Управление ДОУ
статья

Птицына Екатерина Михайловна

Влияние стиля управления  в современной системе образования на взаимоотношения в коллективе                   

Скачать:


Предварительный просмотр:

Влияние стиля управления  в современной системе образования на взаимоотношения в коллективе                    

Коренные политические и экономические изменения, произошедшие в нашей стране за последние годы, затронули все сферы жизни, в том числе и отношения между руководителем и подчинёнными с целью построения взаимоотношений в процессе совместной деятельности. В сфере современного дошкольного образования также происходят изменения, появились новые типы образовательных учреждений. Содержание дошкольного образования становится более разнообразным. В связи с этим меняются формы организации жизни детского сада и стиль управления.

Опытные педагоги, которым предстоит занять руководящую должность, понимают, что в дошкольном учреждении трудно быть просто администратором, есть человек с жёсткими функциональными обязанностями и требованиями, потому что педагоги-«дошкольники» это люди особого типа, творческие, эмоционально чувствительные. Ведь работая с малышами, специалисты следуют принципу «От сердца – к сердцу», отдавая им свой опыт, знания, энергию. К руководителю дошкольным учреждением предъявляются более высокие требования: профессионализм, дипломатичность и предприимчивость. Если, этот набор качеств у кандидата в руководители имеется, да ещё новаторские идеи, намерения, тогда выступает другая сторона - взаимодействие с коллективом. С одной стороны, для организации работы коллектива должны быть определены основные принципы и правила взаимодействия со специалистами, а с другой, - у каждого есть свои индивидуальные особенности, как позитивные, так и негативные, определяющие необходимость учета психологических аспектов взаимодействия.

В сложившемся коллективе, как правило, существуют свои неформальные лидеры, сложившиеся стереотипы поведения, формируются определенные отношения, как профессиональные, так и личностные. Руководителю важно наладить отношения с коллективом, искать компромиссы, проявляя мастерство дипломата. В этом ему особенно может понадобиться помощь психолога. Ведь «ловушки» неожиданно и коварно подстерегают нас, когда мы погружаемся в лабиринты человеческих отношений.

Развитие взаимоотношений между руководителем и подчинёнными зависит от умения руководителя быстро и гибко реагировать на изменения, происходящие в социальной и образовательной сферах. Однако современному руководителю недостаточно только одного умения анализировать создавшуюся ситуацию и реагировать на ее изменения в работе с коллективом.

Изменения в системе взаимоотношений в дошкольном воспитании могут быть обусловлены:

​ неумением руководителя реально и эффективно контролировать и корректировать процессы, в системе взаимоотношений с коллективом;

​ неумением применять дифференцированные технологии управления, сотрудничества и общения;

​ неумением руководителя и подчинённых своевременно менять отношения, адаптироваться к стремительно меняющимся внешним условиям.

Такое состояние системы взаимоотношений руководителя и подчинённых должно стимулировать ее модернизацию, направленную на решение основных проблем, в частности:

​ Определение удовлетворённости педагогов деятельностью в дошкольном учреждении и своим положением в нём;

​ Взаимодействие руководителя и коллектива, влияние стиля руководства на психологический климат;

​ Влияние эмоционального уровня на взаимоотношения и деловое сотрудничество в коллективе педагогов.

Для организации взаимодействия руководителя и подчинённых необходимы следующие условия:

​ Определение характера взаимоотношений в образовательном учреждении;

​ Определение и отслеживание основных показателей взаимоотношений руководителя и подчинённых с использованием психологических методов;

​ Определение системы воздействий на деятельность конкретных педагогов дошкольного образовательного учреждения и руководителя;

​ Координация деятельности работников, четкое определение функциональных направлений их деятельности.

Руководители дошкольных организаций создают условия для активной, самостоятельной, творческой деятельности специалистов, направленно стимулирует, координирует взаимодействие между сотрудниками, осуществляет общее руководство над учебно-воспитательным процессом.

Руководство в каждой дошкольной образовательной организации, в соответствии с Уставом, осуществляет заведующий ДОО. Определяет стратегии, цели и задачи организации, решает финансово – хозяйственные вопросы, координирует и контролирует работу всех служб, формирует контингент воспитанников, представляет интересы дошкольной образовательной организации в государственных и иных органах и учреждениях, утверждает локальные акты, обеспечивает условия безопасности на рабочем месте, подотчётен вышестоящим организациям.

А трудовой коллектив в дошкольных образовательных организациях составляют: воспитатели, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, учитель логопед, педагог-психолог. Педагоги планируют и осуществляют педагогический процесс в соответствии с годовым планом и образовательной программой дошкольных образовательных организаций, отвечают за сохранение жизни и здоровья детей, проводят коррекционно-развивающую работу и работу с родителями.

              Актуальность выбранной  темы обусловлена новыми требованиями к организации управления как субъективного, так и объективного характера,. Как известно  современные демократические тенденции в образовательной политике и  анализ литературных источников по управлению человеческими ресурсами и менеджменту, вызывают потребность пересмотра отношений, а также выстраивания дифференцированной  модели стиля управления и межличностных взаимоотношений между руководителем и коллективом.        

              Значительную роль в деятельности современного руководителя должно уделяться психологическим  аспектам управления во взаимоотношениях с коллективом, где  неизбежно могут возникать профессиональные и личностные  конфликты 

В этой связи цель  исследования: изучить влияние стиля управления руководителя дошкольной образовательной организации  в ходе выстраивания разных моделей межличностных взаимоотношений   его с коллективом.

Объект исследования :

Влияние стиля руководства на взаимоотношения в коллективе

Гипотеза: Мы полагали, что значительное влияние на взаимоотношения в коллективе оказывает стиль руководителя дошкольной организации

В соответствии с целью были сформулированы основные задачи:

  • Изучить психолого- педагогическую и специальную литературу по проблеме.
  • Определить стиль управления коллективом и психологический климат в организации; проанализировать на примере дошкольных образовательных организаций взаимосвязь между стилем руководства и психологическим климатом в коллективе;
  • Разработать рекомендации для оптимизации взаимоотношений в коллективе  с целью  формирования новой внутренней кадровой и личностной политики между руководителем и подчинёнными.

Теоретическая и практическая значимость исследования - теоретический материал представленной магистерской полезен для руководителя образовательной организации для выстраивания собственной модели взаимоотношений с коллективом

- представленный практический материал ориентирован на современные подходы к расстановке кадров, их профессиональному самообразованию и выстраиванию модели стабилизации кадров и их формированию кадрового резерва.

Методологическая база исследования:

Вопросы изучения стиля руководства освещаются в работах Т.П.Афанасьевой, А.К. Бондаренко, Н.С. Голициной, Л.М. Денякиной, И.А. Елисеевой, Т.П. Колодяжной, В.С.Лазарева, Л.В.Поздняк, А.Ф.Пеленёва, Т.И. Пуденко Т.И., В.И. Шкатулла и др. Проблемы развития  качества услуг и совершенствование функций управления дошкольным учреждением рассматриваются в трудах: К.Ю.Белой,  Т.С. Вершининой, Н.С. Голициной,  В.П.Дубровой, С.А. Езоповой, В.И.Зверевой,  Т.С. Комаровой, М.В. Корепановой И.А. Липчанской, Е.П. Милашевич,  Л.И.Фалюшиной, Т.И.Шамовой  ,А.Н.Макарова ,О.Г Бурова

Первая глава включает в себя теоретические основы анализа взаимоотношения руководителя и трудового коллектива, где подробно рассказывает о психологическом портрете руководителя, а  именно о социально-биографических характеристиках личности руководителя:

  • Возраст
  • Пол
  • Социальный статус
  • образование

Личностные качества руководителя  несомненно имеют огромные значение.

Из множества личностных качеств, черт личности, влияющих на эффективность управления выделяют следующие :

- доминантность;

- уверенность в себе;

- эмоциональная уравновешенность;

- стрессоустойчивость;

- креативность;

- стремление к достижениям;

- предприимчивость;

- ответственность;

- надежность;

- независимость;

           - общительность

Все эти качества объединяет нечто общее, а именно то, что каждое из них можно выработать, воспитать.

Хорошее настроение работников, прежде всего, зависит от общения в коллективе, в частности, общение с руководителем. И эффект от этого общения будет выше если руководитель в зависимости от условий работы, обстоятельств применяет определённый стиль руководства.

Исследования типов руководителей и эффективности руководства, проведённое психологами позволили выявить три наиболее часто встречающихся стилей руководства :

  • Авторитарный или автократичный
  • Демократичный
  • Либеральный

Независимо от используемого стиля руководства, мотивация сотрудников -один из важнейших факторов повышения производительности труда, улучшения качества продукции.  

                     Трудовой коллектив-это организованное объединение людей направленное на достижения общественно значимых целей на производстве. В условиях управления инициативный и творческий коллектив - ценнейший ресурс, руководитель создаёт атмосферу уважения, доверия, успеха каждому участнику образовательного процесса.

                       Руководитель должен чётко владеть ситуацией и быть проводником нового. Руководитель и коллектив по разному влияют друг на друга, характер этого взаимного влияния зависит от условий жизни и деятельности коллектива, от деловых и личных качеств людей, а интенсивность и глубина взаимодействия- от уровня социальной зрелости коллектива и от стиля работы его руководителя.

Один из наилучших способов повысить интерес к работе- создать слаженную команду, уважение к людям, делегирования (передача полномочий) им ответственности и полномочий.

             Социально- психологический климат это эмоционально психологический настрой коллектива, проявляется в процессе общения на фоне которого реализуются групповые потребности, возникают и разрешаются меж личностные и групповые конфликты. В дошкольной  организации  главной целью является работа с детьми. Она требует большого напряжения сил и энергии, поэтому в коллективе особенно важны доброжелательность, тактичность и уважительная требовательность среди всех участников педагогического процесса.

              Для достижений организации, руководству необходимо обеспечить эффективные действия персонала. К основным элементам эффективной работы коллектива относятся :

  • Удовлетворение личных интересов
  • Успешное взаимодействие
  • Решение поставленных задач перед организацией

Современному руководителю недостаточно только одного умения анализировать создавшуюся ситуацию и реагировать на ее изменения в работе с коллективом. Не менее важным, на наш взгляд, является умение составить долгосрочный прогноз, который выстраивается в программу взаимоотношений руководителя и подчинённых. Таким образом, взаимоотношения руководителя и трудового коллектива определяются :

  • Влиянием стиля руководства на психологическую комфортность
  • Удовлетворённостью и жизнедеятельностью педагогов в дошкольном сообществе и своим положением в нём
  • Взаимодействием руководителя и коллектива

               Во второй главе был проведен анализ влияния стиля руководства на психологический климат в коллективах дошкольных образовательных организаций. Объектами исследования были четыре дошкольные образовательные организации  города Королева Московской области ,

86 сотрудников в возрасте от 23 до 65 лет разный должностей.

1.        Автономное дошкольное образовательное учреждение города Королёва Московской области детский сад № 4

2. Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 1 комбинированного вида г. Королева Московской области;

3. Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 2 комбинированного вида г. Королева Московской области;

4. Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 3 комбинированного вида г. Королева Московской области;  

Штатные сотрудники ДОО, принявшие участие в исследовании

Наименование должностей

д/с № 4

д/с № 1

д/с № 2

д/с № 3

Всего человек

Воспитатели

21

18

9

16

64

Учитель-логопед

2

1

2

2

7

Педагог-психолог

1

1

-

1

3

Музыкальный руководитель

2

2

1

2

7

Инструктор по физ. культуре

1

1

1

1

4

Инструктор по физ. культуре и плаванию

1

-

-

-

1

Итого:

28

23

13

22

86

Используемые методики.

  • Методика определения стиля руководства трудовым коллективом  (разработана В.П. Захаровым )
  • Методика изучения удовлетворенности педагогов деятельностью в образовательном учреждении (разработана Е.Н. Степановым)
  • Определение психологического климата группы (разработана Л.Н Лутошкиной)

Задачами организаций являются

 1. Охранять и укреплять здоровье детей, формировать навыки здорового образа жизни. (проводятся закаливающие процедуры,  фитотерапия, гимнастика утром и после сна, кислородный коктейль).

2. Способствовать своевременному и полноценному психическому развитию каждого ребенка (в сюжетно - ролевых играх, в рисовании, лепке, аппликации, конструировании, в свободном общении на занятиях развития речи, чтении художественной литературы, на экскурсиях, математике и др.).

3. Обеспечить каждому ребенку возможность радостно и содержательно прожить период дошкольного детства.( В детских садах проводятся развлечения, праздники. В каждом саду создан свой уютный, теплый, и гармоничный интерьер, обеспечены условия для разнообразной самостоятельной деятельности).

При анализе стиля руководства полученные данные обрабатывались с помощью количественного анализа, а также метода корреляции.

Мы выяснили, что присутствуют средняя корреляционная связь между результатами теста «Удовлетворенность работой»,  и теста «Определение стиля руководства коллективом», и средняя корреляционная связь между результатами теста «Оценка социально-психологического климата» и методикой «Определение стиля руководства коллективом».

В соответствии с этим можно утверждать, что стиль руководства влияет на такие характеристики  как удовлетворенность работой и социально-психологический климат в коллективе.

 Каждый из этих стилей формирует своеобразные отношения в коллективе и прямо влияет на эффективность работы коллектива.

   В соответствии с полученными результатами были выявлены три  стиля руководства:

авторитарный – характерен для руководителя АДОУ д/с № 4; либеральный – характерен для руководителя МБДОУ д/с № 2 ; демократический – характерен для руководителей МБДОУ д/с № 2 и МБДОУ д/с № 3.

 Каждый из этих стилей формирует своеобразные отношения в коллективе и прямо влияет на эффективность работы коллектива

    В завершении  исследования   были выявлены следующие проблемы в дошкольных образовательных организациях как:

  • недостаточная мотивация сотрудников, а в некоторых случаях и вовсе ее отсутствие,
  • конфликтные ситуации в коллективе и даже агрессивное поведение.

 Для решения этих проблемных сторон коллектива дошкольных образовательных организаций были  предложены такие мероприятия, при проведении которых можно будет своевременно уловить изменения в  психологическом климате коллектива. К числу таких мероприятий относятся:

  1. систематическое изучение мотивации работников дошкольных организаций;
  1. разработка предложений по совершенствованию системы стимулирования применительно к различным категориям работников организаций;
  2. изучение опыта отечественных и зарубежных организаций по оценке мотивации и применению различных методов стимулирования.

В практике управления организациями как западных, так и отечественных широко применяются тренинги командообразования. Основная цель таких тренингов – усилить сплоченность людей, помочь им в построении оптимального общения, формирование благоприятного социально-психологического климата. Тренинги предполагают разнообразные игры, творческие задания, командную работу по поиску решений заданий, направленных на лучшее узнавание друг друга

              На современном этапе в любой дошкольной организации необходимо проводить анализ взаимоотношений в коллективе, в связи с этим необходимо проводить исследования, тестирования на выявление безразличия и желания к более тесному общению и совместной деятельности коллег. Проведённое исследование выявило как положительные, так и отрицательные стороны коллективов исследуемых дошкольных образовательных организаций. Результаты показали, на что необходимо обратить вниманию руководителю для улучшения психологического климата в коллективе.

В связи с этим предлагаются  следующие пути формирования  положительных отношений внутри коллектива:

  • создание благоприятного психологического климата;(корпоративы, совместные экскурсии, поездки на природу.)
  • удовлетворённость в общении между членами коллектива;
  • возможность проявлять и реализовывать профессиональные и личностные качества педагогов;(участие в конкурсах, проектах, фестивалей, конференций)
  • не оставаться равнодушными к успехам и неудачам членов коллектива;(поддержка, помощь)
  • доброжелательно относиться к новым членам, стараться помочь им освоиться; (адаптация)
  • взаимное расположение и понимание внутри группы.

Представленная в работе информация о влиянии управленческого стиля на характер удовлетворенности трудом, психологический климат, как важнейших составляющих мотивации работников на качественное выполнение работы, будет полезна для повышения авторитета руководителя и эффективность его работы. Когда вся организация работает достаточно эффективно и ровно, то руководитель обнаруживает, что помимо поставленных целей достигнуто и многое другое, – в том числе и простое человеческое счастье, взаимопонимание и удовлетворенность работой.

            Современный руководитель должен уметь создавать факторы, влияющие на развитие своей организации, в ходе совместной творческой деятельности коллектива и использовать в полной мере имеющейся опыт работы коллег. Главная задача современного руководителя: не столько «управлять всем», а уметь правильно настроить коллектив на доброжелательное отношение между коллегами, уважительно относиться к мнению друг друга, в трудные для коллектива минуты эмоционально соединять людей по принципу «один за всех и все за одного».

Важное качество профессионального руководителя – умение предвидеть, применять инновационные формы и методы в работе с персоналом. Система работы руководителя с кадрами ориентируется на выбранные в коллективе цели, задачи которые определяют формы, методы и содержание деятельности каждого педагога и всего педагогического коллектива по развитию профессионального мастерства. На современном этапе в любом дошкольном учреждении необходимо анализировать влияние стиля руководства на взаимоотношения в коллективе для этого необходимо проводить исследования, тестирования на выявление безразличия к более тесному общению и совместной деятельности коллег.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Контроль как одна из основных функций управления ДОУ

Схемы и таблицы для осуществления контроля за деятельностью воспитателей ДОУПерспективный план контроля на учебный год заместителя заведующего....

журнал "Практика управления ДОУ"

В середине февраля издательская фирма «Сентябрь» выпустила  пилотный номер журнала «Практика управления ДОУ». Журнал вышел на 80 полосах, тираж пилота составил 10 000 экземпляров....

Сообщение "Управление инновационными процессами в ДОУ"

Сообщение для старших воспитателй ДОУ  и приезинтация, а так же практическое занятие...

Сообщение "Управление инновационными процессами в ДОУ"

Сообщение для старших воспитателй ДОУ  и приезинтация, а так же практическое занятие...

Сообщение "Управление инновационными процессами в ДОУ"

Сообщение для старших воспитателй ДОУ  и приезинтация, а так же практическое занятие...

«Понятие управления. Классификация стилей управления. Организационная эффективность демократического, авторитарного, либерального стилей»

Каждая организация представляет собой уникальную комбинацию индивидов, целей и задач. Каждый управляющий – это уникальная личность, обладающая рядом способностей. Поэтому стили руководства не вс...

Памятка "Привитие навыков безопасного участия в дорожном движении и недопустимости управления транспортными средствами лицами, не достигшими восемнадцатилетнего возраста и не имеющими прав на управления транспортными средствами соответствующей категории"

Обращаем Ваше внимание на одну из важнейших тем, как управление транспортными средствами несовершеннолетними. Родители, покупая своему ребенку велосипед, гироскутер, мотоцикл, самокат и прочие средств...