Упражнения для мозга: как улучшить способности детей
консультация

Упражнения для мозга очень полезны всем детям, но особенно детям с дефицитом внимания, задержкой речи и речевыми трудностями, детям с трудностями в обучении.

Комплекс  включает упражнения:

  • направленные на умение напрягаться и расслабляться;
  • растяжки;
  • направленные на умение подобрать и сохранить какую-то позу;
  • направленные на умение переключаться;
  • перекрестные упражнения;
  • игры с правилами;
  • игры, где нужно начать или закончить действие по сигналу;
  • дыхательные упражнения;
  • упражнения для глаз.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon uprazhneniya_dlya_mozga.doc343.5 КБ

Предварительный просмотр:

Упражнения для мозга: как улучшить способности детей.

Упражнения для мозга очень полезны всем детям, но особенно детям с дефицитом внимания, задержкой речи и речевыми трудностями, детям с трудностями в обучении.

Комплекс  включает упражнения:

  • направленные на умение напрягаться и расслабляться;
  • растяжки;
  • направленные на умение подобрать и сохранить какую-то позу;
  • направленные на умение переключаться;
  • перекрестные упражнения;
  • игры с правилами;
  • игры, где нужно начать или закончить действие по сигналу;
  • дыхательные упражнения;
  • упражнения для глаз.

Посмотрите на упражнения, приведенные ниже. Я привожу их для примера, для Вашего вдохновения. Чтобы было понятно, какие упражнения искать. Надеюсь, они помогут Вам составить со временем свой комплекс.

Подбирайте упражнения и игры так, чтобы они удовлетворяли этим критериям (см. пункты выше). Постарайтесь составить комплекс так, чтобы туда входило хотя бы по одному упражнению на каждый пункт. Пробуйте разные упражнения для мозга сначала сами, потом — с ребенком. Так Вы сможете подобрать то, что подходит малышу.

Какие бы упражнения Вы ни выбрали, обязательно проделайте их сначала сами. Если Вы нашли хорошие упражнения и хотите провести их с ребенком, привнесите элемент игры. Растягивайтесь, как струнка, как сонная пантера. Рисуйте двумя руками не просто каракули и волнистые линии, а улиток, звезд, волны. Польза от занятий будет только если ребенку будет интересно! Поэтому вдохновляйте и зажигайте!

Источники для вдохновения.

Комплекс из 26 упражнений разработал Пол Дэннисон. Он назвал свое детище Brain Gym (Гимнастика мозга). Упражнения тщательно продуманы и объединены в систему. Причем, их можно комбинировать по-разному, в зависимости от результата, который хотите получить. Например, если у ребенка упадок сил — один комплекс. Если нужно сосредоточиться для чтения после шумной игры — другой комплекс. И так далее.

Единственный минус — они не очень подходят для детей раннего возраста и младших дошкольников. Но для старших дошкольников и, особенно, школьников — это настоящая находка. Ниже я приведу как пример несколько упражнений из системы Brain Gym.

Например, игры с правилами, игры, в которых действие выполняется по сигналу. Это же наши дворовые игры! Беда в том, что сейчас мало детей имеют возможность играть во дворе. Часто и в детском саду на прогулке дети не играют в такие игры.

Мы, родители, можем научить детей играть в них! Можно проводить игры со своим ребенком, а еще лучше — объединиться с другими мамами и детками. Я также приведу примеры игр для того, чтобы дать толчок Вашей фантазии.

                                 Упражнения для мозга от Пола Деннисона (Brain Gym).

Все упражнения разделены на 4 группы:

  • Энергетические упражнения (поддержание равновесия — подготовка к планированию, организации).
  • Углубление положения (способности к игре и самокотролю).
  • Растягивающие движения (управление движением — подготовка в познавательной деятельности: прогнозированию, пониманию, длительному удержанию внимания).
  • Срединные движения (навыки общения и переработки сенсомоторной информации).

Упражнения для мозга: растяжка, напряжение-расслабление.

  1. Упражнение на растяжку «Струна» (управление движением — подготовка в познавательной деятельности: прогнозированию, пониманию, длительному удержанию внимания). И.п. лежа на спине. Предложите ребенку представить себя сильно натянутой струной и растягивать тело. Сначала нужно потянуться двумя руками. Потом двумя ногами. Затем — правой рукой и правой ногой, и, наконец, левой рукой и левой ногой. Спина при этом не должна выгибаться или напрягаться. Потом упражнение повторяется лежа на животе.

2.«Огонь и лёд» (напряжение и расслабление всего тела, переключение).Screen Shot 2015-07-04 at 13.08.30

И.п. лёжа. По команде «Огонь!» нужно начать интенсивные движения всем телом. Плавность и степень интенсивности пусть ребенок выбирает сам. По команде «Лёд!» нужно застыть в позе, в которой застигла команда, напрягая до предела все тело. Несколько раз чередуйте команды, произвольно меняя время выполнения той и другой.

Упражнения для ума: переключение, межполушарное взаимодействие, саморегуляция.

  1. Езда на велосипеде, беговеле, самокате.
  2. Игры «старт-стоп».  Бежать на «раз, два, три!» («На старт! Внимание! Марш!») до угла дома (лучше — каждый раз использовать разные ориентиры, чтобы ребенок учился держать их в памяти во время игры). Важные игры для детей с дефицитом внимания!
  3. Игры «замри-отомри». Игра «Огонь и лёд» (см. выше). Бегать и кричать, пока не будет произнесена команда «Замри!». После этого не двигаться, пока не скажут «Отомри!» — опять можно бегать и шуметь. Это очень важные игры для детей с СДВГ!
  4. Игры на реакцию. Например, отдернуть ладонь прежде, чем партнер шлепнет по ней.
  5. «Кулак — ребро — ладонь» (внимание, переключение, межполушарное взаимодействие. Покажите ребенку три положения руки, сменяющих друг друга: ладонь, сжатая в кулак, ладонь ребром, ладонь, распрямленная на плоскости пола. Сначала предложите ребенку выполнить упражнение параллельно с Вами, потом — самостоятельно, по памяти ( 8-10 раз). Упражнение выполняется сначала правой рукой, потом  — левой, затем — двумя руками одновременно. Если ребенку сложно, предложите ему помочь себе командами («кулак — ребро — ладонь») вслух или про себя.
  6. Стихи с движением — подойдут даже малышам. Ритмичные стихи, под которые нужно выполнять какие-то движения. Сначала мама читает стихи и показывает движения, а ребенок их выполняет параллельно с ней. Потом мама только читает стихи, а ребенок выполняет движения по памяти и договаривает некоторые слова. Высший пилотаж — самостоятельное исполнение «номера».
  7. «Ленивая восьмерка» — самое знаменитое упражнение из Brain Gym (развивает тактильные и кинестетические способности, учит  не перескакивать со строчки на строчку при чтении, не читать повторно одно и то же слово, расслабляет глаза и шею, улучшает способность центрироваться, поддерживать баланс и физическую координацию, улучшает координацию движений «рука-глаз»)Screen Shot 2015-07-04 at 13.09.52

Стоя начертить в воздухе знак бесконечности сначала левой рукой, затем правой рукой ( ладони в кулак, из кулака вверх большой палец), затем двумя руками одновременно (ладони в замок, большие пальцы вверх), глаза смотрят на большие пальцы.

  1. Лезгинка» (внимание, переключение, межполушарное взаимодействие).Упражнения для ума

Покажите ребенку, как сложить левую руку в кулак, отставив большой палец в сторону и развернув кулак пальцами к себе. Затем правой рукой прямой ладонью в горизонтальном положении нужно прикоснуться к мизинцу левой. После этого одновременно меняйте положение правой и левой руки (6-8 раз). Цель: добиться высокой скорости переключения.

Упражнения для ума,  улучшающие координацию движений и произвольное внимание.

  1. Прыжки через скакалку, «резиночки», классики.
  2. «Канатоходец» — идти по линии, прочерченной на снегу, на песке, на асфальте (мелом), по бордюру, по бревну.
  3. «Аист» — стоять как аист на одной ноге — кто дольше простоит.
  4. Игры с мячом (ловить, бросать в сетку, сбивать кегли и т.д.).
  5. Мыльные пузыри — бегать и лопать руками.
  6. Воздушные шары — подбрасывать и ловить, перекидывать через что-то.
  7.  «Велосипед» (помогает найти равновесие, улучшает чтение, помогает слушанию и восприятию информации, улучшает правописание).Screen Shot 2015-07-04 at 13.34.24

И.п. на спине. Ребенок имитирует ногами езду на велосипеде, при этом касаясь локтями противоположных коленей. Затылок лежит на сцепленных ладонях. Малышам нравится еще такой образ: они плывут на спине и гребут руками и ногами. Следите, чтобы шея ребенка не была напряжена, а дыхание оставалось ровным и ритмичным.

  1. «Лодочка» (равновесие, произвольное внимание, регуляция). Сначала выполняется лежа на спине, потом на животе. Предложите ребену, изогнувшись, поднять голову, руки и ноги над полом, изображая лодочку. Усложнение — «покачивание на волнах». Потом рекомендуется выполнить упражнение «Эмбрион».
  2. «Эмбрион» (равновесие, координация движений, внимание, произвольная регуляция).

Лежа на спине (желательно, на мягком коврике),  поджать ноги и обхватить их руками, как бы свернуться «калачиком». В этом положении перекатываться туда-обратно.

Дыхательная гимнастика и гимнастика для глаз, расслабление.

Эти упражнения улучшают способности к концентрации внимания и произвольной саморегуляции, а также расслабляют. Такие упражнения хорошо проводить в конце комплекса или после шумной игры, чтобы легче было перейти к более спокойной деятельности.

  1. «Шарик». И.п. лежа на спине. Правая ладонь ребенка лежит на животе. Объясните ребенку, что на вдохе надо «надуть животик как шарик». А на выдохе «шарик сам сдувается». Вдох животом — пауза, плавный выдох — пауза.
  2. Предложите ребенку пропеть на выдохе отдельные звуки (а, о, у) и их сочетания (ау, уа, ао, оу и т.п). Надо петь звук свободно и как можно дольше. Внесите игровой момент. Пусть «у-у-у» — летит самолет, «а-а-а»- гудит пароход, «о-0-о» — поет мишка в берлоге и т.д.
  3.  Гимнастика для глаз. Голова зафиксирована прямо, челюсти плотно сжаты. Глаза смотрят прямо перед собой. Ребенок смотрит по команде взрослого вверх, вниз, направо, налево, потом по диагоналям, в конце нужно свести глаза к переносице.
  4. «Крючки» (улучшение самоконтроля, осознание собственных границ, способность чувствовать себя комфортно в любой обстановке). Screen Shot 2015-07-06 at 17.04.28

Первая часть: стоя (можно сидя), руки скрестить ладонями друг к другу, сцепить пальцы в замок, вывернуть руки к себе, прижать к груди; ноги перекрестить. Кончик языка прижать к верхнему твердому небу, глаза закрыть , «смореть» в потолок. Дыхание глубокое. Быть в таком положении около 1 минуты.
Вторая часть: расплести «замок» рук и ног. Соединить кончики пальцев снова перед грудиной. Дыхание глубокое.

  1. «Послушай тишину» (произвольная саморегуляция). Лежа на спине, нужно закрыть глаза и последовательно послушать звуки: на улице за окном, потом в комнате, звук своего дыхания, звук биения сердца.

Очень надеюсь, что эти примеры окажутся полезными для Вас и Вашего ребенка. Помните о том, что любое упражнение сначала надо проверить на себе, а потом делать с ребенком. Старайтесь привнести во все элемент игры. Много игр не бывает! Чем меньше ребенок, тем это актуальнее.

Для тех, кто хочет узнать больше, рекомендую книги:

  • П.Деннисон «Гимнастика мозга», 2010.
  • А.Л. Сиротюк «Упражнения для психомоторного развития дошкольников», 2008.
  • О.Машталь «Лучшие методики развития внимания у детей», 2008.
  • О.И.Ефимов, В.Л.Ефимова «Педагогика, изменяющая мозг», 2013.

МБ ДОУ «Детский сад комбинированного вида № 29» АГО

Консультация для родителей:

«ГИМНАСТИКА BRAIN GYM: УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ МОЗГА»

                                             Подготовил: учитель-логопед

                                                                                              Кривоножкина И.Д.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Список дидактических игр и упражнений,направленных на развитие интеллектуальных способностей детей с 4 до 7 лет /По программе «Радуга»,автор Т.Н.Доронова/

Игра наиболее доступный  для детей вид деятельности. В игре складываются благоприятные условия для развития интеллекта ребёнка, для перехода от наглядно-действенного мышления к образному и к элем...

Методическое обеспечение рабочей программы. Комплекс дидактических игр и игровых упражнений, используемых при развитии сенсорных способностей детей 1,6 до 3 лет

Сенсорное развитие ребёнка - это развитие его восприятия и формирования представлений о важнейших свойствах предметов, их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе и вкусе....

Картотека игр и упражнений по развитию художественно - творческих способностей детей

Развитие художественно- творческих способностей детей....

Гимнастика мозга как средство коррекции и развития интеллектуальных способностей детей с ограниченными возможностями здоровья.

Использование кинезиологического комплекса даёт как срочный, так и кумулятивный (накопительный) эффект в плане повышения умственной работоспособности и оптимизации психоэмоционального состояния....

Консультация "Нейрогимнастика для детей: упражнения для мозга"

Нейрогимнастика – это определенный комплекс упражнений, направленный на активацию полноценной работы левого и правого полушария, помогая управлять физической, умственной и эмоциональной жизнью....