игротека для родителей "развиваем внимание, мышление, память, речь"
картотека на тему

Степанова Юлия Александровна

игротека для родителей "развиваем внимание, мышление, память, речь"

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБДОУ «Детский сад №47 «Ладушки»

Игротека для родителей «Развиваем внимание, мышление, память, речь»

Игра для ребенка –это жизнь!

Играя, маленький человечек делает первые робкие шаги в этом огромном и

непонятном ему мире. Он познает жизнь, растет и развивается, превращаясь,

тем самым, в гармонично развитую личность.

Правильно подобранные и хорошо организованные  игры  способствуют

всестороннему и гармоничному развитию ребенка, содействуют укреплению

его здоровья, а также помогают выработать необходимые в жизни и учебе

полезные навыки и качества.

Игра для ребенка вдвойне интересней, когда ребенок чувствует

заинтересованность самых родных и любимых людей –родителей. Однако, к

сожалению, некоторые родители не часто играют с детьми дома. Зачастую

родители не знают, что многие домашние дела можно легко превратить для

детей в занимательные игры и при этом чему-то научить малышей.

Как же использовать игры в домашних условиях?

РАЗВИВАЮЩИЕ ИГРЫ НА КУХНЕ

В то время, когда Вы заняты домашними делами на кухне, пусть

ребенок будет рядом. Здесь столько интересных предметов, с помощью

которых можно играть и учиться!

Тренируем речевое дыхание

«Буря в стакане»

Предложите ребенку сделать вдох носом (не поднимая плеч) и выдохнуть в

трубочку, конец кото

рой находится в стакане

с водой.

Развиваем восприятие

«Узнай по вкусу»

Перед  ребенком  кладут  несколько  овощей  или  фруктов,  затем  просят  его

закрыть глаза. Ребенку кладут в рот кусочек фрукта, он ест, а потом берет со

стола и называет то, что попробовал.

«Потрогай и узнай»

Положите четыре-пять предметов в бумажный пакет. Попросите сына или дочь

осторожно ощупать и определить каждый из них. После того, как ребенок

назвал предмет, он может вытащить его из пакета и убедиться в правильности

ответа. Например: печенье, конфета, сухарик, кусочек хлеба.

Развиваем слуховое внимание

«Внимательные ушки»

Предложите ребенку  положить  на  стол  столько  конфет,  сколько  раз  Вы

хлопните в ладоши. Дайте малышу  задание:  «Если  я  хлопаю  тихо,  клади  чайные  ложки,  если хлопаю громко - столовые». А затем наоборот: Вы кладете ложки, а ребенок хлопает.

Развиваем мышление

«Догадайся»

Спросите ребенка, можно ли сделать пустую чашку полной. Как? А как сделать

полную чашку пустой?

В одной вазе пять конфет, а в другой -три. Где больше? Можно ли сделать так,

чтобы в обеих вазах конфет было поровну?

«Что лишнее?»

Положите в вазу  три  фрукта  и  один  овощ  и  предложите  ребенку  назвать

лишний предмет и объяснить, почему он лишний.  Например: яблоко,  груша,  

чеснок, апельсин.

Лишний чеснок, потому что это овощ, а всё остальное -фрукты.

Наборы предметов: овощи -фрукт; мясные продукты -молочный

продукт; посуда -продукт питания и т. д.

Развиваем мелкую моторику рук

«Помогаю маме»                                                                                                          

Предложите малышу перебрать горох, рис, фасоль, гречку или пшено. Тем

самым он окажет Вам посильную помощь и потренирует пальчики.

«Волшебные палочки»

Дайте малышу счетные палочки или спички (с отрезанными головками). Пусть

он выкладывает из них геометрические фигуры, предметы, узоры и даже буквы.

А вырезанные из бумаги круги, овалы и трапеции дополнят изображения.

Обогащаем словарь

«Ищем на кухне слова»

Какие слова можно вынуть из борща? Винегрета? Кухонного шкафа? Плиты?

«Угощаю»

Давайте вспомним вкусные слова и угостим друг друга. Ребенок называет

«вкусное» слово и «кладет» Вам на ладошку, затем Вы ему. Можно поиграть в

«сладкие», «соленые», «горькие», «кислые» слова.

«Мамин помощник»

Попросите  ребенка достать  и  принести  посуду,  которая  нужна  для

приготовления. Заодн узнаете, что такое кастрюля, а что сковородка; что

большое и маленькое; круглое и квадратное.  

Развиваем грамматический строй

«Посчитай»

Предложите ребенку посчитать до пяти различные предметы.  Дети старшего

дошкольного возраста могут посчитать словосочетания (чайная ложка, зеленый

огурец, мамин фартук, папина кружка, красивая скатерть, желтая салфетка и т.

д.).

 Например: одна вкусная груша, две вкусные груши, три вкусные груши, четыре вкусные груши, пять вкусных груш.

«Предлоги»

Спросите, где стоит чашка? (на блюдце).

Откуда взяли чашку? (с блюдца)

Где лежит яблоко? (в сумке).

Откуда его достали? (из сумки).

Таким образом, учите детей предлогам на-с (со), в -из, под - из-под, за - из-за.

«Какой предмет?»

Это упражнение научит ребенка образовывать относительные прилагательные.

Салфетка   из    бумаги.    Какая    салфетка?  -бумажная, стол    из   дерева...(деревянный), стакан из стекла -...(стеклянный), ложка из металла, чашка из

фарфора, миска из железа, салатник из пластмассы, кувшин из глины, ваза из

хрусталя и т. д.

«Приготовим сок и варенье»

Спрашиваете у ребенка, какой будет сок?

Из яблок сок   яблочный,  из    груш... (грушевый), из    слив...(сливовый), из

вишни...(вишневый), из моркови, апельсинов, винограда, лимонов и т. д.

Какое варенье получится из малины, клубники, черники, вишни, персиков,

абрикосов, смородины?

А теперь наоборот: морковный

сок из чего? Ягодное варенье из чего? И т. д.

РЕЧЕВЫЕ ИГРЫ НА ПРОГУЛКЕ

Если Вы решили немного отдохнуть, совершить прогулку или просто дойти с

ребенком до ближайшего магазина, проведите это время с пользой. За дверями

дома такой бесконечно разнообразный и удивительный мир...

«Я заметил»

Называйте предметы, мимо которых вы проходите, а еще обязательно укажите –

какие они. «Вот почтовый ящик –он синий. Я заметил кошку –она серая и

пушистая». Ребенок и взрослый могут называть увиденные объекты по

очереди.

«Этот шумный мир»

Прислушивайтесь ко все звукам и шуму вокруг вас. Помогите ребенку

научиться различать звуки. Что он слышит: пение птиц, лай собак или шум

листвы на ветру? А около дороги совсем другие звуки: сирены машин, шум

моторов, музыка из  открытых  окон, чей-то  смех. Придумайте вместе  с

ребенком слова, с помощью  которых  можно  описать  звуки.

Как назвать звуки, которые издает сирена, банки, падающие в мусорный бак и  

мяч на спортивной площадке?

«Доскажи словечко»

Вы начинаете фразу, а ребенок заканчивает её. Например: ворона каркает, а

воробей...(чирикает), человек идет, а автобус...(едет),человек идет медленно, а машина едет... (быстро), дом высокий, а киоск ...(низкий) и т. д.

«Мыльные пузыри»

Надувая мыльные пузыри, ребенок получает не только массу положительных

эмоций, но и развивает длительность выдоха.  Следите за тем, чтобы малыш

вдыхал носом, не поднимая плеч,и спокойно выдыхал через рот.

«Кто первый увидит»

Выберите какой-либо объект –красный автомобиль, газетный киоск, человека с

зеленым шарфом или окно с цветами –и посмотрите, кто первым его заметит.  

«Сколько шагов?»

Слова состоят из частей (слогов). Чтобы узнать, сколько частей в слове, можно

прохлопать его ладошками или «прошагать». Сколько шагов, столько и слогов.

Попросите ребенка «прошагать» любое слово и сказать, сколько в слове частей.

Ма-ши-на –3 части,  фо-нарь –2 части, дом –1 часть, све-то-фо-ры –4 части.

Кто из вас назовет самое длинное слово?

А как короткое слово «превратить» в длинное? (дом –домик)

«Волшебные очки»

Представьте, что у нас есть волшебные очки. Когда их надеваешь, то все

становится красным (зеленым, синим). Посмотрите, какого цвета все стало.

Ребенок может называть один или с Вами по очереди:

красные сапоги, красный нос, красное дерево...

«Посчитай»

Предложите  ребенку  посчитать  увиденные  предметы.  «Посчитай,  сколько

магазинов около нашего дома, сколько грузовиков проедет по дороге». Ребенок

должен не просто считать, но и называть, что он считает. «Одна серая кошка,

две серые кошки».

 

«Нужный звук»

Договоритесь с ребенком называть те увиденные предметы, в названии которых

есть определенный звук. Например: «Назовем те слова, в которых есть звук

[м]: машина, магазин, дом, ромашка, клумба».

«Этажи»

Посчитайте  с  ребенком  этажи  в  домах.  В  этом  доме  один  этаж,  значит

дом....(одноэтажный),  а  в  этом  доме  девять  этажей,  значит дом...(девятиэтажный). Девять  этажей –это  много и мало?  Если  этажей

много, значит дом...(многоэтажный).

ИГРЫ ПО ДОРОГЕ ДОМОЙ

Играя по дороге домой, вы не заметите как пролетит время. Ребенку будет

очень интересно, какую игру вы приготовили ему на этот раз. Параллельно

будут формироваться важнейшие логические и мыслительные процессы.

Игры на развитие математических способностей.

«Продолжай считать»

Если ребенок знаком со счетом, взрослый называет ему число и просит назвать

следующее. «Ну-ка, сосчитай»

По дороге наверняка попадаются вывески магазинов и прочих учреждений.

Взрослый просит ребенка сосчитать количество букв в вывесках.

«Найди предметы заданной формы»

Взрослый предлагает ребенку найти предметы определенной геометрической

формы. В один день –треугольник, в следующий раз -круг и т.п.

Игры на развитие речи.

«Назови детенышей»

Взрослый называет малышу название животного или птицы, ребенок должен

сказать, как будет называться детеныш. Например, кошка –котенок, курица - цыпленок и т.п.

«У кого какая мама»

Взрослый называет малышу название детеныша, а ребенок должен ответить,

кто у него мама. Например: медвежонок –медведица, котенок –кошка и т.п.

«Я знаю 5 названий...»

Взрослый загадывает ребенку названия. «Я знаю 5 названий...» И тут фантазии

нет предела: одежды, ягод, животных, мебели и т.д. Ребенок должен назвать 5

загаданных предметов.

«Скажи наоборот»

Взрослый произносит слово, а ребенок называет слово противоположное по

значению. Например: длинный –короткий, день –ночь, далеко –близко и.т.п.

«Слова -приятели»

Взрослый называет несколько слов, а ребенок должен выбрать из них два,

похожих по смыслу. Например: приятель –друг -враг; грусть –радость –печаль

и т.п.

«Назови ласково»

Взрослый произносит название предмета, а ребенок называет этот предмет

«ласково». Например: рука –ручка, солнце –солнышко и т.п.

«Назови первый (последний) звук в слове»

Взрослый произносит слово, а ребенок называет первый или последний звук в этом слове.

«Цепочка»

Взрослый произносит слово, а ребенок определяет последний звук в этом слове

и придумывает новое слово, которое начинается с этого звука. Затем взрослый

проделывает тоже самое. Игра продолжается пока «цепочка не порвется».

«Что лишнее?»

Взрослый называет ряд слов, а ребенок отвечает, что лишнее и почему.

«Съедобное –несъедобное»

Взрослый называет слово, если это съедобное, то нужно хлопнуть, если нет –

топнуть.

Игры на развитие памяти и внимания:

«Найди предметы одного цвета»

Выбирается любой цвет. По дороге домой вместе с ребенком надо находить

предметы загаданного цвета.

«Повтори»

Взрослый  делает  определенную  несложную  последовательность  движений

руками или пальцами и просит ребенка в точности повторить движения.

«Повтори ритм»

Взрослый  прохлопывает  в  ладоши  несложный  музыкальный  ритм.  Ребенок

должен постараться повторить ритм.

«Запомни и повтори»

Взрослый  произносит  определенную  последовательность  слов  (3-5  слов).

Ребенок должен повторить.

Ребёнок  очень  рад  минутам,  подаренным  ему  родителями  в  игре.

Общение  в  игре  не  бывает  бесплодно  для  малыша.  Чем больше  выпадает

дорогих минут в обществе близких ему людей, тем больше взаимоотношения,

общих интересов, любви между ними в дальнейшем.

Фантазируйте и играйте на здоровье!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Развиваем мышление, память, логику, внимание и моторику. Занимательные игры Никитина"

Данную презентацию можно использовать для консультации как воспитателей, так и родителей с целью ознакомления их с играми Никина, которые способствуют развитию мелкой моторики, внимания, логики. мышле...

Диагностика психических процессов у дошкольников(мышление,память,внимание,восприятие)

Данные таблицы позволяют продиагностировать дошкольников по психическим процессам....

Буклеты для родителей "Развиваем, играя. Внимание. Восприятие. Мышление. Память. Речь." I и II части

Буклеты в формате pub для родителей "Развиваем, играя. Внимание. Восприятие. Мышление. Память. Речь." I и II части: в буклетах дано небольшое описание данных познавательных процессов и представлены иг...

Конспект занятия по развитию речи в первой младшей группе на тему: «Домашние животные» Цель: 1. Обогащать и систематизировать словарный запас. 2. Активизировать и закреплять речь по теме «Домашние животные». 3. Развивать внимание, мышление, память, зрит

Конспект занятия по развитию речи в первой младшей группе на тему: «Домашние животные»выполнила воспитатель Новоселова ЛВ Цель:1.   Обогащать и систематизировать словарный запас.2....

Развитие памяти, внимания, мышления и речи, с целью успешной подготовки детей к школе

Что значит "ребенок готов к школе"?Психологическая готовность к школьному обучению - один из важнейших итогов развития ребенка в первые семь лет его жизни.Поступление в школу - поистине пере...

Готовность познавать: память, внимание, мышление, речь.

Готовый материал в родительский уголок в группе старшего дошкольного возраста о необходимости развития всех психических процессов к началу обучения в школе....

Статья "Как развивать внимание, мышление, память у дошкольников"

Консультация для родителей "Как развить познавательные процессы ребенка, играя дома"...