с детьми.

Ожидаемые результаты:

  • У педагогов сформированы  представления об особенностях использования  логоритмических упражнений, как средства формирования речи у детей дошкольного возраста.
  • Педагогам   даны практические рекомендации по использованию  логоритмических игр и упражнений, направленных на развитие речи детей  дошкольного возраста;

План проведения:

  1. Сообщение: «Актуальность использования данной методики».
  2. Практическая часть.

Актуальность.

Добрый день, уважаемые коллеги! Сегодня я представляю для вас мастер- класс на тему  «Логоритмика – праздник речи!»

Люди давно заметили, что движение помогает в оздоровлении организма. Если ты устал на работе – соверши прогулку по парку, скверу или просто по улице своего города! Если ты психически устал – займись энергичным спортом! А если выбился из сил, то в этом помогут танцы! Ну, а если движение сопровождается речью и музыкой – эффект будет во много раз сильнее!

 Что же такое логоритмика и чем она полезна для детей раннего и дошкольного возраста?

Логоритмика – это система двигательных упражнений, в которой различные движения сочетаются с произнесением специального речевого материала под музыкальное сопровождение, либо без него. Все упражнения проводятся по подражанию. Речевой материал предварительно не выучивается

Логоритмика – это один из видов здоровьесберегающих технологий и одна из форм логопедической работы. Занятие логоритмикой – это сочетание пения, движения и речи.  Именно такая взаимосвязь позволит закрепить правильное звукопроизношение и звуковосприятие.

Занятия эти очень полезны для физического, психического, социально-коммуникативного, речевого и эмоционального развития ребёнка.

На положительных реакциях дети  лучше и  быстрее усваивают материал, незаметно учатся говорить правильно.

        Успешность работы зависит в первую очередь от ощущения радости, полученной ребенком на занятии, чтобы дети с нетерпением ждали следующего занятия.

Кроме этого тренируются и укрепляются мышцы, развивается чувство равновесия, ловкость, сила, выносливость, способность переключаться с одного вида деятельности на другой, координация движений, красивая осанка

                Польза для речевого и общего развития также велика! Развивается правильное речевое дыхание, формируется понимание темпа, ритма, выразительности музыки, движений и речи, умение перевоплощаться и выразительно двигаться под музыку в соответствии с выбранным образом, проявляя и развивая тем самым свои творческие способности.

Основа занятий очень разнообразна: путешествие, приключение, сказочная прогулка, новоселье и тд.

Структура логоритмического занятия.

Организационный этап.

Положительный эмоциональный настрой.

художественное слово,

загадка,

 игры на знакомство и общение,

вводные упражнения (ходьба, бег, движения под музыку)

Основная часть

Танец, хоровод,

 знакомство со стихотворением, сопровождаемое движением;

песня, сопровождаемая жестами и движениями;

 артикуляционная гимнастика,

 мимическое упражнение,

 массаж и самомассаж,

пальчиковая игра,

дыхательное упражнение,

гимнастика для глаз,

чистоговорка,

 подвижная или коммуникативная игра,

игра на развитие чувства ритма или внимания.

Заключительная часть.

Рефлексия,

Упражнения на релаксацию,

Массаж и самомассаж,

Игры малой подвижности на развитие психических процессов

Ход мастер-класса:

        Дошкольники - это особый народ. Занятия с ними должны быть яркими, эмоциональными, с привлечением иллюстративного материала, с использованием музыкального сопровождения. Понимая это, в своей работе я стараюсь использовать такие методы работы, которые будут понятны детям.

         Сегодня мы с вами познакомимся с  логоритмическими играми и упражнениями, которые Вы сможете самостоятельно использовать в работе с  детьми для профилактики нарушений речи. Эти игры сблизят вас в общении, у детей при этом повышается учебная мотивация, интерес к занятиям, появляется ощущение самостоятельного управления деятельностью и положительные эмоции. Предлагаю вам окунуться в мир логоритмики.

Практическая часть:

МЕДВЕЖОНОК МИШУТКА

По мотивам сказки Л. Лебедевой

Оборудование. Картинки к сказке; «снежки» из поролона или ваты для каждого ребенка;  шапочка мишки, игрушка медведь, колокольчик.

Дети входят в зал.

Стихотворение с движениями «Валенки» 

Валенки, валенки,                             Выставляют вперед на пятку одну ногу и

покачивают носком из стороны в сторону.

Не велики, не маленьки,                 Повторяют то же движение другой ногой.

А как раз по ноженьке 

Нашему Сереженьке.                                      Топают ногами

Топай по дорожке

Наш дружок Сережка.                      Идут по кругу топающим шагом.

Русская народная прибаутка

В о с п и т а т е л ь. Давно всем известно, что медведи зимой спят. Стала медвежья семья поздней осенью спать укладываться. Мама – медведица и папа – медведь расстилают свои кровати в берлоге, только сынок их, Мишутка, никак не угомонится, мёдом подкрепляется.

Сладкоежка – медвежонок

Мёда вылезал бочонок.

Мама из лесу придёт,

И сластёне попадёт

                                       С. Крупина

Покажите, как Мишутка вылизывал бочонок.

Артикуляционная гимнастика для укрепления мышц языка

  1. Слегка улыбаются, приоткрывают рот и кладут широкий край языка на верхнюю губу. Держат язык в таком положении 3 – 5 с и убирают в рот.
  2. Слегка улыбаются, приоткрывают рот и кладут широкий край языка на нижнюю губу. Держат язык в таком положении 3 – 5 с и убирают в рот.
  3. Открывают рот. Широким языком облизывают верхнюю губу и убирают язык в глубь рта., облизывают нижнюю губу.

В о с п и т а т е л ь. Мама – медведица рассердилась на Мишутку – все сладкие припасы он один съел. Побежал медвежонок в лес за мёдом.

Я в бору, бору, бору

Лапой мёду наберу,

Наберу я мёду

Полную колоду.

                                             Е. Тараховская

Стихотворение с массажем пальцев «Шёл медведь»

Шел медведь к своей берлоге                    Массируют каждый палец, начиная с

Да споткнулся на пороге:                                    большого, сначала на левой руке,

«Видно очень мало сил                                                     потом на правой

Я на зиму накопил», -              

 Так подумал и пошёл         

 Он на поиск диких пчёл

Все медведи – сладкоежки,                На  каждую строчку выполняется массаж

Любят есть медок без спешки,                                         одного пальца.

А наевшись, без тревоги

Д весны сопят в берлоге.

О. Крупенчук

В о с п и т а т е л ь. Наконец легли медведи спать. Что им ещё в лесу делать зимой без пропитания? Спит медведь, спит медведица. Только Мишутке не спится. Крутится в постели, с боку на бок переворачивается. Интересно ему узнать, что же такое зима? Потихоньку, чтобы маму с папой не разбудить, выскользнул Мишутка за дверь и глазам своим не поверил – вокруг всё белым – бело. Снег пушистый покрыл и деревья, и кустарник, и землю.

 Разве можно спать, когда вокруг такая красота!

Снежинки пуховые,

Весёлые, живые!

Вы кружитесь, мерцаете

В молчании лесном

И землю устилаете

Блестящим серебром.

А. Липецкой

Стихотворение с движениями «Снежинки» 

Вот пришла к нам зима,                                        Поднимают руки вверх и делают Кружатся пушинки,                                                                                       «фонарики».

На кусты, на дома                                                                      Плавно опускают руки,

Падают снежинки.                                                     Делая мягкие   движения   кистями.

Землю побелили,                                         Плавно качают руками перед собой

Замели тропинки,                                                                       из стороны в  сторону.

Все поля укрыли                                     Кружатся и приседают на последний такт.

Белые снежинки.

Л. Кондрашенко

В о с п и т а т е л ь. Смотрит Мишутка на небо: а там солнышко светит, но не греет. Сверкает на солнышке снег на ветках деревьев, только ёлочка стоит в зелёной шубке.

Стихотворение с движениями «Ёлка»

Посмотри, на ёлке –                         Поднимают руки вверх и соединяют ладони

над головой, показывая макушку ёлки.

Острые иголки!                                             Руки вперёд, пальчики в стороны

И зимой и летом                                          Ставят руки на пояс и поворачиваются

Ёлка так одета!                                                                             вправо-влево.

В о с п и т а т е л ь. Выбежал Мишутка на полянку. Смотрит, бельчата из снега комки лепят и бросают их друг в друга. В снежки играют. И Мишутку в свою игру взяли.

Игра «Снежки» 

Много снега намело

Белою зимою,                                                  Дети ходят по залу врассыпную

Будем мы в снежки играть

Во дворе с тобою.

Лепим, лепим мы снежки,               Лепят снежки, перекладывая из руки в руку

В ручках их катаем,

А потом прицелимся-                                   Поднять снежок вверх

Метко их бросаем.                                            Бросают друг в друга.

В о с п и т а т е л ь. Вдоволь Мишутка наигрался. Дальше побежал, а навстречу ему зайчата, лисята бегут куда-то, торопятся. «Куда вы спешите»? – поинтересовался Мишутка. «На лыжах, на санках кататься»! – ответили зверята.

Мы зимою не скучаем,

Хоть и холодно все дни.

Веселиться помогают

                                              Санки, лыжи и коньки                             Г. Галкина

Медвежонок никогда не видал ни лыж, ни санок. Поэтому зверята показали ему, как на них можно кататься.

Стихотворение  с движениями «Зимние забавы» 

Лыжи надеваем мы                                        Дети идут друг за другом, подражая

И идём кататься.                                                                движениям лыжников.

Посмотри-ка, как на них

Можно быстро мчатся.

Санки с горки ледяной                      Разбиваются на пары. Один ребёнок встаёт

Быстро мчатся сами.                       впереди, другой сзади. Дети берутся за руки

Впереди большой сугроб                                         – и бегут друг за другом.

Бах! – застряли сани.                                              Останавливаются и приседают.

В о с п и т а т е л ь. «Это и у меня получится!» - решил Мишутка. Надел лыжи. Ноги разъезжаются, не может медвежонок догнать зайчиков – лыжников. Тогда взял Мишутка санки, забрался на горку, сел в санки и с ветерком помчался вниз. Вот здорово! И оказался в сугробе. Только хвостик торчит из снега.

Заплакал Мишутка от обиды. Зверята стали его утешать. Достали колокольчик и пригласили медвежонка в новую игру поиграть.

Игра «Колокольчик» 

Колокольчик, колокольчик                Дети, взявшись за руки, идут по кругу.

Звонко, весело поёт,                            Внутри круга движется навстречу ребёнок

Всех друзей моих, подружек                              с колокольчиком в руках.

Приглашает в хоровод.                       Дети  делают пружинку, а ребёнок звенит

Колокольчик, позвени,                       Передаёт колокольчик другому ребёнку

Друга мне скорей найди!

                                                               Ребёнок, отдавший колокольчик, кружиться.

А другой играет на колокольчике. Дети хлопают.

В о с п и т а т е л ь. Идёт Мишутка дальше. Поднял голову – на дереве сидит снегирь. Залюбовался Мишутка птичкой. Уж до чего хорош! Красная грудка, макушка чёрная! Летом-то в зелёной чаще медвежонок на него и внимания не обращал. А зимой на белом, искристом снегу такой снегирь красивый, что глаз не отвести.

Ритмическая игра «Снегирь»

Красногрудый снегирёк,                     Отстукивают ритм хлопками по коленям.

Ты подай свой голосок!

Отвечает нам снегирь:                                               Отстукивают ритм в ладоши.

- Свирь – свирь!                                                         Взмахивают кистями рук.

Свирь – свирь!

Снегирёк говорит Мишутке

Скоро-скоро Новый год

Позовет всех в хоровод

Значит, надо не зевать,

Елку надо украшать.

Пальчиковая игра «Наша елка»

В зале мы поставим елку.                    Дети соединяют над головой ладони,                                                       показывая макушку елки.)

У нее иголки колки.                                   Показывают указательные пальцы.

Будем елку наряжать,       Вытягивают правую руку вперед ладонью вверх.

Будем елку украшать.

Вот шары большие                              из пальцев образуют  большой шар

Круглые, цветные.

Колокольчики висят.               Собирают пальцы в горсть и покачиваю кистью Динь-динь-динь! – они звенят.                  вправо-влево    «колокольчик»

Бусы разноцветные                                       Плавно разводят руки в стороны.

На веточки повесили,

Елочкой любуемся.                                         Протягивают обе ладони вперед.

Всем сегодня – весело.                                                   Хлопают в ладоши

Друзья –зверюшки ёлку нарядили и собралась за столом попить чаю.

Упражнение на развитие дыхания «Чайник»

Чайник-коротышка,                                              Присели, ладошки вниз

Чайник-толстячок,                                                 Руки на пояс, покачаться

Вот какой мой носик,       Поднимают руку в сторону, развернув ладонь вверх.

Вот какой бочок;                                                            Вторую руку ставят на пояс.

Только чашки пристают,                                   выполняют наклоны вправо-влево.

Не дают мне жить:        

Подавай им целый день –

Пить, пить, пить…                             Наклоняются и на выдохе долго произносят звук [ш].

Английская детская песенка

А чай зверюшки стали пить с вкусными, горячими, душистыми ватрушками.

Пальчиковая игра «Ватрушки»

Тюшки – тютюшки!                                                               Хлопают в ладоши.

Будем печь ватрушки!

Тесто замесили мы,                                                                          Месят тесто  

Сахар положили мы,             посыпают  сахарный песок пальчиками обеих рук.

Ягоды, творог –   

Лепим пирожок.                                                                «Лепят пирожки»

Тюшки – тютюшки!                                                      Хлопают в ладоши.

Кушайте ватрушки!               Вытягивают руки вперед, развернув ладони вверх.

В о с п и т а т е л ь. «Да, красиво зимой и весело, но нет в лесу ни малины, ни черники, ни грибов, ни сладкого мёда. Снег и лёд кругом. Хорошо, что медведи зимой спят», - рассуждал Мишутка по дороге домой.

Медвежонок забрался под тёплое одеяло и сладко заснул до весны. А зверюшки своё веселье продолжили, стали хороводы водить да песни петь. Ведь скоро любимый всеми праздник – Новый год.

Рефлексия «Мое участие в мастер-классе»

Цель: конкретизировать, уточнить и обобщить знания педагогов, полученные в результате проведения мастер-класса.

Уважаемые коллеги! Сегодня вы могли наблюдать и участвовать в некоторых направлениях работы, которые я использую на логоритмических занятиях.

Спасибо Вам, за то, что вы посетили мой мастер класс, ведь всем известно, что наша память сохраняет:

10% из того, что мы слышим

50% из того, что мы видим

90% из того, что мы делаем

Я надеюсь, что Вам  пригодится предложенный мною материал.

- Я желаю Вам успехов в речевом развитии детей, в использовании элементов

логоритмики в своей работе, т.к мы убедились, что эта технология проста, доступна и главное соответствует современным образовательным требованиям дошкольного образования. Всем профессионального роста, творческих находок, постоянного самосовершенствования!

Список литературы:

  1. Карушина М.Ю. «Конспекты логоритмических занятий с детьми» Москва ТЦ «Сфера» 2010г
  2. Лукина Н. А., И.Ф Сарычева Конспекты логоритмических занятий с детьми. Санкт – Петербург «Паритет » 2008 г.
  3.  Новиковская О.А. Логоритмика для дошкольников в играх и  упражнениях. СПб: КОРОНА принт, 2005г.
  4.  Савицкая Н. М. Логоритмика для малышей 4 - 5 лет. Санкт - Петербург. Издательство «Каро», 2009 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Театрализованное представление "Мишутки в большом городе"

Представление было поставлено детьми, посещающими танцевальный кружок "Аленький цветочек". Главная цель - научить детей правилам безопасного поведения на дорогах....

Спортивный праздник " Игры и шутки с Машей и Мишуткой"

Спортивный праздник для всех возрастных групп,посвященный дню защиты детей....

Конспект "В гости к Мишутке"

Занятие по развитию речи с использованием СОТ - мнемотаблиц. Предназначен для  старшей группы...

Сказка "День рождения медвежонка Мишутки"

В сказке рассказывается о ценности семьи, любви родителей - медведей к своему медвежонку....

Сказка «Необычное путешествие бельчонка Бори и медвежонка Мишутки».

В сказке рассказывается о встрече медвежонка Мишутки и бельчонка Бори с лесной феей Зариной и о дальнейших событиях, произошедших после этой встречи....

Конспект занятия Тема: «Поиграем с медвежонком Мишуткой!».

Конспект занятия Тема:«Поиграем с медвежонком Мишуткой!».Возрастная группа: первая младшая (2-3 года).Цель: создание условий для обобщения сенсорных представлений детей посредством познава...