консультация "Сказка в жизни малышей"
консультация на тему

Сказки — прекрасный материал для стимулирования детского воображения, развития внимания,  мышления. Они помогают расширить словарный запас ребенка, а также развить связную логическую речь. Благодаря сказкам речь малыша становиться более эмоциональной, образной, красивой. 

Сказки помогут родителям доступным языком научить детишек жизни, расскажут им о добре и зле, потому что предлагают ребенку образы, которые ему интересны, а жизненно важная информация усваивается незаметно. Мало того, приобщаясь к сказке, малыш учится мысленно действовать в воображаемых обстоятельствах, а это умение – основа для любой творческой деятельности. Для детей сказка намного понятнее пресных и скучных речей взрослых.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya.docx18.38 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей «Сказки в жизни малышей»

Одним из самых доступных средств развития  малыша, является сказка. Не стоит преуменьшать ее роль в жизни детей – правильно подобранная сказка положительно влияет на эмоциональное состояние ребенка, корректирует и улучшает его поведение, а также воспитывает уверенность ребенка в себе и в своих силах.

Сказки — прекрасный материал для стимулирования детского воображения, развития внимания,  мышления. Они помогают расширить словарный запас ребенка, а также развить связную логическую речь. Благодаря сказкам речь малыша становиться более эмоциональной, образной, красивой. 

Сказки помогут родителям доступным языком научить детишек жизни, расскажут им о добре и зле, потому что предлагают ребенку образы, которые ему интересны, а жизненно важная информация усваивается незаметно. Мало того, приобщаясь к сказке, малыш учится мысленно действовать в воображаемых обстоятельствах, а это умение – основа для любой творческой деятельности. Для детей сказка намного понятнее пресных и скучных речей взрослых.

Доказано, что дети, которым с раннего возраста читали сказки, быстрее учатся говорить и правильно выражать свои мысли.

Психологи, работающие с детьми, считают, что знакомить ребенка с книгой пора уже тогда, когда вы можете одновременно удержать на коленях и малыша и книгу.

Вначале достаточно листать странички, рассматривая картинки. Когда вы почувствуете, что ребенок вас слушает, можно начать чтение стихов и коротких сказок. Детям обычно нравятся стихи и истории, содержащие повторения. Такой прием встречается в разных сказках: „Курочка-Ряба», „Репка», „Колобок», „Теремок».
           Для малыша смысл сказок еще не ясен, но ее плавность, чуть-чуть знакомые слова: дед, бабка, мышка, курочка делают сказку приятной, успокаивающей. При чтении для большего интереса пробуйте менять голос, разговаривая за каждого из персонажей. Разнообразить чтение или пересказ можно элементами звукоподражания. Тогда ребенок ярче воспримет события сказки.

Привлекайте вашего малыша к активному участию в рассказе. Ритмично двигаясь, он развивает контроль за работой мышц, а кроме того, знакомится с понятием последовательности. Ритмичное повторение слов и фраз формирует чувство языка. Дети любят воспроизводить некоторые звуки в ответ на ролевые слова (например, „а потом собачка: гав-гав»). Постепенно ребенок учится поддерживать ход сказки как полноправный участник

Сказка помогает детям и родителям лучше понимать друг друга. Она дает общие темы, события для совместного переживания. И пусть это будет творчество, где все участники равноправны, ведь и дети могут научить нас своей непосредственности, отзывчивости, даже чувству юмора. Безусловно, есть разные пути приобщения человека к миру людей и человеческой культуре. Сказка — это очень красивый путь. Не случайно она существовала во все времена.

При рассматривании иллюстраций надо обращать внимание на детали. Пусть он, к примеру, найдет на рисунке мышку, которая помогает тянуть репу или обратить внимание на одежду героев или части тела у животных.

    Можно использовать сказки-инсценировки с помощью игрушек. Вовлечение в игры по сюжетам сказок доставляет детям радость, благоприятно влияет на эмоциональное развитие, учит общению, а в организованной образовательной деятельности позволяет поддерживать интерес.

 Сказка охватывает все виды деятельности ребенка. Малыши с удовольствием рисуют зернышки для курочки, травку для козлят; лепят колобка, яичко, брёвнышки для теремка; строят из конструктора дорожки, домики, заборчики для своих любимых сказочных героев.

Читать детишкам сказки надо в «правильное» время, когда они спокойны и пребывают в хорошем настроении. Но лучше всего это делать перед сном, ведь вечером, лежа в теплой и уютной постели, вы сможете еще и обсудить сказку с ребенком. Читать сказку надо не спеша, не отвлекаясь и с удовольствием. Так она принесет малышу больше пользы и положительных эмоций.

Одну и ту же сказку можно, и даже нужно, перечитывать несколько раз. Так ребенок сможет понять смысл, заложенный в ней.

   Если ребёнку меньше трёх лет, то для него идеально подойдут вполне конкретные сказки про животных. Мама или папа могут в ходе чтения подрожать голосам животных, жестикулировать, корчить рожицы: малышу понравится. В этом возрасте дети уже начинают рассматривать иллюстрации, поэтому выбирайте грамотно и красиво оформленные книги.

     Чтение сказки – это не просто прочитать 1-2 страницы, это момент утонченного общения с ребёнком. В этот момент Вы прислушиваетесь к нему, а он к Вам. Вы изучаете его внутренний мир и пытаетесь понять его.

Кроме того, в игры со сказками легко и органично включаются задания на развитие эмоциональной сферы детей, например: покажи, как зайка испугался, как волк рассердился, как Машенька обрадовалась, как лисичка хитро улыбается.

    Выбирая сказку для ребенка, важно помнить, что в каждом возрасте – свои сказки.

В два года детям очень нравятся сказки о животных, т.к. они близки им эмоционально по мироощущению. Это возраст, когда у ребенка уже развита способность удерживать в памяти собственные действия с предметами и простейшие действия сказочных персонажей.

По программе дети до 3-х лет знакомятся с такими сказками, как: «Курочка Ряба», «Репка», «Козлятки и волк», «Теремок», «Маша и медведь».

    Учитывая ограниченные речевые возможности детей раннего возраста, взрослый  сам рассказывает сказку, а ребенку предлагается звукоподражанием сопровождать рассказ. Дети с удовольствием, вслед за взрослыми подражают движениям и звукам, издаваемым сказочными животными, их действиям с различными предметами. Например, при знакомстве со сказкой «Репка» изображают, как пищит мышка, лает собачка, мяукает кошка и т. д.

Подобная организация речи «сказителя»  помогает маленькому ребенку запомнить сюжет и «освоиться» в нем. Психологи отмечают, что для лучшего понимания сказки детям необходимо опираться не только на словесное описание, но и на изображение. Зрительный образ служит основной опорой для прослеживания событий. Такими опорами могут быть хорошие иллюстрации в книжках. Рассматривая их, дети делают первые попытки рассказать сказку с помощью придуманных ими слов, и повторяя некоторые запомнившиеся фразы из сказки. По мере развития речи  дети могут пересказать сказку, а в более старшем возрасте придумать новую историю со знакомыми персонажами. Малышам при рассматривании иллюстраций можно дать  такое задание:

 Найди, покажи и назови:

  • любимый персонаж;
  • самого маленького (большого) героя;
  • предмет заданного цвета;
  • того, у кого есть крылья и т.д.

Это способствует развитию основных психических функций.

    Для погружения в сказку  педагог использует различные  приемы: это может быть настольный театр, кукла бибабо, различные настольно-печатные пособия. Ребенок с помощью взрослого пытается воссоздать знакомую для него сюжетную линию сказки, что способствует развитию коммуникативных навыков.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Фольклор в жизни малышей.

Моё портфолио   Очень много песенок, потешек, прибауток я помню с детства, благодаря своей мамочки. Ее колыбельные невожможно не запомнить они несли столько много добра, ласки. заботы. Может бы...

Сказка в жизни малыша

Данный материал содержит информацию о роли сказок в жизни ребёнка раннего возраста, о том, что сказка является одним из самых доступных средств для всестороннего развития малыша. Это важный элемент в ...

Фольклор в жизни малышей

Развлечения с использованием фольклорной тематики...

Игра в жизни малыша

В статье даны разъяснения родителям о важном значении игры в жизни ребенка....

Потешки в жизни малыша

О роли потешек в жизни маленьких детей...

"Праздничные дни в жизни малышей"

Консультациядля родителей дошкольника...

Куклы в жизни малыша: обереги, лекари, артисты, мамины помощники, лучшие друзья и «доверенные лица» малыша

Небольшая статья затрагивает актуальную тему духовно-нравственного воспитания детей через игру в куклы. Внимательно присмотритесь к ребенку: если он просто перекладывает игрушки с места на место, помо...