Сказка - как средство развития речи детей дошкольного возраста.
консультация (старшая группа) на тему

Цыкина Ольга Викторовна

Сказка и формирование речи детей взаимно связаны. Ведь ознакомление со сказками влияет на всестороннее развитие речи, что необходимо для последующего восприятия более сложных произведений, т.е. для дальнейшего развития речи.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для родителей.

«Сказка – как средство развития речи детей дошкольного возраста».

Воспитатель:

Цыкина О.В.

пгт Серышево

     Формирование речи в дошкольные годы – одна  из основных задач воспитания. В процессе усвоения родного языка ребенок познает окружающий мир, овладевает словарным составом речи, умением пользоваться им при общении с окружающими. Овладение родным языком облегчает обучение ребенка в школе. Существует много приемов и методов работы по развитию речи. Одним из средств развития являются рассказывание детям сказок. Язык сказок отличается большой образованностью, выразительностью, простотой и эмоциональностью. Поэтому приобщение детей к народной сказке в значительной мере способствует обогащению речи. Народная сказка является одновременно источником мудрости, плодом жизненного опыта многих поколений. Она учит детей доброте, смелости, честности. В сказке нашли свое отражение вера народа в торжество справедливости, его любовь к родной стране, отношение к труду, мужеству и доблести, к добру и злу, к правде и лжи. Порицая зло и несправедливость, сказка защищает слабых, вызывая у детей сочувствие, и тем самым содействует формированию нравственных сторон их личности. Поэтому сказку справедливо можно считать одним из важных воспитательных средств. «Я не думаю, чтобы кто – ни будь, был в состоянии состязаться в этом случае с педагогическим гением народа» - утверждал  К.Д. Ушинский. Детям младшего дошкольного возраста много читают, и преимущество при чтении отдается сказкам.

    Но к сожалению, не все еще знают, что ознакомление детей со сказкой требует тщательной подготовки. Прежде, чем познакомить малыша со сказкой родители должны ознакомиться с ее содержанием и определить, что ребенок в услышанном сумеет понять сам, а на что следует обратить его внимание; как сделать, чтобы малыш понял смысл произведения, его мораль, полюбил героев и старался подражать им  в добрых делах, от души посмеялся над их забавными приключениями и выдумками. Можно сделать выборку из текста слов, фраз, диалогов, повторение которых обогатить речь детей образцами языка художественной литературы, будет способствовать тому, образцы достоянием собственной речи детей. Перед чтением (рассказыванием)необходимо избегать неправильных выражений я тебе расскажу (почитаю «сказочку»). Название жанра должно добиваться четко и правильно: сказка (я тебе расскажу сказку).

    Различные литературные жанры требуют разного характера передачи. Сказка детям младшего дошкольного возраста предпочтительнее рассказывать, а не читать по книге: это усиливает эмоциональное воздействие, что в свою очередь способствует лучшему пониманию основного смысла сказки. Когда родители смотрят не в книгу, а на ребенка, они как бы разговаривают с ним и этим воспитывают важное умение слушать и понимать монологическую речь. Во время рассказывания сказки нужно учитывать и то, что для успешного речевого развития первостепенное значение имеет полнота восприятия сказки.

     Необходимо большое внимание уделять выразительности подачи сказки, поскольку только в этом случае она может вызвать у детей яркие образцы, доставить радость, обеспечить глубину восприятия. При рассказывании важно действовать на детей мимикой, жестами, взглядом, интонацией. Это позволяет рассказчику выразить свое отношение к героям сказки и тем событиям, о которых в них рассказывается. Для обогащения словарного запаса и усвоения детьми слов, характеризующих народную речь, можно показать красочные иллюстрации к сказке, подчеркивая при этом национальный колорит предметов, быта, одежды, обстановки, в которой действуют герои. Если сказка по содержанию невелика, можно рассказывать ее два и даже три раза; можно повторить только яркие места. После рассказывания рекомендуется предложить детям вспомнить наиболее интересные моменты и повторить их словам. Чтобы проверить насколько правильно дети поняли содержание сказки, можно задать несколько вопросов по ее содержанию. Например, после прослушивания сказки «Маша и медведь» спросите: «Что говорил медведь, когда он хотел съесть пирожок?»

     Ребенок, подражал рассказчику, низким голосом отвечает: «Сяду на пенек, съем пирожок». Вопрос: «А что Машенька отвечала медведю?» - побуждает вспоминать слова: «Вижу, вижу! Не садись на пенек, не ешь пирожок! Неси бабушки, неси дедушке!» Повторяя эти строчки, дети лучше усваивают содержание сказки и учатся интонационно передавать слова ее героев. И пусть они пока повторяют интонации взрослого. Это закладывает основы для самостоятельного развития интонационной выразительности в старшем возрасте. После слушания сказок «Волк и козлята», «Кот, петух и лиса» можно повторить песенки действующих лиц.

     Народные сказки дают образцы ритмической речи, знакомят с красноречивостью и образностью родного языка. Малыши легко и быстро запоминают такие образы, как петушок золотой гребешок, козлятушки – ребятушки, коза – дереза и т.д. Повторение песенок действующих лиц сказок, имен героев закрепляет эти образные слова в сознании детей, и они начинают использовать их в своей речи, играх. Запоминание сказок оказывает большое влияние на развитие словаря детей. Надо стремиться к тому, чтобы слова, услышанные в сказках, входили в их активный словарь. Для этого следует чаще повторять их в разнообразных сочетаниях, иначе малыш воспримет новые слова просто как сочетание звуков, не постигнув их значения. Иногда встречается такой подход к ознакомлению с художественной литературой: взрослые выразительно рассказали сказку и на этом «ознакомление» заканчивают. Ребенок, возможно, и понял смысл, но рассказывание не разовьёт его мысли; содержание и слова просто забудутся. Конечно, важно соблюдать чувство меры, но дальнейшее повторение слов и выражений, которые малыш запомнил и усвоил, совершенно необходимы. (Например, все малыши быстро запоминают строчки «Да здравствует мыло душистое» из произведения Чуковского «Мойдодыр». А вот «душистое» в разговорной речи почти не употребляется. Причина в том, что дальнейшей работы не было). Если после рассказывания сказки повторять, закреплять новые слова, преподносить  их в разнообразных сочетания, дети будут лучше усваивать лексику и строй родного языка.

     Таким образом, ознакомление со сказками влияет на всестороннее развитие речи: звуковую культуру, грамматический строй, словарь. С помощью сказки уже с младшего возраста закладываются основы развития связной речи. Это необходимо для последующего восприятия более сложных произведений, для дальнейшего развития речи.

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический совет в форме интеллектуальной игры «Русская народная сказка как средство развития речи детей дошкольного возраста».

педагогический совет - традиционная форма методической работы. изменение структуры педагогического совета, отказ от привычной формы требует дополнительной подготовки. Вашему вниманию предлагается ...

Консультация «Использование сказки как средство развития речи детей дошкольного возраста»

В настоящее время существует проблема: недостаточные навыки речевой деятельности детей. Вызывает тревогу тот факт, что поступающие дети в детский сад имеют ограниченный словарный запас, неадекват...

Семинар – практикум в форме интеллектуальной игры «Русская народная сказка как средство развития речи детей дошкольного возраста»

Цель: систематизировать  знания  педагогов о русских народных сказках  для дошкольников. Повторить методы и приёмы работы со сказками. Поддерживать интерес к русскому народному творчест...

Интеллектуальная игра «Русская народная сказка как средство развития речи детей дошкольного возраста».

Правила  игры:1. Правильность ответов.2. Знание русских народных сказок, соответствующих  программе воспитания и обучения в детском саду под ред.М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комар...

«Сказка как средство развития речи детей дошкольного возраста»

Презентация: «Сказкакак средство развития речи детей дошкольного возраста»...

Презентация "Сказка как средство развития речи детей дошкольного возраста"

Дошкольный возраст – уникальный период для приобретения свойств личности и период, когда ребенок быстро и жадно познает окружающий мир, впитывает огромное количество впечатлений. Именно в этот п...

«Сказки, как средство развития речи детей дошкольного возраста»

В современном мире, где ребенку книгу заменяют компьютер, интернет и другие средства технического прогресса, особенно остро стоит вопрос развития речи дошкольников.Слушая взрослых, дети запоминают мно...