Памятка для родителей "Поговорим о буквах и звуках"
методическая разработка (старшая, подготовительная группа) на тему

Корнева Лидия Николаевна

Уважаемые родители, обучая ребенка чтению и развивая фонематический слух, следует помнить о том, что:

  • Наша речь состоит из предложений.
  • Предложения состоят из слов.
  • Слова состоят из звуков.
  • Звук - это то, что мы слышим и          произносим.
  • Буква - это то, что мы видим и пишем.
  • Звук на письме обозначается буквой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zvuki_i_bukvy.docx685.23 КБ

Предварительный просмотр:

Уважаемые родители, обучая ребенка чтению и развивая фонематический слух, следует помнить о том, что:

  • Наша речь состоит из предложений.
  • Предложения состоят из слов.
  • Слова состоят из звуков.
  • Звук - это то, что мы слышим и          произносим.
  • Буква - это то, что мы видим и пишем.
  • Звук на письме обозначается буквой.

В русском языке существует 33 буквы:

10 гласных букв – А, О, У, Э, Ы, И, Я, Е, Ё, Ю;

21 согласная буква – Б, В, Г, Д, Ж, З, Й, К, Л, М, Н, О, П, Р, С, Т, Ф, Х, Ц, Ч, Ш, Щ и еще 2 особенные буквы – Ь, Ъ.

А теперь рассмотрим звуки.

Гласные звуки.

В русском языке 6 гласных звуков: [А] [У] [О] [И] [Э] [Ы], соответствующих гласным буквам.

На схемах гласные звуки обозначаются красным цветом -

Четыре гласные буквы – Я, Ю, Е, Ё, - йотированные, то есть обозначают два звука: я» - [йа], «ю» - [йу], «е» - [йэ], «ё» - [йо]) в следующих случаях: в начале слова (яма, юла); после гласного звука (маяк, заюшка); после мягкого и твердого знаков (семья, подъем). В остальных случаях, после согласных, йотированные гласные буквы обозначают на письме мягкость впереди стоящего согласного звука и гласный звук: «я» - [а], «ю» - [у], «е» - [э], «ё» - [о] (береза, мяч).

Согласные звуки.

Согласные звуки бывают: звонкие или глухие, парные или непарные, твердые или мягкие.

Глухость и звонкость согласных звуков определяются по работе голосовых связок и проверяются рукой, положенной на горло.

Если голосовые связки не работают, то есть горлышко не дрожит, то это глухой согласный звук.

Если голосовые связки работают, то есть горлышко дрожит, то это звонкий согласный звук.

Глухие согласные

К

П

С

Т

Ф

Х

Ц

Ч

Ш

Щ

Звонкие согласные

Б

В

Г

Д

Ж

З

Й

Л

М

Н

Р

Согласные звуки образуют пары.

Б

В

Г

Д

Ж

З

П

Ф

К

Т

Ш

С

Не имеют пары согласные:

М, Н, Л, Р, Х, Ч, Щ, Й, Ц.

Твердость и мягкость согласных звуков определяются на слух.

Согласные звуки [б] [в] [г] [д] [з] [к] [л] [м] [н] [п] [р] [с] [т] [ф] [х] могут быть твердыми (если после них стоят гласные буквы «а», «у», «о» «э», «ы») и мягкими (если после них стоят гласные буквы «и», «е», «ё», «ю», «я»).

Твердые согласные

Б

В

Г

Д

З

К

Л

М

Н

П

Р

С

Т

Ф

Х

Мягкие согласные

Б

В

Г

Д

З

К

Л

М

Н

П

Р

С

Т

Ф

Х

Всегда твердые согласные:

[ж] [ш] [ц].

Всегда мягкие согласные:

[й] [ч] [щ].

Твердые согласные звуки на схемах обозначаются синим цветом -

Мягкие согласные звуки на схемах обозначаются зеленым цветом -

и значком   . Например: Б, В.

Несколько примеров разбора слов:

  1. ЁЛКА – [йолка]

4 буквы, 5 звуков.

Звук «Ё» - гласный, йотированный, состоит из звука «Й» - согласного, мягкого, звонкого, непарного и звука «О» - гласного, ударного.

Звук «Л» - согласный, твердый, звонкий, непарный.

Звук «К» - согласный, твердый, глухой, парный.

Звук «А» - гласный, безударный.

  1. ЖУК – [жук]

3 буквы, 3 звука.

Звук «Ж» - согласный, твердый, звонкий, парный.

Звук «У» - гласный, ударный.

Звук «К» - согласный, твердый, глухой, парный.

C:\Users\User\Desktop\РАБОТА ИРА\КЛИПАРТЫ\Алфавит\00 r217 2\А.png  C:\Users\User\Desktop\РАБОТА ИРА\КЛИПАРТЫ\Алфавит\00 r217 2\Б.png  C:\Users\User\Desktop\РАБОТА ИРА\КЛИПАРТЫ\Алфавит\00 r217 2\В.png

         C:\Users\User\Desktop\РАБОТА ИРА\КЛИПАРТЫ\Алфавит\00 r217 2\Г.png C:\Users\User\Desktop\РАБОТА ИРА\КЛИПАРТЫ\Алфавит\00 r217 2\Д.png

C:\Users\User\Desktop\РАБОТА ИРА\КЛИПАРТЫ\Алфавит\00 r217 2\И.png  C:\Users\User\Desktop\РАБОТА ИРА\КЛИПАРТЫ\Алфавит\00 r217 2\П.png  C:\Users\User\Desktop\РАБОТА ИРА\КЛИПАРТЫ\Алфавит\00 r217 2\Т.png

 

            C:\Users\User\Desktop\РАБОТА ИРА\КЛИПАРТЫ\Алфавит\00 r217 2\У.png       C:\Users\User\Desktop\РАБОТА ИРА\КЛИПАРТЫ\Алфавит\00 r217 2\Ч.png

                         C:\Users\User\Desktop\РАБОТА ИРА\КЛИПАРТЫ\Алфавит\00 r217 2\Я.png

Муниципальное  бюджетное дошкольное образовательное учреждение « детский сад общеразвивающего вида №141»

г.Воронеж

Памятка для родителей

«Поговорим

о буквах

и о звуках»

C:\Users\User\Desktop\РАБОТА ИРА\КЛИПАРТЫ\1 сентября\1сентября\0_7e2c2_a583ac00_S.png

              Воспитатель: Корнева Л.Н.- ВКК

2018г.

             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Памятка для педагогов и родителей «От звука к букве»

В работе представлен алгоритм ознакомления ребенка со звуками речи и  буквами....

Памятка для родителей "Знакомим ребёнка со звуками и буквами"

Советы родителям по грамотному ознакомлению детей с буквами и звуками.  Предложены некоторые игры со звуками....

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ "БУКВЫ И ЗВУКИ"

Уважаемые родители!Вашему вниманию предлагаются речевые игры и упражнения, которые вы можете использовать дома при закреплении правильного произношения.Помните, что ваша речь- образец для ребенка. Поэ...

Материал для закрепления по темам: «Звук и буква А», «Звук и буква У», «Звук и буква О»

Материал адресован родителям дошкольников и воспитателям детских садов....

Памятка "Буквы и звуки"

Синим цветом обозначены буквы, обозначающие всегда твердые согласные звуки (Ж, Ш, Ц), зеленым - всегда мягкие согласные звуки (Ч, Щ, Й), сине-зелеными прямоугольничками - буквы, которые могут обознача...

Конспект фронтальных занятий по темам: " Звук и буква А", "Звук и буква У", "Дифференциация звуков А-У"

 Выделение звука А из ряда гласных.                   Выделение ударного А в начале слова              ...

Памятка. Гласные буквы и звуки.

Очень часто встречаю детей, которые путают понятия гласная буква и гласный звук. Я объясняю тему гласных букв и звуков буквально на пальцах. У нас 2 ладошки. На них 10 пальцев. Гласных букв тоже 10. О...