Как говорит ваш ребенок?
консультация

            В данной статье я обращаюсь к родителям, объясняя важность ранней диагностики нарушений речи у  детей. Знакомлю их с возрастными нормами развития речи и причинами возникновения патологии. Эти знания помогут  родителям  прийти к выводу: соответствуют ли эти показатели развитию их ребенка и принять решение о своевременном обращении к специалистам.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Как говорит ваш ребенок? 21.43 КБ

Предварительный просмотр:

Как говорит ваш ребенок?

Что заставило меня, логопеда,  обратиться к родителям детей дошкольного и младшего школьного возраста с актуальной темой - как говорит ваш ребенок?  Обращение родителей ко мне за помощью, тревога за ребенка, который плохо говорит? Но  еще больше – волнение оттого, что чаще всего это обращение запаздывает. Это не значит, что помочь ребенку нельзя. Вовсе нет. Но физиологический период нормального развития речи прошел, и теперь труднее это сделать.

Приходят  встревоженные родители с 6-летним, а иногда и 7-летним ребенком. Из разговора выясняю: да, понимали, что с речью у ребенка не все в норме, думали пройдет: «Когда надо – заговорит!» И только на пороге школы, а иногда и в школе столкнулись с тем, что задержка речевого развития явно отражается на мышлении ребенка, ориентировке в пространстве, работе пальцев рук, письме и чтении.

Безнадежных случаев нет. Занятия с логопедом дают положительные результаты.

Я не первый год занимаюсь диагностикой патологии речи детей, и с каждым годом таких детей становится больше. Причин много:

  • органические поражения ЦНС (центральной нервной системы);
  • травмы в период родовой деятельности;
  • инфекционные заболевания (менингит, корь, скарлатина, энцефалит и др.);
  • наследственный фактор;
  • патологические отклонения в строении артикуляционного аппарата (нарушение прикуса, укороченная уздечка…);
  • неблагоприятная речевая среда;
  • неблагоприятные социальные условия.

Не буду подробно останавливаться на ухудшении экологии, увеличении нетрезвых семей, ухудшении  материальных условий. Все это неблагоприятно отражается на здоровье человека и, уж конечно, будущего потомства.

А вот теперь хочу помочь родителям самим разобраться: умиляться ли лепету их ребенка и как долго должно длиться это умиление. Познакомлю вас с особенностями развития речи детей в норме.

На первом году жизни, конкретно в 3 месяца, голосовые реакции, возникающие в процессе комплекса оживления, называются гуканьем (в 2 месяца) – «гы», «кы», в последующие 4-5 месяцев появляются новые голосовые реакции: певучие гласные «а-а», «у-у» - период гуления , в 5-6 месяцев появляется лепет «ба-ба», «да-да». С 4-5 месяцев малыш начинает произносить звуки, чтобы привлечь к себе внимание. С 6 месяцев у детей появляется указательный жест в сторону знакомых предметов, что говорит об интенсивном развитии смысловой функции речи.

Во втором полугодии (с 5-6 до 9-10 месяцев) идет переход лепета в речь. С 9-10 месяцев до года малыш, овладевая навыком речи, начинает произносить за взрослым слоги. К году у малыша в активном словаре имеется около 10 слов, в пассивном в 5-6 раз больше.

Какова последовательность усвоения звуков на первоначальном этапе развития речи?

Сначала у ребенка появляются гласные звуки: а, и, у, о, из согласных: п, б, м, т, д, н, ф, в, к, г. Немного позднее звуки: э, ы, х. К 2-3 годам эти звуки, как правило, усваиваются малышами.

До 3 лет несовершенства произношения согласных звуков могут выражаться в смягчении, например: тук-тюк, да-дя, санки-сянки.

Такие несовершенства звукопроизношения являются закономерными (физиологическое косноязычие) и не требуют постоянного вмешательства. С возрастом произношение ребенка совершенствуется. Смягчаемость согласных звуков исчезает. Произношение с, з становится отчетливым и правильным. К 4-5 годам у ребенка появляются шипящие звуки: ш, ж, звуки: ц, ч, щ и, наконец, л, р.

Последние данные ученых, занимающихся исследованием речи детей, говорят о том, что к 4 годам в норме ребенок должен дифференцировать все звуки. К 4-5 годам заканчивается формирование правильного звукопроизношения, и ребенок говорит совсем чисто.

Коррекция расстройств речи, конечно, очень многообразна и зависит от их характера и причин. Поэтому ее проводят совместно педиатр, невролог и логопед. Иногда требуется участие таких специалистов, как стоматолога (исправление неправильного прикуса и других нарушений в полости рта), хирурга (операции по лечению заячьей губы и расщеплений неба), оториноларинголога (болезни слуха и др.).

Наиболее распространенной речевой патологией является дислалия – нарушение звукопроизношения при сохранности иннервации мышц речевого аппарата.

Сами родители, имея уже знания о развитии речи в норме, описанные выше, могут прийти к выводу: соответствуют ли эти показатели развитию их ребенка.

Я прошу родителей серьезно отнестись к недостатку речи детей и своевременно показать малыша специалистам. Тем самым вы предотвратите многие трудности при обучении детей в школе .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Памятка "Как говорить так, чтобы дети слушали и слушать так, чтобы дети говорили"

Рекомендации А.Фабер и Э. Мазлиш для педагогов и родителей  из одноименной книги "Как говорить так, чтобы дети слушали и слушать так, чтобы дети говорили" - золотые правила общения с детьми...

НАУЧИТЕ МЕНЯ ГОВОРИТЬ! часть 2 - "Малыш начинает говорить"

Консультация для родителей, была выполнена в виде буклета с использованием программы Microsoft Publisher.Консультация состояла из 4 частей....

«Развивающая предметно-пространственная среда дошкольной организации (Центры:«Учимся говорить» и «Будем говорить правильно»)»

Развивающая  предметно-пространственная  среда  дошкольной  организации должна быть:• содержательно-насыщенной, развивающей;• трансформируемой;• полифункциональной;• вариативной;• ...

«Говорить путано умеет всякий, говорить ясно немногие» ЭССЕ

«Говорить путано умеет всякий, говорить ясно немногие»Галилео Галилей Не ошибусь, если скажу, что все родители желают счастья своим детям. Правда мало кому приходит на ум (до определенного времен...

Анонс книги Адель Фабер, Элейн Мазлиш. "Как говорить, чтобы дети слушали, и как слушать, чтобы дети говорили"

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"14445254","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"480","style":"height: 300px; width: 179px;","width":"287"}}]] К моему стыду, я тольк...

Консультация "Чтобы научиться говорить, надо говорить"

Путем практических упражнений дети подводятся к пониманию связи слов в предложении и учатся правильно отражать их в речи. Последовательность занятий по обучению связной речи должна быть построена в по...