Музыкотерапия в коррекционной и лечебной педагогогике.
статья

Тупицына Елена Магомедовна

Музыкотерапия –это лекарство, которое слушают. О том, что музыка способна изменить душевное и физическое состояние человека знали еще в Древней Греции и других странах.

Медиками установлено, что приятные эмоции , вызываемые музыкой, повышают тонус коры головного мозга. Улучшают обмен веществ, стимулируют дыхание, кровообращение.

Положительное эмоциональное возбуждение при звучании приятных мелодий усиливает внимание, тонизирует центральную нервную систему.

Ученые заметили, что музыка действует избирательно: в зависимости от характера произведения, от инструмента, на котором она исполняется.

Так, например, игра на кларнете влияет преимущественно на кровообращение, скрипка и фортепиано успокаивают нервную систему, а флейта оказывает расслабляющее воздействие.

Непосредственное лечебное воздействие музыки на нервно-психическую сферу детей происходит при ее пассивном или активном восприятии.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon muzykoterapiya_v_korrektsionnoy_i_lechebnoy_pedagogogike.doc27.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Музыкотерапия в коррекционной и лечебной педагогогике.

Музыкотерапия –это лекарство, которое слушают. О том, что музыка способна изменить душевное и физическое состояние человека знали еще в Древней Греции и других странах.

Медиками установлено, что приятные эмоции , вызываемые музыкой, повышают тонус коры головного мозга. Улучшают обмен веществ, стимулируют дыхание, кровообращение.

Положительное эмоциональное возбуждение при звучании приятных мелодий усиливает внимание, тонизирует центральную нервную систему.

Ученые заметили, что музыка действует избирательно: в зависимости от характера произведения, от инструмента, на котором она исполняется.

Так, например, игра на кларнете влияет преимущественно на кровообращение, скрипка и фортепиано успокаивают нервную систему, а флейта оказывает расслабляющее воздействие.

Непосредственное лечебное воздействие музыки на нервно-психическую сферу детей происходит при ее пассивном или активном восприятии.

В дошкольном  возрасте успокаивающий или возбуждающий эффект музыки достигается путем музыкального оформления различных игровых ситуаций, сопровождения традиционных

коррекционных занятий логопеда с детьми.

Музыкальная ритмика широко используется при лечении двигательных и речевых расстройств, тиков, заикания. Нарушений координации, расторможенности, моторных стереотипов, коррекции недостаточного психомоторного развития, чувства ритма, речевого дыхания .

С детьми дошкольного возраста она осуществляется в форме подгрупповых занятий с ритмическими играми, при выполнении дыхательной гимнастики, при воспроизведении заданного ритма, как в ускоряющемся, так и в замедленном темпе.

Музыка используется так же при выполнении детьми самостоятельной работы, когда исключается речевое общение.

Громкость звучания должна быть строго дозированной.Звук не должен быть громким и в то же время чрезмерно тихим.

Использование музыкотерапии при речевых нарушениях оказалось весьма оправданным и эффективным за счет мощного воздействия музыки на эмоциональную сферу ребенка.

Музыкотерапия использует наряду с традиционными методами воздействия и нестандартные, которые определенным образом модифицированы в соответствии со спецификой речевого нарушения.

Музыкотерапия включает следующие виды деятельности:

-прослушивание музыкальных произведений

-прослушивание голосов природы, пения птиц и т.д.

-выполнение ритмических движений под музыку(включающие общую, мелкую и артикуляционную моторики),сочетание  музыки и изодеятельности.

Как показывает опыт, музыкотерапевтическое направление в коррекционной работе логопеда способствует :

-улучшению общего эмоционального состояния детей

-улучшению исполнения качества движений (развивается выразительность, ритмичность, координированность, плавность, улучшается серийная организация движений, развиваются ощущения, восприятие, представления, происходит стимулирование речевой функции, нормализуются тембр, темп, ритм, выразительность интонации.

Музыкотерапию необходимо использовать в коррекционной логопедической работе с детьми.

Рекомендации:

-использовать для прослушивания, чтобы добиться нужного терапевтического эффекта, можно только то произведение, которое нравится всем детям.

-лучше использовать музыкальные произведения, которые знакомы детям. Они не должны привлекать внимания детей своей новизной, отвлекать от главного, будь-то выполнение артикуляционной гимнастики, рисование или какой-либо другой вид деятельности.

-продолжительность прослушивания не должна превышать более 10-ти минут. Как правило это только одно музыкальное произведение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нетрадиционные методы в коррекционной и лечебной педагогике

Для развития и оздоровления детей с особыми образовательными потребностями необходимо использовать разнообразные средства: педагогические, медицинские и нетрадиционные методы коррекции имеющихся недос...

Организация коррекционной и лечебно-оздоровительной работы в условиях начальной школы – детского сада IV вида

В статье рассказывается об организации коррекционной и лечебно-оздоровительной работы, проводимой  на базе комплекса: начальная школа - детский сад для детей с нарушениями зрения....

Условия успешной организации образовательной, коррекционной и лечебно-оздоровительной деятельности в условиях начальной школы-детского сада

В статье раскрывается  опыт работы  коллектива в условиях комплекса: начальная школа - детский сад для детей с нарушениями зрения....

презентация "Музыкотерапия в коррекционной работе с детьми раннего возраста"

Восприятие различных звуков, ритмов, мелодий оказывает психологическое и физиологическое воздействие на человеческий организм.Музыкотерапия способствует коррекции психофизического здоровья детей в про...

Музыкотерапия в коррекционной логопедической работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи.

В статье рассказывается о необходимости проводить корреционную логопедическую работу с использованием музыкального материала.,который помогает успешно решать непростые задачи, стоящие перед логопедом....

МУЗЫКОТЕРАПИЯ В КОРРЕКЦИОННОЙ И ЛЕЧЕБНОЙ ПЕДАГОГИКЕ

Значение музыки в коррекции детей с особенностями развития....