Родительское собрание в старшей группе
материал (старшая группа)

Максимова Валентина Александровна

«Роль родителей в нравственном воспитании детей»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл roditelskoe_sobranie_v_starshey_gruppe.docx25.09 КБ

Предварительный просмотр:

Родительское  собрание в старшей группе

«Роль родителей в нравственном воспитании детей»

Задачи:

-формировать культуру общения родителей и детей;

-показать родителям значимость нравственного воспитания детей в семье;

-помочь родителям найти ключ к решению многих сложных вопросов воспитания детей;

-сплотить родительский коллектив, чтобы каждый мог почувствовать радость общения.

План проведения.

1. Вступительное слово воспитателя.

2. Ход собрания

3. Итог собрания.

Ход собрания:

Ведущий : Добрый вечер, уважаемые родители! Я рада встречи с вами. Сегодня мы побеседуем на тему, которая интересует нас всех – нравственное воспитание наших с вами детей.

В семье, где правильно поставлено воспитание детей, родители знают: «Главное не то, кем станут сын или дочь по профессии, а главное, чтобы были они настоящими людьми». В этих словах выражается забота родителей о нравственном облике своих детей. Что включает в себя понятие «нравственный человек»? Кем бы он ни был, он должен любить свою Родину, быть патриотом, то есть трудиться на ее благо. Он ценит дружбу и товарищество, с любовью и уважением относится к людям всех рас и наций. Он правдивый и честный, ненавидит эгоизм, стяжательство, тунеядство и несправедливость. Нравственному человеку присущи такие черты характера, как дисциплинированность, организованность, стойкость, мужество, честность, благородство и т. д. Нравственный человек не допустит сделок с совестью. Он не отступит от того, во что верит, в чем убежден. Нравственная чистота – это верность слову, верность дружбе и верность любви. Все эти моральные качества формируются и развиваются в человеке в течение всей его жизни, но основные нравственные черты закладываются в детском, подростковом и юношеском возрасте. Первые годы жизни ребенка проходят главным образом под воздействием семьи. И дети очень живо воспринимают пример родителей, усваивают их понимание добра и зла, хорошего и плохого, учатся у них морали. В дальнейшем главным воспитателем становится школа, но и тут большое значение имеет влияние родителей. Хорошо, когда школе приходится продолжать воспитание, а не исправлять неправильные представления, сложившиеся в семье. Школьник поверит учителям и коллективу товарищей, если увидит, что правда, которой учит школа, совпадает с той правдой, которой учила семья. Плохо, если ребенку суждено пережить разочарование в близких людях, если в семье нет твердых нравственных устоев. Если же в семье придерживаются высоких моральных принципов, опираются на библейские заповеди, определяющие поведение человека в обществе, дают высокую оценку нравственных поступков других и сами поступают нравственно, то и дети усваивают положительные черты характера, учатся поступать с другими людьми и окружающей природой милосердно и благородно, учатся жить по совести. В семье надо не только говорить о том, как надо жить, но и вырабатывать у детей привычки правильного поведения. Этому способствует :

  1. Слово родителей,
  2. сказки о добре и зле,
  3. первые книжки о жизни животных и растений – все это порождает первоначальные представления детей о морали.

Ведь только совместными усилиями семьи и детского сада можно достичь определённых результатов. Помочь ребёнку разобраться, что есть зло, добро, не оставить его равнодушным ко всему живому, к своему городу, народу – вот та цель, которая должна стоять перед нами, взрослыми.

С чего необходимо начинать? (Высказывания родителей).
Правильно, с самого дорогого, с близких и родных, с самого ребёнка. Понимание чувства патриотизма, любви к Родине приходит к ребёнку именно в семье через ощущения матери и отца.
Важно сформировать у ребёнка представление о себе, своём месте в семье (девочка, дочка, сестра, внучка, племянница…). Знакомить с историей семьи, её родословной, местом каждого члена в жизни семьи.
Знает ли ваш ребёнок своих бабушек, дедушек и других родственников?
Как их зовут? Чем они занимаются или занимались?
Рассматриваете ли вы совместно с детьми фотографии из семейного альбома? Читаете ли вы совместно книги?
Основные наши условия — это создание непринужденной обстановки, которая поможет оперативному поиску новых идей и решений. Это позволит нам лучше узнать друг друга, поспорить, подумать, принять решения.

Сейчас мы с вами поиграем.
Условия игры:
Участники должны быть доброжелательными и доверительными друг к другу.

Игра «Цветик семицветик»
Цель: Создать у родителей прекрасное настроение, желание общаться.
Ведущий: Возьмите цветок — оторвите лепесток и с улыбкой скажите доброе слово соседу подарите его, тот свою очередь другому и так по кругу, это является важным условием при нашей встрече.
У вас хорошее настроение. Как без слов подарить его другим людям, передать тепло своей души. Как без слов сообщить о своем прекрасном настроении. Конечно же, улыбкой! Улыбка может согреть своим теплом, показать ваше дружелюбие и улучшить настроение. Это же главное оружие наших детей — улыбка — подаренная вам, которая делает счастливыми и всепрощающими за их шалости.

Семья объединяет людей общими интересами, общей жизнью, общими радостями, общими невзгодами. Когда мать и отец делят между собой все хлопоты, ребенок не вырастет эгоистом.
Единство семьи укрепляется привлечением ребенка к общедоступным для него делам семьи: участие в труде по домашнему хозяйству, в решении некоторых экономических вопросов, в организации семейного досуга. Дети убеждаются, что совместная работа спорится, что веселее и лучше действовать сообща.
Опрос родителей:
1. Какими принципами вы руководствуетесь при распределении обязанностей в семье?
2. Как учитываются возрастные особенности ребенка?
3. Какие постоянные, временные поручения имеет ваш ребенок?

4. Какие привычки вырабатываете вы у своих детей (как наши дети здороваются). (Ответы родителей).

Ведущий: Доброжелательность в отношении друг к другу, спокойная ласковая речь, спокойный тон в общении — хороший и обязательный фон для формирования в ребёнке нравственных потребностей, и, наоборот, крик, грубые интонации — такая семейная атмосфера приведет к противоположным результатам. Итак , продолжаем дальше

Вашему вниманию предлагаются ситуации. Как поступить достойно?
Ситуация №1:
Родители решили поехать за город, поработать на даче. Все нашли себе работу, кроме Пети. Ему предлагали пополоть грядки, принести воды из родника, но он отказался от всех предложений. Бегал по саду за бабочками, кричал, мешал работать. Почему сложилась такая ситуация?
Ответ: Основы трудолюбия должны закладываться с детства.

Ситуация №2:
Девочке очень хотелось сделать сюрприз для мамы. Она помыла посуду. Пришла с работы мама. Девочка бросилась к ней и поцеловала её. Мама была не в настроении и никак не отреагировала на поцелуй. Затем дочь пригласила её к столу ужинать. После ужина мама сказала спасибо и ушла в свою комнату. Как бы вы поступили на ее месте?
Ответ: Ребёнок нуждается в ласке, похвале.

Ситуация №3:
Мальчик был наказан. Отец серьёзно с ним поговорил и в наказание не разрешил выходить ему из дома. Пришли друзья и позвали его сходить в кино. Мама пожалела сына и стала уговаривать отца отпустить его с друзьями. Между родителями произошёл конфликт. Как правильно поступить, чтобы избежать конфликта?
Ответ: Родители должны предъявлять единые требования к ребёнку.

Ситуация №4:
Мама пришла с работы, сын встретил. Дома предлагает ей тапочки и накрывает на стол. После ужина мальчик сел вместе с мамой выполнять задание, так как не мог справиться сам. Мама объяснила ему задание, похвалила за аккуратную работу и нежно обняла его. Как вы думаете, какие взаимоотношения сложились между членами этой семьи?
Ответ: Уважительного отношения членов семьи друг к другу.

Противоположенным примером этому может служить хорошая и поучительная сказка, в которой рассказывается о том, что молодые родители, имея старенького отца, не разрешали ему кушать за общим столом. А чтобы он, не дай бог, не разбил тарелки из фарфора, купили ему деревянную тарелку и ложку, из которой он практически не мог есть. Через некоторое время они застали своего четырёхлетнего сына за тем, что он пытался что-то мастерить из деревянной чурки. На вопрос родителей о том. Что ребёнок мастерит, малыш ответил, что он делает посуду для своих родителей, чтобы они могли из неё кушать, когда состарятся. Это ли не иллюстрация переживаемых ребёнком эмоций и чувств в собственном доме?

Ситуация №5:
В семье двое детей: брат и сестра. Брат ходит в 4 класс, сестра — в детский сад. Сестре уделяют больше внимания, так как она ещё маленькая. Ей чаще покупают игрушки, чем брату, опираясь на то, что он вышел из этого возраста. Мальчик очень обижается, но родители не реагируют на это. О чем мы не должны забывать при воспитании детей разного возраста?
Ответ: В семье должно быть правильное и равномерное распределение материальных и моральных средств для детей.

Вывод: Если эти законы в семье выполняются, значит, ребёнок состоится как личность.

Игра «Дорисуй лучики у солнышка».
Возьмите, пожалуйста, карандаш и лучик, внимательно прочитайте и закончите предложение одним или двумя словами, добавляя слово «он учится».
1. Ребёнка постоянно критикуют, он учится… (ненавидеть).
2. Ребёнок живёт во вражде, он учится… (быть агрессивным).
3. Ребёнок живёт в упрёках, он учится… (жить с чувством вины).
4. Ребёнка хвалят, он учится… (быть благодарным).
5. Ребёнок растёт в честности, он учится… (быть справедливым).
6. Ребёнок растёт в безопасности, он учится… (верить в людей).
7. Ребёнка поддерживают во всех начинаниях, он учится… (ценить себя).
8. Ребёнка высмеивают, он учится… (быть замкнутым).
9. Ребёнок живёт в понимании и дружбе, он учится… (находить любовь в мире).
Спасибо за ваши советы, предостережения, они помогут многим из вас в определённой ситуации.

Задание родителям
«Загибаем лист»:
Взять листик бумаги. Когда-нибудь вы ругали своих детей злобно, не выдержанно. При каждом сгибе листка вспомнить негативное, сказанное в адрес ребенка.
А сейчас начинайте разгибать лист и с каждым отгибанием вспоминайте, то хорошее, что вы говорили детям.
Вы расправили листок, но на нем так и остались линии сгиба. Так же и в душе ребенка на всю жизнь остаются травмы от непонимания и несправедливости к ним.Семья и детский сад выполняют свои функции, поэтому не могут заменить друг друга и должны взаимодействовать во имя полноценного развития ребёнка.
В конце собрания родителям раздаются памятки.

Памятка для родителей
«Секреты воспитания вежливого ребенка»

Ваш ребенок будет вежлив и воспитан, если вы ведете себя:
— деликатно по отношению ко всем окружающим, тем более по отношению к своим друзьям и знакомым;
— никогда не оскорбляете человеческого достоинства своего сына или дочери, не кричите на своего ребенка, не говорите при нем или при обращении к нему грубых слов и не применяете в целях воспитания физические наказании;
— не делаете бесконечных замечаний по пустякам, а где возможно, поощряете самостоятельность своего ребенка;
— предъявляете к детям единые требования и, если кто-то из вас не согласен с замечаниями другого, высказываете их в отсутствии ребенка;
— предъявляя ребенку какие-то требования, предъявляете их к себе;
— уважайте достоинство ребенка, исключив слова: «Ты еще маленький», «Тебе еще рано» и др.
— не забывайте сами чаще говорить вежливые слова «пожалуйста», «спокойной ночи», «спасибо за помощь» тогда и ребенок будет следовать вашему примеру;
— часто используйте похвалу;
— правила культурного поведения прививайте детям систематически, а не от случая к случаю.

Заповеди для родителей
Заповеди благоприятных отношений между родителями и детьми

• Семья начинается с «Мы», решайте вместе любые противоречия и проблемы.
• Уважайте друг друга, внимательно относитесь к просьбам и желаниям другого.
• Не упрекайте, не обвиняйте и не унижайте друг друга.
• Спешите сделать доброе дело и не ждите награды.
• Будьте терпимы, не спешите излить свой гнев, подумайте сначала.
• Умейте понять и простить друг друга.
• Смейтесь вместе, а не над…
• Ищите друг в друге хорошее, говорите о достоинствах
• Даже если уверены, что виноват кто-то, ищите причину в себе.
• Делайте первым шаг навстречу, если возникнет ссора или конфликт.
Что же делать, если проблемы не разрешаются?
• Настроиться на то, что вам понадобиться терпение и настойчивость.
• Смириться с мыслью, что каждый имеет право на своё мнение, каждому нужно уметь уважать права других.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реализация ФГТ. Планируем образовательную деятельность детей старшего дошкольного возраста. Календарно-тематическое планирование (старшая группа) по теме: Реализация ФГТ. Планируем образовательную деятельность детей старшего дошкольного возраста

Календарно-тематическое планирование (старшая группа) по теме: Реализация ФГТ. Планируем  образовательную  деятельность детей старшего  дошкольного  возраста Раздел программы...

Методическая разработка по развитию речи (старшая группа): Занятие в старшей группе "В сказочном лесу"

Данное занятие я показывала на методическом объединение. Занятие по развитию речи в (Старшей группе)...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в старшей группе «Семья. Моя родословная» Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в старшей группе «Семья. Моя родословная»

Программное содержание: Раскрыть понятия "род", "родители", "семья", право детей на воспитание в семье.Вызвать интерес к истории своего рода и желание поделиться с этими знаниями.Воспитыват...

Комплексное занятие по математике с элементами аппликации в старшей группе «Путешествие в математику» в старшей группе (5-6 лет)

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждениеДетский сад №82 «Подсолнушек»Республика Татарстан, город Набережные челны...

Конспект занятия по ПДД в старшей группе «В гости к Крошу .» (старшая группа)

Формирование навыков безопасного поведения на дорогах у детей старшей группы....

НОД для детей старшей группы «Как ребята Незнайке помогли» возрастная категория воспитанников: 5-6 лет (особенности старшей группы-дети с ТНР и ЗПР)старшая

Задачи:1. Продолжать формировать представление о цвете, форме и величине.2. Формировать пространственные представления у детей (право-лево).3. Закреплять конструктивные навыки.4. Закреплять прямой пор...