Главные вкладки

    Cоветы родителям по развитию речи дошкольников.
    консультация на тему

    Никифорова Мария Иннокентьевна

    Цель:  формирование педагогической культуры родителей по развитию речи дошкольников.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Полезные советы родителям по развитию речи дошкольников

    Игры на обогащение словарного запаса

    Игра «Наоборот»

    Цель – упражнение в подборе антонимов (слов – неприятелей).

    Взрослый говорит, что к нам пришёл в гости ослик. Он очень хороший, но вот в чём вся беда: он очень любит всё делать наоборот. Далее взрослый кидает ребёнку мяч и называет слово, а ребёнок должен сказать антоним этому слову (высокий – низкий) и бросить мяч взрослому.

    Ещё при работе со словами – антонимами можно использовать стихотворение Д.Чиарди «Прощальная игра»:

    - Нам с тобой пришёл черёд

    - Сыграть в игру “Наоборот”.

    - Скажу я слово “высоко”, а ты ответишь … (“низко”).

    - Скажу я слово “далеко”, а ты ответишь … (“близко”).

    - Скажу я слово “потолок”, а ты ответишь (“пол”).

    - Скажу я слово “потерял”, а скажешь ты (“нашёл”)!

    - Скажу тебе я слово “трус”, ответишь ты … (“храбрец”).

    - Теперь “начало” я скажу – ну, отвечай, … (“конец”).

    Игровое упражнение «Закончи фразу»

    Цель - развитие умения подбирать противоположные по смыслу слова (слова-неприятели).

    Взрослый называет словосочетания, делая паузы. Ребёнок должен сказать слово, которое пропустил взрослый, т.е. закончить фразу.

    Сахар сладкий, а лимон ...

    Луна видна ночью, а солнце ...

    Огонь горячий, а лёд ... 

    Река широкая, а ручей ...

    Камень тяжёлый, а пух ... и т.д

    .

    Игра «Какой предмет?»

    Цель – развитие умения подбирать к слову-предмету как можно больше слов – признаков и правильно их согласовывать.

    Содержание игры заключается в следующем: взрослый показывает картинку или предмет либо называет слово и задаёт вопрос: «Какой?» Затем участники игры называют как можно больше признаков, соответствующих данному объекту. Выигрывает тот, кто назовёт больше признаков.

    Игра «Что бывает?»

    Цель – развитие умения соотносить слово-предмет со словом-признаком и правильно их согласовывать.

    Эта игра похожа на предыдущую. Отличие состоит в том, что к слову-признаку подбирается как можно больше слов-предметов.

    - Зелёный – помидор, крокодил, цвет, фрукт, …

    - Красное – платье, яблоко, знамя.

    Игра «Четвертый лишний»

    Взрослый предлагает ребенку определить лишнюю картинку и объяснить свой выбор. Необходимо четыре картинки, три из которых относятся к одному обобщающему понятию (заяц, волк, лиса, кошка; платье, юбка, футболка, сапоги).

    Игры для формирования грамматического строя речи

    Игровое упражнение «Чьё всё это?»

    Цель – упражнение в согласовании слов-предметов и слов-признаков в нужном числе и падеже.

    Ребёнку показывается картинка с изображением животного и задаются вопросы, на которые нужно ответить одним словом. Вопросы такие: Чей хвост? Чьё ухо? Чья голова? Чьи глаза?

    - Корова – коровий, коровье, коровья, коровьи.

    - Заяц – заячий, заячье, заячья, заячьи.

    - Овца – овечий, овечье, овечья, овечьи.

    - Лошадь – лошадиный, лошадиное, лошадиная, лошадиные.

    - Кошка – кошачий, кошачье, кошачья, кошачьи.

    Игра «Измени окончание» 

    Взрослый просит ребёнка продолжить фразу:

    один палец – пять пальцев,

    одно яблоко – пять яблок,

    одна корова – четыре коровы.

    Игра «Без чего не бывает?» 

    Ребёнок отвечает на вопросы взрослого:

    Зебра не бывает без… (полосок), верблюд – без … (горба), лошадь без … (гривы), корова – без … (рогов), кошка – без … (усов).

    Игра «Давай посчитаем» 

    Взрослый предлагает посчитать любые предметы от 1 до 10 (1 цветок, 2 цветка, 3 цветка, 4 цветка, 5 цветков - 10 цветков)

    Игра «Один – много»

    Взрослый называет предмет в ед.ч., а ребенок во мн.ч. (ложка-ложки).

    Игра «Назови ласково»

    Цель – формирование навыка словообразования.

    Взрослый предлагает ребенку назвать предметы ласково (ложка – ложечка, носки – носочки, копейка – копеечка, красный – красненький).

    Образование глаголов с помощью приставок с-, на-, по, про, в-, вы-, под-, от-, у-, пере-, за-, от-, на-, вы-.

    Например: прыгнул – спрыгнул, выпрыгнул, отпрыгнул, подпрыгнул.

    Игры на развитие связной речи

    Игровое упражнение «Распространи предложение»

    Ребёнку предлагается продолжить и закончить начатое предложение, опираясь на наводящие вопросы. Например: «Дети идут … (Куда? Зачем?)». Или более усложнённый вариант: «Дети идут в садик, чтобы … .»

    Игровое упражнение «Закончи сам»

    Взрослый рассказывает начало сказки или рассказа, а ребёнок должен продолжить или придумать концовку.

    Игра «Что, на что похоже и почему?»

    Гуляя по улице, задавайте ребёнку вопросы: «Лист на что похож? Чем? На что похожи снежинка, ветка?». Из таких игр рождается еще одно увлекательное занятие: придумывание и отгадывание загадок.

    Кроме того, можно использовать игры на кухне, т.е. обращайте внимание ребенка на процесс приготовления пищи, её качественный состав, продукты, из которых готовится блюдо (например, как готовим: варим, жарим, печем; вкусовые качества: сладкая, горькая, горячая, холодная; цвет; форму).

    Предлагаемые игры помогут вашему ребёнку сформировать фонематическое восприятие, обогатить словарный запас, повысить звуковую культуру речи.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Рекомендации для родителей по развитию речи дошкольников

    Рекомендации для родителей по развитию речи дошкольников....

    Рекомендации для родителей по развитию речи дошкольников

    В данной статье представлены рекомендации и комплекс упражнений по развитию речи детей....

    Консультация для родителей Полезные советы родителям по развитию речи дошкольников.

    Исправить дефектное звукопроизношение можно только при сформированном фонематическом восприятии. Важно создать благоприятную обстановку, которая позволит ребенку раскрепоститься и будет располагать ег...

    Мастер-класс для родителей по развитию речи дошкольников «Игровая деятельность как средство коммуникации и развития речи дошкольников»

    Цели: ·        развивать произносительную сторону речи·        формировать коммуникативные навыкиЗадачи:Звуковая культура речи·...

    Консультация для родителей "Родителям о развитии речи дошкольников"

      Одним из основных показателей уровня развития ребенка является богатство его речи. И от этого во многом зависит его общее психическое развитие и будущая успешная учеба в школе. Вот поэто...

    Практикум для родителей "Роль родителей в развитии речи дошкольников"

    Семья – ближайшее и постоянное социальное окружение ребенка, и ее влияние на его развитие, на формирование личности велико. К сожалению, современная семья переживает кризис, и поэтому многие дети испы...