статья "Игра, как средство всестороннего развития ребёнка"
статья (подготовительная группа) по теме

Кузнецова Ольга Михайловна

игра - средство развития ребёнка

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                                 Кузнецова О.М., воспитатель

                                            ГБДОУ детский сад № 97 Калининского района

                                                                                           Санкт-Петербурга

        Всероссийский практико – ориентированный СЕМИНАР

«Игра как средство реализации основной дидактической технологии ФГОС ДО»

                                          ТЕМА ВЫСТУПЛЕНИЯ:

                    Развивающие игры по математике в детском саду

Математика для детей дошкольного возраста  - сложная наука.

И т.к игра для дошкольников является основным видом деятельности ребят надо заинтересовать играми направленными на ФЭМП.

Максимального эффекта при формировании ЭМП можно добиться, используя занимательные упражнения, развивающие и дидактические игры.

Роль несложного занимательного математического материала определяется с учётом возрастных особенностей детей и задач всестороннего развития и воспитания: активизировать умственную деятельность, заинтересовать математическим материалом, увлекать и развлекать детей, развивать ум, расширять, углублять математические представления, закреплять полученные знания и умения, упражнять в применениив других видах деятельности, новой обстановке.  

Мы решили использовать игры с кругами Луллия.

Круги Луллия позволяют создавать непринуждённую и увлекательную атмосферу процесса обучения, сделать занятия математикой увлекательными и эффективными.

Простота конструкции позволила нам изготовить их своими руками и использовать, как в организованной, так и самостоятельной образовательной деятельности детей.

С помощью кругов и колец Луллия решаются задачи по ФЭМП у дошкольников: на наглядной основе составлять и решать простые арифметические задачи на сложение и вычитание; учить называть последующие и предыдущее число к названному или обозначенному цифрой, определять пропущенное число; закреплять состав числа; учить распознавать геометрические фигуры в разных пространственных положениях; у детей развивается геометрическая зоркость: умение анализировать и сравнивать предметы по форме, находить предметы одинаковой и разной формы.

Игра «Задачи»

Цель: закреплять умение составлять и решать арифметические задачи.

Ход игры: на нижнее кольцо разложить предметные картинки. На среднее – цифры 1-2 со знаком на + или -, на верхнее – цифры от 1 до 9. Круги раскрутить и с помощью стрелки определить, какую задачу будут составлять. Например, стрелка показала: мячи, +1, 6. Дети составляют задачу на сложение о мячах. «У девочки было 6 мячей ей купили ещё 1. Сколько мячей стало у девочки ?».

Игра « Фигуры»

Цель: развивать у детей геометрическую зоркость, закрепить умение определить из каких фигур состоит предмет.

Ход игры: на нижний круг разложить изображения состоящие из геометрических фигур, на среднее и верхнее – отдельные геометрические фигуры. С помощью стрелки выбрать изображение, затем совместить с ним геометрические фигуры на среднем и верхнем кольце, из которых оно состоит.

Игра «Подбери цифру»

Цель: закреплять умение соотносить цифру и количество предметов.

Ход игры: на среднее кольцо разложить цифры, на нижнее – картинки с предметами. С помощью стрелки выбрать цифру. Предлагается подобрать картинку на нижнем круге, количество предметов на которой соответствует цифре.

Игра «Продолжи цепочку»

Цель: развивать логическое мышление.

Ход игры: на нижнее кольцо разложить карточки с цепочкой из геометрических фигур, на среднее и верхнее – отдельные геометрические фигуры. С помощью стрелки выбрать карточку и продолжить цепочку, поворачивая средний и верхний круг.

Игра «Из чего состоит число»

Цель: закрепить состав числа из двух меньших чисел. Ход игры: на все три круга разложить цифры. Стрелкой выбрать число на верхнем круге и помощью цифр на среднем и нижнем круге найти состав числа.

Игра «Кто соседи»

Цель: учить называть  последующее и предыдущее число.

Вариантов игр, которые можно организовать с детьми, используя данное пособие, множество. Всё зависит от поставленных задач и пройденного материала.

Игра – один из важнейших приёмов работы с детьми дошкольного возраста. Игровой метод обучения способствует созданию заинтересованной, непринужденной обстановки, установлению психологически адекватной возрасту ситуации общения. В игровой деятельности раскрывается индивидуальность ребёнка, формируются чувства коллективизма и взаимопонимания, развиваются творческие способности детей.

Кольца Луллия – одно из средств развития интеллектуально – творческих способностей детей. Они позволяют формировать у детей подвижность мышления, вариативность ответов в рамках заданной темы, вносят элемент игры в занятие, помогают поддерживать интерес к изучаемому материалу.

Математика не всем даётся легко, поэтому именно в этом предмете стоит уделить внимание интерактивным занятиям. И нужно постараться, чтобы они проходили в интересной для дошкольника форме.

Круги Луллия позволяют организовать обучение в занимательной форме, и дети получают от них большое удовольствие.

   

Кузнецова О.М., воспитатель

                          ГБДОУ детский сад № 97 Калининского района

                                                                        Санкт – Петербурга

                         Всероссийский СЕМИНАР

                      «Проектная деятельность в ДОУ»

                        ТЕМА ВЫСТУПЛЕНИЯ

Исследовательский проект в детском саду: особенности организации и продуктов проектной деятельности (из опыта работы)

Проектная деятельность – это дидактическое средство активации познавательного и творческого развития ребёнка и одновременно формирование определённых личностных качеств.

Метод проектов – накопление детьми самостоятельного опыта, который становится для ребёнка движущей силой, от которой зависит направление дальнейшего интеллектуального и социального развития личности.

По мнению психологов познавательно-исследовательская деятельность является ведущей с первого года жизни ребёнка.

Она реализует не только задачи развития детей, но и их интересы. Благодаря познавательно – исследовательской деятельности реализуется творческий потенциал ребёнка, его потребность в новых знаниях, формируются предпосылки учебных качеств, развиваются такие личностные качества, как: самостоятельность, инициативность, креативность, целеустремлённость. Большое значение имеет то, что ребёнок получает новые знания не в готовом виде, как догму, а имеет возможность самостоятельно пройти весь путь к ним. Информация полученная таким путём более осознанна, лучше запоминается и эффективнее применяется в жизни.

 

Этапы реализации методов проектов – определение цели, разработка проекта, выполнение проекта, подведение итогов.

Алгоритм разработки и осуществления проекта

1 этап

- Поставить цель, исходя из интересов и потребностей детей

- Вовлечь детей в решение проблемы

- На данном этапе используется метод «модель трёх вопросов», метод проблемного обучения

2 этап

- Наметить план

- Обсудить план с детьми и родителями

- Вместе с детьми нарисовать план – схему проведения проекта

3 этап

- Сбор информации и материалов

- Проведение исследовательской практической работы

Проект «Что нам осень подарила»

Цель: развитие познавательных и творческих способностей детей в процессе разрешения специально смоделированной проблемной ситуации.

Задачи:

  1. Развивать способности к поисковой деятельности
  2. Продолжать учить детей использовать ранее полученные знания и умения при решении познавательных и практических задач
  3. Развивать художественный вкус

Этапы работы над проектом

- Наблюдения за изменениями в природе

- Экскурсия

- Обсуждение и выбор темы проекта

- Поисковая работа по теме

- Совместная работа с родителями по изготовлению поделок из природного материала

- Выставка рисунков «Золотая осень»

- Праздник урожая

Пути достижения цели

- Загадки об осени

- Рассматривание иллюстраций

- Беседа о взаимосвязи природных явлений с растительным миром

- Д\ игры «Чтоэто?», «Чудесный мешочек», «С какой ветки детка»

Работа с родителями

- Прогулки в лес всей семьёй

- Чтение литературы об осенних изменениях в природе

- Изготовление поделок из природного материала

- Приготовление кулинарных блюд из овощей, фруктов, ягод, грибов.

Познавательно – исследовательская деятельность занимает не менее важное место в организации деятельности дошкольников, чем игра. Это деятельность прогрессирует в наш век модернизации.

Дошкольный возраст является фундаментом общего развития ребёнка и стартовым периодом для формирования нравственных основ личности. Поэтому грамотно спланированная и организованная проектная деятельность в ДОУ имеет большое значение для развития познавательных интересов дошкольников. Технология проектирования помогает развивать творческие способности дошкольников, делает их активными участниками учебного и воспитательного процессов.

Литература: Байрамова Э.Э. Социализация дошкольников посредством проектной деятельности //Исследовательская работа школьников. -2009.- № 3; Веракса Н.Е Организация проектной деятельности в д\с//Современное дошкольное образование: теория и практика.- 2008.- №3. Веракса Н.Е. Проектная деятельность дошкольников: пособие для педагогов дошкольных учреждений: для работы с детьми 5-7 лет.- М.: Мозаика-Синтез, 2008.

 

Литературные игры для детей подготовительной группы

             Воспитатель ГБДОУ д\с 97 Кузнецова О.М.

                                       Цели:

     1.Приобщение дошкольников к словесному искусству

2. Развитие связной речи – диалогической и монологической форм.

3. Расширение кругозора детей.

4. Развитие игровой деятельности детей.

     5.Развитие фантазии ребёнка, стимулирование  анализа текста    литературных  произведений в соответствии с предлагаемыми заданиями, воспитывающие любовь к чтению.

Произведения Л.Н.Толстого

«Знаем ли мы рассказы Толстого?»

Материалы: ЭОР или карточки с изображениями разнообразных предметов, цветов, цифры, буквы, времена года, природные явления.

Ход игры: на поставленный вопрос дети выбирают слайд или карточку и проговаривают ответ.

  • Какой цвет присутствует в рассказе «Косточка?» (красный)
  • На какое животное стал похож Ваня? (рак)
  • Сколько слив не хватало? (1)

«Волшебные слоги»

  • Котё_____«нок»
  • Косточ________ «ка»
  • Орё___ «л»

«Выбери правильный ответ»

  • Что взял мальчик Филипп, когда собрался идти в школу?(шарф, шапка, варежки)  
  • Что сделала бабушка?(пошла доить корову, пошла за водой, легла спать)
  • Сколько было собак?(много, одна, две)

«Назови и перескажи рассказ»

  • Набор картинок или слайдов (плавник акулы, хобот слона, лапа льва, хвост собаки и разные другие)

Дети выбирают нужные (по их мнению)  называют и пересказывают  рассказ.

      Произведения А.С.Пушкина

        «Сказки, сказки, сказки»: назвать, показать, прочитать отрывок

  • Из трех девиц одна стала царицей,другая-ткачихой.А кем стала их сестра?
  • Кто помог Елисею найти невесту?
  • Каким волшебным предметом обладала злая царица?
  • Молва о каких чудесах привела царя Салтана в царство его сына Гвидона?
  • Что хотела получить старуха с помощью золотой рыбки?

Слайды или картинки: ткачиха, повар, и др. профессии; ветер, месяц, солнце и др. природные явления; зеркало, яблочко, веретено, ручная мельница и др; белка, царевна, лебедь, богатыри, и др; корыто, дом, дворец и др.

                       «Поэтический ребус»

Что за стихотворение и кто его написал?

Дети узнают по разложенным картинкам стихотворение и декламируют его: царь, глаз, шахматный столик, шахматная доска, игрушечные солдатики, хмурое лицо, фигурки всадников, подбоченившийся человек, лошади, перчатки, шлем, палаш

              Царь увидел пред собою

              Столик с шахматной доскою…

 

                                                         



Предварительный просмотр:

                                                                 Кузнецова О.М., воспитатель

                                            ГБДОУ детский сад № 97 Калининского района

                                                                                           Санкт-Петербурга

        Всероссийский практико – ориентированный СЕМИНАР

«Игра как средство реализации основной дидактической технологии ФГОС ДО»

                                          ТЕМА ВЫСТУПЛЕНИЯ:

                    Развивающие игры по математике в детском саду

Математика для детей дошкольного возраста  - сложная наука.

И т.к игра для дошкольников является основным видом деятельности ребят надо заинтересовать играми направленными на ФЭМП.

Максимального эффекта при формировании ЭМП можно добиться, используя занимательные упражнения, развивающие и дидактические игры.

Роль несложного занимательного математического материала определяется с учётом возрастных особенностей детей и задач всестороннего развития и воспитания: активизировать умственную деятельность, заинтересовать математическим материалом, увлекать и развлекать детей, развивать ум, расширять, углублять математические представления, закреплять полученные знания и умения, упражнять в применениив других видах деятельности, новой обстановке.  

Мы решили использовать игры с кругами Луллия.

Круги Луллия позволяют создавать непринуждённую и увлекательную атмосферу процесса обучения, сделать занятия математикой увлекательными и эффективными.

Простота конструкции позволила нам изготовить их своими руками и использовать, как в организованной, так и самостоятельной образовательной деятельности детей.

С помощью кругов и колец Луллия решаются задачи по ФЭМП у дошкольников: на наглядной основе составлять и решать простые арифметические задачи на сложение и вычитание; учить называть последующие и предыдущее число к названному или обозначенному цифрой, определять пропущенное число; закреплять состав числа; учить распознавать геометрические фигуры в разных пространственных положениях; у детей развивается геометрическая зоркость: умение анализировать и сравнивать предметы по форме, находить предметы одинаковой и разной формы.

Игра «Задачи»

Цель: закреплять умение составлять и решать арифметические задачи.

Ход игры: на нижнее кольцо разложить предметные картинки. На среднее – цифры 1-2 со знаком на + или -, на верхнее – цифры от 1 до 9. Круги раскрутить и с помощью стрелки определить, какую задачу будут составлять. Например, стрелка показала: мячи, +1, 6. Дети составляют задачу на сложение о мячах. «У девочки было 6 мячей ей купили ещё 1. Сколько мячей стало у девочки ?».

Игра « Фигуры»

Цель: развивать у детей геометрическую зоркость, закрепить умение определить из каких фигур состоит предмет.

Ход игры: на нижний круг разложить изображения состоящие из геометрических фигур, на среднее и верхнее – отдельные геометрические фигуры. С помощью стрелки выбрать изображение, затем совместить с ним геометрические фигуры на среднем и верхнем кольце, из которых оно состоит.

Игра «Подбери цифру»

Цель: закреплять умение соотносить цифру и количество предметов.

Ход игры: на среднее кольцо разложить цифры, на нижнее – картинки с предметами. С помощью стрелки выбрать цифру. Предлагается подобрать картинку на нижнем круге, количество предметов на которой соответствует цифре.

Игра «Продолжи цепочку»

Цель: развивать логическое мышление.

Ход игры: на нижнее кольцо разложить карточки с цепочкой из геометрических фигур, на среднее и верхнее – отдельные геометрические фигуры. С помощью стрелки выбрать карточку и продолжить цепочку, поворачивая средний и верхний круг.

Игра «Из чего состоит число»

Цель: закрепить состав числа из двух меньших чисел. Ход игры: на все три круга разложить цифры. Стрелкой выбрать число на верхнем круге и помощью цифр на среднем и нижнем круге найти состав числа.

Игра «Кто соседи»

Цель: учить называть  последующее и предыдущее число.

Вариантов игр, которые можно организовать с детьми, используя данное пособие, множество. Всё зависит от поставленных задач и пройденного материала.

Игра – один из важнейших приёмов работы с детьми дошкольного возраста. Игровой метод обучения способствует созданию заинтересованной, непринужденной обстановки, установлению психологически адекватной возрасту ситуации общения. В игровой деятельности раскрывается индивидуальность ребёнка, формируются чувства коллективизма и взаимопонимания, развиваются творческие способности детей.

Кольца Луллия – одно из средств развития интеллектуально – творческих способностей детей. Они позволяют формировать у детей подвижность мышления, вариативность ответов в рамках заданной темы, вносят элемент игры в занятие, помогают поддерживать интерес к изучаемому материалу.

Математика не всем даётся легко, поэтому именно в этом предмете стоит уделить внимание интерактивным занятиям. И нужно постараться, чтобы они проходили в интересной для дошкольника форме.

Круги Луллия позволяют организовать обучение в занимательной форме, и дети получают от них большое удовольствие.

   

Кузнецова О.М., воспитатель

                          ГБДОУ детский сад № 97 Калининского района

                                                                        Санкт – Петербурга

                         Всероссийский СЕМИНАР

                      «Проектная деятельность в ДОУ»

                        ТЕМА ВЫСТУПЛЕНИЯ

Исследовательский проект в детском саду: особенности организации и продуктов проектной деятельности (из опыта работы)

Проектная деятельность – это дидактическое средство активации познавательного и творческого развития ребёнка и одновременно формирование определённых личностных качеств.

Метод проектов – накопление детьми самостоятельного опыта, который становится для ребёнка движущей силой, от которой зависит направление дальнейшего интеллектуального и социального развития личности.

По мнению психологов познавательно-исследовательская деятельность является ведущей с первого года жизни ребёнка.

Она реализует не только задачи развития детей, но и их интересы. Благодаря познавательно – исследовательской деятельности реализуется творческий потенциал ребёнка, его потребность в новых знаниях, формируются предпосылки учебных качеств, развиваются такие личностные качества, как: самостоятельность, инициативность, креативность, целеустремлённость. Большое значение имеет то, что ребёнок получает новые знания не в готовом виде, как догму, а имеет возможность самостоятельно пройти весь путь к ним. Информация полученная таким путём более осознанна, лучше запоминается и эффективнее применяется в жизни.

 

Этапы реализации методов проектов – определение цели, разработка проекта, выполнение проекта, подведение итогов.

Алгоритм разработки и осуществления проекта

1 этап

- Поставить цель, исходя из интересов и потребностей детей

- Вовлечь детей в решение проблемы

- На данном этапе используется метод «модель трёх вопросов», метод проблемного обучения

2 этап

- Наметить план

- Обсудить план с детьми и родителями

- Вместе с детьми нарисовать план – схему проведения проекта

3 этап

- Сбор информации и материалов

- Проведение исследовательской практической работы

Проект «Что нам осень подарила»

Цель: развитие познавательных и творческих способностей детей в процессе разрешения специально смоделированной проблемной ситуации.

Задачи:

  1. Развивать способности к поисковой деятельности
  2. Продолжать учить детей использовать ранее полученные знания и умения при решении познавательных и практических задач
  3. Развивать художественный вкус

Этапы работы над проектом

- Наблюдения за изменениями в природе

- Экскурсия

- Обсуждение и выбор темы проекта

- Поисковая работа по теме

- Совместная работа с родителями по изготовлению поделок из природного материала

- Выставка рисунков «Золотая осень»

- Праздник урожая

Пути достижения цели

- Загадки об осени

- Рассматривание иллюстраций

- Беседа о взаимосвязи природных явлений с растительным миром

- Д\ игры «Чтоэто?», «Чудесный мешочек», «С какой ветки детка»

Работа с родителями

- Прогулки в лес всей семьёй

- Чтение литературы об осенних изменениях в природе

- Изготовление поделок из природного материала

- Приготовление кулинарных блюд из овощей, фруктов, ягод, грибов.

Познавательно – исследовательская деятельность занимает не менее важное место в организации деятельности дошкольников, чем игра. Это деятельность прогрессирует в наш век модернизации.

Дошкольный возраст является фундаментом общего развития ребёнка и стартовым периодом для формирования нравственных основ личности. Поэтому грамотно спланированная и организованная проектная деятельность в ДОУ имеет большое значение для развития познавательных интересов дошкольников. Технология проектирования помогает развивать творческие способности дошкольников, делает их активными участниками учебного и воспитательного процессов.

Литература: Байрамова Э.Э. Социализация дошкольников посредством проектной деятельности //Исследовательская работа школьников. -2009.- № 3; Веракса Н.Е Организация проектной деятельности в д\с//Современное дошкольное образование: теория и практика.- 2008.- №3. Веракса Н.Е. Проектная деятельность дошкольников: пособие для педагогов дошкольных учреждений: для работы с детьми 5-7 лет.- М.: Мозаика-Синтез, 2008.

 

Литературные игры для детей подготовительной группы

             Воспитатель ГБДОУ д\с 97 Кузнецова О.М.

                                       Цели:

     1.Приобщение дошкольников к словесному искусству

2. Развитие связной речи – диалогической и монологической форм.

3. Расширение кругозора детей.

4. Развитие игровой деятельности детей.

     5.Развитие фантазии ребёнка, стимулирование  анализа текста    литературных  произведений в соответствии с предлагаемыми заданиями, воспитывающие любовь к чтению.

Произведения Л.Н.Толстого

«Знаем ли мы рассказы Толстого?»

Материалы: ЭОР или карточки с изображениями разнообразных предметов, цветов, цифры, буквы, времена года, природные явления.

Ход игры: на поставленный вопрос дети выбирают слайд или карточку и проговаривают ответ.

  • Какой цвет присутствует в рассказе «Косточка?» (красный)
  • На какое животное стал похож Ваня? (рак)
  • Сколько слив не хватало? (1)

«Волшебные слоги»

  • Котё_____«нок»
  • Косточ________ «ка»
  • Орё___ «л»

«Выбери правильный ответ»

  • Что взял мальчик Филипп, когда собрался идти в школу?(шарф, шапка, варежки)  
  • Что сделала бабушка?(пошла доить корову, пошла за водой, легла спать)
  • Сколько было собак?(много, одна, две)

«Назови и перескажи рассказ»

  • Набор картинок или слайдов (плавник акулы, хобот слона, лапа льва, хвост собаки и разные другие)

Дети выбирают нужные (по их мнению)  называют и пересказывают  рассказ.

      Произведения А.С.Пушкина

        «Сказки, сказки, сказки»: назвать, показать, прочитать отрывок

  • Из трех девиц одна стала царицей,другая-ткачихой.А кем стала их сестра?
  • Кто помог Елисею найти невесту?
  • Каким волшебным предметом обладала злая царица?
  • Молва о каких чудесах привела царя Салтана в царство его сына Гвидона?
  • Что хотела получить старуха с помощью золотой рыбки?

Слайды или картинки: ткачиха, повар, и др. профессии; ветер, месяц, солнце и др. природные явления; зеркало, яблочко, веретено, ручная мельница и др; белка, царевна, лебедь, богатыри, и др; корыто, дом, дворец и др.

                       «Поэтический ребус»

Что за стихотворение и кто его написал?

Дети узнают по разложенным картинкам стихотворение и декламируют его: царь, глаз, шахматный столик, шахматная доска, игрушечные солдатики, хмурое лицо, фигурки всадников, подбоченившийся человек, лошади, перчатки, шлем, палаш

              Царь увидел пред собою

              Столик с шахматной доскою…

 

                                                         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сюжетно-ролевая игра, как средство всестороннего развития ребёнка

С/ролевые игры:структура, содержание и видыРуководство с/р игройВажность использования предметов- заместителей...

Игра - средство всестороннего развития ребёнка.

В игре все стороны личности ребёнка формируются в единстве и взаимодействии. Наблюдая за играющим ребёнком , можно узнать его интересы, представления об окружающей жизни, выявить особенности характера...

Сюжетно-ролевая игра, как средство всестороннего развития ребёнка.

Материал теоретический по использованию сюжено-ролевой игры для всестороннего развития дошкольника...

Русская народная игра, как педагогическое средство всестороннего развития ребёнка

в статье описаны цели изадачи использования элементов русской народной игры, как педагогического средства всестороннего развития ребёнка...

Игра как средство всестороннего развития ребёнка дошкольного возраста. Система работы.

 В развитии ребенка и коллектива детей огромная роль принадлежит основному виду детской деятельности в дошкольный период - игре. В материале рассматриваются виды игр и игровой деятельности...

Сюжетно-ролевая игра, как средство всестороннего развития ребёнка.

Сюжетно-ролевые творческие игры - это игры, которые придумывают сами дети. ...