Рекомендации для родителей "Как взрослые могут помочь ребёнку пережить непростой переход на новую ступень самостоятельности?"
консультация на тему

Ситницкая Светлана Васильевна
К нaчалу каждого учебного года родители первоклассников готовят своих детей к школе, но иногда совсем не так, как это требует ситуация. Поэтому, нужно помнить о том, что школа требует от ребёнка определённой подготовки и психологической устойчивости.                                                                                  
Умение слышать. Ребёнок должен слышать с первого раза простую спокойную речь, другими словами,  – иметь устойчивое  внимание. Мы сами создаём такую ситуацию, когда приучаем ребёнка к повторениям одного и того же несколько раз, иногда с повышением голоса. "Ты почему меня не слышишь?" – возмущаются родители, когда ребёнок не реагирует на их слова и просьбы. К сожалению, чаще всего это бывает зеркальным проявлением родительской позиции. "Мама, мама, ну мама, мама-а-а!" – чем чаще вы слышите это в свой адрес, тем сложнее будет ребёнку слышать не окрики, а просто обычную речь.
Как помочь? Можно договориться с ребёнком и провести день – соревнование "услышь с первого раза", с фиксацией счета и обязательным обсуждением итогов. Проговаривать вслух: "Я услышала тебя", когда ребёнок обращается к вам с просьбой или просто с обращением.
Работоспособность. Ребёнок уже должен быть готов к трудной работе. Поэтому приучать ребёнка к слову "надо" необходимо заранее. Для этого подходят некоторые кружки и спортивные секции, где есть требования и дисциплина: танцы, художественная гимнастика, айкидо. Развитая воля помогает, когда надо подождать, выполнять правила, следовать условностям. Если ребёнок отталкивается только от "хочу" и своей спонтанности, то проблемы неминуемы.
Как помочь? Это лучше всего тренируется домашними делами, постоянным выполнением одного и того же поручения (например, мытьё посуды или заправление постели), которое нужно делать не за бонусы, а просто так, потому что ребёнок уже достаточно взрослый член семьи.
Умение проигрывать. Все дети идут в школу с намерением учиться хорошо и получать пятёрки, однако отличниками становятся далеко не все. Когда дети психологически готовы к возможным ситуациям неудачи, они не падают духом, когда им делают замечания, не отчаиваются, получив плохую отметку. Их самооценка стабильна и не зависит от временных учебных неудач.
Как помочь? Чаще играть с ребёнком в настольные игры: шашки, лото, домино, игры с игровым кубиком. Задача взрослого – следить за тем, чтобы правила игры соблюдались, не позволять ребёнку "переходить", не поддаваться на обиды и манипуляции "так нечестно, я играть не буду", ведь правила есть правила. Если ребёнок проигрывает, надо подбадривать его: "Обидно, конечно, но на этот раз повезло мне", при этом искренне радоваться своей победе. Когда ребёнок побеждает – поддерживать: "Я всегда верил в тебя!" и принять свой проигрыш, показывая, что вы сохраняете свою самооценку.
Умение общаться со сверстниками. Находиться в одном и том же коллективе, когда дети не просто играют, а выполняют поставленную задачу, отчасти конкурируют друг с другом, сложно само по себе. Это создаёт у ребёнка страх быть неуспешным, напряжение, которое переходит в агрессию. Агрессия может быть направлена как на себя, отсюда частые заболевания, так и вовне, являясь причиной детских конфликтов. "Он обзывался, он первый толкнул, он сказал, что я…" – список детских жалоб бесконечен. Дети, которым трудно удерживаться в рамках дисциплины, страдают сами и являются причиной страдания других детей.
Как помочь? Заранее приучать ребёнка к дисциплине, не используя карательные методы, такие как изоляцию, лишение телевизора, унижение личного достоинства. Используйте только те дисциплинарные методы, которые доступны педагогам – строгий голос, замечания. Если ребёнок несдержанный, вспыльчив, может драться и обзываться, ему очень нужна помощь тех, кто научит его жить в ладу со своими чувствами и не задевать чувства окружающих.
Как бы сложно ни было узнавать все новые "слабые места" ребёнка надо помнить, что первоклассник очень уязвим, и нуждается в нашей любви и поддержке.

Скачать:


Предварительный просмотр:

"Как взрослые могут помочь  ребёнку пережить непростой переход на новую ступень самостоятельности, к взрослости?"

К нaчалу каждого учебного года родители первоклассников готовят своих детей к школе, но иногда совсем не так, как это требует ситуация. Поэтому, нужно помнить о том, что школа требует от ребёнка определённой подготовки и психологической устойчивости.                                                                                  

Умение слышать. Ребёнок должен слышать с первого раза простую спокойную речь, другими словами,  – иметь устойчивое  внимание. Мы сами создаём такую ситуацию, когда приучаем ребёнка к повторениям одного и того же несколько раз, иногда с повышением голоса. "Ты почему меня не слышишь?" – возмущаются родители, когда ребёнок не реагирует на их слова и просьбы. К сожалению, чаще всего это бывает зеркальным проявлением родительской позиции. "Мама, мама, ну мама, мама-а-а!" – чем чаще вы слышите это в свой адрес, тем сложнее будет ребёнку слышать не окрики, а просто обычную речь.

Как помочь? Можно договориться с ребёнком и провести день – соревнование "услышь с первого раза", с фиксацией счета и обязательным обсуждением итогов. Проговаривать вслух: "Я услышала тебя", когда ребёнок обращается к вам с просьбой или просто с обращением.

Работоспособность. Ребёнок уже должен быть готов к трудной работе. Поэтому приучать ребёнка к слову "надо" необходимо заранее. Для этого подходят некоторые кружки и спортивные секции, где есть требования и дисциплина: танцы, художественная гимнастика, айкидо. Развитая воля помогает, когда надо подождать, выполнять правила, следовать условностям. Если ребёнок отталкивается только от "хочу" и своей спонтанности, то проблемы неминуемы.

Как помочь? Это лучше всего тренируется домашними делами, постоянным выполнением одного и того же поручения (например, мытьё посуды или заправление постели), которое нужно делать не за бонусы, а просто так, потому что ребёнок уже достаточно взрослый член семьи.

Умение проигрывать. Все дети идут в школу с намерением учиться хорошо и получать пятёрки, однако отличниками становятся далеко не все. Когда дети психологически готовы к возможным ситуациям неудачи, они не падают духом, когда им делают замечания, не отчаиваются, получив плохую отметку. Их самооценка стабильна и не зависит от временных учебных неудач.

Как помочь? Чаще играть с ребёнком в настольные игры: шашки, лото, домино, игры с игровым кубиком. Задача взрослого – следить за тем, чтобы правила игры соблюдались, не позволять ребёнку "переходить", не поддаваться на обиды и манипуляции "так нечестно, я играть не буду", ведь правила есть правила. Если ребёнок проигрывает, надо подбадривать его: "Обидно, конечно, но на этот раз повезло мне", при этом искренне радоваться своей победе. Когда ребёнок побеждает – поддерживать: "Я всегда верил в тебя!" и принять свой проигрыш, показывая, что вы сохраняете свою самооценку.

Умение общаться со сверстниками. Находиться в одном и том же коллективе, когда дети не просто играют, а выполняют поставленную задачу, отчасти конкурируют друг с другом, сложно само по себе. Это создаёт у ребёнка страх быть неуспешным, напряжение, которое переходит в агрессию. Агрессия может быть направлена как на себя, отсюда частые заболевания, так и вовне, являясь причиной детских конфликтов. "Он обзывался, он первый толкнул, он сказал, что я…" – список детских жалоб бесконечен. Дети, которым трудно удерживаться в рамках дисциплины, страдают сами и являются причиной страдания других детей.

Как помочь? Заранее приучать ребёнка к дисциплине, не используя карательные методы, такие как изоляцию, лишение телевизора, унижение личного достоинства. Используйте только те дисциплинарные методы, которые доступны педагогам – строгий голос, замечания. Если ребёнок несдержанный, вспыльчив, может драться и обзываться, ему очень нужна помощь тех, кто научит его жить в ладу со своими чувствами и не задевать чувства окружающих.

Как бы сложно ни было узнавать все новые "слабые места" ребёнка надо помнить, что первоклассник очень уязвим, и нуждается в нашей любви и поддержке.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Памятка для взрослых "Как помочь ребенку пережить последствия психической травмы"

Материал в помощь родителям, чьи дети могли пережить какую-либо психическую травму (сресс, испуг, потерю). Даны рекомендации, с помощью которых можно помочь ребенку справиться со сложной ситуацией....

Как помочь ребёнку пережить "Полярную ночь".

В период с ноября по январь, когда солнце находится за горизонтом, наступает «биологическая темнота», что приводит к «ультрафиолетовому голоданию», которое вызывает расстройство нервной системы,...

«Как помочь ребенку пережить процесс перехода из дома в детский сад»

laquo;Как помочь ребенку пережить процесс перехода из дома в детский сад»         При поступлении в дошкольное образовательное учреждение все дети проход...

Как помочь ребёнку пережить горе: рекомендации родителям ребёнка

Жизнь ребенка наполнена не только радостями и мелкими огорчениями, в ней порой встречается и настоящее горе, связанное с потерей близких вследствие болезней, старости, несчастных случаев, катастроф, а...

Как взрослые могут помочь ребёнку с РАС лучше понимать то, что ему говорят дети

Как взрослые могут помочь ребёнку с РАС лучше понимать то, что ему говорят дети...

Рекомендации для родителей детей подготовительной группы: "Как родители могут помочь ребёнку избежать некоторых трудностей?".

Рекомендации для родителей детей подготовительной группы: "Как родители могут помочь ребёнку избежать некоторых трудностей?"....