Формирование предпосылок к учебной деятельности
консультация на тему

Балбашова Елена Ивановна

Формирование предпосылок к учебной деятельности ребенка как важнейший аспект подготовки к школьному обучению

Скачать:


Предварительный просмотр:

ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДПОСЫЛОК К УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК ВАЖНЕЙШИЙ АСПЕКТ ПОДГОТОВКИ РЕБЕНКА К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ.

                                                                                                                                                                                                                   

В настоящее время все больше внимания уделяется формированию предпосылок и элементов учебной деятельности у старших дошкольников. Доказано, что у детей, не готовых к систематическому обучению, труднее и дольше проходит период адаптации к школе. Гораздо чаще проявляются различные трудности обучения, среди них значительно больше неуспевающих.

Наиболее широко понятие «элементы учебной деятельности» представлено в работах Д.Б.Эльконина, В.В.Давыдова и их последователей. Учебная деятельность определяется в них как ведущий тип деятельности в младшем школьном возрасте, как особая форма социальной активности, проявляющая себя с помощью предметных и познавательных действий, в ходе которых дети овладевают системой научно-теоретических понятий и опирающихся на них способов решения конкретно-практических задач.

Цель учебной деятельности – познание детьми окружающего, т.е. овладение ими системой знаний, навыков и умений, компетенций. В этом процессе также формируются способности и черты характера ребенка. Научный смысл формирования учебной деятельности будет ограниченным, если под этим понимать либо процесс развития способности, либо становление научно-теоретического мышления, либо обучение творчеству. Формирование учебной деятельности – прежде всего процесс формирования субъекта этой деятельности, проблема развития личности как ее субъекта.

Учебная деятельность не тождественна усвоению знаний, умений, навыков, которые ребенок может получать и вне этой деятельности, например в игре, труде. Однако только в условиях учебной деятельности возможно усвоение системы теоретических понятий как формы общественного опыта. Доказано, что развитие учебной деятельности возможно в первую очередь на основе осознанного вычленения ребенком способа действий. Поэтому важной предпосылкой к учебной деятельности выступает овладение детьми общими способами действий, т.е. такими способами, которые позволяют решать ряд практических или познавательных задач, выделять новые связи отношения.

Важные элементы учебной деятельности – обобщенные умения, на основе которых формируются универсальные учебные действия. Среди них особое место занимает умение выделять учебную задачу и превращать ее в самостоятельную цель деятельности.

Среди предпосылок к учебной деятельности выделяются противоположные по сути умение работать по инструкции и способность самостоятельно находить способы решения практических и познавательных задач.

В старшем дошкольном возрасте при решении практических задач сознание детей переориентируется с конечного результата на способы его достижения. Дошкольники начинают осмысливать свои действия и их результаты, т.е. осознавать путь, с помощью которого приобретаются новые знания. такое осознание повышает успешность формирование у них новых познавательных действий и вместе с этим новых, более сложных знаний.

В дальнейшем необходимо учить детей использовать усвоенный способ в новых условиях, в соответствии с которыми они изменяют конкретные формы его употребления, сохраняя вместе с тем общий принцип. Это достигается в ходе решения ряда сходных, но не тождественных задач, приводящих ребенка к определенному обобщению, возникновению прецедента для переноса найденных способов действий в новые, измененные условия, становлению соответствующих навыков.

Важная предпосылка к становлению учебной деятельности – умение контролировать способ выполнения своих действий и оценивать их. Поскольку учебная деятельность осуществляется на основе образца действий, то без сопоставления реально производимого ребенком действия с образцом, т.е. без контроля, учебная деятельность лишается основного компонента. Психолого-педагогические исследования последних лет дают основание считать, что подготовка к учебной деятельности рационально начинать именно с формирования названных умений.

К предпосылкам к учебной деятельности относятся также сформированность личностного (мотивационного) компонента. Первым условием успешного учения ребенка в начальной школе является наличие у него следующих мотивов:

- отношение к учению как к важному общественно значимому делу;

-стремление к приобретению знаний;

- интереса к определенным учебным предметам.

Предпосылками возникновения этих мотивов служат, с одной стороны, формирующиеся к концу дошкольного детства общие желания детей поступить в школу, приобрести почетное в глазах ребенка положение школьника, а с другой – развитие любознательности, умственной активности, обнаруживающиеся в живом интересе к окружающему, стремление узнать новое.

Неоднократно проводившиеся опросы детей в подготовительных к школе группах детского сада показали, что поступить в школу хотят практически все дети, хотя это желание они обосновывают по-разному. Одна часть детей в качестве привлекательных моментов школьной жизни указывает получение знаний, другая ссылается на внешний аксессуар – обладание портфелем, звонки, перемены, общение с учителем и другое.

Это, однако, не означает, что такие дети мотивационно к школе не готовы. Решающее значение имеет само положительное отношение к ней, создающее благоприятные условия для последующего формирования более глубокой, собственно учебной мотивации.

Учебная мотивация – система, включающая:

- познавательные потребности, цели, интересы, стремление, идеалы;

- мотивационные установки, которые придают ей активный и направленный характер, входят в структуру и определяют ее содержательно-смысловые особенности.

Учебная мотивация – частный вид мотивации, включенный в определенную деятельность, в данном случае  - учебную. Учебная мотивация позволяет развивающейся личности определить не только направление, но и способы реализации различных форм учебной деятельности, задействовать эмоционально-волевую сферу. Она выступает в качестве значимой многофакторной детерминации, обусловливающей специфику учебной ситуации в каждом временном интервале.

Следующее условие успешности учения заключается в развитии произвольности, управляемости поведения. Произвольность внешнего, двигательного поведения обеспечивает ребенку возможность выдерживать школьный режим,  в частности организованно вести себя на уроках. Произвольное управление внутренними, психическими действиями необходимо для целенаправленного наблюдения за явлениями, сохранение сосредоточенного внимания даже в тех случаях, когда материал не представляет для ребенка непосредственного интереса, для запоминания предлагаемых учителем или содержавшихся в учебнике сведений с применением соответствующих приемов, для последовательного обдумывания хода решения задач и тому подобное.

Таким образом, успешность обучения в школе зависит от целого ряда факторов. Важнейшая составляющая успешной учебной деятельности – умение понимать суть учебной задачи и решать ее. Отличие учебных задач от практических состоит в том, что основная цель деятельности детей заключается в усвоении общих способов выделения свойств предметов или явлений и решение определенного класса конкретных практических задач. Именно обращение от результатов деятельности к способам можно выделить как основную характеристику полноценной учебной деятельности.

Д.Б.Эльконин отмечал, что не всякая учебная задача может стать центральным звеном учебной деятельности, а лишь такая, которая содержит в себе учебную проблему. Поэтому формирование элементов учебной деятельности, обеспечение готовности детей к школьному обучению требуют от педагога владения технологиями проблемного обучения.

 

Литература

1.Безруких М.М. Готов ли ребенок к школе.- М.: Наука,2005 - 128с.

2. Гербова, В. В. Коммуникация. Развитие речи и общения детей в подготовительной к школе группе детского сада / В.В. Гербова. - М.: Мозаика-Синтез, 2013. - 112 c.

3. Кравцова Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе. - 3-е изд. - СПб.: Речь, 2010. - 152 с.

4.Особенности психического развития детей 6-7-летнего возраста / Под ред. Д. Б. Эльконина, А. Л. Венгера.- М.: Педагогика, 1988. - 135 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему: "Формирование предпосылок к учебной деятельности"

Стать я о том, на что нужно обратить внимание при подготовки к школе....

Обобщение материала коррекционно-развивающей работы по формированию предпосылок к учебной деятельности у старших дошкольников.

В этой презентации представлены методы и техники формиования учебных навыков у старших дошкольников. Развитие речи происходит с помощью моделирование русских народных сказок, развитие внимания и воспр...

Памятка "Формирование предпосылок к учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста посредством реализации иформационно-коммуникативных технологий в условиях ведения ФГОС ДО"

Сегодня нет необходимости обсуждать, нужно ли использование компьютера в системе образования. Современное общество активно создает информационную культуру, в которой уже живут наши дети.Детям интересн...

ПРЕЗЕНТАЦИЯ « Роль театрализованных игр в формировании предпосылок к учебной деятельности дошкольников»

в презентации представлен материал о разных видах и значении театрализованных игр....

Консультация для педагогов "Формирование предпосылок к учебной деятельности старших дошкольников"

Формурование предпосылок УУД в старшем дошкольном возрасте - основа для дальнейшего успешного обучения в школе....