дополнительное образование "Маленькие логики"
консультация (младшая группа) на тему

Пальчинская Светлана Александровна

В дошкольной дидактике применяются разнообразные развивающие материалы. Наиболее эффективными являются логические блоки Дьенеша. Логические блоки придумал венгерский математик и психолог Золтан Дьенеш. Последнее десятилетие этот материал завоёвывает всё большее признание у педагогов нашей страны. Подобные игры способствуют ускорению процесса развития у дошкольников простейших логических структур мышления и математических представлений. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhok_malenkie_logiki_dlya_sayta.docx233.38 КБ

Предварительный просмотр:

Дополнительное образование

«Маленькие логики»

(Работа с блоками Э. Дьенеша)

Картинки по запросу Логические блоки ДьенешаВ дошкольной дидактике применяются разнообразные развивающие материалы. Наиболее эффективными являются логические блоки Дьенеша. Логические блоки придумал венгерский математик и психолог Золтан Дьенеш. Последнее десятилетие этот материал завоёвывает всё большее признание у педагогов нашей страны. Опыт российских педагогов показал эффективность использования логических блоков как игрового материала в работе с детьми дошкольного и начального школьного возраста. Логические блоки представляют собой эталоны форм — геометрические фигуры (круг, квадрат, равносторонний треугольник, прямоугольник) и являются прекрасным средством ознакомления маленьких детей с формой предметов и геометрическими фигурами, а также игры с блоками доступно, на наглядной основе знакомят детей с цветом, размером и толщиной объектов. Подобные игры способствуют ускорению процесса развития у дошкольников простейших логических структур мышления и математических представлений.

Логические  блоки Дьенеша представляют собой набор из 48 геометрических фигур: а) четырех форм (круги, треугольники, квадраты, прямоугольники); б) трех цветов (красные, синие и желтые); в) двух размеров (большие и маленькие); г) двух видов  толщины (толстые и тонкие). В наборе нет  ни одной одинаковой фигуры. Каждая геометрическая фигура характеризуется  четырьмя свойствами: формой, цветом, размером, Картинки по запросу Логические блоки Дьенешатолщиной.

Наряду с логическими блоками в работе применяются карточки (5×5 см). На карточках условно обозначены свойства блоков (цвет, форма, размер, толщина). Всего 11 карточек. И 11 карточек с отрицанием свойств.

цвет обозначается пятном;

форма — контур фигур (круглый, квадратный, треугольный, прямоугольный,);

величина — силуэт домика (большой, маленький);

толщина — условное изображение человеческой фигуры (толстый и тонкий).

Возрастные особенности детей 2-х – 3-х лет.

На третьем году жизни дети становятся самостоятельнее. Продолжает развиваться предметная деятельность, ситуативно-деловое общение ребенка и взрослого; совершенствуются восприятие, речь, начальные формы произвольного поведения, игры, наглядно-действенное мышление.

Развитие предметной деятельности связано с усвоением культурных способов действия с различными предметами. Развиваются соотносящие и орудийные действия.

Умение выполнять орудийные действия развивает произвольность, преобразуя натуральные формы активности в культурные на основе предлагаемой взрослыми модели, которая выступает в качестве не только объекта для подражания, но и образца, регулирующего собственную активность ребенка.

В ходе совместной со взрослыми предметной деятельности продолжает развиваться понимание речи. Слово отделяется от ситуации и приобретает самостоятельное значение. Дети продолжают осваивать названия окружающих предметов, учатся выполнять простые словесные просьбы взрослых в пределах видимой наглядной ситуации.

Количество понимаемых слов значительно возрастает. Совершенствуется регуляция поведения в результате обращения взрослых к ребенку, который начинает понимать не только инструкцию, но и рассказ взрослых.

Интенсивно развивается активная речь детей. К трем годам они осваивают основные грамматические структуры, пытаются строить простые предложения , в разговоре со взрослым используют практически все части речи. Активный словарь достигает примерно 1000-1500 слов. К концу третьего года жизни речь становится средством общения ребенка со сверстниками. В этом возрасте у детей формируются новые виды деятельности: игра, рисование, конструирование. Картинки по запросу Логические блоки Дьенеша

Игра носит процессуальный характер, главное в ней — действия, которые совершаются с игровыми предметами, приближенными к реальности.

В середине третьего года жизни появляются действия с предметами заместителями. Появление собственно изобразительной деятельности обусловлено тем, что ребенок уже способен сформулировать намерение изобразить какой либо предмет. Типичным является изображение человека в виде «головонога» — окружности и отходящих от нее линий.

На третьем году жизни совершенствуются зрительные и слуховые ориентировки, что позволяет детям безошибочно выполнять ряд заданий: осуществлять выбор из 2-3 предметов по форме, величине и цвету; различать мелодии; петь.

Совершенствуется слуховое восприятие, прежде всего фонематический слух. К трем годам дети воспринимают все звуки родного языка, но произносят их с большими искажениями. Основной формой мышления становится наглядно-действенная. Ее особенность заключается в том, что возникающие в жизни ребенка проблемные ситуации разрешаются путем реального действия с предметами. Для детей этого возраста характерна неосознанность мотивов, импульсивность и зависимость чувств и желаний от ситуации. Дети легко заражаются эмоциональным состоянием сверстников. Однако в этот период начинает складываться и произвольность поведения. Она обусловлена развитием орудийных действий и речи. У детей появляются чувства гордости и стыда, начинают формироваться элементы самосознания, связанные с идентификацией с именем и полом. Ранний возраст завершается кризисом трех лет. Ребенок осознает себя как отдельного человека, отличного от взрослого. У него формируется образ Я. Кризис часто сопровождается рядом отрицательных проявлений: негативизмом, упрямством, нарушением общения со взрослым и др. Кризис может продолжаться от нескольких месяцев до двух лет.

Цель: ознакомление детей с эталонами форм, обучение действиям с эталонами; развитие восприятия, памяти, внимания, воображения  способности к логическим операциям.

Задачи:

  • Познакомить детей с формой, цветом, размером, толщиной объектов;
  • Развивать умение выявлять свойства в объектах, называть их, адекватно обозначать их отсутствие;
  • Обобщать объекты по их свойствам (по одному, двум, трем);
  • Объяснять сходство и различие объектов, обосновывать свои рассуждения;
  • Развивать пространственные представления;
  • Развивать психические функции, связанные с речевой деятельностью.

Методы:

С детьми:

  • Игровой метод.
  • Наглядный метод .
  • Практический – показ способов действия с предметами, эксперимент

С родителями:

- Консультации, мастер-классы, выступления на родительских собраниях, информация на сайте.

Формы организации деятельности:

  • групповая;
  • подгрупповая;
  • индивидуальная.

Ожидаемый результат:

  • положительно относиться к познавательной деятельности;
  • обогатить сенсорный опыт;
  • соотносить предметы по цвету;
  • группировать однородные предметы;
  • группировать фигуры по форме;
  • группировать предметы по двум признакам: цвету и форме

Картинки по запросу Логические блоки Дьенеша