ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ С ЛЕВОРУКИМИ ДЕТЬМИ (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)
консультация

 Леворукость – очень важная индивидуальная особенность ребёнка, которую необходимо учитывать в процессе обучения.

         Работа по подготовке такого ребёнка к школе должна строиться с учётом его особенностей. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon levorukie_deti.doc41.5 КБ

Предварительный просмотр:

          ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ С ЛЕВОРУКИМИ ДЕТЬМИ

                                    (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)

                                                                                   воспитатель Богапова Т.Г.

        Ещё двадцать лет тому назад количество левшей составляло около 10%. А сейчас в мире каждый шестой ребёнок – левша. Доля леворуких имеете тенденцию к увеличению. Объяснение этому – прекращение переучивания левшей. На самом деле, подобное переучивание может привести к весьма печальным последствиям, начиная от энуреза и заканчивая нервным срывом.

        Леворукость – это не болезнь. В процессе развития головного мозга у человека происходит разделение функций между правым и левым полушариями. Левое полушарие управляет правой рукой и ногой, а правое, соответственно, левой рукой и ногой. Левой полушарие отвечает за речевые функции, чтение, письмо, запоминает факты, имена, даты и их написание, а также математическое, логическое и аналитическое мышление. А правое полушарие отвечает за конкретно-образную деятельность, то есть специализируется на обработке информации, которая выражается не в словах, а в символах и образах, даёт нам возможность мечтать, фантазировать, сочинять различные истории, отвечает за способности к музыке, изобразительному искусству. Правое полушарие способно рассматривать проблему в целом, находить пути решения сразу, не применяя анализа, часто интуитивно, в отличие от левого, стремящегося разложить всё по этапам, проанализировать.

        Так исторически случилось, что в течение длительного периода времени правое полушарие головного мозга выступало в роли изгоя и подвергалось всяческому третированию. Ученые называли его "тунеядцем", а хирурги — при необходимости без колебаний удаляли (считая, по-видимому, его столь же бесполезным, как и аппендикс). В настоящее время, однако, ситуация коренным образом изменилось и на смену периоду пренебрежительного отношения к правому полушарию пришел период его полной реабилитации и всяческого восхваления. Внезапно всем стало ясно, что полноценная работа правого полушария чрезвычайно важна для становления и развития творческой личности.

         Существует огромное количество теорий о первопричинах появления леворукости. Медицинская статистика подтверждает, что достаточно часто леворукость передаётся по наследству. Обычно у детей доминирующая рука окончательно определяется в течение первых пяти лет.        Если нельзя с уверенностью сказать, какая рука является ведущей, предложите ребёнку выполнить несколько заданий:

  1. Попросите ребёнка послушать, как тикают часики. (К какому уху он поднесёт их?)
  2. Предложите ребёнку расчесаться. (Какой рукой он возьмёт расчёску?)
  3. Предложите малышу посмотреть в «подзорную трубу». (К какому глазу он поднесёт её?)
  4. Попросите ребёнка топнуть ногой. (Какой ногой он топнет?)
  5. Разложите на столе игрушки, попросите подать вам игрушку. (Какой рукой он подаст её?)
  6. Предложите ребёнку похлопать в ладоши так, чтобы одна из рук была сверху. (Обратите внимание, что это за рука)
  7. Предложите ребёнку скрестить пальцы в замок. (Большой палец какой руки окажется сверху?)

Если большинство заданий выполнялись левой рукой, ногой, ухом,

то можно с уверенностью сказать, что ребёнок левша.

Ребёнок-левша немного отличается от своих сверстников и не только затянувшимся упрямством. Обычно это очень эмоциональные, особо художественно одарённые дети. Они уже с 3-ёх лет рисуют, лепят из пластилина и глины лучше других детей. В то же время иногда им свойственна задержка речи и затруднительность произношений.

Каждая из проблем, с которой сталкивается леворукий ребёнок, требует особого внимания и различных мер коррекции. Леворукость – очень важная индивидуальная особенность ребёнка, которую необходимо учитывать в процессе обучения.

        Работа по подготовке такого ребёнка к школе должна строиться с учётом его особенностей. Режим должен быть щадящим.

Занятия следует начинать и заканчивать заданиями, которые малыш точно выполнит. Не спешите переходить к следующему заданию, если предыдущее не сделано.

Для детей левшей необходимы занятия по развитию содружественного действия обеих рук. Очень полезны будут занятия лепкой, вышивание, плетение. При занятии рисованием важно использовать элементы декоративного рисования, аппликации, основанные на чередовании и ряде элементов. Можно предложить составление узора на обмазанной пластилином поверхности (картон, бутылка, банка), украшая их семенами овощей, фруктов.

        Важным элементом занятий при подготовке левшей к школе являются зрительные диктанты, для которых используются геометрические фигуры, картинки. Проводятся диктанты следующим образом:

  1. Перед ребёнком раскладывают образец из фигур или изображений.
  2. Ребёнок внимательно рассматривает, запоминая последовательность.
  3. Образец закрывается, и ребёнок по памяти воспроизводит этот ряд.
  4. Образец открывается и проверяется правильность выполнение.

Из серии сюжетных картинок можно предложить ребёнку разложить и составить рассказ, соблюдая направление слева направо.

        

        Особо сложными могут оказаться зрительно пространственные представления и зрительно-моторные координации именно для леворуких детей. Эти понятия достаточно быстро усваиваются при игре с мячом: мяч перед собой (впереди), мяч сзади себя (позади), мяч у ног (внизу), бросим вправо, влево, вперёд, назад.

Чтобы сформировать представления о пространственном расположении фигур на плоскости можно использовать пуговицы разного цвета и размера, геометрические фигуры, кубики.

        Начиная обучать леворукого ребёнка письму и чтению необходимо учитывать присущие ему затруднения: при проявлении «зеркального» письма следует выстраивать систематическую коррекционную работу. При выполнении письменных заданий фиксируется место начала записи, прослеживается соблюдение строки.

        Когда он читает, вероятны замедление или ускорение темпа речи, перестановка букв, проглатывание слогов, неправильная постановка ударений.

Для того, чтобы в будущем у него не возникали проблемы при обучении письму, нужно ещё до школы (после 5 лет) научить его правильно сидеть за столом, держать ручку и тетрадь.

        Малыш должен научиться класть тетрадь перед собой и чуть сдвигать, чтобы её правые край находился немного левее. Этот вариант позволяет не только правильно сидеть, но и более легко и свободно передвигать руку по строке от начала к концу. По мере заполнения листа тетрадь двигается вверх. Совет должен падать справа.

        Левше рекомендуется ставить лампу справа от себя. Показывая ребёнку книжку с картинками, расположите её правее ребёнка, так как они хуже воспринимают то, что расположено слева от них.

        Особое внимание нужно уделить тому, как правильно держать ручку:

Расстояние от кончика стержня до указательного пальца должно быть не более 4 см. Это чуть выше, чем у праворуких, и необходимо для того, чтобы не закрывать линию письма. Указательный палец при этом не образует угол с ручкой, а как бы является её продолжением. Держать ручку нужно так, чтобы она составляла одну линию с рукой. Научиться держать ручку непросто. Не стоит торопиться, ругать ребёнка, нервничать. Начинать нужно с простых штрихов, всё делать медленно, спокойно.

При воспитании и обучении леворукого ребёнка задача взрослого – развить в нём чувство оптимизма, уверенности в себе, самоценности.

Если не игнорировать индивидуальность ребёнка, а всячески помогать ему, тогда он сможет гармонично существовать в праворуком мире.

Современный мир всё больше и больше начинает понимать левшей, а это значит – человечество становиться мудрее.

Литература

  1. Безруких М.М. «Леворукий ребёнок» - М., 2001
  2. Макарьев Н.Н. «Если ребёнок – левша» – М., 2001
  3. Светлов Р.С. «Левши и правши» - СПб., 2004
  4. Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л., Топоркова И.Г., Щербина С.В., «Развивам руки 0 чтоб учиться и писать и красиво рисовать» - Ярославль: Академия развития, 2002

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации педагогам доу по работе с леворукими детьми

Рекомендации педагогам доу по работе с леворукими детьми...

Индивидуально-дифференцированный подход к работе с леворукими детьми

Важной проблемой современных исследований становится проблема работы с леворукими детьми в ДОУ. Согласно установленным учеными фактам, 70% детей, испытывающих трудности в овладении письмом, леворукие....

Особенности работы с леворукими детьми.

Большинство людей на Земле - праворукие, и только небольшая часть из них, не такие, как все.  Они пишут, шьют детям и делают еще множество дел левой рукой. Так им удобнее, легче.Однако заметив, ч...

Особенности работы с леворукими детьми в МДОУ

Особенности работы с леворукими детьми в МДОУ...

Методы и приемы работы с леворукими детьми в условиях ДОО

В статье отображены общие тезисы и содержание видов деятельности в индивидуальной работе с данной категорией детей, даны методические рекомендации для родителей....