Причины невнимательности дошкольников и пути воспитания у них устойчивого внимания.
статья на тему

Гарусина Екатерина Ивановна

Статья.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Причины невнимательности дошкольников и пути воспитания у них устойчивого внимания.

Внимание – важная сторона познавательной деятельности. Воспитателю детского сада необходимо знать особенности его формирования. Непроизвольное внимание обычно связано с внезапным появлением какого-либо объекта, сменой его движений, демонстрацией яркого, контрастного предмета. Слуховое, непроизвольное внимание возникает при внезапно раздающихся звуках, оно поддерживается выразительной речью воспитателя: сменой интонации силы голоса. Произвольное внимание характеризуется целенаправленностью.

Существуют так называемые отрицательные стороны процесса внимания или нарушения внимания - отвлекаемость, рассеянность, чрезмерная подвижность, инертность. Под нарушениями внимания понимают патологические изменения направленности, избирательности психической деятельности, выражающиеся при состоянии утомления или при органических поражениях мозга, в сужении объекта внимания, когда одновременно человек может воспринимать только небольшое число объектов, в неустойчивости внимания, когда нарушена концентрация внимания и наблюдается его отвлекаемость на побочные раздражители. Причины нарушения могут быть внешними и внутренними. Внешними причинами можно считать различные негативные воздействия (стрессоры, фрустаторы) и негативные отношения ребенка с окружающими людьми. Действия внутренних причин можно представить, как влияние нарушенной части психики на здоровую часть.

 К нарушениям внимания относятся:

-неспособность сохранять внимание: ребенок не может выполнить задание до конца, не собран при его выполнении;

-снижение избирательного внимания, неспособность сосредоточиться на предмете;

-повышенная отвлекаемость: при выполнении заданий дети суетятся, часто переключаются с одного занятия на другое;

-снижение внимания в непривычных ситуациях, когда необходимо действовать самостоятельно.

Отвлекаемость. Отвлекаемость (отвлечение внимания) – непроизвольное перемещение внимания с одного объекта на другой. Оно возникает при действии посторонних раздражителей на человека, занятого в этот момент какой-либо деятельностью. Отвлекаемость может быть внешней и внутренней. Внешняя отвлекаемость возникает под влиянием раздражителей, при этом произвольное внимание становится непроизвольным. Внутренняя отвлекаемость возникает под влиянием переживаний, посторонних эмоций, из-за отсутствия интереса и гиперответственности. Причиной внутренней отвлекаемости является запредельное торможение, развивающееся под влиянием скучной монотонной работы. Возможные причины отвлечения внимания у ребенка:

-неполная нагрузка;

-недостаточно сформированы волевые качества;

-привычка быть невнимательным (привычная невнимательность связана с отсутствием серьезных интересов, поверхностным отношением к предметам и явлениям);

-повышенная утомляемость;

-плохое самочувствие;

-наличие психотравмы;

-монотонная, неинтересная деятельность;

-неподходящий тип деятельности;

-наличие интенсивных посторонних раздражителей;

Чтобы организовать внимание ребенка, надо включить его в действие, пробудить интеллектуальный интерес к содержанию и результатам деятельности.

Рассеянность. Рассеянность внимания - это неспособность сосредоточиться на чем-либо определенном в течение длительного времени. Рассеянность обозначает поверхностное, «скользящее» внимание. Рассеянность может проявляться:

а) в неспособности к сосредоточению;

б) в чрезмерной концентрации на одном объекте деятельности.

Рассеянностью нередко называют и легкую истощаемость внимания, как следствие болезни, переутомления. У болезненных и ослабленных детей подобный вариант рассеянности встречается нередко. Такие дети могут неплохо работать в начале дня, но вскоре устают и внимание ослабевает. На сегодняшний день наблюдается тенденция увеличения числа детей, имеющих различные отклонения состояния здоровья и хронические заболевания, и, как следствие, нарушения внимания.

В каждом случае приходится разбираться в причинах нарушений и подбирать индивидуальный план коррекции рассеянности с их учетом. Причин подлинно рассеянного внимания много. Наиболее распространенными являются:

-общее ослабление нервной системы (неврастения)

-ухудшение состояния здоровья;

-физическое и умственное переутомление;

-наличие тяжелых переживания, травм;

-эмоциональная перегрузка вследствие большого количества впечатлений (положительных и отрицательных);

-недостатки воспитания (например, в условия гиперопеки ребенок, получающий слишком много словесных указаний, большой информации, привыкает к постоянной смене впечатлений, и его внимание становится поверхностным, не формируется наблюдательность и концентрация внимания);

-нарушения режима труда и отдыха;

-нарушения дыхания (причиной нарушения правильного дыхания могут быть аденоиды, хронические тонзиллиты и т.д. ребенок, который дышит ртом, дышит неглубоко, поверхностно, его мозг не обогащается кислородом, что отрицательно влияет на работоспособность, низкая работоспособность мешает концентрации его внимания на объектах и вызывает рассеянность)

- подвижность;

Инертность внимания - малая подвижность внимания, патологическая ее фиксация на ограниченном круге представлений и мыслей.

В детском возрасте очень часто отмечается невнимательность. Невнимательность требует коррекции, если перечисленные, ниже признаки проявляются у ребенка в течение шести и более месяцев:

-неумение сосредоточиться на деталях, ошибки по невнимательности;

-неспособность удерживать внимание и вслушиваться в обращенную к  нему речь;

-частая отвлекаемость на посторонние раздражители;

-беспомощность в доведении задания до конца;

-отрицательное отношение к заданиям, требующие напряжения;

-забывчивость, ребенок не способен сохранить в памяти инструкцию к заданию на протяжении его выполнения;

-потеря предметов, необходимых для выполнения задания.

Пути и средства формирования внимания в дошкольном возрасте.

Можно выделить следующие пути формирования внимания детей в дошкольном возрасте.

1. Оптимальная организация режима дня. Соблюдение определенно режима — важнейшее условие не только развития переключения, концентрации и других свойств внимания детей, но и организации всей их жизнедеятельности. Но при этом следует помнить о гибкости подхода решении этой задачи. Иной раз принципиальная педагогическая позиция негативно отражается на развитии индивидуальности ребенка.

2. Правильная организация деятельности ребенка, которая предполагает:

• использование эмоционально насыщенного материала, который вызовет у детей положительные переживания и будет способствовать поддержанию непроизвольного внимания;

• проявление активности при познании предмета (его изучение с целью выявления новых свойств и качеств);

доведение начатых дел до конца;

• рациональное чередование видов деятельности (например, после занятий физкультурой, когда дети возбуждены, нецелесообразно предлагать работу, которая требует большой сосредоточенности);

• умеренную нагрузку (занятия не должны требовать максимальной отдачи сил и энергии детей (в первую очередь это относится к занятиям по физкультуре, так как на последующих занятиях дети будут перевозбуждены, а еще спустя некоторое время начнет сказываться утомление, что, естественно, не будет способствовать сохранению устойчивого внимания даже в интересной деятельности);

• запрет на введение на одном занятии сразу 3—5 новых компонентов;

• заблаговременное информирование детей о смене деятельности («Поиграй еще немного. Скоро будем мыть руки и ужинать»);

• использование игровых ситуаций и др.

3. Использование внешних опор, указательных слов и жестов, которые учат ребенка управлять своим вниманием и поведением. Указывая на необходимость каких-либо действий («посмотри», «послушай», «потрогай» и т. д.), педагог помогает ребенку усвоить алгоритм концентрации на нужном предмете (деятельности), который впоследствии переходит во внутренний план (т. е. ребенок сам себе будет давать соответствующие команды). Примером использования внешних опор является ситуация, когда в раздевальной комнате располагаются последовательные картинки процесса одевания. Ребенок сначала выполняет действия и проверяет себя по картинкам, а затем становится способным осуществлять их без опоры.

4. Включение в умственную и двигательную активность ребенка игр и упражнений. Правильная организация различных видов деятельности детей предполагает использование их интересов и желания. Благодаря включению игрового элемента, у ребенка более активно будут развиваться переключение, распределение, концентрация и другие свойства внимания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная деятельность Тема: «Причины возникновения межличностных отношений у дошкольников и пути их преодоления»

Цель данной работы:теоретически обосновать и практически выявить трудности в межличностных отношениях дошкольников и определить средства их преодоления.Объект исследования:дети дошкольного возра...

РАЗВИТИЕ У РЕБЕНКА КОНЦЕНТРАЦИИ И УСТОЙЧИВОСТИ ВНИМАНИЯ, САМОКОНТРОЛЯ И ВОЛИ.

Упражнения, направленные на взаимодействие полушарий головного мозга....

Конспект по формированию концентрации и устойчивости внимания у ребенка с синдромом Дауна

Конспект индивидуального занятия по социальному развитию (для ребенка с синдромом Дауна с выраженной мышечной гипотонией)Конспект индивидуального занятия по социальному развитию (для ребенка с с...

Статья:"Развитие устойчивости внимания у детей средней группы с использованием дидактических игр".

Развитие устойчивости внимания у детей средней группы представляет собой важную проблему в дошкольном образовании. В данной статье говорится об актуальности проблемы развития устойчивости внимания у с...

Физическое занятие в подготовительной группе. Цель: Совершенствование функций формирующегося организма, развитие двигательных навыков, интереса к участию в физических упражнениях. Формировать у детей способность к устойчивому вниманию и собранности.

Физическое занятие в подготовительной группе.Цель: Совершенствование функций формирующегося организма, развитие двигательных навыков, интереса к участию в физических упражнениях. Формировать у детей с...

Картотека игр и упражнений на развитие устойчивости внимания, логического мышления на математическом материале

1.Упражнение - цифровая таблица2.Упражнение «Поиграй в сыщика»3.Кубики Дьеныша - «Цепочка»4.«Математические круги»...