Конспект по подготовке детей 6-7 лет к обучению грамоте
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа) по теме

Эльбек Ольга Геннадьевна

Конспект по подготовке детей 6-7 лет к обучению грамоте

 

В мире волшебных звуков

Цель занятия: Закрепить знания у детей о гласных звуках и буквах.

Задач:

  1. Закрепить знание детей о гласных звуках и их признаках с  помощью упражнений общей артикуляционной гимнастики.
  2. Продолжать работу по развитию у детей правильного речевого дыхания.
  3. Совершенствовать умение произвольно изменять силу, высоту и тембр голоса.
  4. Продолжать работу над четкостью дикции, интонационной выразительности.
  5. Совершенствовать навык выделения заданного звука из слова в ударной позиции.
  6. Развивать фонематический анализ и синтез.
  7. Сформировать понятие –звук и буква.

Материал: игрушка – дядюшка АУ, доска, материал для проведения упражнений и игр,  мяч, картинки, схемы, Азбука, шумованые буквы.

Оборудование:

Интерактивная доска, проектор, ноутбук, МР3 проигрыватель.


 

Скачать:


Предварительный просмотр:

 

Конспект по подготовке детей 6-7 лет к обучению грамоте

В мире волшебных звуков

Цель занятия: Закрепить знания у детей о гласных звуках и буквах.

Задач:

  1. Закрепить знание детей о гласных звуках и их признаках с  помощью упражнений общей артикуляционной гимнастики.
  2. Продолжать работу по развитию у детей правильного речевого дыхания.
  3. Совершенствовать умение произвольно изменять силу, высоту и тембр голоса.
  4. Продолжать работу над четкостью дикции, интонационной выразительности.
  5. Совершенствовать навык выделения заданного звука из слова в ударной позиции.
  6. Развивать фонематический анализ и синтез.
  7. Сформировать понятие –звук и буква.

Материал: игрушка – дядюшка АУ, доска, материал для проведения упражнений и игр,  мяч, картинки, схемы, Азбука, шумованые буквы.

Оборудование:

Интерактивная доска, проектор, ноутбук, МР3 проигрыватель.

Ход занятия:

  1. Организационный момент.

   Ребята, посмотрите, кто это идет к нам в гости? Правильно , дядюшка Ау. Вот и дошел до нас и принес целый мешок  сувениров.

Присаживайтесь на стульчики, будем смотреть, что же в мешке у нашего гостя.

В. Достает – Азбуку.

-Что же это такое, ребята?

-Правильно – Азбука.

 

Азбука – это главный помощник ученика в обучении грамоте.   Такое название  сложилось из первых двух букв старинного славянского алфавита – Аз и Буки. Раньше у каждой буквы было свое название (Аз, Буки, Веди, Глаголь), ученикам приходилось сначала долго заучивать все названия букв алфавита, а потом уже они учились читать и писать.

Фонетические упражнения. Работа над четкостью дикции, интонационной выразительностью.

  1. Давайте вместе произнесем слово – Азбука.  Какой звук мы слышим в начале слова?

Правильно слово Азбука начинается со звука –[А].

Знакомство со звуком и буквой  А

Артикуляция звука [А]

В. Показывает детям правильную артикуляцию произношения звука [А]:

Произнесем  звук [А]:

        

- рот открыт широко,

- язык лежит спокойно во рту,

- работает «горлышко».

ААААААА

Дети повторяют.

Звук  [А] – гласный, мы его можем петь. Гласный звук обозначают красным цветом.

Представьте, что звук [А], удаляется от нас – чем дальше звук [А], тем тише мы его поем (сделали глубоки вдох и на длинном выдохе - ААААаааааа):

А теперь, приближается, чем он ближе, тем громче мы его поем (сделал глубокий вдох и на длинном выдохе поем-аааААА)

Звук А можно пропеть плавно:

ААААААА

А  можно отрывисто:

А-А-А-А

  1. Посмотрим, а что же еще есть в мешке – кукла.

Кукла плачет, Рита, возьми куклу на ручки, попробуй ее укачать. Какой звук ты будешь напевать, (как ты его будешь напевать6 громко или тихо, плавно или отрывисто?).

А куколка все равно плачет, может у нее болит горлышко? Никита, представь, что ты доктор – ЛОР и тебе нужно проверить горлышко нашей кукле – что ты попросишь сделать куклу? (открыть ротик и громко произнести звук – [А]).

Никита, представь, что у тебя есть бабушка – она старенькая и плохо слышит, ты ей рассказываешь про свои дела в садике, а она не расслышала. Как она тебя переспрашивает (А?).

Молодцы!

Дидактическое упражнение

  1. Ребята,  вам буду произносить разные звуки, вы должны будете хлопнуть в ладоши, если услышите звук  [А]:

У-А-К-Т-А-А-Д-Т-А.

Фонетическая зарядка

  1. Поиграем в такую  игру:

Я буду показывать вам домино, а вы будете отрывисто произносить звук [А], столько раз, сколько точек на косточке домино.

Например (одна точка – один раз -  А)

Дидактическая игра

  1. Отгадайте загадку. Слушайте внимательно:

Звонкий, громкий и прыгучий

 Улетает аж за тучи

 И на радость детворе

 Звонко скачет во двор (мяч)

С мячом можно придумать много  интересных игр, например:

Вставайте в кружок, тому, кому я буду бросать мяч, возвращает мне его обратно и называет любое слово, которое начинается на звук [А].

Фонетические упражнения по развитию фонетического анализа и синтеза

  1. В мешке все еще много вещей, вот, к примеру: картинки и схемы.

На  схеме изображено три квадрата, что обозначает эта схема? (начало,  и конец слова).

На первой схеме красный круг (который, мы знаем,  обозначает гласный звук) находится в первом квадрате – значит где должен находиться звук [А] в слове? (в начале слова), а если  красный круг находится в конце слова.  Где должен находиться звук [ А]? (в конце слова).  

Слова,   в котором заданный звук   [А], находится в начале слова (автобус, аист, осень).

Слова, в которых звук   [А], находится в конце слова (рука, коса, лиса).

Каждый ребенок выбирает по одной картинке и вешает ее под соответствующей схемой.

Остается одна картинка – на ней изображено время года – Осень.

В. – А, что же изображено на последней картинке и почему она нам не походит для нашего задания…(в ней нет звука [А])

Осень…произнесем протяжно

ОООООсень, какой звук мы слышим в начале слова – [О]-

Какое у нас на дворе время года? Осень. Назовите мне месяца осени (Сентябрь, Октябрь, Ноябрь). Какое время года следует за осенью? Зима. Какая зимой погода? Зимой наступают холода, а наш дядюшка Ау живет в лесу. Давайте поможем ему заготовить дрова на зиму.

Физминутка – В лесу.

Мы в лес пошли, топор нашли.

Дрова рубили:

- Ах! Ух! Ох! Эх! Их!  Ых!

Руки - в замок, энергичные наклоны вперед.

Какие мы молодцы, помогли дядюшке Ау.

Дидактическая игра

  1. Ребята, я знаю еще одну игру с мячом. Вставайте в кружок, я буду называть слова, а вы будете определять в этих словах одинаковый гласный звук:

кОт – Окна  - Рита, какой одинаковый гласный звук ты услышала.

Звук [О] – Произнесем его вместе ООООО.

Ива– КИт - Олеся, какой одинаковый гласный звук ты услышала.

Звук [И] – Произнесем его вместе ИИИ.

Эхо-Эля - Никита, какой одинаковый гласный звук ты услышал.

Звук [Э] – Произнесем его вместе ЭЭЭЭ.

ДУб – Утка - Настя, какой одинаковый гласный звук ты услышала в этих словах?

Звук [У] – Произнесем его вместе УУУУУ.

ЦветЫ – дЫм - Никита, какой одинаковый гласный звук ты услышал в этих словах.

Звук [Ы] – Произнесем его вместе ЫЫЫЫЫЫ.

Знакомство с понятием звук и буква

Присаживайтесь.

  1. Повторим, с какими гласными звуками мы сегодня познакомились.

с [А], [О], [У], [И], [Э], [Ы].

Посмотрите на доску.

На ней находятся два домика.

В первом домике живут звуки – что мы делаем со звуками? (Говорим и слышим, гласные обозначают красным цветом).

Поселим в этот домик наши гласные звуки.

Наши звуки очень дружные и веселые. Представьте, что вы превратились в гласные звуки, встаньте, возьмитесь за руки, споем веселую песенку звуков. Сделали глубокий вдох и плавно на длинном выдохе пропеваем каждый звук.

[А], [О], [У], [И], [Э], [Ы].

А теперь в обратную сторону.[ Ы], [Э],[ И], [У]. [О]. [А].

Звуков много, а домик один  маленький, они все в него не поместятся.

Дидактическая игра

Построим каждому звуку по домику.

У меня есть дома, но в них не окон. Будем устанавливать окна.  В домиках для звуков окна будут круглые красные. Устанавливать будем снизу вверх, начиная с первого этажа. Я буду произносить звуки, сколько звуков я произнесу, столько окон нужно будет установить на заданный этаж.

Первый этаж сделаем вместе.

АУ – сколько звуков я назвала? Два. Сколько  окон на первом этаже? Два. Устанавливаем.

Следующий этаж. Слушайте и считайте.

И

Устанавливайте.

Третий этаж.

Э – Ы – А

Четвертый этаж:

О-А-Э-У

Выполняйте.

Фонетическое упражнение на выделение заданного звука в ударной позиции

Ребят, давайте поиграем с вами в игру, я буду называть слова и когда вы услышите в них звук [И], вы будете хлопать:

Мак, Игра, Гиря, Цветок, Изюм, Лук, Сила.

А теперь вы должны будете топнуть ножкой, если услышите слова в которых нет звука [У] (слушайте внимательно):

Утюг, Крот, Трава, Ухо, Утка, Осы, Суп, Кино, Руль.

Молодцы!

  1. А на доске есть еще один дом. Этот дом для букв. У каждого звука есть свой знак – Буква.  Что мы делаем с буквами? Мы их  пишем и читаем.

Поселим наши буквы в дом.

Заскучал наш гость.

Дядюшка Ау очень любит загадывать загадки. Он вам сейчас загадает несколько загадок, а вы попробуете их угадать.

Загадки:

Он хозяйке добрый друг,

Электрический …(Утюг)

Какой первый звук мы слышим в слове –Утюг?

Ветер лист бросает оземь,

Значит, наступила …(осень)

Какой первый звук мы слышим в слове –Осень?

Мимо рощи, мимо яра

Мчит без дыма,

Мчит без пара

Паровозова сестричка.

Кто такая? (Электричка)

Какой первый звук мы слышим в слове –Электричка?

Птичка-невеличка,

Носик стальной,

Хвостик льняной. (Игла)

Какой первый звук мы слышим в слове –Игла?

Всех на свете он добрей,

Лечит он больных зверей,

И однажды из болота

Вытащил он бегемота.

Он известен, знаменит.

Это доктор .... (Айболит)

Какой первый звук мы слышим в слове –Айболит?

Упражнение - Формирование понятия: звук и буква

Шумованные буквы

Ребята назовите звуки, которые обозначают, спрятавшиеся буквы.

Ну, вот и пора нашему гостю отправляться обратно домой. Отдадим ему его мешок. Ой, а что, то еще в мешке осталось. Да это же лесное угощение – грибочки. Поблагодарим дядюшку Ау и попрощаемся с ним.

До свидания, дядюшка Ау, приходи к нам еще.

СПАСИБО!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Подготовка детей с нарушением речи к обучению грамоте"

В консультации для родителей раскрывается понятие "Речевая готовность ребенка к школе", говорится  об основных задачах в процессе обучения грамоте и об особенностях протекания этого процесса у де...

Авторская программа дополнительного образования по подготовке детей 5-7 лет к обучению грамоте и чтению "Читалочка"

Исходя из запросов основных заказчиков образовательных услуг - родителей воспитанников и требований современной педагогической ситуации,  была разработана программа дополнительного образования по...

Роль родителей при подготовке детей старшего дошкольного возраста к обучению грамоте.

Для успешной подготовки детей к обучению грамоте необходимо не только качественно проводить работу с детьми в ДОУ, но и осуществлять взаимодействие с родителями, поэтому одним из главных направлений с...

Подготовка детей старшего дошкольного возраста к обучению грамоте. Анализ предложения.

Работа над предложением в дошкольном возратсе способствует не только подготовке к обучению грамоте, но и общеречевому и умственному развитию детей. Без неё представление о слове у дошкольника носит не...

Рабочая программа дополнительного образования по подготовке детей младшего дошкольного возраста к обучению грамоте с использованием приемов сказкотерапии "Сказка за Сказкой"

Рабочая программа разработана для детей 3-4 лет и направлена на овладение звуковой стороной  речи и ориентировкой в ней.......

Конспект ОД по подготовке детей старшего дошкольного возраста к обучению грамоте

Цель:  обобщить и систематизировать знания детей по разделам программы «Обучение  грамоте»Обучающие задачи:- закрепить понятия «слово», «слог», «зву...