Игровой тренинг «Игры и упражнения для подготовки детей 5-6 лет к обучению грамоте»
методическая разработка (старшая группа)

Куликова  Анастасия  Евгеньевна

Уровень речевого развития, на который выходит ребенок в старшем дошкольном возрасте, вплотную подводит его к серьезному этапу – овладению устными и письменными формами речи (чтением и письмом). Поэтому старший дошкольный возраст – это возраст серьёзной подготовки детей к обучению чтению и письму. Готовность ребенка к обучению грамоте складывается из многих составляющих, среди которых : первостепенное значение уделяется таким речевым характеристикам, как: развитый речевой  слух; четкая артикуляция звуков родного языка (что  обеспечивает  правильное проговаривание); знание зрительных образов букв и умение соотносить звук с буквой; выработка гибкости и точности движения руки, глазомера, чувства ритма и пр.

Взрослым необходимо помнить, что чтение и письмо – сложные навыки, которые требуют определенного уровня развития ребенка (психологического, физиологического и лингвистического).

Задача взрослых – подготовить ребенка к последующему обучению чтению и письму.

В пять-шесть лет следует не только закрепить имеющиеся достижения в речевом развитии, но и расширить круг умений и навыков, необходимых для  полноценного усвоения письменной формы речи.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Игровой тренинг «Игры и упражнения для подготовки детей 5-6 лет к обучению грамоте»

Цель семинара - практикума: повышение педагогической компетентности родителей по подготовке детей к обучению грамоте детей 5-6 лет.

Задачи:

• ознакомление родителей с основными задачами по подготовке детей старшего возраста к обучению грамоте;

• обучение практическим приемам и упражнениям по формированию фонематического слуха, звукового анализа, деления слов на слоги, составлять предложения из 2-3 слов;

• предоставление практического опыта игрового партнерства с детьми;

План практикума

1. Вводная часть: 

Мини-лекция учителя-логопеда.

2. Практическая часть:

Игры: «Назови первый звук», «Делим слова на слоги», «Что в мешочке», «Мы в лесу», «Живые слова», «Художники»

3. Заключительная часть:

Конспект игрового тренинга

Участники: родители, дети старшей группы №8.

Ведущие: воспитатель, учитель-логопед.

Продолжительность:  40 мин.

Необходимые материалы: мяч, доска, магниты, портфель с разрезной картинкой «Весна», раздаточный материал кружочки серого цвета, схемы для звукового анализа «АУ» (на каждого ребенка), мнемотаблица для игры «Художник», картинка «Лиса догоняет зайца», мешочек с предметами: нож, лук, вата, рыба.

Ход практикума

1. Вводная часть

Учитель-логопед:

Приветственное слово, сообщение темы практикума.

Здравствуйте, уважаемые родители. Сегодня мы пригласили вас на семинар - практикум «игры и упражнения для подготовки детей 5-6 лет к обучению грамоте».

Цель практикума: повышение педагогической компетентности родителей по подготовке детей к обучению грамоте детей 5-6 лет.

2. Теоретическая часть

Мини-лекция учителя-логопеда (исходя из сказанной информации родителей). Ознакомление родителей с задачами по подготовке детей к грамоте 5-6 лет и краткое их разъяснение:

  1. Познакомить детей со словом (учить понимать термин «слово»: все окружающие нас предметы, действия, признаки предметов можно обозначить словом; правильно использовать термин «слово» в речи. Учить произносить слова отчетливо и вслушиваться в их звучание. Познакомить с длинными и короткими словами, учить сравнивать слова по протяженности. Расширять представление о разнообразии слов по звучанию и значению: похожие и разные по звучанию слова, короткие и длинные, многозначные слова, противоположные и одинаковые по значению, слова-названия предметов, действий, признаков.)  
  2. Деление слова на части. (Формировать умение делить двух- и трехсложные простые слова на части. Учить определять по количеству частей длинные и короткие слова. Учить подбирать слова с заданной частью.)
  3. Формирование понятия «Предложение». (Учить понимать термин «предложение» (о чём-либо рассказывает, состоит из слов, слова следуют друг за другом), правильно использовать термин «предложение» в речи. Формировать умение составлять предложения из двух, трех, четырех слов: по действию детей, по картине, по «Живой модели», по двум предметам или предметным картинкам, по заданным словам, добавлять или заменять слова в предложении. Учить анализировать и моделировать состав предложения. Познакомить с длинным и коротким предложением.)
  4. Знакомство со звуковым строением слова. (Учить понимать термин «звук», правильно использовать в речи. Формировать умение интонационно выделять звук в слове. Учить находить из заданного речевого материала и самостоятельно подбирать слова с заданным звуком. Учить анализировать односложные слова из трех звуков: выделять и называть первый звук в слове, выделять и называть последний звук в слове, определять последовательность звуков в слове с помощью картины-схемы, полоски-схемы. Формировать понятие «гласный звук»: можно пропеть, громко прокричать, произнесению его во рту ничего не мешает; учить находить в односложном слове гласный звук.

3. Практическая часть

Воспитатель:

Игра в кругу с мячом «Подскажи первый звук». Воспитатель произносит слова с интонационным выделением первого звука и бросает мяч ребенку, тот называет первый звук в слове и бросает мяч обратно воспитателю (стол, хлеб, звонок, врач, слон, флаг, змея, хвост, свет, внук, звезда, квас, дверь, плита, соль, волк, мышь, зубы, нос, фантик, халат, спит, хватает, варит, моет, носит, ходит). В игре должны принять участие все дети.

Учитель-логопед:

Звуковой анализ «АУ» Логопед предлагает детям поиграть: «Представьте себе, что мы пришли в лес. Часть детей зашли за деревья и не видят остальных. Это заблудились мальчики. Они решили позвать девочек и крикнуть: «АУ!» Мальчики, крикните хором: «Ау!» Девочки услышали товарищей и отвечают им так же: «Ау!»

«АУ!» очень короткое слово, но какое нужное\», - говорит воспитатель, – многих людей, которые заблудились в лесу, из беды выручило».

Логопед произносит слово, интонационно подчеркивая каждый звук: «Аауу». Предлагает детям вслушаться и произнести так же. Спрашивает: «Какой первый звук в слове «аау»? – А. Посмотрите, я нарисую для этого звука домик» (рисует на доске квадрат).

Затем произносит слово с интонационным выделением второго звука: ауу и спрашивает: «Какой второй звук в слове?». Дети отвечают. Пририсовывает к первому квадрату второй. «В слове два звука, и мы нарисовали  для них две клеточки. Какой звук живет в первой клеточке? – «Звук А». – Во второй? - «Звук «У».

Логопед объясняет: «Первая клеточка – домик для звука «А», вторая клеточка – домик для звука «У». Если я произнесу звуки друг за другом, плавно (ведет указкой под клеточками), то прочитаю слово «ау». Посмотрите внимательно, как я читаю: веду указкой под первой клеточкой и произношу  звук «А», когда перехожу ко второй клеточке, начинаю произносить звук «У». «Аауу!» (медленно ведет указкой от первой клеточки ко второй).

Дети вместе с логопедом хором произносят слово «ау» в соответствии с движением указки под схемой. Повторяют 3 – 4 раза. Потом 2 – 3 человека «читают» самостоятельно. Логопед следит, чтобы никто из детей «не обгонял» указку и «не отставал» от нее.

Воспитатель:

«Какое слово длиннее». Воспитатель вместе с детьми вспоминает, какие бывают слова. Похожие и непохожие. И предлагает определить сколько слогов у каждого в имени. (хлопают в ладоши)

Учитель-логопед:

Игра «Живые слова»

Логопед показывает картинку. Спрашивает: «Кто здесь нарисован?» - «Лиса». «Что мы сейчас сказали?» - «Слово «лиса». Дети получают задание составить предложения, в которых рассказывалось бы что-нибудь о лисе, а что делает лиса? Логопед предлагает послушать слова «лиса», «догонять», «заяц» и подружить их, сказать так, чтобы получилось предложение. (Лиса догоняет зайца). Вызывается другая группа детей, повторяется игра «Живые слова»: детям «раздаются» слова, они называют их и дают руку рядом стоящему.

«Какое первое слово? (Лиса). Назовите второе слово. (Догоняет.) Какое слово мы еще не назвали? (Зайца). Сколько слов в предложении? Сейчас слово «лиса» уйдёт. Оставшиеся дети-слова снова назовут себя «догоняет, зайца». Это предложение? Почему? (Нет, непонятно кто догоняет зайца, не хватает слова в предложении, оно становится непонятным)».

Воспитатель:

Игра «Что в мешочке». Воспитатель проговаривает слова, где звуки не дружные , а дети должны их подружить.  Первый звук этого слова «Н», второй звук «О», третий звук «Ш». – «Нош».   «Первый звук – «Л», второй – «У», третий – «К». – «Лук». «Первый звук – «В», второй – «А», третий – «Т», четвертый – «А». – «Вата». «Первый звук – «Р», второй – «Ы», третий – «Б», четвертый – «А». – «Рыба».

Учитель-логопед:

Игра «Художник». Дети по очереди становятся художниками, художник описывает кого-то из детей с опорой на мнемотаблицу, а все остальные отгадывают чей это портрет (мальчик-девочка, цвет волос, цвет глаз, какой нос-губы-уши, если дети не догадались добавить описание одежды)

4. Заключительная часть

Рефлексия с родителями. Вопросы для обсуждения:

• Ваше настроение, чувства после участия в практикуме?

• Что нового, интересного узнали для себя?

• Какие упражнения запомнились? Будете ли вы использовать их дома?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект по подготовке детей 6-7 лет к обучению грамоте

Конспект по подготовке детей 6-7 лет к обучению грамоте В мире волшебных звуковЦель занятия: Закрепить знания у детей о гласных звуках и буквах.Задач: Закрепить знание детей о гласных звуках и их...

Консультация для родителей "Подготовка детей с нарушением речи к обучению грамоте"

В консультации для родителей раскрывается понятие "Речевая готовность ребенка к школе", говорится  об основных задачах в процессе обучения грамоте и об особенностях протекания этого процесса у де...

Авторская программа дополнительного образования по подготовке детей 5-7 лет к обучению грамоте и чтению "Читалочка"

Исходя из запросов основных заказчиков образовательных услуг - родителей воспитанников и требований современной педагогической ситуации,  была разработана программа дополнительного образования по...

Роль родителей при подготовке детей старшего дошкольного возраста к обучению грамоте.

Для успешной подготовки детей к обучению грамоте необходимо не только качественно проводить работу с детьми в ДОУ, но и осуществлять взаимодействие с родителями, поэтому одним из главных направлений с...

Подготовка детей старшего дошкольного возраста к обучению грамоте. Анализ предложения.

Работа над предложением в дошкольном возратсе способствует не только подготовке к обучению грамоте, но и общеречевому и умственному развитию детей. Без неё представление о слове у дошкольника носит не...

Игры и упражнения для подготовки детей к грамоте

Игры и упражнения для подготовки детей к чтению...

Игры и упражнения для подготовки детей к грамоте

Игры и упражнения для подготовки детей к грамоте...