Индивидуально-дифференцированный подход к работе с леворукими детьми
консультация

Руденко Татьяна Александровна

Важной проблемой современных исследований становится проблема работы с леворукими детьми в ДОУ. Согласно установленным учеными фактам, 70% детей, испытывающих трудности в овладении письмом, леворукие. Большинству из них свойственны трудности зрительно-пространственной ориентировки, зрительно-моторной координации, недостатки развития мелкой мускулатуры руки и противоречивость психоэмоциональной сферы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon individualnyy_podhod_v_rabote_s_levorukimi_detmi.doc47.5 КБ

Предварительный просмотр:

Индивидуально-дифференцированный подход

 к работе с леворукими детьми

        Важной проблемой современных исследований становится проблема работы с леворукими детьми в ДОУ. Согласно установленным учеными фактам, 70% детей, испытывающих трудности в овладении письмом, леворукие. Большинству из них свойственны трудности зрительно-пространственной ориентировки, зрительно-моторной координации, недостатки развития мелкой мускулатуры руки и противоречивость психоэмоциональной сферы.

        Решить задачу помощи леворукому ребенку может только индивидуально-дифференцированный подход. Здесь важно учесть физиологические и психологические особенности леворуких детей, отследить результативность педагогических воздействий, создать условия для их полноценного становления самосознания и самоуважения.

        Для реализации такого подхода разработан комплекс упражнений:

Профилактика тревожности

  1. Общаясь с ребенком, не следует подрывать авторитет других, значимых для него людей.
  2. Быть последовательным в своих действиях, не запрещать ребенку без всяких причин то, что раньше разрешалось.
  3. Учитывать возможности ребенка, не требовать от него того, что он не может выполнить. Если ребенку с трудом дается какое-либо учебное задание, лучше лишний раз помогите ему и окажите поддержку, а при достижении даже малейших успехов не забудьте похвалить.
  4. Никогда не сравнивать ребенка с другими детьми, не приводить их в пример. Если вы хотите подчеркнуть динамику в работе ребенка над каким-либо своим качеством, лучше сравнивать его успехи с его же результатами вчера, неделю или месяц назад.
  5. Избегать соревновательных моментов в играх. Пусть лучше ребенок играет для собственного удовольствия и пользы, а не с целью выиграть, также нежелательно ставить ребенку временные рамки выполнения задания или подгонять его: это может закрепить или повысить уровень его тревожности.
  6. Вводить ребенка в новую игру осторожно, давая ему возможность спокойно ознакомиться с ней, понаблюдать за образцом действий (если таковые есть). Если вы ощущаете сопротивление ребенка, его нежелание участвовать в игре, ни в коем случае не настаивайте.

Игры, направленные на снятие тревожности

Копилка достижений

        Цель: повысить самооценку.

        Инструкция: возьмите какую-нибудь картонную коробку или вместительную банку и вместе с ребенком оформите ее так, как ему хотелось бы, чтобы выглядела копилка главных ценностей – маленьких и больших собственных успехов жизни. На поверхности копилки могут быть рисунки, отражающие предметы, которые как-то связаны с понятием «успех», или это будут просто симпатичные узоры.

        Отдельно приготовьте небольшие листочки бумаги. Введите правило: когда ребенок идет домой, он обязательно должен вспомнить и написать (с вашей помощью) на этом листочке какое-то свидетельство успеха, которого он достиг за сегодняшний день. Так, на листочках будут появляться фразы: «Нарисовал отличный рисунок на тему «Осень», «Сделал подарок бабушке, который ей очень понравился» и др. Эти записи кладутся в копилку достижений. Важно, чтобы в самом неблагополучном дне ребенок смог найти что-то, что ему удалось. «Утяжеление» копилки со временем само по себе наполняет детей гордостью и большей уверенностью в своих силах, особенно если родители и другие члены семьи относятся к его маленьким победам с уважением (а не с высоты своих лет и опыта).

        К этой копилке можно обращаться, когда ребенку кажется, что он встретился с непреодолимыми для себя трудностями.

Мой портрет в лучах солнца

        Цель: повысить самооценку, познать себя

        Инструкция: ребенка просят ответить на вопрос: «Почему он заслуживает уважения?». Ему предлагается нарисовать солнце, в центре солнечного круга написать свое имя или нарисовать свой портрет (положить свою фотографию). Затем вдоль лучей написать все свои достоинства, все хорошее, что он о себе знает. Постарайтесь, чтобы было как можно больше лучей.

Комплименты

        Цель: повысит самооценку и уровень притязаний

        Инструкция: предложить ребенку продолжить предложение: «Я хочу…», «Я умею…», «Я смогу…», «Я добьюсь…» и т.д.

Если бы я был…Буратино

(выбирается имя литературного или киногероя, который нравится ребенку)

        Цель: помочь переключиться со своего беспокойства и сомнений в правильности своих слов и дел на другую цель – как можно точнее и выразительнее сыграть роль любимого персонажа.

        Инструкция: если ребенок не может совершить какое-либо действие из-за тревоги и стеснения, его спрашивают, как ему кажется: «Каким образом поступил бы на его месте Буратино?», «Волновался бы при этом?» и т.д.

        Персонажей для этой игры стоит выбирать энергичных, так как ответственности и серьезности у тревожных детей достаточно.

Портрет смелого человека

        Цель: помочь осознать свой идеал и сделать его более реальным и достижимым

        Инструкция: попросите ребенка представить себе смелого человека. Как он выглядит? Как ходит? Как общается с другими людьми? Как поступает в сложных ситуациях?

        Когда картинка возникнет в фантазии, попросите отразить ее на листе бумаги. Обсудите полученный рисунок. Пусть ребенок даст имя нарисованному смелому человеку. Дальше спросите: «Бывают ли у этого человека тревоги или страхи?» Ваша задача в данной игре – максимально «очеловечить» образ нарисованного смельчака, сделать его доступнее для ребенка. Поэтому, помимо вопросов о чертах характера типа храбрости, можно интересоваться любимыми блюдами смелого человека и тем, как он проводит свободное время, с кем дружит и т.д. Когда вы почувствуете, что образ стал реальнее, можно предложить ребенку неожиданный для него вопрос: «А чем ты схож с этим смелым человеком?» В случае затруднения с ответом помогите ребенку сами, сравнивая услышанное с теми случаями, которые были в его жизни.

Спокойствие, только спокойствие!

        Цель: научить сохранять спокойствие при испуге, удивлении, неожиданности, отвращении.

        Инструкция: попросите ребенка вспомнить какое-нибудь простое, всем известное стихотворение. Сейчас он должен будет читать его максимально спокойно, проговаривая по одной строчке, что бы ни происходило вокруг. А происходить вокруг будет то, что вы сумеете придумать страшного и неприятного. Допустим, он произносит: «Ехал грека через реку», а вы тем временем подкрадетесь сзади и хлопнете в ладоши. Но чтец должен спокойно продолжить: «Видит грека: в реке рак». Тогда вы можете выключить свет и даже неожиданно толкнуть ребенка в плечо. В общем, так вы будете «издеваться над маленьким» до последней строчки стихотворения.

        Чтобы удержаться в роли невозмутимого человека было легче, можно вспомнить Карлсона и постараться представить, как он читал бы этот стишок, демонстрируя всем, как ему спокойно и даже скучновато.

        

Упражнения на развитие

 тонкокоординированных действий движений руки

Птичка

        Это упражнение служит для развития мышц кисти. Ребенок соединяет большой и средний пальцы, а сверху кладет указательный, словно держит ручку. Работает только кисть. Ребенок движениями кисти вверх-вниз, влево-вправо отвечает на вопросы. Вверх, вправо: «Да». Вниз, влево: «Нет». (Например: «Птичка хочет есть?» - ребенок движением кисти отвечает: «Да», «Нет» и т.д.).

Здравствуйте

        Ребенок поочередно касается подушечками пальцев каждой руки большого пальца этой же руки. Подушечками пальцев одной руки ребенок поочередно касаются подушечек пальцев другой руки.

Мишка, Снежинки, Зайчик

        Все эти упражнения проводятся по одному принципу. Ребенок поочередно с разной силой надавливает на подушечку большого пальца остальными пальцами руки. (Например: «Мишка» - с силой, «Снежинка» - слегка касаясь, «Зайчик» - отрывисто).

Лесная история

        Взрослый рассказывает историю, которая случилась в лесу, а ребенок показывает ее с помощью движений рук. (Например: «Выбежали зайки на поляну. Прыг-скок, прыг-скок». Отрывистыми движениями ребенок барабанит подушечками пальцев по столу, изображая зайчиков. «Пришла Лиса. Она шла очень тихо т осторожно» и т.д.).

Развитие зрительно-пространственного восприятия

 и зрительно-моторных координаций

        

        Для тренировки зрительно-пространственного восприятия можно использовать различные упражнения на различные формы, пространственного расположения фигур, предметов, зрительное запоминание.

  1. Сложи фигуры из деталей.
  2. Сравни фигуры с моделью и зачеркни фломастерами разного цвета указанные стрелками стороны фигур.
  3. Скопируй фигуры.
  4. Рассмотри картинку. Назови, что находится: перед девочкой, позади нее, слева, справа от нее.
  5. Рассмотри картинку. Назови всех, кто сидит на верхних ветках. Кто сидит справа от удава? Слева от него? Кого видит попугай справа от себя?
  6. Найди половинки, которые подходят друг к другу и соедини их стрелками.

Упражняться можно и на специально организованных занятиях, а также утром и вечером.

Особый акцент при реализации индивидуально-дифференцированного подхода в работе с леворукими детьми делается на оснащение предметно-развивающей среды, особенно на занятиях:

- все предметы, оборудование (ручки, карандаши, краски, пластилин и т.д.) необходимо класть с левой стороны от ребенка, чтобы ему было удобно их брать и он не чувствовал себя скованно;

- в группе рекомендуется сажать леворукого ребенка так, чтобы окно было справа, в таком положении ребенок не мешает соседу, и его рабочее место имеет достаточную освещенность;

- стол ребенка должен быть размещен таким образом, чтобы информационное поле совмещалось с ведущим глазом. Так, если ведущим является левый глаз, то доска, рабочее место воспитателя должны находиться в левом зрительном поле ребенка;

- лезвия ножниц должны быть с левосторонней заточкой, что позволяет при работе левой рукой видеть контур вырезаемой детали и они не будут «жевать» бумагу;

- задания на дорисовывание деталей рисунка должны быть в зеркальном изображении;

Следует отметить, что леворукость, сама по себе, не считается дефектом развития ребенка, зачастую выступает как одна из причин школьных трудностей, особенно на начальном этапе обучения, когда активно формируются качества ребенка. Поэтому реализация индивидуально-дифференцированного подхода и оснащение предметно-развивающей среды будут способствовать оптимальному развитию леворуких детей, более быстрому, оптимальному вхождению в школьную жизнь, развивать пространственное восприятие и зрительно-моторные координации.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации педагогам доу по работе с леворукими детьми

Рекомендации педагогам доу по работе с леворукими детьми...

Особенности работы с леворукими детьми.

Большинство людей на Земле - праворукие, и только небольшая часть из них, не такие, как все.  Они пишут, шьют детям и делают еще множество дел левой рукой. Так им удобнее, легче.Однако заметив, ч...

ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ С ЛЕВОРУКИМИ ДЕТЬМИ (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)

Леворукость – очень важная индивидуальная особенность ребёнка, которую необходимо учитывать в процессе обучения.         Работа по подготовке такого...

Особенности работы с леворукими детьми в МДОУ

Особенности работы с леворукими детьми в МДОУ...

Методы и приемы работы с леворукими детьми в условиях ДОО

В статье отображены общие тезисы и содержание видов деятельности в индивидуальной работе с данной категорией детей, даны методические рекомендации для родителей....