Социально-эмоциональное неблагополучие детей старшего дошкольного возраста
консультация (старшая группа)

Осипенко Светлана Александровна

Консультация для родителей

Скачать:


Предварительный просмотр:

Социально-эмоциональное неблагополучие детей старшего дошкольного возраста.  

Рост эмоционально-психического напряжения среди взрослых приводит к распространению невротических явлений среди детей. Проблема состоит ещё и в том, что дети легко принимают образцы агрессивного поведения взрослых, повсеместно демонстрируя их в группах ДОУ. В связи с этим перед педагогами группы встаёт задача развития умения детей жить в обществе сверстников и взрослых, уметь отозваться на чужие переживания, т.е стать социально-эмоционально компетентными.  

Затруднения в общении со сверстниками и взрослыми выражается в:

- неуравновешенности,

- возбудимости,

- бурных аффективных реакциях (гнев, истерический плач, демонстрация обиды), которые сопровождаются соматическими изменениями (покраснение, усиление потоотделения и т.д.),

- негативизме,

- упрямстве, неуступчивости,

- конфликтности,

- жестокости,

- застревании на отрицательных эмоциях,  

        - отчуждении,

        - эмоциональная холодность,

        - неуверенности в своих силах,

        - аутизме.

        Анализ программ, предназначенных для коррекции и развития поведенческой и эмоциональной сфер личности ребёнка дошкольника, свидетельствует о том, что большинство из них использует элементы игротерапии, психогимнастику.

        Используются следующие методические приёмы:

А) словесные и подвижные игры;

Б) психогимнастические этюды;

В) рисование;

Г) беседы и создание проблемных ситуаций.

Главная особенность игры способствует тому, что у человека снижается боязнь ошибиться, сделать что-то неправильно. Это и обуславливает развивающий эффект игры.

Психогимнастика – это метод, при котором участники проявляют себя и общаются без помощи слов. Эмоциональную сферу ребёнка можно развивать через обучение языку движений, языку мимики.

Создание проблемных ситуаций позволяет ребёнку самостоятельно найти решение, услышать многообразие других детей по тому или иному поводу.

Успешной программа по коррекции эмоциональной сферы детей группы будет в том случае, если она развивается по трём направлениям: педагог-родители; педагог-другие специалисты; педагог-дети. 

Для родителей это индивидуальные и общие консультации, организация совместной деятельности родителей и детей. Проведение анкетирования родителей с целью отслеживания динамики изменения в эиоциональной сфере личности ребёнка.

Воспитателей знакомить с особенностями и закономерностями развития социально-эмоциональной сферы детей группы. Обучать их способам взаимодействия с детьми с определёнными трудностями. Помочь создать условия, способствующие повышению эмоционального комфорта в группе.

        Необходимо систематически проводить релаксационные паузы для снятия эмоционального напряжения.

        В направлении педагог-дети самым важным является развитие гибкости поведения, способности адекватного реагирования на различные жизненные  ситуации.

-Формирование установки «Я хороший, ты хороший».

-Овладение ребёнком «языком» эмоций, как способом выражения собственного эмоционального состояния.

- Понимание ребёнком значения эмоциональной окраски слова, его значения в процессе общения, а также того, как влияют отрицательные эмоции на состояние самого человека и других людей.

- Умение регулировать свои отрицательные эмоции.

Эмоционально неустойчивым детям очень полезно будет поручить заботу о животных, тем самым помочь восполнить запас эмоционального тепла и направить компенсацию в полезное русло.

Тормозимый, робкий, пугливый, недостаточно уверенный в себе ребёнок более других подвержен опасности дать реакцию отказа. Необходимо учитывать эту особенность и не отрывать его от привычной обстановки. Или, если отрыв неизбежен, проводить специальную подготовку перед расставанием с родителями, с прежней группой. При необходимости желательно назначение средств, снимающих эмоциональной напряжение (транквилизаторы, седативные препараты).

Своевременное выявление личностно-характерологических особенностей детей может предотвратить отрицательные реакции тех, кто из-за незрелости, безответственности, неорганизованности или неустойчивости ещё не готов к учёбе и в связи с этим может пострадать от невыносимых для него условий школьной жизни.

У таких детей и в семье и в ДОУ необходимо специально воспитывать необходимые для организованного обучения качества. Переход от д/с к школе не должен быть резким. По убеждению психологов не в школе, а в ДОУ , со своим педагогом ребёнок 6 лет должен начинать знакомство с грамотой.

Такой постепенный переход от игры к учёбе в дошкольном учреждении предупредит возникновение характерологических реакций у многих первоклассников. Можно познакомить ребёнка с учителем.

В детском коллективе нередко находятся дети не только из семей разного культурного уровня, но и из разных национальных культур. Это может сказаться на психическом благополучии некоторых детей в тех коллективах, где педагог не сможет найти подход к детям низкого культурного уровня или плохо понимающим язык. Иначе им придётся переживать чувство неполноценности или даже вины. Последнее может вызвать характерологический и личностный протест со стороны ребёнка, нарушить его адаптацию.

Особого внимания заслуживают дети с хроническими соматическими заболеваниями, которые могут оказаться причиной затруднённого развития и дополнительных стрессов, затрудняющих адаптацию к окружению. У таких детей понижается самооценка, нарушаются семейные отношения. В семье стараются уменьшить стрессовое состояние детей приспособлением домашнего уклада к их возможностям и потребностям, при этом создаётся отличный от реальной жизни искусственный мир.

Когда ребёнок окажется вне этого мира, то столкновение с настоящими сложностями вызывает у него смятение и протест, или другие поведенческие реакции. Необходимо рассматривать, таким образом, детей с хроническими заболеваниями как группу повышенного риска возникновения нервно-психических отклонений. Предупредить их может раннее интенсивное лечение основного заболевания.

Исходя из вышесказанного, профилактика эмоциональных расстройств и трудностей в общении заставляют сосредоточить усилия по основным направлениям:

1)Воспитание у родителей умения создавать уважительные эмоционально-тёплые, искренние, взаимно поддерживающие отношения в семье и особенно по отношению к ребёнку.

2)Создание у детей, если позволяет их возраст и психическое развитие, представлений о здоровье и болезни, обучение их элементарному анализу своих ощущений и переживаний, построению адекватно ситуации поведения, умения управлять своими эмоциями.

3) Выявление у детей хронических состояний тревоги, внутреннего беспокойства, общего дискомфорта.

4) Распознавание конфликтной ситуации, в которой находится ребёнок.

5) Выявление общей психической, а особенно эмоциональной зрелости.

Общение – это деятельность, которая предполагает взаимодействие нескольких людей между собой с целью налаживания взаимоотношений, взаимопонимания, получения информации, достижения общего результата. Общение включает 3 компонента: вербальное, с помощью языка; мимики; общение с помощью языка самооценки. Общение рассматривается как деятельность, сопровождающая все другие виды деятельности, и как отдельный вид деятельности.

Положительные взаимоотношения строятся на основе эмпатии, дружбы, совместного дела, общих впечатлений. Различают 2 типа отрицательных взаимоотношений: - наступательные (использование силы, драки, угроз), - оборонительные ( дети вынуждены реагировать, чтобы защищаться).

К проблемам общения можно отнести однообразие, излишнюю заорганизованность детей, преобладание авторитарного стиля общения.

(«О проблеме аутизма», «Дефектологии» №6, 2004).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по социально-эмоциональному развитию "Злость" для детей старшего дошкольного возраста

Данное занятие направлено на развитие социально-эмоциональной сферы ребенка старшего дошкольного возраста: на овладение знаниями об эмоции злость, умениями распознавать, оценивать и регулировать ...

СОЦИАЛЬНО - ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Сегодня мы живем в очень непростом мире. Современная социальная среда (как макрообщества, так и семейного окружения) сложна и нестабильна: постоянные катаклизмы в экономике, рост неравенства, бе...

План работы по социальному – эмоциональному развитию детей старшего дошкольного возраста

Формирование эмоциональной лексики у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня...

Социально-эмоциональное развитие детей старшего дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО

Социально-коммуникативное развитие детей дошкольного возраста в связи с последними изменениями обязательных требований к дошкольному образованию. Методики исследования социально-коммуникативного ...

Программа развития социально - эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста "Я и другие"

Программа развития социально -эмоциональной сферы предназначена для работы педагога - психолога с детьми старшего дошкольного возраста и рассчитана на два года: старшую и подготовительную группы. Прог...

Дидактические игры по речевому и социально- эмоциональному развитию для детей старшего дошкольного возраста.

Дидактические игры по речевому и социально- эмоциональному развитию  для детей старшего дошкольного возраста....