Главные вкладки

    Родительское собрание «Готовность к школе»
    методическая разработка (подготовительная группа)

    Орехова Наталья Александровна

       -Подготовка ребенка к школе – это очень ответственный, волнительный период. 

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл roditelskoe_sobranie.docx28.27 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение детский сад №2 «Ласточка» общеразвивающего вида городского поселения – г. Семилуки Воронежской области

    Родительское собрание

     «Готовность к школе»

    Подготовила Орехова Н.А.

    2016 год

    Слайд 3

    «От того, как будет чувствовать себя ребёнок, поднимаясь на первую ступеньку лестницы познания, что он будет переживать, зависит весь его дальнейший путь к знаниям».

    В. А. Сухомлинский

    Ход собрания

       - Дорогие родители! Мы рады видеть Вас. Сегодня мы обсудим очень важную тему – предстоящее обучение в школе наших детей. Ведь  каждый из Вас хотел бы, чтобы его ребёнок был, как можно лучше подготовлен к школе. Вы все, возможно, уже слышали такие словосочетания: «готовность к школе…», «школьная зрелость..», «ребёнок (не) готов к школе..».              

       -Что, на Ваш взгляд, означают данные понятия, что в них входит, какого ребёнка можно назвать готовым к обучению в школе? (Обсуждение).

    Слайд 4

       -Спасибо за обсуждение! Что же включают специалисты в понятие «готовность ребенка к обучению в школе»?

    Слайд 5

       -Можно выделить условно несколько показателей готовности ребёнка к школе:

    Слайд 6

    Специальная готовность: умение читать, считать, писать (разъяснение).

    Психологическая готовность: умение общаться со взрослыми и сверстниками; способность управлять своим поведением; умение организовать рабочее место и поддерживать порядок; стремление преодолевать трудности; стремление к достижению результата своей деятельности; ориентировка в окружающем мире; запас знаний усвоенных в системе; желание узнавать новое; развитие речи и мышления (разъяснение).

    Физическая готовность: состояние здоровья; физическое развитие; развитие основных движений (разъяснение).

    Слайд 7-25

          -А теперь, уважаемые родители, мы предлагаем Вам разрешить несколько проблемных ситуаций:

    Слайд 26

    Ситуация 1. Петя неорганизованный. Начатое дело до конца не доводит, берется за другое. Не умеет сосредоточиться. Как он будет учиться в школе? 

       -Как родители могут помочь ребенку в воспитании необходимых качеств для учебы? (Обсуждение)

    Решение. Только научив ребенка планировать свои действия и доводить их до логического результата, можно будет в дальнейшем с него спрашивать, проверять, отмечать успехи (поощрять).

    Слайд 27

    Ситуация 2. Дима - мальчик, как казалось маме, вполне самостоятельный. Но вот в школе он рассеян, несобран, ждет на каждом шагу указаний. В чем дело?

     -Может быть, житейская самостоятельность и учебная - разные явления? (Обсуждение)
    Решение. Да, эти явления разные. Самостоятельные действия ребенка начинают проявляться рано. Уже в 3 года ребёнок заявляет: "Я сам!" Родители должны поддерживать попытки самостоятельности. Научить ребенка обслуживать себя, организовывать свое время в рамках возрастных возможностей. При подготовке ребенка к школе обратить особое внимание на развитие самостоятельности, связанной с познавательной деятельностью. Это должно выражаться в умении ставить перед собой различные учебные задачи и решать их без побуждений извне ("Я хочу это сделать..."), проявлять инициативу ("Я хочу сделать это по-другому") и творчество ("Мне хочется сделать это по-своему"). В познавательной самостоятельности важны инициатива, предвидение и творчество.

    Слайд 28

    Ситуация 3. Саша - в семье ребенок желанный. Родители постоянно его хвалят, выполняют  все его желания и капризы. У Саши сформировалось представление о своем превосходстве над другими, своей вседозволенности, что свидетельствует о возникновении завышенной самооценки.
       - Сделайте прогноз, как могут сложиться отношения Саши в школьном классе. (Обсуждение)
    Решение. Попадая в коллектив класса, Саша столкнется с непривычными для него требованиями, обязанностями, объективной (а значит, далеко не всегда положительной) оценкой его деятельности и личности в целом. То, что учитель к Саше будет относиться как ко всем, а не с особым вниманием и любовью (как его родители), воспримется им как недоброжелательность, несправедливость и могут возникать конфликтные отношения. В дальнейшем это может способствовать развитию отклоняющегося поведения.

    Слайд 29

    Ситуация 4.  Мама Вани считает, что ее сын имеет необходимый запас знаний, умений и навыков для обучения в школе. Он подготовлен интеллектуально и физически. Мама считает, что и по другим показателям ребенок готов для обучения в школе. Но в беседе с сыном мама узнала, что у него нет желания идти в школу.
      - С чем связано такое рассогласование? Будет ли ребенок успешно учиться

    в школе?

       - Что необходимо предпринять? (Обсуждение)

    Решение. Если ребенок не имеет желания учиться, не имеет действенной мотивации, то его интеллектуальная готовность не будет реализована в школе. Существенного успеха в школе такой ребенок не достигнет, необходимо заботиться о формировании социально-психологической готовности ребенка.

    Слайд 30

    Ситуация 5.  Многие дети, придя в школу, не могут поддерживать свои усилия в выполнении задания от начала до самого конца, особенно если при этом требуются навыки письма, владения ножницами, мячом и т.д. Многим просто не хватает внимания.

       - Почему ребенку трудно учиться? И к чему следует приучать ребенка с самого начала ученической жизни? (Обсуждение)
    Решение. В этом деле большая роль отводится родителям. Они часто позволяют ребенку остановиться  где-то на половине пути: знает - ладно, красиво делать научится потом - и допускают ошибку. Необходимо сразу ориентировать ребенка на выполнение любого задания с начала до конца - при уборке комнаты, помощи родителям, выполнении задания и т.д.
    Надо приучать ребенка думать и о результате, не побыстрее разделаться, дописать, дочитать, добежать и все забыть. Правильно организованная домашняя работа постоянно приучает ребенка к самостоятельному, терпеливому, кропотливому учебному труду.
      - Вы прекрасно справились  со всеми заданиями.

    Слайд 31

     А теперь поговорим о часто встречающихся безобидных родительских поведениях, которые приводят к детскому неврозу.

    Попробуем предугадать, каким может быть внушающий эффект этих фраз для ребёнка – будущего первоклассника, какие чувства и переживания ребёнка могут стимулировать такие стереотипы воспитания:

    1. «Вот пойдёшь в школу, там тебе…» «Ты, наверное, будешь двоечником!...» (Могут вызвать чувство тревоги, неверия в свои силы, утрату желания идти в школу.)

    2. «Знаешь, как мы будем тебя любить, если ты станешь отличником!...» (Крах родительских надежд может стать источником детских страданий, потери уверенности в родительской любви, а значит уверенности в себе.)

    3. «Учись так, чтобы мне за тебя краснеть не приходилось!» (Родителям кажется, что их собственное самоуважение зависит от оценок ребёнка, часто такой непосильный психологический груз приводит ребёнка к неврозу.)

    4. «Ты обещаешь мне не драться в школе и не бегать, а вести себя тихо и спокойно?» (Не ставьте перед ребёнком невыполнимые цели, не толкайте его на путь заведомого обмана.) 

    5. «Попробуй мне только еще сделать ошибки в диктанте!» (У ребёнка под постоянной тяжестью угрозы наказания могут возникнуть враждебные чувства к родителям, развиваться комплекс неполноценности т др.)

       

    Готовность родителей школе:

    • Все время поддерживать ребёнка
    • Научиться сопереживать с ребёнком тяжелые моменты
    • Удержаться от замечаний и претензий
    • Относиться к ребёнку крайне деликатно
    • Много разговаривать, искренне интересоваться мыслями маленького школьника, его чувствами, а не только тем, сделал ли он уроки и что ел на обед
    • Относиться с уважением к педагогу

    - Мы для Вас подготовили памятки, ознакомьтесь с ними.

    Памятка №1.

    1. Помогите своему ребёнку овладеть информацией, которая позволит ему не растеряться в обществе.
    2. Приучайте ребёнка содержать свои вещи в порядке.
    3. Не пугайте ребёнка трудностями и неудачами в школе.
    4. Научите ребёнка правильно реагировать на неудачи.
    5. Помогите ребёнку обрести чувство уверенности в себе.
    6. Приучайте ребёнка к самостоятельности.
    7. Учите ребёнка чувствовать и удивляться, поощряйте его любознательность.
    8. Стремитесь сделать полезным каждое мгновение общения с ребёнком.

    Памятка №2.

    1. Быть хорошим другом, в частности, делиться тем, что у него есть. Особенно это касается детей, у которых нет братика или сестрички. Умение делиться и не быть жадиной поможет ребенку заводить друзей, а этот навык будет служить ему в течение всей жизни. Семья не всегда будет рядом, а на дружескую помощь можно рассчитывать, только если ты сам – хороший друг.
    2. Постоять за себя. Дети постоянно «выясняют отношения», пытаются отобрать друг у друга игрушки, иногда даже дерутся – этого не избежать! Однако научить ребенка конструктивно (без истерик и драк) выходить из конфликтных ситуаций, все-таки, возможно.
    3. Заступаться за других. Сочувствие и умение заступиться за слабого тоже прививаются в раннем детстве. Особенно это умение важно для мальчиков.
    4. Формировать собственное мнение. Дети стремятся подражать всем и вся, и это нормально. Но по мере взросления родители должны объяснить крохе, что он уникален, имеет свои неповторимые черты и таланты, которые нужно выявить и развивать.
    5. Быть смелым. Дети легче переносят перемены, соглашаются пробовать новое, им не так страшно заявлять о себе и что-то просить. Помогите ребенку пронести эти качества через детство во взрослую жизнь.
    6. Искать свой собственный стиль. У мам часто не хватает времени на эксперименты с прическами и одеждой, в итоге, дети носят то, что на них надели. Постарайтесь хотя бы на выходных давать ребенку право выбирать одежду, руководствуясь собственным вкусом.
    7. Хорошо обращаться с животными. При этом не обязательно даже заводить домашнего питомца. Наблюдая за уличными животными – кошками, собаками, принося крошки хлеба голубям, вы можете научить ребенка сопереживать другим живым существам, доброте, которой так не хватает в современном мире.
    8. Продолжать стараться после неудач. Поначалу все кажется трудным. Взять хотя бы велосипед. Вряд ли кто-то поехал с первого раза, но сколько в мире велогонщиков? Когда у ребенка что-то не получается, его первое желание – бросить начатое. Научите малыша продолжать, несмотря на трудности. Это очень поможет ему в жизни.
    9. Мечтать о многом и трудиться. Мечты, даже самые невероятные, делают нашу жизнь ярче, но чтобы осуществить их, надо немало потрудиться. Поддерживайте ребенка на его пути к мечте и старайтесь избегать фраз типа: «Это невозможно!», «Все равно у тебя не получится», «Зря стараешься».
    10. Радоваться каждому дню. Не всегда жизнь поворачивается к нам светлой стороной, и не каждый день складывается хорошо. Но в наших силах не вешать нос и сделать следующий день более радостным. Объясните ребенку, что расстраиваться бесполезно. Гораздо лучше подумать, что именно можно изменить к лучшему. 

    Памятка №3.

    Чему необходимо научиться ребенку еще до школы?
    Для развития внимания, памяти, моторики ребенок должен уметь:

    1. запоминать стихи;
    2.  считать до 10 и обратно;
    3.  решать маленькие задачи на сложение и вычитание;
    4.  пересказывать маленькие рассказы, сказки;
    5.  рисовать;
    6.  складывать пазлы и мозаику;
    7.  заниматься лепкой;
    8.  пользоваться ножницами и клеем.

    Что нужно знать и уметь при первом выходе «в свет»
    Школа – это не детский сад, там другие установки, другие правила. Игровая деятельность перестает быть основной в жизни ребенка – ее место занимает деятельность учебная. Очень важно научиться контактировать и
    подружиться с одноклассниками, научиться усидчивости, концентрации на учебных задачах.

    Ребенок должен учиться самостоятельности, уметь без помощи мамы быстро и правильно одеваться, содержать свои вещи в порядке. Нужно научиться ориентироваться, не теряться, не паниковать, если в какой-то ситуации рядом не окажется взрослых.
    Дополнительные требования к родителям первоклассника
    Необходимо перед школой проверить физическое состояние малыша, посетить логопеда, если есть проблемы с речью.

       -Подготовка ребенка к школе – это очень ответственный, волнительный период. Ваш малыш становится первоклассником, а это серьезное испытание и для Вас, и для него. Терпения и удачи вам в подготовке детей к школе. Так что удачного старта!

     И хочется закончить следующими словами Л.С. Выготского:  «Школьное  обучение  никогда  не  начинается  на  пустом  месте,  и  всегда  опирается  на  определенную  стадию  развития,  проделанную  ребенком»

    Литература:

    • Чиркова С. В. Родительские собрания в детском саду. Подготовительная группа. М., 2010,
    • Виноградова Н., Журова Л. Готов ли ваш ребенок к школе? Советы педагога и психолога. Книга для родителей / Под. ред. А. Г. Хрипковой. М., 1992.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект родительского собрания "Готовность к школе детей и родителей"

    Познокомить родителей с псехологической и педагогической подготовкой детей к школе....

    Родительское собрание "Готовность к школе - что это?"

    подготовка к школе - актуальная проблема для родителе, чьи дети посещают подготовительную группу детского сада. В конспекте раскрывается содержание понятия "готовность к школе"....

    Родительское собрание "Готовность к школе"

    Родительское собрание "Готовность к школе"...

    Родительское собрание "Готовность к школе - что это?"

    Выступление на родительском собрании об аспектах готовности детей к школьному обучению....

    Презентация к родительскому собранию «Готовность к школе»

    laquo;От того, как будет чувствовать себя ребёнок, поднимаясь на первую ступеньку лестницы познания, что он будет переживать, зависит весь его дальнейший путь к знаниям».В. А. Сухомлински...

    Родительское собрание "Готовность к школе"

    Родительское собрание "Готовность к школе"...

    Родительское собрание "Готовность к школе" выступление педагога-психолога на тему: "Психологическая готовность к школе"

    Время летит очень быстро, совсем скоро ребята пойдут в школу.Разные эмоции вызывает у нас мысль, о том, что ребятам скоро в школу....