Родительское собрание "Первый раз в первый класс"
консультация (подготовительная группа) на тему

Демидова Оксана Викторовна

Готовность к обучению в школе – важнейший итог воспитания и обучения в дошкольном учреждении и семье. Поступление в школу – переломный момент в жизни ребенка, связанный с изменением привычного распорядка дня, отношений с окружающими, когда центральное место занимает учебная деятельность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tezis.docx23.57 КБ
Файл pamyatka_ot_18.09.18.docx14.25 КБ

Предварительный просмотр:

  • Ход собрания:
  • Воспитатель: Здравствуйте, мы рады вас видеть в нашем саду! Хотим вас поздравить, уважаемые родители, с переходом в подготовительную к школе группу. Этот год пролетит очень быстро, и ваши, как ещё кажется, малыши отправятся в первый класс. А наша с вами задача помочь ребятам подготовится к школе. Как это сделать мы и попробуем сегодня разобраться.
  • Упражнение - визуализация "Первый раз в первый класс":
  • На экране слайд – шоу – фотографии родителей в первом классе под музыку.  
  • Выступление воспитателя:
  • Готовность к обучению в школе – важнейший итог воспитания и обучения в дошкольном учреждении и семье. Поступление в школу – переломный момент в жизни ребенка, связанный с изменением привычного распорядка дня, отношений с окружающими, когда центральное место занимает учебная деятельность.
  • Современная школа требует от детей не столько каких-либо знаний и умений, сколько более сложных форм умственной деятельности, большей способности к управлению своим поведением, большей работоспособности. Родителям необходимо знать, что существуют два понятия: педагогическая готовность и психологическая готовность. Под педагогической готовностью к школьному обучению понимаются первоначальные навыки счета, письма и чтения.                                                                                        Родители в основном ориентируются именно на эти параметры готовности к школе, что не совсем правильно. Существуют и другие аспекты, которые нельзя не учитывать.
  • Очень часто бывает так, что ребенок умеет писать, считать, читать, но не умеет долгое время находиться в большом коллективе или не умеет следовать требованиям нового взрослого (педагога). Родители в этом случае недоумевают:
  • «Как же так!» Им казалось, что ребенок пришел в школу подготовленным, а тут вдруг – жалобы учителя. Или через какое-то время ребенок отказывается идти в школу, говоря, что ему там надоело, не нравится, скучно, трудно и т. д. Это другая сторона готовности к школе – психологическая.
  • Психологическая готовность ребенка к школе включает следующие компоненты:
  • физическая готовность.
  • интеллектуальная готовность.
  • социально-личностная.
  • мотивационная.
  • Физическая готовность подразумевает зрелость организма, его функциональных систем. Школьное обучение предполагает достаточно большие нагрузки. Поэтому во избежание нежелательных отклонений, появления различного рода заболеваний и определяют этот вид готовности. Интеллектуальная готовность включает багаж знаний ребенка, наличие у него специальных умений и навыков (умения сравнивать, обобщать, анализировать, классифицировать полученную информацию, иметь достаточно высокий уровень развития второй сигнальной системы, иначе говоря, восприятия речи). Умственные умения могут выражаться и в умении читать, считать. Однако специалисты утверждают, что читающий и даже умеющий писать, ребенок вовсе не обязательно хорошо подготовлен к школе. Гораздо важнее научить дошкольника грамотному пересказу, умению рассуждать и мыслить логически.
  • Социально-личностная готовность.
  • Под ней понимается настрой ребенка нам работу и сотрудничество с другими людьми, в частности взрослыми, принявшими на себя роль учителей-наставников.
  • Имея данный компонент готовности, ребенок может быть внимателен на протяжении 30-40 минут, может работать в коллективе. Привыкнув к определенным требованиями, манере общения педагогов, дети начинают демонстрировать более высокие и стабильные результаты учения.
  • Мотивационная готовность предполагает обоснованное желание идти в школу. В психологии различают разные мотивы готовности ребенка к школе: игровой, познавательный, социальный. Ребенок с игровым мотивом ("Там много ребят, и можно будет играть с ними") не готов к обучению в школе.
  • Познавательный мотив характеризуются тем, что ребенок хочет узнать что-то новое, интересное. По мнению специалистов, это наиболее оптимальный мотив, имея который, ребенок будет успешен в первом классе и в период обучения в начальной школе.
  • Социальный мотив характеризуется тем, что ребенок желает приобрести новый социальный статус: стать школьником, иметь портфель, учебники, школьные принадлежности, свое рабочее место. Но не следует отталкиваться от того, что только познавательный мотив – самый основной, и если ребенок этого мотива не имеет, то он не может идти учиться в школу. Кстати педагоги начальнойшколыориентированы на игровой мотив и во многом свою деятельность, и процесс обучения осуществляют, используя игровые формы.
  • Родителям также необходимо обратить внимание на следующий момент. На начальном этапе школьном обучения наиболее слабым звеном в психической регуляции является контроль выполнения поставленной перед ним задачи, отвлекаемость на посторонние раздражители. "Наука властвовать собой" часто представляется непосильной задачей для ребенка, поскольку анатомическая и функциональная готовность лобных отделов мозга, которые отвечают за эту деятельность, только-только оформляется к семи годам жизни.
  • Очень важны также способность тормозить на определенное время высокую двигательную активность, столь свойственную детям, умение сохранять необходимую рабочую позу. А для освоения письма и рисования необходимы развитие мелких мышц кисти и координация движений пальцев рук. «Незрелые» дети часто становятся неуспевающими. Причем нередко это неуспевание в учебе растягивается на несколько лет. Но если бы "школьная зрелость" вызывала у детей лишь отставание в учебе, то эта проблема так и осталась бы педагогической. Между тем у этих детей, особенно у тех, кто ценой чрезмерного напряжения старается выполнить требования школы, страдает здоровье: они чаще болеют, у многих формируется невроз, страх перед школой и нежелание учиться. Чтобы предотвратить подобные ситуации, необходимо прогнозирование готовности ребенка к обучению ещё до поступления в школу и системная совместная работа педагогов и родителей по формированию у детей готовности к школьному обучению, которая включает следующие составляющие:
  • Выработка представления о занятиях как о важной деятельности для приобретения знаний. На основе этого представления ребенок активно ведет себя на занятиях (тщательно выполняет задания, проявляет внимание к словам педагога)
  • Развитие настойчивости, ответственности, самостоятельности, старательности.
  • Сформированности данных качеств проявляется в стремлении овладеть знаниями, умениями, прилагать для этого достаточные усилия.
  • Воспитание опыта деятельности в коллективе и положительного отношения к сверстникам; усвоение способов активного воздействия на сверстников как участников общей деятельности (умение оказать помощь, справедливо оценивать результаты работы сверстников, тактично отмечать недостатки).
  • Формирование навыков организованного поведения, учебной деятельности в условиях коллектива. Наличие этих навыков существенно влияет на общий процесс нравственного становления личности ребенка, делает его более самостоятельным в выборе занятий, игр, деятельности по интересам.
  • Итак, давайте подведем итог: Что включает в себя понятие "Ребенок готов к школьному обучению" (высказывание родителей)
  • Физическое здоровье.
  • Наличие мотива учения (познавательного и социального).
  • Сформированность произвольности поведения: умение сознательно подчинять свои действия правилу, требованию взрослого, умение внимательно слушать, и самостоятельно точно выполнять задания, умение сотрудничать со сверстниками и взрослыми).
  • Сформированность интеллектуальной сферы (умение анализировать, обобщать,сравнивать, выделят существенные признаки; умение рассуждать; достаточный уровень развития восприятия речи)
  • Что могут сделать родители, чтобы подготовить ребенка к школе? В первую очередь создать условия: играть, общаться с ребенком, предъявлять определенные единые в семье требования и добиваться их выполнения, формировать у детей объективный образ школы, прививать ребенку эмоционально спокойное, позитивное отношение к школе, вызывать интерес к учебной деятельности: посещать музей, покупать иллюстрированные энциклопедии и т. п., развивать у ребенка уверенность в себе. А теперь Вашему вниманию предлагаем игры, в которые можно играть с детьми дома.
  • (презентация игр и упражнений)
  • Рефлексия: Просим вас высказать свое мнение о проведенном мероприятии.
  • Родителям вручается памятка для родителей первоклассника.


Предварительный просмотр:

Памятки для родителей

Памятка «Как воспитывать у ребенка самостоятельность»

1.Постоянно обогащать знания и умения детей.

2.Создавать условия, побуждающие ребенка активно использовать имеющиеся знания и навыки

3.Воспитывать интерес к самостоятельным действиям, регулярно предлагая новые задания.

4.Постоянно менять тактику руководства деятельностью ребёнка: от прямых приёмов (показ, объяснение) переходить к косвенным (совет, напоминание).

5.Поддерживать желание преодолевать трудности, доводить дело до конца.

6.Ориентировать ребенка на получение хорошего результата.

7.Постоянно расширять область самостоятельности ребёнка. Раскрывать перед ним новые возможности, показывать рост его достижений, связывать растущую самостоятельность с задачами будущего школьного обучения.

8.Поддерживать у ребёнка чувство радости и гордости за собственные успешные действия.

9.Помните, что детское непослушание всегда имеет психологические мотивы:

 

Памятки для родителей

Памятка «Как воспитывать у ребенка самостоятельность»

1.Постоянно обогащать знания и умения детей.

2.Создавать условия, побуждающие ребенка активно использовать имеющиеся знания и навыки

3.Воспитывать интерес к самостоятельным действиям, регулярно предлагая новые задания.

4.Постоянно менять тактику руководства деятельностью ребёнка: от прямых приёмов (показ, объяснение) переходить к косвенным (совет, напоминание).

5.Поддерживать желание преодолевать трудности, доводить дело до конца.

6.Ориентировать ребенка на получение хорошего результата.

7.Постоянно расширять область самостоятельности ребёнка. Раскрывать перед ним новые возможности, показывать рост его достижений, связывать растущую самостоятельность с задачами будущего школьного обучения.

8.Поддерживать у ребёнка чувство радости и гордости за собственные успешные действия.

9.Помните, что детское непослушание всегда имеет психологические мотивы:

Памятка «Искусство наказывать и прощать»

1.Чаще хвалите ребёнка, чем осуждайте, подбадривайте его ,а не подмечайте неудачи ,вселяйте надежду, а не подчёркивайте, что изменить ситуацию невозможно.

2.Чтобы ребёнок поверил в свой успех, в это, прежде всего, должны поверить взрослые. Наказывать легче, воспитывать труднее.

3Не создавайте сами опасных прецедентов и резко ограничьте круг запретов. Если вы что-то разрешили ребёнку вчера, разрешите и сегодня.

Будьте последовательны.

4.Запреты всех взрослых в семье должны быть одинаковыми

5.Воинственность ребёнка можно погасить своим спокойствием.

6.Не ущемляйте достоинство и самолюбие ребенка.

7.Попытайтесь понять ребёнка и оценивать с его позиции плохой поступок.

8.Если есть сомнение, наказывать или нет, не наказывайте!

9.Помните, что детское непослушание всегда имеет психологические мотивы:

- нарочитое непослушание означает, что ребёнок хочет быть в центре внимания;

- нарочитое непослушание означает, что ребёнок хочет быть в центре внимания;

- проказы свидетельствуют о том, что ребёнок жаждет эмоциональных впечатлений;

- упрямство-свидетельство желания быть независимым;

- агрессия-ребёнок ищет способ самозащиты;

- суета, беготня-ребёнок даёт выход энергии.

 О детской креативности

Креативность — это способность к творчеству, которая может проявляться в самых разных видах деятельности.

Детская креативность — это естественное состояние ребёнка, лишённого стереотипов. Все без исключения дети талантливы .Кто-то показывает хорошие результаты в спортивных состязаниях, кто-то поёт, другой с удовольствием танцует, увлечённо рассказывает друзьям о волшебных мирах и сказочных эльфах, демонстрируя богатое воображение. Многие дети с удовольствием рисуют и лепят, играют в детском театре. Что нужно сделать, чтобы талантливый ребёнок не вырос в бездарного взрослого? Прежде всего – пробудить в ребёнке фантазию и развивать ее, не просмотреть зачатки тех или иных способностей, особого таланта к каким-то видам творческой деятельности. Первые ростки творчества проявляются в рисовании, лепке, аппликации, если для этого созданы специальные условия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Детско-родительский информационно-практико-ориентированный проект в подготовительной к школе группе «Первый раз — в первый класс!»

Тип проекта:—    информационно-практико-ориентированный;—    детско-родительский;—    долгосрочный....

Конспект родительского собрания для подготовительной группы "Первый раз - в первый класс".

Данный конспект поможет воспитателям подготовиться к своему родительскому собранию на тему подготовки детей к школе. Как правильно родителям подойти к подготовке ребенка к школе, чтобы он успешно учил...

Первое Родительское собрание в Первом классе

Наглядный материал для родителей на актуальные темы....

Родительское собрание в подготовительной группе в конце учебного года. «Первый раз в первый класс!»

Важным показателем готовности к школе является интеллектуальная готовность. Долгое время под интеллектуальным развитием ребенка понимали наличие определенных умений и знаний....

Конспект родительского собрания "Скоро в первый класс"

Ознакомление родителей с критериями готовности ребенка к школе;оценка родителями степени готовности своего ребенка к школе,с использованием игровых технологий....

Родительское собрание "Скоро в первый класс"

ЧТО НЕОБХОДИМО ЗНАТЬ И УМЕТЬ РЕБЁНКУ,ПОСТУПАЮЩЕМУ В ШКОЛУ1. Своё имя, отчество и фамилию.2. Свой возраст (желательно дату рождения).3. Свой домашний адрес.4. Свой город, его главные достопримечательно...

Родительское собрание "Скоро в первый класс".

Создать условия для включения родителей будущих первоклассников в процесс подготовки ребенка к школе....