Речевая готовность к школе
презентация к уроку (подготовительная группа) на тему

Валгина Виталина  Валериевна

Презентация  для родительского собрания  подготовительной  группы "Колобок" на тему "Готовность детей к школе", а именно такому аспекту как "Речевая готовность".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Для родителей подготовительной группы «Колобок»  15.01.18г.  воспитателями  и логопедом МБДОУ «Чайка» было проведено  собрание, тема  которого:  « Готовность детей к школе».

Цель: донести до родителей  информацию о  понятии, что означает «Готов ли ребенок к школе?».

 Понятие «готовность к школе» включает в себя несколько аспектов:

 - физическое состояние ребенка: чтобы выдержать до конца все уроки и выполнить потом все домашние задания, не снижая уровня внимания, памяти, мышления  нужны психические и физические силы.

- умственная готовность: определяется познанием ребенка об окружающем мире (о живой и неживой природе, о некоторых социальных явлениях).

 - мотивационная готовность – это желание учиться, стремление к общественно значимой деятельности, к новой социальной позиции: быть школьником. Без такой мотивации все знания и умения ребенка будут невостребованные.

- эмоционально – волевая готовность - это определенная степень сформированности целенаправленных психических процессов: внимания, памяти, мышления; умение преодолевать посильные трудности; навыки самостоятельной работы; овладение основными правилами поведения; умение правильно оценить свою работу.

психологическая готовность к школе - это умение ребенка выстраивать взаимоотношения со сверстниками и учителями. У него должна быть сформирована потребность в общении со взрослыми и другими детьми.

Об этих  аспектах  рассказали воспитатели группы.

   Учитель – логопед МБДОУ «Чайка»  Валгина В.В.  подготовила информацию  для родителей в виде презентации  «Речевая  готовность  к школе», рассказала  о том, как должны быть развиты компоненты речевой системы к моменту поступления  детей в первый класс, и что могут сделать родители, чтобы обеспечить речевую готовность.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Речевая готовность к школе Учитель – логопед: Валгина В.В. МБДОУ «Чайка» п . Мотыгино

Слайд 2

Готовность к школе Когда говорят о "готовности к школе", то имеют в виду не отдельные умения и знания, а их определенный набор, в котором присутствуют все основные компоненты: физическое состояние ребенка, умственная, мотивационная, эмоционально – волевая, психологическая и речевая готовность. Речевая готовность. Наша речь – процесс общения, поэтому готовность или неготовность к обучению в школе во многом определяется уровнем речевого развития. Ведь именно, при помощи речи устной и письменной ребенку предстоит усвоить всю систему знаний. Чем лучше у него будет развита речь до поступления в школу, тем быстрее ученик овладеет чтением и письмом.

Слайд 3

Родителям в первую очередь следует обратить внимание на: Правильное произношение всех звуков; Умение различать звуки речи на слух; Владение навыками звукового анализа и синтеза; Словарный запас; Сформированность грамматического строя речи; Связную речь; Речевую коммуникацию; Мелкую моторику рук и психические процессы (память, внимание, мышление, восприятие.

Слайд 4

Звукопроизношение и фонематический слух: в норме вся звуковая сторона речи должна быть усвоена ребёнком полностью к 5 – 6 годам. К этому возрасту ребёнок должен уметь различать звуки на слух и в произношении. Приходя в школу, он должен отчётливо произносить звуки в различных словах, во фразовой речи, не должен их пропускать, искажать, заменять другими.

Слайд 5

Владение навыками звукового анализа и синтеза: умение выделять звук на фоне слова; слышать и выделять первый и последний звук в слове; определять позицию звука в слове (начало, середина, конец); определять количество и последовательность звуков в слове, место звука в слове по отношению к другим; называть слова с заданным звуком; уметь составлять слова из звуков; дети должны знать и правильно употреблять термины «звук», «слог», «слово», «предложение».

Слайд 7

Слоговая структура слова Ребенку 6 -7 лет доступны слова сложной слоговой структуры (аквариум, библиотекарь, баскетболист, экскаватор). Он произносит их в быстром темпе, не переставляет, не пропускает, не добавляет звуки и слоги.

Слайд 8

Словарный запас К 7 годам у ребёнка должен быть достаточно большой словарный запас (около 2000 слов ). В своей речи он должен активно использовать все части речи (существительные, прилагательные, глаголы, наречия, антонимы, синонимы, числительные), понимать переносное значение слов, подбирать обобщающие понятия для группы предметов.

Слайд 10

Антонимы

Слайд 11

Синонимы

Слайд 12

Переносное значение слов

Слайд 13

Обобщающие понятия

Слайд 14

Сформированность грамматического строя речи: Ребенок должен уметь пользоваться разными способами словообразования и словоизменения (правильно употреблять слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами, образовывать слова в нужной форме, образовывать прилагательные от существительных, изменять существительные по числам, падежам, глаголы по видам, понимать и употреблять предлоги, согласовывать числительные и прилагательные с существительными).

Слайд 16

Связная речь К 7 годам ребёнок должен уметь: пересказывать небольшие по объёму рассказы и сказки; составлять рассказ по картинке; составлять рассказ по серии картин; отвечать на вопросы по тексту. При пересказе (рассказе) обращается внимание: на понимание ребёнком текста (он должен правильно формулировать основную мысль), на структурирование текста (он должен уметь последовательно и точно строить пересказ), на лексику (полнота и точность использования слов), на грамматику (он должен правильно строить предложения, уметь использовать сложные предложения).

Слайд 17

Речевая коммуникация Ребёнок должен быть достаточно активен в общении; уметь слушать и понимать речь; строить общение с учетом ситуации; легко входить в контакт с детьми и взрослыми; ясно и последовательно выражать свои мысли ; пользоваться формами речевого этикета.

Слайд 18

Мелкая моторика рук Хорошо развитая мелкая моторика способствует развитию речи. Игры способствующие развитию мелкой моторики пальцев рук: пальчиковая гимнастика; игры с прищепками; н иткография ; использование шариков су- джок и иппликатора Кузнецова; о бведение и штриховка предметов; ш нуровка; нанизывание бусинок; а ппликации; л епка; п летение; вырезание ножницами.

Слайд 19

Психические процессы Все психические процессы тесно взаимосвязаны. Недоразвитие хотя бы одного психического процесса приводит к нарушению умственного развития ребёнка в целом.

Слайд 22

Уважаемые родители! Если ваш ребенок имеет трудности в речевом развитии и нуждается в специальной помощи, не стоит надеяться на то, что он «вырастет, и сам научиться говорить».

Слайд 23

Что могут сделать родители, чтобы обеспечить речевую готовность ребёнка к школе? создать в семье условия, благоприятные для общего и речевого развития детей; проводить целенаправленную и систематическую работу по речевому развитию детей и необходимую коррекцию недостатков в развитии речи; исправлять неправильное произношение (контроль); осуществлять позитивный настрой ребенка на занятия с педагогами.

Слайд 24

Очевидно, что помощь родителей обязательна и чрезвычайно ценна. Во-первых, родительское мнение наиболее авторитетно для ребенка, а во-вторых , у родителей есть возможность ежедневно закреплять формируемые навыки в процессе повседневного непосредственного общения. Конечно, каждый ребенок индивидуален. Одному нужно больше говорить, другому слушать, третьему бегать и прыгать, четвертого «по минуточкам» сидеть и внимательно работать. Одно ясно – готовить ребенка к школе нужно; и все, чему вы научите ребенка сейчас, а главное – чему он научится сам, поможет быть ему успешным в школе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект итогового занятия по определению готовности к школе детей подготовительной к школе группы «Скоро в школу».

Конспект итогового занятия по определению готовности к школе детей подготовительной к школе группы «Скоро в школу».Цель: Выявление знаний детей по разделам программы детского сада.  Зад...

Программа психолого-педагогического сопровождения процесса формирования социально-личностной готовности воспитанников подготовительных к школе групп к началу регулярного обучения в школе «На пороге школы»

На современном этапе развития отечественной науки и практики проблема готовности детей к обучению в школе приобретает особую значимость.Социально-личностная готовность к школе – один из важнейших комп...

Семейный клуб «А Ваш ребенок готов идти в школу?» в рамках проекта «Ресурсная школа» «Речевая готовность ребенка к школе»

Наша речь – процесс общения, поэтому готовность или неготовность к обучению в школе во многом определяется уровнем речевого развития. В статье говорится о том, как должны быть развиты компоненты...

"Дискуссионные качели" для родителей подготовительных к школе групп на тему: "Пора ли ребенку в школу?" / Готовность ребенка к школе в контексте ФГОС ДО/

Методическая разработка общего родительского собрания для родителей подготовительных групп в нетрадиционной форме - "дискуссионные качели" создаст непринужденную атмосферу сотрудничества пед...

Сценарий выпуска детей в школу "Золушка идет в школу" (подготовительная к школе группа)

Сценарий праздника выпуска детей подготовительной группы в школу включает в себя фрагменты сказки о Золушке, что вовлекает детей в ход праздника с его играми, разными заданиями. Прослеживается интегра...