работа с леворукими детьми
консультация по коррекционной педагогике на тему

Николаенко Елена Анатольевна

консультация

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabota_s_levorukimi.docx16.25 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов

Тема: «Леворукий ребёнок в школе»

  • Левшами являются около 10% людей, причем доля леворуких имеет тенденцию к увеличению.
  • Леворукость – очень важная индивидуальная особенность ребенка, которую необходимо учитывать в процессе обучения и воспитания.
  • Асимметрия рук, т.е. доминирование правой или левой руки, или предпочтение какой-либо из рук, обусловлена особенностями функциональной асимметрии полушарий головного мозга. У левшей отмечается менее четкая специализация в работе полушарий головного мозга.
  • Специфика латерализации мозговых функций левшей влияет на особенности их познавательной деятельности, к числу которых относятся: аналитический способ переработки информации, лучшее опознание вербальных стимулов, чем невербальных; сниженные возможности выполнения зрительно – пространственных заданий.
  • До недавнего времени леворукость представляла серьезную педагогическую проблему. Детей приучали писать правой рукой. Отсюда наносили вред здоровью детей. (неврозы и невротические состояния).
  • В последние годы школа отказалась от практики переучивания леворуких детей и они пишут удобной для них рукой. Очень важно определить направление «рукости» ребенка до начала обучения: в детском саду или при приеме в школу.
  • Определение ведущей руки ребенка необходимо для того, чтобы полнее использовать его природные особенности и снизить вероятность осложнений, возникающих у леворуких при переходе к систематическому школьному обучению.
  • Таким образом, вопрос о переучивание леворукого ребенка в каждом конкретном случае должен решаться строго индивидуально с учетом индивидуальных физиологических и психологических особенностей, адаптационных возможностей организма и личных установок ребенка.
  • В деятельности леворукого ребенка особенности организации его познавательной сферы могут иметь следующие проявления:

1.Сниженная способность зрительно – двигательных координаций: дети плохо справляются с задачами на срисовывание графических изображений; с трудом удерживают строчку при письме, чтении, как правило, имеют плохой почерк.

2. Недостатки пространственного восприятия и зрительной памяти, зеркальность письма, пропуск и перестановка букв, оптические ошибки.

3. Для левшей характерна поэлементная работа с материалом, раскладывание по «полочкам».

4.Слабость внимания, трудности переключения и концентрации.

5. Речевые нарушения: ошибки звуко-буквенного характера.

  • Одной из наиболее важных особенностей леворуких детей является их эмоциональная чувствительность, повышенная ранимость, тревожность, сниженная работоспособность и повышенная утомляемость.
  • Кроме того, немаловажное значение может иметь и тот факт, что примерно у 20% леворуких детей в анамнезе отмечаются осложнения в процессе беременности и родов, родовые травмы. Повышенная эмоциональность леворуких является фактором, существенно осложняющим адаптацию в школе. У левшей вхождение в школьную жизнь происходит значительно медленнее и более болезненно.

Эти дети нуждаются в специальных занятиях, направленных на развитие:

-      зрительно – моторной координации;

-      точности пространственного восприятия;

-      зрительной памяти;

-      наглядно – образного мышления;

-      способности к целостной переработке информации;

-      моторики;

-      фонематического слуха;

-      речи.

При организации развивающей работы может возникнуть необходимость в привлечении к сотрудничеству логопеда, дефектолога, психолога.

Рекомендации учителям по работе с леворукими детьми.  

  • Постановка техники письма у левшей специфична. Для леворукого ребенка одинаково неудобно как правонаклонное, так и левонаклонное письмо, т.к. при письме он будет загораживать себе строку рабочей рукой. Поэтому руку следует ставить так, чтобы строка была открыта.
  •  Для леворуких рекомендуется правонаклонный разворот тетради и прямое письмо.
  •  При овладении письмом леворукий ребенок должен выбрать для себя тот вариант начертания букв, который ему удобен. Требовать от левши безотрывного письма противопоказано.
  •  В классе леворуких детей рекомендуется сажать у окна, слева за партой. В таком положении ребенок не мешает соседу, и его рабочее место имеет достаточную освещенность.
  • Парта ребенка должна быть размещена таким образом, чтобы информационное поле совмещалось с ведущим глазом. Так, если ведущим является левый глаз, то классная доска, рабочее место учителя должны находиться в левом зрительном поле учащегося.
  • Итак, леворукий ребенок может иметь в школе немало проблем. Но следует отметить, что леворукость является фактором риска не сама по себе, а в связи с теми определенными нарушениями и отклонениями в развитии, которые могут встретится у конкретного ребенка. Далеко не все леворукие дети, особенно если в дошкольном детстве уделялось внимание их полноценному психическому развитию, будут иметь серьезные осложнения при овладении учебной деятельностью.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации педагогам доу по работе с леворукими детьми

Рекомендации педагогам доу по работе с леворукими детьми...

Индивидуально-дифференцированный подход к работе с леворукими детьми

Важной проблемой современных исследований становится проблема работы с леворукими детьми в ДОУ. Согласно установленным учеными фактам, 70% детей, испытывающих трудности в овладении письмом, леворукие....

Особенности работы с леворукими детьми.

Большинство людей на Земле - праворукие, и только небольшая часть из них, не такие, как все.  Они пишут, шьют детям и делают еще множество дел левой рукой. Так им удобнее, легче.Однако заметив, ч...

ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ С ЛЕВОРУКИМИ ДЕТЬМИ (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)

Леворукость – очень важная индивидуальная особенность ребёнка, которую необходимо учитывать в процессе обучения.         Работа по подготовке такого...

Особенности работы с леворукими детьми в МДОУ

Особенности работы с леворукими детьми в МДОУ...

Методы и приемы работы с леворукими детьми в условиях ДОО

В статье отображены общие тезисы и содержание видов деятельности в индивидуальной работе с данной категорией детей, даны методические рекомендации для родителей....