Игры для детей с ДЦП.
статья на тему

Через игру у малыша развиваются память, внимание, мышление, воображение, эмоции, крупная и мелкая моторика. Кроме того, в ходе игры развиваются физические возможности ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igry_dlya_detey_s_dtsp.docx326.55 КБ

Предварительный просмотр:

Игры для детей с ДЦП.

        Через игру у малыша развиваются память, внимание, мышление, воображение, эмоции, крупная и мелкая моторика. Кроме того, в ходе игры развиваются физические возможности ребенка.

Игра – увлекательнейшее освоение окружающего мира. Если задача интересна для малыша и нравится ему, он будет выполнять ее активно и охотно. Если же занятие скучное или успело надоесть, или слишком трудное, то оно воспринимается как тяжелая работа, и для того, чтобы выполнить его, ребенку потребуется самодисциплина, или придется его заставлять, или пообещать какое-то вознаграждение.

        Игра для детей с ДЦП – тоже средство для развития интеллекта, эмоций, коммуникации, крупной и мелкой моторики.  Однако такой ребенок может развиваться медленнее в силу двигательных нарушений, которые зависят от формы и тяжести церебрального паралича, а также снижения зрения и трудностей в обучении.

Особенности развития детей с церебральным параличом:

  • нарушения двигательной активности;
  • проблемы со зрением и слухом;
  • нарушение или отсутствие речи;
  • нарушение восприятия и внимания;
  • проблемы с памятью;
  • расстройства эмоционально-волевой сферы, которые проявляются в виде повышенной эмоциональной возбудимости, раздражительности, двигательной расторможенности или в виде заторможенности, застенчивости, робости.

Игры для детей с ДЦП можно разделить на следующие:

1) игры, направленные на физическое развитие;

2) развитие мелкой моторики рук;

3) игры на развитие внимания;

4) игры на развитие памяти;

5) игры на развитие мышления;

6) игры на развитие эмоций;

7) игры на развитие воображения;

8) игры на развитие сенсорной системы;

9) сюжетно-ролевые игры;

10) коммуникативные игры.

        Прежде чем мы перейдем к играм, хотелось бы оговорить некоторые правила:

1. Спросите своего ребенка, готов ли он в настоящее время с вами играть. Если ребенок не может вам ответить с помощью речи, то можно подготовить для него карточки «Да/Нет», либо коммуникатор с кнопками «Да/Нет». Внимательно наблюдайте за сигналами ребенка, он может ответить на ваш вопрос  телом (например, улыбнуться или махнуть рукой).

1.jpg

2. Дайте на выбор ребенку две или несколько игр (игрушек). Можно сделать также карточки с изображением игрушек или игр. Детям с ТМНР (тяжелые множественные нарушения в развитии) предлагайте не больше двух вариантов. Как только он выберет одну игрушку, вторую сразу уберите. Устраните все отвлекающие моменты – телевизор, домашних животных.

2.jpg

3. Учитывайте предпочтения ребенка, играйте в те игры и игрушки, которые он выбрал.

4. Следите за тем, чтобы у ребенка было устойчивое положение тела и надежная опора, чтобы он мог, насколько это возможно, зафиксировать положение рук и кистей.

3.jpg

Получить консультацию по поводу удобной позы для вашего ребенка вы можете у специалиста по физической культуре.  

5.  Подбирайте игрушки, которые соответствуют уровню интеллектуального и физического развития ребенка. Размер игрушки должен позволять малышу удерживать ее.

Например, ребенку с гиперкинетической формой церебрального паралича, у которого постоянно возникают непроизвольные движения и периодические спазмы мышц, нужен тяжелый мяч – движения такого ребенка неорганизованные и неуклюжие, и обычный мячик будет постоянно «убегать» от него.

При спастической форме церебрального паралича ситуация совсем иная – малыш удерживает предметы, очень крепко сжимая их в руке, поэтому поднимать и бросать тяжелый мяч ему будет крайне трудно, а значит для него лучше подойдет небольшой твердый мячик. 

4.jpg

Как ребенок с двигательными нарушениями может узнать о свойствах шарообразных предметов и кубиков:

  •   ребенку дали шарики, чтобы он их рассматривал, ощупывал и т. д.;
  •  добавили шарики с разными свойствами – мягкий, из твердого дерева,    резиновый и т. д.;
  • ребенок извлекает звук – бросает шарики в какую-то емкость;
  •  к шарикам добавлен кубик, что позволяет малышу осознать различие форм на ощупь и по другим свойствам – кубик не может катиться;
  •  шарики убрали, добавили больше кубиков – ребенок строит башни, мостики и т. д.;
  •  играя с шариками и кубиками, ребенок ищет способы использовать их одновременно: делает горку из кубиков и пускает с нее шарики, бросает шарики с башни из кубиков и т. д.

6. Позволяйте ребенку самому исследовать, самому выбрать темп и инициировать игру, вмешивайтесь и помогайте только при необходимости.

7.  Давайте простые указания, используйте короткие предложения.

8.  Следите за тем, чтобы ребенок не переутомился во время игры.

9. Дети очень чутко относятся к настроению и поведению других, что отображается в повышенной впечатлительности: нейтральные для других детей происшествия могут вызвать у них бурную реакцию.

      Играя с ребенком, помните, что главное – его интерес и любознательность, его стремление разрешить задачи, которые игрушки ставят перед ним, а отнюдь не успешность выполнения задачи.

 

При подготовке статьи использовалась книга Нэнси Р. Финни «Ребенок с церебральным параличом: помощь, уход, развитие». М., Теревинф, 2009.

Материал взят с Интернет- ресурса http://www.mmom.ru/sotsialnoe-sluzhenie/sotsialnye-organizatsii/tsentr-reabilitatsii-detey-s-dtsp.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обучение детей второго года жизни сюжетной игре и детей третьего года жизни сюжетно-ролевой игре. (рекомендации родителям)

Среди всех игр и забав малышей особое место занимают игры с игрушками, в которых ребенок пытается воспроизводить действия взрослых, которые он наблюдает в своей повседневной жизни. с самого раннего во...

Программа «Начнем играть!» - подготовка детей с нарушением интеллекта к обучению сюжетно-ролевой игре» (возраст детей: 3-4 года, срок реализации: 1 год)

Актуальность: Нарушение психического развития умственно отсталых детей обусловливает в том числе и своеобразие их игровой деятельности- ведущей деятельности в дошкольном возрасте. Прежде всего, отмеча...

П Р О Е К Т Народная кукла в играх современных детей. Образ народной куклы в художественной литературе и играх современных детей.

Эффективным средством амплификации личностного развития ребенка являются игрушки, которые делают игры детей интересными, познавательными, развивающими. Кукла помогает ребенку преодолевать собстве...

Буклеты: "Игры для детей старшего дошкольного возраста, направленные на снятие агрессии", "Игры для детей старшего дошкольного возраста на снятие мышечного напряжения"

Буклеты для родителей и воспитателей, направленные на снятие агрессии и мышечного напряжения у детей старшего дошкольного возраста....

Особенности проявления детской субкультуры в игре-фантазировании детей старшего дошкольного возраста. Проект по развитию субкультуры в игре-фантазировании детей старшего дошкольного возраста посредством изменения предметно-пространственной среды.

Субкультура является одной из важных вещей в жизни и становлении ребенка в дошкольном возрасте. Субкультура это все что окружает ребенка, все, во что ребенок играет, смотрит, видит вокруг. Детская суб...

Игры на формирование чувства собственной безопасности . Игры на формирование правовой культуры. Игры, знакомящие детей со службами экстренной помощи. Игры, способствующие адаптации человека в социальном мире

Игры  на формирование  чувства собственной  безопасностиИгры  на формирование правовой культурыИгры, знакомящие детей со службами экстренной помощиИгры, способствующие адаптации че...

Инициативные игры для детей. Инициативные игры для взрослых (дидактические игры). Традиционно-народные игры. Русские народные игры.

Самостоятельная работа "Картотека игр".  Игры первого класса.Инициативные игры для детей. Игры второго класса.Инициативные игры для взрослых (дидактические игры). Игры тр...