Профилактика дисграфии у дошкольников
консультация (старшая группа)

Сухова Наталья Викторовна

Количество детей дошкольного и младшего школьного возраста, страдающих дисграфией, постоянно растет. А проблемы с чтением и письмом делают невозможным дальнейшее обучение в школе. Кроме того, речевое расстройство негативно сказывается на характере малыша. Он становится неуравновешенным. В психологии это называют аффективным наслоением. Поэтому маленькому пациенту требуется помощь логопеда. А вот предупредить нарушение под силу родителям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл profilaktika_disgrafii.docx19.56 КБ

Предварительный просмотр:

Профилактика  дисграфии у дошкольников 

Дисграфия – это специфическое расстройство письменной речи. Дисграфическое нарушение имеет стойкий характер, однако не зависит от умственного развития школьника или дошкольника, и не связано с его плохой обучаемостью и недостатком знаний. Причина ошибок при написании слов – нарушение формирования высших психических функций, задействованных в устной и письменной речи.

       Профилактика дисграфии у дошкольников потребует значительно меньше времени и усилий, чем ее коррекция после поступления в школу. Характеристика нарушения Дисграфия основывается на

  • недоразвитии  - способностей различать и сопоставлять предметы,
  • ориентироваться в пространстве
  •  проводить анализ и синтез.

 В результате ребенок подменяет буквы или пишет их неправильно.  Таким образом, причина дисграфического расстройства – нарушение зрительного гнозиса или его несформированность. Русские буквы содержат общий набор элементов, включающий палочки, крючки и круги, а также несколько особенных. Комбинация этих элементов формирует различные буквенные символы.

Если сложности с письмом и чтением своевременно не выявлены, а родители не могут или не хотят помочь ребенку, это вызывает трудности с дальнейшим школьным обучением и приводит к эмоциональным переживаниям. У детей появляется немотивированная агрессия (вербальная или физическая), они не хотят делать уроки или выполняют задания только под угрозой наказания. Состояние аффекта – результат скрываемой тревожности и снижения самооценки. Такие изменения характера могут стать необратимыми. Вот почему предупреждение дисграфии стоит начинать не после поступления в школу, а в дошкольном возрасте до начала обучения грамоте. Правила профилактики дисграфии 

Главное условие успешности превентивных занятий – ранее выявление симптоматики нарушения речи. Коррекционная работа организовывается в зависимости от механизма и причин расстройства. В 3-4 года малыша обязательно проверяют на способность различать фонемы на слух. Если возникают сложности, следует работать над развитием навыков дифференциации звуков. Важно завершить коррекцию до начала обучения письму. С дошкольниками отрабатывают правильную артикуляцию сложных фонем, предупреждая подмену звуков другими из схожих фонетических групп, формируют образное восприятие чужой речи. Если малыш пропускает слоги или меняет их местами, это свидетельствует о предпосылках развития дислексии и дисграфии в более старшем возрасте.

Для развития ориентации в пространстве, а также способностей выразить словами пространственные отношения, малышей учат использовать предлоги, а также понимать их смысловое значение (вверх, вниз, слева, справа, за или перед (чем-то)). Упражнения для профилактики дисграфии у дошкольников Все упражнения направлены на достижение конкретной задачи.

Для повышения внимательности, умения концентрироваться:

просят малыша назвать, что нарисовано на картинке;

разделить карточки по группам – «мебель», «домашние животные», «одежда»;

 найти предмет нужной геометрической формы; выбрать ряды с одинаковыми фигурами;

найти одинаковые предметы на черно-белых и цветных изображениях; угадать контур чего изображен на картинке; найти силуэт к каждому изображению;

на время отыскать 5, 6 или 10 отличий на картинках;

назвать предметы, нарисованные друг на друге;

 выбрать лишнее изображение в ряду (оно не соответствует остальным по форме, размеру, групповой принадлежности);

отыскать одинаковые изображения, расположенные в разных частях картинки;

отгадать, что хотели изобразить на незаконченной картинке;

найти ошибки на рисунке; отыскать «спрятанные» изображения; сопоставить форму изображения с геометрической фигурой; соединить части одной картинки или фотографии  (пазлы, разрезанное изображение);

 узнать, что нарисовано по деталям;

ответить, какая картинка или предмет исчезли; правильно найти выход из лабиринта.

Улучшить зрительное восприятие и запоминание помогают такие упражнения: посмотреть, как расположены игрушки и по памяти выстроить их так же; посмотрев несколько секунд на нарисованные геометрические фигуры, изобразить их, не подглядывая, сохранив порядок и цвет; найти картинке пару; запомнить порядок расположения картинок и повторить его; найти отличия в двух похожих изображениях; запомнить фигуру, сложенную из счетных палочек или спичек и восстановить ее по памяти (на запоминание выделяется 10-15 секунд).

 Для развития образного мышления, пространственного восприятия, умения ориентироваться на местности детей просят: показать и правильно назвать верхние части тела человека на картинке, затем свои: вначале ребенок делает это, смотрясь в зеркало, затем без подсказок; показать и назвать, что находится выше (или ниже) указанной вещи; вспомнить, назвать и продемонстрировать, что можно сделать верхними (а затем нижними) частями тела: повороты, наклоны, махи, вращения, приседания, наклоны; указать (сначала на зеркальном отражении или на другом ребенке, затем самостоятельно) и сказать названия частей тела, которые находятся сзади (спереди, слева или справа); выполнять заданные логопедом или воспитателем движения только в одном направлении (вперед, назад, влево, вправо): наклоны головы или туловища, прыжки на одной или двух ногах, ходьба; продемонстрировать и проговорить названия частей тела, расположенных с левой (правой) стороны; дотянуться левой рукой до носка правой ноги, правой рукой до мочки левого уха ; назвать все предметы, расположенные впереди от того места, где стоит ребенок; не изменяя своего положения, называть, что находится ниже всего (выше всего, дальше или ближе всего); без ошибок выполнять задания на движения: шаг вправо, два шага вперед, три – назад и четыре вправо; нарисовать на бумаге или на доске геометрические фигуры с определенным расположением: в центре ромб, справа от него круг, в правом нижнем углу – квадрат, в левом нижнем – овал, справа от овала – треугольник; карандашом прочертить линию, соединив два рисунка; прописать крючки, овалы, палочки до конца строки, согласно данному образцу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация для старших дошкольников "Дошкольникам о дорожных знаках"

Обучающая презентация для детей старшего дошкольного возраста по реализации и освоению области "Безопасность"...

Социально – личностное развитие дошкольника в воспитательно – образовательном пространстве посредством профориентационной работы с младшими дошкольниками, воспитатель Тихонова Людмила Аркадьевна

В данной методической разработке исследуется педагогический аспект проведения профориентационной работы в период начального детства. Профориентация рассматр...

Нравственное воспитание дошкольников. Беседы по воспитанию культуры поведения дошкольников.

Практический материал по воспитанию культуры поведения  дошкольников. Представлен  в виде бесед , которые можно проводить с детьми старшего дошкольного возраста....

ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ТЕМЕ «ОЗНАКОМЛЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ С РУССКИМИ НАРОДНЫМИ ИНСТРУМЕНТАМИ» (с елецкой рояльной гармошкой) ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ТЕМЕ «ОЗНАКОМЛЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ С РУССКИМИ НАРОДНЫМИ ИНСТРУМЕНТАМИ» (с елецкой рояльной гармо

Тема «Приобщение дошкольников к истокам национальной русской культуре на примере елецкой рояльной гармоники»СЕНТЯБРЬ1.   «Гармошечка-говорушечка». Первое знакомство с елецкой рояльной ...

Перспективное планирование по теме «Что может герб нам рассказать» /Нетрадиционные формы работы с дошкольниками по патриотическому воспитанию дошкольников.

В документе представлено перспективное планирование по патриотическому воспитанию дошкольников для старшей и подготовительной группы....

КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ С РАСТЕНИЯМИ (картотека основана на книге: Дрязгуновой В. А. Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями. М.: Просвещения, 1981. – 8о с. )

С раннего детства ребенок видит вокруг себя раз­личные овощи и фрукты. Постепенно он запоминает их названия, начинает находить знакомые среди них. Однако малыши почти не имеют представления об о...

информация для родителей "Речевая компетентность дошкольников", "Художественно-эстетическое воспитание дошкольников старшего дошкольного возраста","Роль родителей в формировании грамматически правильной речи дошкольников"речи

материал для оформления информационных стендов на тему: "Роль родителей в формировании грамматически правильной речи дошкольников", "Речевая компетентность дошкольников", "Худ...