Играем пальчиками - развиваем речь
консультация на тему

Играем пальчиками – развиваем речь


Когда ребенок взрослеет, нам хочется дать ему как можно больше знаний, умений, навыков. Мы приобретаем различную литературу с рекомендациями по развитию малышей. И очень часто встречаемся с выражением «мелкая моторика». Что же это такое? Физиологи под этим выражением подразумевают движение мелких мышц кистей рук. При этом важно помнить о координации «рука-глаз», так как развитие мелких движений рук происходит под контролем зрения. Почему же так важно развивать мелкую моторику рук ребенка? Дело в том, что в головном мозге человека центры, которые отвечают за речь и движения пальцев, расположены очень близко. Стимулируя мелкую моторику, мы активируем зоны, отвечающие за речь. И, кроме того, в дальнейшем эти навыки ребенку потребуются для использования движений, чтобы рисовать, писать, одеваться. Для развития мелкой моторики маленьких пальчиков нужна работа. Что-то мять, рвать, перебирать, трогать предметы разной формы, текстуры, консистенции… Это дает возможность родителям пофантазировать на данную тему: рвать и мять бумагу, тесто, завинчивать и развинчивать пробки на пластиковых бутылках, перебирать пуговицы, крупу, камешки, складывать мелкие предметы в сосуд с узким горлышком, завязывать и развязывать узелки, разрезать листы бумаги на части по образцу, по инструкции, вырезывать знакомые геометрические фигуры и несложные предметы (мячик, дом, солнышко, ёлка….) по контуру и без него, лепить из пластилина, выкладывать фигурки из спичек или палочек, играть с песочком… 
Тренировку пальцев рук уже можно начинать в возрасте 6–7 месяцев: сюда входит массаж кисти рук и каждого пальчика, каждой его фаланги. Проводится разминание, и поглаживание ежедневно в течение 2–3 минут.
Уже с десятимесячного возраста проводятся активные упражнения, вовлекая больше пальчиков с достаточной амплитудой.
Деткам нравится массаж пальчиков, пальчиковые игры под стишки-потешки. Самые маленькие малыши еще не умеют самостоятельно выполнять упражнения для пальчиков, поэтому взрослые делают это за них, массируют каждый пальчик легкими движениями и напевают потешки про пальчики, такие как сорока-ворона, сидит белка на тележке… 
Упражнения подбираются с учетом возрастных особенностей. “Ладушки”, “Сорока”, “Этот пальчик” – первые игры, с которыми знакомится ребенок. Они передаются из поколение в поколение не случайно – в них заложена вековая мудрость народа. Именно эти игры дают возможность устанавливать эмоциональный контакт между взрослым и ребенком, развивать понимание обращенной речи, активизировать работу пальцев рук, что в свою очередь имеет важное значение для развития внимания, памяти, мышления, зрительного и слухового восприятия, зрительно – моторной интеграции. В том числе и РЕЧИ, а в дальнейшем формированию письма.
Когда малыш сам сможет выполнять действия с пальчиками, пришло время поиграть с ним в пальчиковые игры. 
Походим пальчиками: По дороженьке-дорожке 
Быстро пробегут две ножки. 
Покормим птичек: Петушок, петушок, 
Золотой гребешок, 
Выгляни в окошко, 
Дам тебе горошка. 
Изображаем паучков: Паучки идут, 
Паутинку плетут. 
Зайку: Зайка беленький сидит 
И ушами шевелит. 
Солнышко: Утро красное пришло, 
Солнце ясное взошло. 
Стали лучики светить –
Малых деток веселить. (пальчики разгибаются по одному) 
Прилетели тучки, 
Спрятались лучики. (пальчики прячутся в кулачок) 
Кошечку: Поцарапаем немножко – 
Не ребята мы, а кошки. 
Козу: Идет коза рогатая 
За малыми ребятами. 
Постепенно, взрослея, ребенок будет самостоятельно под эти потешки разгибать и сгибать пальчики, прятать их в кулачок. 
Для деток постарше развитие мелкой моторики является еще подготовкой к школе, в частности к письму. Если специально не упражнять руку ребенка, то дети и в 6 лет с трудом будут выполнять графические упражнения. Во время игр с детьми поощряйте их творческую активность, пусть они сами придумывают какие-нибудь упражнения. И обязательно хвалите малыша за успехи, но не забывайте при этом следить за его настроением и физическим состоянием.
Рекомендации для проведения упражнений:
1) после каждого упражнения необходимо расслаблять пальцы (потрясти кистями рук);
2) пальцы лучше нагружать равномерно; 
3) поскольку пальчиковая гимнастика оказывает комплексное воздействие, она может быть использована не только на занятиях по развитию речи, но и на других занятиях, входить в режимные моменты, индивидуальную работу и другие виды деятельности.
4) проводить пальчиковую гимнастику под музыку и она превратиться в пальчиковый танец. А если объединить все упражнения одним сказочным сюжетом, то это уже пальчиковый театр.
Игры со счетными палочками:
В этих играх вашими помощниками станут обыкновенные счетные палочки, карандаши или соломинки (если игра происходит на улице).
Нехитрые задания помогут ребенку развить внимание, воображение, познакомиться с геометрическими фигурами. Начните с простых геометрических фигур. В процессе игры необходимо объяснить ребенку, как называется та или иная фигура, как сложить домик из квадрата и треугольника, солнце - из многоугольника.
Ежик
Пыхтя, тащил домой грибок
Проворный маленький зверек.
Ни головы, ни ножек –
Конечно, это ежик.

Грибок
Шапочка на ножке 
Около дорожки. 
В мой просторный кузовок 
Полезай скорей, грибок.

Мороженое
Очень радовались дети: 
Мама принесла в пакете 
Пряников для Машеньки, 
Бубликов для Сашеньки, 
Васеньке - пирожное, 
Ну, а мне - мороженое.

Цветы
Возле речки, на пруду, 
На поляне и в саду –
Всюду выросли цветы 
Небывалой красоты.

Дом
Дом я строю во вселенной.
Есть в нем крыша и антенна. 
Есть в нем дверь, и есть окошко –
Пусть живет в нем наша кошка.

Змей
- Змей бумажный за окном! 
Закричал Антошка. 
Змею с красочным хвостом 
Помахал ладошкой.

Черепаха
Черепашка в пустыне, скучая,
Пьет за чашкою чашку чаю
И не может остановиться –
Очень трудно в пустыне напиться.

Мышка
Мышка маленькая в норке 
Тихо грызла хлеба корку. 
«Хрум, хрум» 
-Что за шум? 
Это мышка в норке
Хлебную ест корку.


Кораблик
Кораблик к дальним берегам 
Отправился однажды. 
На нем был смелый капитан 
И юнга был отважный.

Очки 
Очки пропали у Гали. 
Весь день мы их дружно искали, 
А они на носу очень тихо
Смеялись над нашей шумихой. 
Ты, Галя, должна обязательно
Стать хоть чуть-чуть внимательней.

Зонтик 
Погода начала сердиться –
Весь день льет дождик за окном. 
И, чтобы мне не простудиться, 
Гулять я буду под зонтом.
Буква Л
Коля не сидел без дела, Он из спичек букву сделал И назвать ее сумел. Буква «л» - она одна Для него была трудна.
Вот какие спички -
Умные сестрички.


Силач
Палочки я разбросаю, 
Снова в руку их возьму,
Быстро силу набираю, 
Скоро гирю подниму.
Паруса
Помоги мне, ветерок! 
Паруса надуй, дружок!Пусть плывет кораблик мой 
К папе с мамочкой домой.
       Движения  пальцев и кистей рук имеют особое развивающее значение, так как оказывают огромное влияние на развитие речевой и всей высшей нервной деятельности 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igraem_palchikami.docx23.16 КБ

Предварительный просмотр:

Играем пальчиками – развиваем речь


Когда ребенок взрослеет, нам хочется дать ему как можно больше знаний, умений, навыков. Мы приобретаем различную литературу с рекомендациями по развитию малышей. И очень часто встречаемся с выражением «мелкая моторика». Что же это такое? Физиологи под этим выражением подразумевают движение мелких мышц кистей рук. При этом важно помнить о координации «рука-глаз», так как развитие мелких движений рук происходит под контролем зрения. Почему же так важно развивать мелкую моторику рук ребенка? Дело в том, что в головном мозге человека центры, которые отвечают за речь и движения пальцев, расположены очень близко. Стимулируя мелкую моторику, мы активируем зоны, отвечающие за речь. И, кроме того, в дальнейшем эти навыки ребенку потребуются для использования движений, чтобы рисовать, писать, одеваться. Для развития мелкой моторики маленьких пальчиков нужна работа. Что-то мять, рвать, перебирать, трогать предметы разной формы, текстуры, консистенции… Это дает возможность родителям пофантазировать на данную тему: рвать и мять бумагу, тесто, завинчивать и развинчивать пробки на пластиковых бутылках, перебирать пуговицы, крупу, камешки, складывать мелкие предметы в сосуд с узким горлышком, завязывать и развязывать узелки, разрезать листы бумаги на части по образцу, по инструкции, вырезывать знакомые геометрические фигуры и несложные предметы (мячик, дом, солнышко, ёлка….) по контуру и без него, лепить из пластилина, выкладывать фигурки из спичек или палочек, играть с песочком… 
Тренировку пальцев рук уже можно начинать в возрасте 6–7 месяцев: сюда входит массаж кисти рук и каждого пальчика, каждой его фаланги. Проводится разминание, и поглаживание ежедневно в течение 2–3 минут.
Уже с десятимесячного возраста проводятся активные упражнения, вовлекая больше пальчиков с достаточной амплитудой.
Деткам нравится массаж пальчиков, пальчиковые игры под стишки-потешки. Самые маленькие малыши еще не умеют самостоятельно выполнять упражнения для пальчиков, поэтому взрослые делают это за них, массируют каждый пальчик легкими движениями и напевают потешки про пальчики, такие как сорока-ворона, сидит белка на тележке… 
Упражнения подбираются с учетом возрастных особенностей. “Ладушки”, “Сорока”, “Этот пальчик” – первые игры, с которыми знакомится ребенок. Они передаются из поколение в поколение не случайно – в них заложена вековая мудрость народа. Именно эти игры дают возможность устанавливать эмоциональный контакт между взрослым и ребенком, развивать понимание обращенной речи, активизировать работу пальцев рук, что в свою очередь имеет важное значение для развития внимания, памяти, мышления, зрительного и слухового восприятия, зрительно – моторной интеграции. В том числе и РЕЧИ, а в дальнейшем формированию письма.
Когда малыш сам сможет выполнять действия с пальчиками, пришло время поиграть с ним в пальчиковые игры. 
Походим пальчиками: По дороженьке-дорожке 
Быстро пробегут две ножки. 
Покормим птичек: Петушок, петушок, 
Золотой гребешок, 
Выгляни в окошко, 
Дам тебе горошка. 
Изображаем паучков: Паучки идут, 
Паутинку плетут. 
Зайку: Зайка беленький сидит 
И ушами шевелит. 
Солнышко: Утро красное пришло, 
Солнце ясное взошло. 
Стали лучики светить –
Малых деток веселить. (пальчики разгибаются по одному) 
Прилетели тучки, 
Спрятались лучики. (пальчики прячутся в кулачок) 
Кошечку: Поцарапаем немножко – 
Не ребята мы, а кошки. 
Козу: Идет коза рогатая 
За малыми ребятами. 
Постепенно, взрослея, ребенок будет самостоятельно под эти потешки разгибать и сгибать пальчики, прятать их в кулачок. 
Для деток постарше развитие мелкой моторики является еще подготовкой к школе, в частности к письму. Если специально не упражнять руку ребенка, то дети и в 6 лет с трудом будут выполнять графические упражнения. Во время игр с детьми поощряйте их творческую активность, пусть они сами придумывают какие-нибудь упражнения. И обязательно хвалите малыша за успехи, но не забывайте при этом следить за его настроением и физическим состоянием.
Рекомендации для проведения упражнений:
1) после каждого упражнения необходимо расслаблять пальцы (потрясти кистями рук);
2) пальцы лучше нагружать равномерно; 
3) поскольку пальчиковая гимнастика оказывает комплексное воздействие, она может быть использована не только на занятиях по развитию речи, но и на других занятиях, входить в режимные моменты, индивидуальную работу и другие виды деятельности.
4) проводить пальчиковую гимнастику под музыку и она превратиться в пальчиковый танец. А если объединить все упражнения одним сказочным сюжетом, то это уже пальчиковый театр.
Игры со счетными палочками:
В этих играх вашими помощниками станут обыкновенные счетные палочки, карандаши или соломинки (если игра происходит на улице).
Нехитрые задания помогут ребенку развить внимание, воображение, познакомиться с геометрическими фигурами. Начните с простых геометрических фигур. В процессе игры необходимо объяснить ребенку, как называется та или иная фигура, как сложить домик из квадрата и треугольника, солнце - из многоугольника.
Ежик
Пыхтя, тащил домой грибок
Проворный маленький зверек.
Ни головы, ни ножек –
Конечно, это ежик.

Грибок
Шапочка на ножке 
Около дорожки. 
В мой просторный кузовок 
Полезай скорей, грибок.

Мороженое
Очень радовались дети: 
Мама принесла в пакете 
Пряников для Машеньки, 
Бубликов для Сашеньки, 
Васеньке - пирожное, 
Ну, а мне - мороженое.

Цветы
Возле речки, на пруду, 
На поляне и в саду –
Всюду выросли цветы 
Небывалой красоты.

Дом
Дом я строю во вселенной.
Есть в нем крыша и антенна. 
Есть в нем дверь, и есть окошко –
Пусть живет в нем наша кошка.

Змей
- Змей бумажный за окном! 
Закричал Антошка. 
Змею с красочным хвостом 
Помахал ладошкой.

Черепаха
Черепашка в пустыне, скучая,
Пьет за чашкою чашку чаю
И не может остановиться –
Очень трудно в пустыне напиться.

Мышка
Мышка маленькая в норке 
Тихо грызла хлеба корку. 
«Хрум, хрум» 
-Что за шум? 
Это мышка в норке
Хлебную ест корку.


Кораблик
Кораблик к дальним берегам 
Отправился однажды. 
На нем был смелый капитан 
И юнга был отважный.

Очки 
Очки пропали у Гали. 
Весь день мы их дружно искали, 
А они на носу очень тихо
Смеялись над нашей шумихой. 
Ты, Галя, должна обязательно
Стать хоть чуть-чуть внимательней.

Зонтик 
Погода начала сердиться –
Весь день льет дождик за окном. 
И, чтобы мне не простудиться, 
Гулять я буду под зонтом.
Буква Л
Коля не сидел без дела, Он из спичек букву сделал И назвать ее сумел. Буква «л» - она одна Для него была трудна.
Вот какие спички -
Умные сестрички.


Силач
Палочки я разбросаю, 
Снова в руку их возьму,
Быстро силу набираю, 
Скоро гирю подниму.
Паруса
Помоги мне, ветерок! 
Паруса надуй, дружок!Пусть плывет кораблик мой 
К папе с мамочкой домой.
      Движения  пальцев и кистей рук имеют особое развивающее значение, так как оказывают огромное влияние на развитие речевой и всей высшей нервной деятельности ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Школа для молодых воспитателей "играем пальчиками- развиваем речь"

Важность развития мелкой моторики, принцыпы подбора игр, правила проведения игр, игры для развития мелкой моторики....

Играем пальчиками - развиваем речь

Познакомить родителей с эфективными методами использования пальчиковой гимнастики в жизни ребёнка...

Играем пальчиками - развиваем речь

Роль паличиковой гимнастики в речевом развитии детей...

Играем пальчиками – развиваем речь ребенка

Важным фактором в формировании правильного произношения является уровень развития мелкой моторики....

Играем пальчиками-развиваем речь

пальчиковые игры для любого возраста...

Играем пальчиками - развиваем речь.

У детей при ряде речевых нарушений отмечается выраженная в разной степени общая моторная недостаточность, а также отклонения в развитии движений пальцев рук, так как движения пальцев рук тесно связаны...

Консультация для родителей «Играем пальчиками - развиваем речь».

Известно, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.Если движение пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие в п...