Игры для развития фонематического восприятия
консультация на тему

Лесанова Евгения Николаевна

Нарушение фонематического восприятия мешает детям овладеть в нужной степени словарным запасом и грамматическим строем, тормозит развитие связной речи (подчеркнём, что все названные процессы взаимосвязаны и взаимообусловлены).

        Предлагаю в данной статье ознакомиться с примерными играми для развития фонематического восприятия. Данные игры можно использовать как в ДОУ, так и дома.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igry_dlya_razvitiya_fonematicheskogo_vospriyatiya.docx25.24 КБ

Предварительный просмотр:

«Игры для развития фонематического восприятия»

(консультация для родителей и педагогов)

        Нарушение фонематического восприятия мешает детям овладеть в нужной степени словарным запасом и грамматическим строем, тормозит развитие связной речи (подчеркнём, что все названные процессы взаимосвязаны и взаимообусловлены).

        Предлагаю ознакомиться с примерными играми для развития фонематического восприятия. Данные игры можно использовать как в ДОУ, так и дома.

  1. Развитие неречевого слуха.

На этом этапе проводятся упражнения на различение неречевых звуков. Такие упражнения способствуют развитию слуховой памяти и слухового внимания, без чего невозможно научить ребёнка вслушиваться в речь окружающих и дифференцировать фонемы. В это время работает физический слух. Упражнения включают задания на распознание:

  • звучащих инструментов (губная гармошка, свисток, дудочка);
  • звучащих предметов (крупа в коробках, погремушки, шелест листьев, шуршание бумаги);
  • действий предметов (хлопанье, скрип, свист, стуки, звуки транспорта). Проводятся игры на узнавание товарищей, голосов других людей, мелодий.

Примерные игры с детьми для развития неречевого слуха:

  • «Что звучало?» Цель: развитие слухового внимания. Демонстрировать звучание бубна, губной гармошки, дудки и т. д. Ребенок слушает и запоминает, как звучит каждый музыкальный инструмент, потом закрывает глаза и на слух определяет, что звучало. Если нет инструментов, то можно использовать чашку, игрушки и т. д.
  • «Угадай, чей голос?» Цель: развитие слухового внимания. Родитель подходит к любому сидящему взрослому или ребенку в комнате и произносит что – либо, а ведущий с закрытыми глазами угадывает чей это голос.
  • Игра «Скажи, что ты слышишь?» Цель: развитие слухового восприятия, дифференциация неречевых звуков. Оборудование: стаканы (с водой и пустой), баночки с крупами, фольга, деревянные и металлические ложки, ширма. Взрослый показывает и называет предметы, демонстрирует их звучание. Взрослый за ширмой выполняет различные действия с предметами (переливает воду, пересыпает крупу...). Ребёнок должен определить, что он слышит (шуршание бумаги, звук льющейся воды и т.д.)
  • Игра «В мире звуков» Цель: развитие слухового внимания, дифференциация неречевых звуков. Взрослый предлагает закрыть глаза и послушать, что происходит дома, на улице.
  • Игра «Угадай, кто кричит» Цель: развитие слухового внимания, дифференциация неречевых звуков. Оборудование: игрушки или картинки, изображающие знакомых ребёнку домашних животных, магнитофон, запись голосов животных. Описание игры: взрослый показывает приготовленные картинки или игрушки, включив запись с голосами соответствующих животных. Затем просит послушать и угадать, кто придёт к ним в гости. Логопед включает запись с голосами животных, меняя их порядок предъявления. Ребёнок угадывает, кто это.
  • Игра «Тихо - громко!» Цель: развитие слухового восприятия, дифференциация звуков по силе звучания. Оборудование: музыкальные инструменты. Логопед играет на выбранном музыкальном инструменте то тихо, то громко. Услышав громкое звучание инструмента, дети бегут. Услышав тихое звучание, идут шагом. Логопед может выбирать разные инструменты и предлагать разные варианты движений.
  • Игра «Дятел», «Прохлопай, как я» Цель: развитие слухового восприятия, дифференциация ритмических рисунков. Оборудование: музыкальный треугольник, картинка с изображением весны. Описание игры: логопед просит детей определить, какое время года изображено на картинке, назвать признаки весны. Логопед предлагает детям повторить песенки весны. Логопед отстукивает ритмы на музыкальном треугольнике, а названный ребенок отхлопывает: /- /, / -//, //- //...
  1. Развитие речевого слуха.

Примерные игры с детьми для развития речевого слуха:

Дифференциация голосов по тембру:

  • Игра «Угадай, чей голос?» Цель: развитие речевого слуха, дифференциация голосов по тембру. Описание игры: ребёнок поворачивается спиной к остальным детям. Один из них (до кого дотронется логопед) называет имя ведущего. Тот должен определить, кто его позвал.
  • Игра «Большой, средний, маленький» Описание игры: Взрослый рассказывает сказку Л. Толстого «Три медведя» в сокращённом варианте, произнося реплики и звукоподражания, то очень низким, то средним по высоте, то высоким голосом. Ребёнок угадывает, кто из медведей «говорит».

Развитие речевого внимания:

  • Игра «Будь внимателен» Цель: развитие речевого внимания. Взрослый выполняет действия с предметами, сопровождая их речью. Иногда действия логопеда и утверждения о том, что он делает, не совпадают. Ребёнок должен обратить внимание на ошибки и исправить их.
  • Игра «Слушай и выполняй» Цель: развитие речевого внимания, памяти. Взрослый называет действия, которые должен выполнить ребёнок (от 2 до 4-5 инструкций).

Различение слов, близких по звуковому составу.

  • Игра  «Внимательные ушки» Взрослый просит детей поднять руку, если он произнесет слово неправильно, если правильно – хлопнуть в ладоши. Логопед произносит: вагон, флакон, загон, вагон, фагон...
  • Игра «Какое слово лишнее?» Из четырёх слов, отчётливо произнесённых взрослым, дети  должны назвать то, которое отличается от остальных:

КОМ – КОМ – КОТ – КОМ                    БУДКА – БУКВА – БУДКА – БУДКА

ВИНТ – ВИНТ – БИНТ – ВИНТ            КАНАВА – КАНАВА – КАКАО – КАНАВА

  • Игра «Самое короткое, длинное слово» Взрослый произносит три слова,  а дети говорят, какое слово самое короткое.

СТРОИТЕЛЬ – ПЛОТНИК – ДОМ  ; ДОЧЬ – ДОЧЕНЬКА – ДОЧУРКА

ЛУК – ПОМИДОР – ТЫКВА ; МЕДВЕДЬ – ЁЖ – ЛИСА

Дифференциация звуков, дифференциация слогов

  • Игра «Назови по порядку слоги» Взрослый  произносит слово, дети говорят: какой слог 1-й, какой – 2-й. Например: САДЫ – 1-й слог СА, 2-й слог  ДЫ. Вначале берутся слова из 2-х слогов (ВОДА, ПОЛЕ, ЛУНА, УТРО, НЕБО, КОСМОС…).
  • Игра «Какой слог лишний?» Цель: развитие фонематического восприятия, дифференциация слогов с оппозиционными согласными. Описание игры: Взрослый произносит ряд повторяющихся слогов, например, на – на – па – на, и спрашивает ребят, какой слог «лишний». Затем слоговой ряд усложняется (ва – фа – ва – ва, ...)
  • Игра «Угадай звук» Какой одинаковый звук есть во всех словах? Шуба, кошка, мышь (звук ш). Жук, жаба, лыжи – ж; чайник, ключ, очки – ч; щетка, ящик, щавель – щ; коса, усы, нос- с; селедка, Сима, лось – сь; коза, замок, зуб – з; зима, зеркало, вазелин – зь; цветок, яйцо, курица – ц; лодка, стул, лампа – л; липа, лес, соль – ль; рыба, ковер, крыло – р; рис, крепость, букварь – рь.
  1. Развитие навыка элементарного звукового анализа и синтеза.

Этот этап имеет определённую последовательность:

  • Определение количества слогов в словах разной сложности
  • Выделение в звуковом потоке гласного, затем согласного звука
  • Выделение из слога гласного, затем согласного звука
  • Выделение первого и последнего звука в слове
  • Выделение слова с предложенным звуком из группы слов или из предложения
  • Определение места, количества, последовательности звуков в слове
  • Творческие задания (например, придумать слова с заданными звуками)

Примерные игры с детьми для развития звукового анализа и синтеза:

Определение количества слогов в слове, составление слов из разного количества слогов

  • Упражнения -  «Прошагаем слово», «Отхлопаем слова» 

Ребёнок, отхлопывая, делит слово на части (слоги).

Игры на выделение первого и последнего звука в слове

  • Игра «Цепочка слов» Игроки садятся в круг и по очереди говорят по одному слову, который связываются в цепочку. Каждое следующее слово начинается с последнего звука предыдущего. Например: зима – аист – танк – крот – тапки – игра и т.д.
  • Игра «Узнай слово» Назовите слово,  опуская последний звук, например: «тан..»,  «пау..», «вени..» и т.д. Ребёнок должен добавить последний звук, чтобы получилось слово.

Игры на выделение места звука в слове

  • Игра «Звукоедик»: Игровой материал: кукла. Правила игры: У звуков есть страшный враг – Звукоедик. Он питается начальными звуками (последними звуками) во всех словах. Взрослый ходит с куклой в руках и говорит: …иван, …тул, …льбом, ..кно (сто…, сту…, альбо…, окн…) и т.д. Что хотела сказать кукла?
  • Игра «Подарки друзьям»: Правила игры: Крокодил Гена провел отпуск в Африке. И оттуда привез много разных подарков. Каждому подарил предмет, название которого начинается с того же звука, как и имя друга: Айболиту – абрикос, альбом, астру; Зайчику – зонт, замок, звонок.

Игры на определение количества и последовательности звуков в слове

  • Игра "Сколько звуков?". Определить количество гласных или согласных звуков при слитном произнесении («Коза» -два гласных звука: о, а; два согласных: к, з).
  • Игра «Шифровка» Положить столько красных кружков, сколько гласных звуков в слове. Можно выложить любой другой предмет вместо фишек.

Творческие задания

  • Игра «Придумай слово?» Предложите детям назвать слова:

С «песенкой комарика» - зонт, зебра, зарядка, ваза, корзина.

С «песенкой жука» - жираф, желуди, жаба, лыжи, ножницы, кружок, ножик.

С «песенкой мотора» - рак, рыба, грибы, сыр, рама, торт.

С «песенкой насоса» - собака, лиса, ослик, сумка, стол, стул, самолет.

  • «Слово это изменяй, изменяя — удлиняй» Цель: расширение словарного запаса, развитие внимания, быстроты мышления Ход занятия: Взрослый произносит односложное слово: сад, куст, нос, нож, стол. Ребенок изменяет, слово так, чтобы оно стало двусложным (нос - носы) или трехсложным (дом - домики). Определяется количество слогов.

 

Учитель-логопед                                   Е.Н. Лесанова


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ.

Основной задачей  в процессе обучения грамоте является формирование у дошкольников общей ориентировки в звуковой системе языка, обучение их звуковому анализу слова, т.е. определению порядка...

Дидактические игры для развития фонематического восприятия

Игры для развития фонематического восприятия у детей, имеющих речевые нарушения...

Консультация для педагогов:«Игры для развития фонематического восприятия у дошкольников»

В данной консультации раскрыты основные понятия фонематической системы: фонематический слух, фонематическое врсприятие, фонематический анализ, синтез, фонематические представления, показана взаим...

Игры на развитие фонематического восприятия

Несформированность фонематического слуха негативно влияет на формирование звукопроизношения, такие дети часто искажают в речи те звуки, которые умеют произносить правильно, для них также характерны на...

Игры для развития фонематического восприятия. Подсказка для родителей.

Статья содержит краткую информацию о важности формирования фонематического восприятия в дошкольником возрасте. Предлагается практический материал, построенный по принципу от простого к сложному....