Роль дошкольного образования как института позитивной социализации личности
статья на тему

Социализация личности – процесс, длящийся почти всю жизнь и заключающийся во влиянии общества на личность и формирования отклика личности на эти воздействия с целью адаптироваться к социальным, психологическим и эмоциональным условиям жизни в социуме и по возможности успешно функционировать в нем. Начинается же этот путь с дошкольного возраста, когда закладывается фундамент успешного вхождения подрастающего поколения в дальнейшую жизнь.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл esse_sots.docx16.98 КБ

Предварительный просмотр:

Роль дошкольного образования как института позитивной социализации личности

Социализация личности – процесс, длящийся почти всю жизнь и заключающийся во влиянии общества на личность и формирования отклика личности на эти воздействия с целью адаптироваться к социальным, психологическим и эмоциональным условиям жизни в социуме и по возможности успешно функционировать в нем.

Начинается же этот путь с дошкольного возраста, когда закладывается фундамент успешного вхождения подрастающего поколения в дальнейшую жизнь. В этом возрасте закладываются ценнейшие навыки общения и основы понимания собственного места в жизни и обществе. Дети усваивают нормы и мотивы поведения, понятия ценностей, соответствующие  социуму, в котором они растут. Недостаточность социализации влечет за собой самые разнообразные негативные последствия для личности, преодолевать которые тем сложнее, чем больше было упущено на ранних стадиях развития.

Процесс социального развития представляет собой сложное явление, в ходе которого происходит присвоение ребенком объективно заданных норм человеческого общежития и постоянное открытие, утверждение себя как социального субъекта.

Социальное развитие ребенка — процесс "впитывания" ребенком определенных ценностей, традиций, культуры своего народы и окружающего общества. Социальный опыт приобретается ребенком в общении и зависит от разнообразия социальных отношений, которые ему предоставляются ближайшим окружением. Именно так ребенок овладевает речью, новыми знаниями и умениями; у него формируются собственные убеждения, духовные ценности и потребности, закладывается характер. В процессе общения малыш учится жить по правилам, учитывать свои интересы и интересы других, впитывает определенные нормы поведения. В дошкольном возрасте происходит освоение социальных ролей: я – член семьи, я – мальчик или девочка, я – член коллектива, я – житель России, Земли.

Первые и важнейшие основы социализации личности дошкольника традиционно должна закладывать семья. Важность роли семьи в этом процессе переоценить очень сложно. Жизнь семьи, взаимоотношения внутри нее, отношение взрослых к детям (в том числе и к другим детям, если они есть), отношение к посторонним, демонстрируемое старшими – изо всего этого складывается понятие ребенка о нормах поведения и правильных отношениях. Семья является основным проводником знаний, ценностей, отношений, ролей и обычаев от поколения к поколению.

Очевидно, что современные дети живут и развиваются в совершенно иных социокультурных условиях, чем их ровесники 30 лет назад. Чрезвычайная занятость родителей, разрыв поколений, отсутствие дворовой социализации, изолированность ребенка в семье, технологизация детской субкультуры, все это негативно сказывается на социализации современных детей. К сожалению, не все родители и воспитывающие родственники в состоянии обеспечить ребенку должное внимание во всех аспектах его становления. Многие просто не понимают сути воспитания  и необходимости посвящать этому какое-то время, другие слишком заняты, обеспечивая необходимый, по их мнению, материальный уровень жизни, или посвящают много сил и времени иным сферам своей жизни, где ребенку места нет. К недостаткам социализации в семье можно так же отнести наличие отрывочных представлений у многих родителей о воспитании, стихийный характер воспитания и обучения ребёнка, непонимание возрастных особенностей дошкольников, однообразие и малосодержательность деятельности ребёнка в семье, недостаточность общения с детьми в игре.

Тогда, как дошкольный период необычайно значим для вхождения ребенка в мир социальных отношений, для процесса его социализации, который по высказываниям Л.С. Выготского рассматривается как «врастание в человеческую культуру»

Детские же  дошкольные учреждения, в какой-то мере, компенсируют недостаточную интенсивность социализации детей в семье,  оказывают помощь родителям  и привлекают их к совместной деятельности и взаимодействию по вопросу формирования гармоничной личности.

Дошкольные образовательные учреждения способствуют началу процесса самореализации личности, ее творческой активности, самостоятельности, инициативности. Социализация в образовательном  учреждении имеет достоинства: целенаправленность, планомерность, профессионализм, расширение общения со взрослыми и сверстниками, сочетание коллективных форм работы с индивидуальным подходом. Ведь только в коллективе возможно формирование таких социальных навыков, как умение выслушивать точки зрения других людей, подчинение своих желаний общим делам, умение разрешать конфликты, оказание помощи, коллективное решение проблем, способность к принятию собственных решений, сознательное управление своим поведением.

Ведущим видом деятельности ребенка дошкольника является игра и для осуществления разного вида игр необходим хотя бы один партнер, а лучше несколько. Важную роль в фактическом становлении детей в качестве членов социума играют сюжетно-ролевые игры, как попытка примерить на себя такие важные социальные роли, как профессии, родительские обязанности, долг защитника и воина. Организация таких игр  также предполагает определенное количество детей. Большое значение имеют и такие коллективные мероприятия, как реализация детских проектов, организация праздников, досугов и развлечений, выставок детского творчества.

На современном этапе с вступлением ФГОС ДО, который одной из важных задач выдвигает задачу социализации детей, появляется возможность и необходимость поиска новых технологий социализации детей. Дошкольные организации становятся единственным местом для большинства детей, где они могут проявить свою инициативу и самостоятельность, а так же взаимодействовать с разновозрастным детским коллективом в разнообразных видах деятельности.

Хорошо социализированные люди более успешны  чем те, у которых имеются трудности социализации, даже, если последние имеют хорошие знания. Такие люди знают чего хотят, как этого добиться, кого привлечь, как найти нужных людей. Они инициативны, не боятся неудач, трудностей, идут на обоснованные риски, находят компромиссы, адаптируются в быстроменяющемся мире и находят свое место в жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Роль игры в эмоциональном развитии и социализации личности ребенка раннего возраста». ( с слайдовой презентацией)

Игра для детей - способ научиться тому, чему их никто не может научить. Это способ исследования и ориентации в реальном мире, пространстве и времени, вещах, животных, структурах людях....

Образовательная среда дошкольной организации как фактор позитивной социализации ребенка.

В детском саду для выполнения требований ФГОС дошкольного образования по социализации и индивидуализации дошкольников должны быть созданы условия....

Эссе "Толерантность- позитивная социализация личности ребёнка."

Мое отношение и мнение по вопросу развития и выспитания толерантности у детей дошкольного возраста....

Эссе "Роль дошкольного образования как института позитивной социализации личности"

Эссе на тему: Роль дошкольного образования как института позитивной социализации личности Приступая к работе, для начала нужно ответить на вопрос: что значит «позитивная социализация» и какова ее...

Эссе "Роль дошкольного образования как института позитивной социализации личности"

В статье раскрыта роль дошкольного образования в процессе позитивной  социализации детей дошкольного возраста....

Эссе "Роль дошкольного образования в духовно-нравственном воспитании личности"

Размышление о мере ответственности педагога-дошкольника в становлении личности ребёнка....