" Музыкальный дар"
консультация (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) на тему

Кобозова Вера Васильевна

Консультация для родителей 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon muzykalnyy_dar.doc87.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Музыкальный дар, который помогает всю жизнь

  1. Музыка и память

В канадской газете “Глоб энд мейл” отмечалось, что, согласно данным последних исследований, “у детей, которые учатся музыке, намного лучше память и словарный запас, чем у детей, которые музыкой не занимаются”. По мнению Агнес Чан, психолога из Китайского университета Гонконга, занятия музыкой стимулируют левое полушарие мозга, увеличивая его общие возможности и развивая другие навыки, например речевые. 90 школьников в возрасте от 6 до 15 лет участвовали в тестах на зрительную память и запоминание слов. Те, кто учился музыке, могли вспомнить гораздо больше слов. Чем дольше они занимались музыкой, тем больше слов они запоминали. “Это как спортивное многоборье для мозга”,— говорит Чан. Она полагает, что тем, кто занимается музыкой, “будет легче учиться в школе”.

  1. Пение повышает настроение

Как сообщается в немецкой газете “Штутгартер нахрихтен”, ученые, проведя исследования, обнаружили, что когда мы поём в нашем мозгу вырабатываются особенные химические вещества, благодаря которым мы испытываем такие чувства, как покой и радость. Как считают специалисты, пение приводит в движение находящиеся в мозгу “молекулы, ответственные за эмоции”. Поэтому, как говорится в газете, “по мнению учёных, с помощью пения можно не только выразить, но и вызвать различные чувства”. Преподаватели музыки отмечают: в современном мире многим кажется, что петь “старомодно” или что они не обладают голосом, и потому считают, что петь могут только профессиональные исполнители, оставаясь пассивными слушателями. Но, согласно проведенным исследованиям, когда люди поют сами лично, это очень полезно.

  1. Обучение игре на фортепиано несет долгосрочный эффект

Существует несомненная зависимость между музыкальным образованием и развитием способностей, необходимых для успешного становления ребенка в жизни. Самодисциплина, терпение, чувствительность, координация, способность запоминать и концентрировать внимание – все эти качества развивает музыкальное воспитание. И эти качества останутся с вашим ребенком независимо от его дальнейшего выбора профессии. Если родители хотят на всю жизнь обеспечить своего ребенка источником радости, удовлетворения, достижения поставленной цели, то первым и наилучшим шагом может стать именно музыкальное образование.

А первым инструментом для детского обучения музыке может стать именно фортепиано. Никакой другой инструмент не может сравниться с фортепиано широтой реализации музыкальных идей. Даже если ваш ребенок решит позже играть на другом инструменте, приобретенные на фортепиано мелодия, ритм и чувство гармонии окупятся сполна.

Чем раньше, тем лучше

Сейчас появились доказательства реальных психологических преимуществ раннего музыкального образования для детей. Согласно исследованию, обнародованному в феврале 1997 года, музыкальное воспитание, особенно обучение игре на фортепиано в дошкольный период, способствуют позитивному развитию мозга ребенка, включая способность к абстрактному мышлению. Эта способность очень важна для всего процесса образования в будущем и изучения таких предметов, как математика, естественные науки, а также игры в шахматы и усвоения сложных технических устройств.

Доктор Фрэнсис Раушер из Университета Висконсин и доктор Гордон Шоу из Университета Калифорнии ранее уже связывали уроки игры на фортепиано и пения с развитием пространственно-временных способностей дошкольников. Новые исследования показывают, что раннее обучение игре на фортепиано прямо влияет на развитие нервной системы и улучшает интеллектуальное развитие. Другими словами, исследование подчеркивает, что ранние музыкальные уроки помогают создавать и поддерживать определенные связи в головном мозге ребенка, которые в ином случае просто бы не сформировались.

Давно известно, что музыкально образованные дети сохраняют свои способности и для взрослой жизни. Сейчас выясняется, что уроки на фортепиано могут сделать детей более интеллигентными. Можно ли думать о более ценном даре для ребенка в жизни?

Как проводилось исследование

Тридцать четыре ребенка получали частные уроки игры на клавишах фортепиано, двадцать детей проходили частное обучение работе на компьютере, а двадцать четыре ребенка изучали другие инструменты. До и после обучения все дети проходили специальные тесты по пространственному мышлению. Один тест проверял пространственно временное мышление, остальные - пространственное распознавание. Серьезное улучшение показателей по пространственно-временному мышлению было зафиксировано только для группы детей, изучавшей клавиши фортепиано. По пространственному распознаванию ни одна из групп не проявила значительного прогресса. Эти данные подтолкнули ученых к выводу о том, что музыкальное воспитание приводит к долгосрочным позитивным трансформациям в базовой нервной системе тех участков мозга, которые напрямую не связаны с музыкой. Можно также предположить, что такие изменения улучшают и способности к учебе ребенка по общей школьной программе.

Другие важные доводы в пользу раннего музыкального образования детей

- Исследователи Университета Констанц в Германии выяснили, что прослушивание музыки восстанавливает нервную систему. По результатам опыта выяснилось, что кора головного мозга у музыкантов намного более развита, чем у обычных людей, а чем раньше музыкант начал заниматься своим предметом, тем большая часть коры головного мозга участвовала в музыкальном процессе.

- Большая часть исполнителей высокого уровня начинала занятия музыкой в возрасте до 10 лет.

- Ученые госпиталя Бет Израэль в Бостоне обнаружили, что левая половина мозга 30 музыкантов с абсолютным слухом значительно увеличена. Все музыканты с абсолютным слухом подтвердили, что начали заниматься музыкой в возрасте до 7 лет. Таким образом, вероятность развития абсолютного слуха у детей зависит от возраста начала регулярных музыкальных занятий.

- Исследование Университета Генриха Гейне в Дюссельдорфе показало, что прослушивание музыки активирует и развивает познавательные процессы в речевом и сознательном становлении личности.

- Другое исследование демонстрирует, что все дети рождаются с музыкальными способностями. В возрасте двух-четырех месяцев, например, младенцы могут повторять мелодии и ритм песен, исполняемых своими матерями. Однако чем старше становятся дети, тем их музыкальные способности уменьшаются в случае отказа от музыкальных занятий. Согласно неврологическим исследованиям, в возрасте 11 лет нервная система, отвечающая за все виды сенсорного восприятия, уже окончательно формируется.

- По данным Конференции музыкального образования Совета колледжей США, учащиеся с музыкальной подготовкой показывают лучшие знания по общим предметам, чем те, кто никогда не занимался музыкой.

Дар, который помогает вам всю жизнь

По мере продолжения музыкального образования ваш ребенок научится играть и декламировать в обществе других детей, или принимать участие в общих конкурсах, где часто возникает дружба и полезные контакты между юными музыкантами, многие из которых могут продолжиться на всю жизнь. Фортепиано может стать источником стабильности в бурные подростковые годы. А в зрелом возрасте музыкальные способности будут вызывать уважение при социальных и деловых контактах. А если ваш ребенок обладает исключительным музыкальным талантом, то целый мир творческих и профессиональных возможностей может быть открыт для него в будущем.

Маленькие дети и шокирующая музыка

Как сообщается в “Чикаго трибюн”, семи-восьмилетние дети слушают музыку, в которой звучит сквернословие, откровенные тексты о сексе и насилии. “Раньше у дошколят и учащихся младших классов была собственная, „детская" музыка”, но “сегодняшние дети младших классов больше слушают те же радиостанции, что и их родители или братья и сестры подросткового возраста”. И хотя компании звукозаписи в Соединенных Штатах, согласно закону, наклеивают предостерегающие наклейки на компакт-диски с текстами о насилии и сексе, чтобы они не попадали в руки детей, такая музыка очень доступна для прослушивания в музыкальных магазинах. Диана Левин, специалист по массовой культуре и детской психологии, из Колледжа Уиллока (Бостон), высказала предостережение: “По мере того как поп-культура становится все более экстремальной, мы становимся все более черствыми”.

  1. Растем и развиваемся с музыкой

Известно, что музыка играет большую роль в развитии детей. Ребенок познает мир глазами и ушами. Мир насыщен звуками (шум волн, шелест леса, журчание ручья и так далее), цветами, формами и запахами- это рациональное целое для познания. Наблюдая за грудным ребенком мы отмечаем, какую радость испытывает ребенок от звуков, будь то голос матери или мелодия часов. Ведь музыка- это специфический язык. Как и присуще любому языку, он полон смысла, интонацией; артикуляционными и грамматическими особенностями. Поэтому очень важно воодушевлять детей музыкой. Нужно научить детей познать мир музыкальными жизнеощущениями. Первые музыкальные впечатления должны быть светлыми, логичными и не агрессивными. Ребенку важна мелодия, которую они смогут со временем попытаться повторить, то есть простые гармонии, приятные на слух. Идеально под все эти требования подходят произведения Моцарта, Шуберта, Гайдна т. е. классические произведения. Помимо этого, в фонотеке очень желательны произведения Вивальди и Чайковского. К тому же дети явно неравнодушны к звукам человеческого голоса. Самый простой вариант - это купить "сборный" диск с популярными классическими ариями в исполнении таких звезд, как Хосе Каррерас, Монтсеррат Кабалье, Мария Каллас и др. Не отказывайте себе и ребенку в удовольствии послушать классический джаз! . И последнее: ученые установили, что дети слушающие музыку менее агрессивны, более уверенны в себе и окружающей обстановке, у них увеличивается способность к концентрации 

Музыка полезна для детей

Как говорит Гордон Шоу, профессор физики при Калифорнийском университете (город Ирвайн), обучаясь игре на музыкальном инструменте, 3—4-летние дети учатся рассуждать и мыслить. Нейронные связи в этом раннем возрасте формируются быстро, и исследователи наглядно показали, что если регулярно заниматься хотя бы по десять минут в день, это помогает “надолго улучшить способности ребенка рассуждать и мыслить”. В течение девяти месяцев группу детей, учащихся игре на пианино, сравнивали с группами либо обучавшимися компьютерной грамотности, либо необучавшихся совсем. В лондонской “Санди таймс” сообщается, что результаты теста на умственное развитие у детей, занимавшихся музыкой, улучшились на 35 процентов, тогда как у двух других групп улучшения либо были незначительными, либо вообще отсутствовали.

Музыка в детстве закладывает жизненные навыки

Легко разделить с нашими детьми любовь, уважение и интерес к музыке. Более того, музыка формирует жизненные способности ребенка на всю оставшуюся жизнь. Музыкальные упражнения в течение первых лет жизни вашего ребенка укрепляют его самооценку и стимулируют выразительность. Музыкальный ритмы дают толчок развитию моторики. Заучивание мелодий и слов развивает слух и помогает детям улучшить восприятие. Прослушивание и обучение музыке позитивно влияют на многие аспекты развития и образования ребенка. Уроки игры на фортепиано для дошкольников, например, значительно улучшают способности детей в сборе так называемых «пазлов», картинок из мелких, взаимно дополняемых частей. Игра на фортепиано в дошкольном возрасте влияет на развитие коры головного мозга, органа, отвечающего за мышление, речь, зрение, слух и творчество. Музыкальное образование усиливает общие способности ребенка к обучению и его математические навыки.

Музыка это несомненный ресурс жизни, роста и образования, который может стать неотъемлемой частью жизненного опыта ребенка.

У музыки есть три базовых компонента: звук + ритм + мелодия.

Звук

Чтобы помочь детям понять музыку, нужно отдельно взглянуть на каждую из ее составляющих. Во-первых, это звук, который производим мы, или который поступает из другого источника. Предлагаем несколько примеров звука: чириканье птиц, свист чайника и стук ложкой по тарелке. Если бы можно было сравнить музыку с живописью, то звук стал бы цветом фона. На нашем теле звук соответствует центральной нервной системе. Приятный звук как бы открывает и расширяет нас. Звук может активизировать или успокоить. Пронзительный резкий звук приводит наши нервы в крайнее раздражение. Как и фон в живописи, звук является первым шагом в создании музыкального произведения. Вот несколько способов экспериментов со звуком для родителей и детей:

- Выясните, слушают ли дети звуки вокруг них. Как много разных звуков они могут услышать в кухне или во дворе?

- Поощряйте творческие способности детей в извлечении звуков. Пусть они тренируют свой голос или используют бытовые предметы в качестве музыкальных инструментов. Позвольте им свободно издавать приятные, раздражающие или глупые звуки.

Целью звука является вовсе не создание «красивой музыки», а рост самовыражения детей. Нужно научить ребенка открыть уши к окружающему миру.

Ритм

Вторым компонентом музыки считается ритм. Ритм определяет и организует движение звука на протяжении такта. Например, насколько свист чайника долог и равномерен или короток и прерывист? В живописи такт соответствовал бы общему движению или потоку композиции. Когда вы впервые смотрите на произведение искусства, куда устремляются ваши глаза? Легко ли смотреть на картину, или она кажется навязчивой и раздражающей? Это ритм.

В нашем теле ритм приблизительно относится к пульсу и дыханию. Если музыкальный темп быстр и равномерен, то наше биение сердца и движения тела будут это отражать. Если мы устали, то прослушивание африканского барабана может вернуть наше тело в бодрое состояние. С другой стороны, если двухлетний младенец вышел из-под контроля, медленная ритмичная музыка Баха или Вивальди восстановит внутренний покой и умерит активность малыша. Экспериментируйте с ритмом и звуком.

- Пусть ваши дети играют в различном темпе: быстром, медленном, равномерном, прерывистом.

- Научите детей слушать различные ритмы вокруг них, наподобие капания воды из крана или тиканья часов.

- Спросите, могут ли они чувствовать вибрации музыки в своем теле, и если да, то в каком органе? Как разные виды ритма ощущается в их организме? Как их ноги двигаются при различных звуковых темпах?

- Попробуйте хлопать в ладоши в соответствии с ритмом стихотворения или топать ногами в ритме любимой музыкальной мелодии. Такие упражнения очень нравятся детям и прекрасно развлекают их.

Мелодия

И, наконец, поговорим о мелодии. Мелодия соответствует нашим эмоциям. Она добавляет к звуку и ритму способности чувствовать. Это та часть музыки, которая описывает горы и долины личного опыта. Она доходит прямо до нашего сердца и чувствительности. Мелодия может возвысить наш дух, успокоить нас во время стресса или растрогать до слез. Возвращаясь к метафоре живописи, мелодия будет общим впечатлением от картины после внимательного взгляда на нее. Не привлекает ли нас произведение живописи, не создает ли ощущение умиротворения, интереса или, наоборот, дискомфорта и недомогания? Раннее знакомство детей с мелодией, наряду со звуком и темпом, поможет им развить способности самовыражения.

- Пусть дети пробуют тихо напевать или создать собственные мелодии, добавляя к звуку эмоции.

- Экспериментируйте с эмоциональными звуками: счастьем, грустью, смехом и т.п.

Мелодия превращает звук в персональное и уникальное сообщение. Играя со звуком, ритмом и мелодией, наши дети откроют для себя новый мир и новую возможность самовыражения в тех случаях, когда трудно найти слова.

Мы можем задействовать творческие возможности и воображение для выбора различных стилей музыки, в которых наши дети смогут выражать свои чувства, расслабляться, стимулировать интеллект и выпускать на волю творческие потоки. Вариативность ритмов, тональностей и мелодий позволяет детям разработать свой собственный музыкальный вкус и разжигает их природное любопытство к самостоятельному изучению многообразного мира музыки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль музыкально- дидактических игр в развитии музыкальных способностей, в формировании основ музыкального вкуса, музыкальной культуры детей дошкольного возраста.

В процессее формирования музыкальных способностей детей дошкольного возраста ,значительное влияние оказывают музыкально-  дидактические игры.Использование  музыкально- дидактических игр помо...

Занятие музыкального руководителя с воспитателями на тему «Оснащение музыкальных уголков музыкальными инструментами, музыкально-дидактическими играми, пособиями»

Занятие музыкального руководителя с воспитателями на тему «Оснащение музыкальных уголков музыкальными инструментами, музыкально-дидактическими играми, пособиями»...

Средства музыкальной выразительности. Их характеристика. Значение средств музыкальной выразительности на понимание музыкального образа. Методы научного исследования в музыкальной педагогике.

Основой любого музыкального произведения, его ведущим началом является мелодия. Мелодия представляет собой развитую и законченную музыкальную мысль, выраженную одноголосно. Она бывает разной &nda...

Приложение к программе по выявлению музыкально-творческих способностей детей «Музыкальные звездочки» в ходе образовательного процесса по музыкально-художественной деятельности. Календарное планирование музыкально-творческих заданий на 2022-2023 год

Приложение к программе по выявлению музыкально-творческих способностей детей «Музыкальные звездочки» в ходе образовательного процесса по музыкально-художественной деятельности. Календарное...