Вокально-хоровой кружок "Ладушки"
консультация по теме

Вакуленко Наталья Михайловна

Пойте вместе с нами! Уважаемые родители! На этой страничке моего мини-сайта, вы сможете найти тексты песен, которые мы учим на наших занятиях, а также полезный познавательный материал.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Чтобы научиться петь, надо петь!»

         Ваши дети бояться открыть рот и спеть два слова соло?

А вы сами-то давно пели им что-нибудь без поддержки фортепиано или фонограммы, чтобы дети могли услышать именно ваш голос? Ведь чтобы научить детей петь, вам инструмент не нужен вовсе! Чем реже вы будете использовать инструментальный аккомпонимент или фонограмму, приучая детей подстраиваться к вашему голосу и голосам друг друга, тем быстрее они научаться петь!

Очень простая истина:

У родителей, которые сами любят петь, дети хорошо поют! Голос взрослого звучит как красивейший инструмент, и дети, слушая его, именно так учатся подражать его звучанию. Они очень скоро начинают понимать, что это удовольствие – спеть вместе со взрослыми, подстраиваясь к их голосам.

Детей обмануть нельзя:

Если взрослый терпеть не может петь и боится своего голоса, заглушая его инструментом или фонограммами, то ему не помогут никакие методики научить ребенка петь. Маленького ребенка можно научить только тому, что любишь сам, причем путем не носильного вовлечения. Ситуации которые часто приходиться наблюдать не оставляет детям никакого шанса научиться владеть своим голосом вокально. В последнее время дети много поют под фонограмму (караоке). Безумное увлечение пением под фонограмму обслуживает лишь амбиции взрослых: «оригинально, красиво, музыку включим погромче, не так слышно как поют…». Словом облегчает жизнь взрослых и бесконечно отчуждает детей от музыки: ее даже не играют на инструменте!

А что остается детям?

Привычка перекрикивать громкую музыку форсированным голосом, полное не умение им владеть, неразвитый музыкальный слух и извращенное понимание того, что для пения нужен магнитофон, сам голос недостаточно красив, его никто слушать не будет!

Детский голос, как известно, очень слабый, крепнет медленно и то к годам к 8-9. Дошкольники могут петь только, тихо и недолго, потому что их голос крайне быстро устает и совсем перестает слушаться.

Ваш музыкальный руководитель Вакуленко Наталья Михайловна.



Предварительный просмотр:

Польза пения для детей

   Чем полезно пение для детей? Многие родители еще до рождения малыша думают о том, какое дополнительное образование можно ему дать. Ведь вариантов достаточно много, и угадать, что именно захочет ребенок, крайне сложно.

    Мамы и папы стараются, чтобы их дитя было всесторонне развито. При выборе хобби родители руководствуются пользой для ребенка как в настоящем – с точки зрения укрепления его здоровья и развития способностей, и в будущем – пригодятся ли полученные навыки и знания в его работе, сможет ли он применить их в жизни.

      Вокал может стать подходящим вариантом, ведь все дети любят петь, при этом пение очень полезно. Пение влияет как на здоровье, так и на эмоции детей, и это доказанный наукой факт.

     Общеизвестно, что пение развивает слух и чувство ритма. Также занятия вокалом:

— улучшают память (так как нужно запоминать текст, ритм, мелодию, паузы);

— развивают способности к импровизации (так как пение – это наложение слов на мелодию, и как их наложить, ребенок может выбрать сам);

— стимулируют речевую активность (так как во время пения нужно не только четко проговаривать слова, но и пропевать их);

— нормализуют дыхание, что полезно для профилактики респираторных заболеваний (так как во время пения важно правильно соизмерять дыхание с паузами).

     По мнению психологов, настроение музыки, которую слушает человек, передается ему. Именно поэтому беременным женщинам и детям рекомендуют классическую музыку, так как она успокаивает.

     По мнению врачей, в гортани содержится много важных рецепторов, поэтому ее иногда называют «вторым сердцем человека», а пение развивает гортань, укрепляя весь организм ребенка. Также врачи утверждают, что во время пения вырабатываются эндорфины, которые помогают бороться со стрессом и просто улучшают настроение.

Говоря о пользе пения непосредственно для детей, необходимо отметить:

1. Пение благотворно влияет на иммунитет, благодаря вибрациям, которые связи создают во время пения. Если дети хорошо поют, то диапазон частот, которые они производят во время своего пения, находится в диапазоне от 70 до 3000 колебаний в секунду.

2. Пение лечит органы ребенка так же при помощи вибраций, 80% которых остается в организме.

3. Пение может вылечить астму. Как уже упоминалось ранее, особое ритмическое диафрагмальное дыхание во время пения не только улучшает работу легких, но и благотворно влияет на нервную систему.

4. Пение может вылечить небольшое заикание, так как развивает речевой аппарат и дикцию.

5. Пение не только помогает при стрессе, но и делает детей более дружелюбными, что позволяет им легче налаживать контакты с другими детьми. Этот пункт не относится непосредственно к физическому здоровью, но укрепляет здоровье психическое, что тоже немаловажно.

     Обычно учить детей петь начинают в возрасте от 5 до 7 лет, но в некоторых случаях дети занимаются и с 3, занятия в этом возрасте короткие по времени и проходят в форме игры.

      Для начала нужно понимать, что в пении очень важно дыхание, и прежде чем начинать петь, нужно выполнить с ребенком несколько несложных дыхательных упражнений.

     Так же для пения важна правильная дикция, так как проговаривать все звуки во время занятия вокалом достаточно трудно. Поэтому перед началом пения педагоги по вокалу рекомендуют заняться чтением вслух с выражением, или распевным чтением.

      Когда все этапы пройдены, ваш малыш готов начать петь. Однако ставить голос и подбирать правильный репертуар — задача не из легких, поэтому все же лучше обратиться с этим к профессионалу. А о способах самостоятельного обучения мы обязательно расскажем в следующих статьях.

Ваш музыкальный руководитель Вакуленко Наталья Михайловна.



Предварительный просмотр:

«С чего начинается песня?»

Распевание и вокальные упражнения в детском саду

 «Запоют дети – запоет народ», – писал К. Д. Ушинский. А будут любить пение дети или нет, во многом зависит от взрослых.

Дошкольный возраст – самый благоприятный период для формирования и развития певческого голоса. Занятия пением являются важной составляющей гармоничного развития дошкольника. Воспитание слуха и голоса ребенка оказывает положительное воздействие на формировании речи, а речь, как известно, является материальной основой мышления. Пение помогает решить некоторые проблемы звукопроизношения. Планомерное вокальное воспитание так же оказывает благоприятное влияние на физическое здоровье детей, пение не только доставляет удовольствие поющему, но также упражняет и развивает его дыхательную систему, которая влияет на состояние сердечно-сосудистой, следовательно, невольно занимаясь дыхательной гимнастикой, ребенок укрепляет своё здоровье.

Распевание представляет собой одну из важнейших частей работы по воспитанию певческих навыков. На распевание нельзя смотреть лишь как на разминку голосовых складок перед исполнением репертуара: это путь к овладению техническими основами вокального искусства.

Распевание необходимо, особенно в младшем возрасте, когда закладывается фундамент массового музыкально-певческого образования.

По программе распевание на занятиях занимает минимальное время, поэтому отношение музыкального руководителя к данному разделу должно быть более ответственным. Формальное распевание не приносит никакой пользы и вредно отражается на детском голосе, так как способствует закреплению неправильных навыков пения и напрасно утомляет внимание детей. Для распевания лучше всего брать небольшие вокальные упражнения, а также первоначальные вокальныефразы и предложения простейших песен с плавным голосоведением. Если требуется расширить диапазон голосов детей, то, безусловно, начать распевание следует со звука соль1, чтобы «достать» звук ре2, который является предельным для дошкольников звуком. Звук до1 для дошкольников - «чужой». Он звучит напряженно и невыразительно, поэтому его следует избегать. Диапазон распевок и вокальных упражнений вначале очень ограничен – он равен малой или большой терции. И только постепенно, по мере укрепления и развития голосовых связок и гортани, диапазон несколько расширяется. Об этом говорится в книге И. И. Левидова «Охрана и культура детского голоса». В старшей группе распевание следует проводить в пределах терции, а к концу года доводить диапазон до кварты. В подготовительной к школе группе распевание тоже начинать с терции, а концу года заканчивать квинтой.

Каждое вокальное упражнение имеет свою специфику, поэтому оно ставит перед педагогами и детьми различные цели и задачи.

Например, песня «Как под горкой, под горой» служит для выработки кантиленного звука. Небольшой диапазон, напевность и плавность голосоведения делают эту песню незаменимой для распевания.

Песня «Василек» имеет краткие музыкальные фразы, она так же напевна и проста. Только мелодия предыдущей песни движется поступенно снизу вверх, а в песне «Василек» - сверху вниз.

При распевании нельзя ограничиваться только одним темпом. Кроме медленного, петь в умеренном – скором и быстром темпах. Изменение темпа ведет за собой изменение длительностей и ритма. Быстрый темп помогает добиваться хорошей дикции, четкого произношения, выработки ритмического ансамбля, развивает подвижность нижней челюсти. Другими словами, пение в быстром темпе играет почти такую же роль, как и скороговорки в развитии речи.

Вместе с тем никогда не следует забывать о медленном темпе. Если дети будут петь лишь восьмые и шестнадцатые ноты, они никогда не научатся петь. Именно четвертные, половинные и целые длительности нот закладывают фундамент вокально-певческих навыков. Только медленный темп может научить детей протяжному, напевно-кантиленному исполнению.

Изменение темпа ведет за собой также изменение характера звуковедения. В медленном темпе лучше всего использовать легато, а в быстром – стаккато. Применение разнообразных методических приемов, включая изменение темпа, ритма, тональности, динамики, характера звуковедения, не дает детям быстро утомляться, к тому же в таком случае дети успешнее овладевают вокально-певческими навыками.

Для распевания на одном звуке лучше всего использовать попевку «Андрей-воробей». Из-за шутливого характера текста эту песенку любят дети всех возрастных групп. Для распевания достаточно ограничиться всего лишь первым музыкальным предложением.

Эта песенка помогает детям удерживать высотное положение звука. Упражнениена одном звуке дошкольники нередко поют фальшиво. Как помочь им добиться правильного интонирования?

В понимании детей звук можно «положить» куда-либо. Некоторые физические явления дошкольники осуществляют и придают им предметные значения. Стало быть, дети могут «перекладывать» звук с полки на полку. Особенно это легко продемонстрировать на фланелеграфе. Показывая движением руки, как петь, выше или ниже - помогает воспитанникам точнее интонировать звуки, особенно когда распевка построена на звуках различной высоты с модуляцией в разные тональности.

Говоря о вокальных упражнениях, невольно хочется сравнить их с физическими упражнениями типа разминок. Известно, что волейболисты, упражняясь с одним и тем же мячом, проделывают свыше десяти манипуляций (удары по мячу снизу, сверху, сбоку с различной силой и быстротой). Точно так же происходит и с вокальными упражнениями. Только здесь совсем другие манипуляции.

Многократный повтор упражнения немыслим без варьирования, без постановки новых задач. Дети привыкают к методическим приемам, которые часто используются педагогом на музыкальных занятиях. Вполне понятно, что если они будут распеватьпопевку только в одном темпе, к которому привыкают, то в быстром темпе уже не споют как положено. Но если дети регулярно распеваются в разных темпах, то естественно, дети без труда споют в любом темпе. Однообразный темп распевокпротиворечит основам современного хороведения.

Творческая работа музыкальных руководителей заключается в том, чтобы правильно подобрать вокальные упражнения, нужно постоянно следить за всеми изменениями в детском голосе. Отсюда и исходит выбор диапазона, темпа, характера звуковедения. Здесь всегда можно внести элемент новизны.



Предварительный просмотр:

«ЖУК»

Стихи Ю. Мориц

Музыка Е.Поплянова

1. - Ты откуда,
Милый жук,
Голубые ножки?
Видишь, я тебя держу
На своей ладошке!

- Я по свету кочевал,
Плёлся по дорожке,
А потом заночевал
На кусте картошки.

- Ешь, пожалуйста, цветок,
Пей свою росинку.
Если б ты увидеть мог
Собственную спинку!


2. Ты-блестящий, голубой,
Ты-такой красивый!
Зря качает головой
Селезень ленивый.

Я не дам тебя склевать
Утке-кривоножке.
Будем вместе ночевать
На кусте картошки.

Мы в кино с тобой пойдём,
Каждый-по билету.                                                                                                    Замечательно вдвоём
Кочевать по свету!




Предварительный просмотр:

"Песенка друзей"

муз. В. Герчик сл. Я. Акима

1.Всем советуем дружить,

Ссориться не смейте!

Без друзей нам не прожить

Ни за что на свете!

Припев:

Ни за что, ни за что,

Ни за что на свете!

Ни за что, ни за что,

Ни за что на свете!

2.Не бросай друзей своих,

Будь за них в ответе.

Не давай в обиду их

Никому на свете!

Припев:

Никому, никому,

Никому на свете!

Никому, никому,

Никому на свете!



Предварительный просмотр:

 «Дождик»

Музыка М. Парцхаладзе. Слова Н. Соловьевой

Кап-кап, тук-тук-тук

По стеклу раздался стук.

Это дождик по утру

Разбудил всю детвору.

Кап-кап, дон-дон-дон

Капли начали трезвон.

Если выйдите гулять

Не забудьте зонтик взять.

Кап-кап, кап-кап-кап

У дождя весёлый нрав.

Завтра утром мы опять

Под дождём пойдём гулять.



Предварительный просмотр:

«Серенькая кошечка»

Музыка В. Витлина, слова Н. Найдёновой

Серенькая кошечка села на окошечко,

Хвостиком махала - деток созывала.

Хвостиком махала - деток созывала.

Где ж мои ребятки, серые котятки,

Спать пора ребяткам, сереньким котяткам.

Спать пора ребяткам, сереньким котяткам.

Серенькая кошечка села на окошечко,

Хвостиком махала - деток созывала.

Хвостиком махала - деток созывала.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Лекторий для педагогов "Особенности вокально-хоровой работы с детьми имеющими речевые нарушения"

Затронута работа как в группах воспитанников с нарушениями речи, развивать особенности вокально-хоровой работы....

"Разработка и внедрение в практику вокально-хоровой работы с детьми методов и приемов развития звуковысотного слуха. Знакомство с нотной грамотой."

Пение-важный раздел в музыкальном развитии ребёнка. И многое зависит от меня,как педагога.Я сама умею и люблю петь,меня этому научили мои учителя.А для моих ребят я всегда буду первым учителем пения.П...

Вокально-хоровая работа с детьми старшего дошкольного возраста

Краткое описание педагогического опыта работы + календарный план по вокально-хоровой работе с детьми старшего дошкольного возраста. В работе были использованы методические пособия Л. Абелян, Боре...

План работы вокально-хорового кружка

план работы вокально-хорового кружка...