родителям о детях: КАК ДОГОВОРИТЬСЯ С ДЕТЬМИ?
статья

Лебедева Наталья  Витальевна

статья

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл na_sayt_moy.docx19.88 КБ

Предварительный просмотр:

КАК ДОГОВОРИТЬСЯ С РЕБЁНКОМ

Сразу скажем, что нет универсального приёма, работающего во всех случаях. Один и тот же приём может сработать в одной ситуации, но оказаться совершенно бесполезным в другой. Кроме того, ребёнок может отказываться что-то делать сегодня, ну а завтра с удовольствием выступит инициатором.

Но всё-таки попробуйте применить несколько приёмов на практике, и вы увидите, что они действительно работают.

ВЫБИРАЙТЕ УДАЧНЫЙ МОМЕНТ
Если вам предстоит трудная ситуация, в которой вы ожидаете сопротивления от ребёнка, постарайтесь найти удачный момент для разговора. Важно, чтобы малыш был сыт, выспался, был с вами в контакте, и тогда можно говорить на трудные темы. Если же он устал, голоден, соскучился по вам, хочет пить или в туалет, скорее всего, конструктивного разговора не получится.

УЧИТЫВАЙТЕ ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ
Почему дети особенно сопротивляются в определённом возрасте? Есть такие периоды, когда желание говорить «нет» у ребёнка настолько сильное, что даже если он хочет сказать «да», у него это не выходит.

Обычно такая большая потребность настоять на своём проявляется у детей 2—3 лет. Так они пытаются убедиться, что их мнение учитывается взрослыми и они могут влиять на ход событий, принимать решения. Если мы знаем об этом, нам будет проще с пониманием отнестись к ситуациям, когда ребёнок сопротивляется и видеть за таким поведением не злую волю, а потребности развития.

ПРИСМОТРИТЕСЬ К ПОТРЕБНОСТЯМ
Если ребёнок постоянно говорит «нет» в одних и тех же ситуациях, возможно, для него есть что-то важное, о чём мы не знаем и чего не видим.

Например, малыш сопротивляется, когда его одевают — раз за разом, при любых обстоятельствах, вне зависимости от самочувствия. Возможно, у него сейчас сильна потребность в самостоятельности и независимости от взрослого, а мы не успели перестроиться.

Возможно, он уже научился что-то делать сам (или хотел бы научиться), поэтому сопротивляется, когда мы ему запрещаем. Если вне трудной ситуации мы сможем приглядеться к потребностям ребёнка и обеспечить их удовлетворение, ему будет проще: «Тебе не нравится, когда я тебе помогаю? Ты хочешь это сделать сам?»

ДАЙТЕ ВОЗМОЖНОСТЬ ВЫБОРА
Если мы предлагаем ребёнку выбрать решение (в границах разумного), которое ему подойдёт больше, то, скорее всего, конфликта не будет. Дети любят, когда их мнение учитывается. Если вы знаете, что есть какая-то трудная для ребёнка ситуация, можно подумать, какой выбор ему предоставить.
Например, в ситуации с уборкой, можно спросить: «Ты сам уберёшь или тебе помочь?»
Тогда ребёнок будет чувствовать, что его не принуждают, а советуются.
Или: «Нам нужно одеться на прогулку. Какую шапку мы оденем? Ты хочешь надеть сначала шапку или носки?»
Двухлетнему ребёнку мы обычно предлагаем выбор из двух вариантов:
«Ты оденешь красные или синие шорты?», но не: «А что ты хочешь надеть?»;
«Ты будешь на завтрак кашу или омлет?», а не «Что тебе приготовить?»
«Выбирай: мы пойдём в парк или на детскую площадку», вместо: «Куда ты хочешь пойти?»

ДАЙТЕ РЕБЁНКУ ВРЕМЯ
Иногда «нет», которое говорит ребёнок в ответ на вашу просьбу, означает «мне надо подумать». Если мы принимаем это «нет», не сопротивляемся ему, не убеждаем ребёнка в обратном, ему бывает проще сказать нам «да».

Вместо спора с дочкой, я говорю: «Хорошо, ты не хочешь, я поняла». Это не значит, что я согласилась. Это значит, что я приняла её мнение в расчёт и даю ей время подумать. Часто по прошествии какого-то времени, возвращаясь к разговору, я получаю уже не «нет», а «да».

— Мы идём гулять?
— Нет, я не хочу!
— Хорошо, скажи, когда будешь готова идти со мной на прогулку.

НАЙДИТЕ КОМПРОМИСС
Этот метод больше подходит старшим детям. Когда у них появляется возможность учитывать чувства и потребности других, с ними можно пытаться договориться. Рассказать о своих потребностях, желаниях и чувствах, выслушать другую сторону и попробовать найти вариант, который подойдёт обоим.
Если решение принимается вместе, детям гораздо проще ему следовать. Вы удивитесь, насколько реже ребёнок станет говорить «нет».
«Я поняла, что тебе не хочется сейчас убирать игрушки. Но нам пора спать, поэтому я хочу, чтобы мы всё-таки прибрались. Может, ты хочешь поиграть ещё десять минут, а потом будем убираться?»

УСТАНАВЛИВАЙТЕ С РЕБЁНКОМ КОНТАКТ
Достаточно часто мы, как родители, обращаемся к детям дежурно: «иди обедать», «пора идти», «одевайся». Это можно понять, так как не всегда есть время и возможность подумать о том, как преподнести нашу просьбу, чтобы они согласились.
Но бывает и так, что, чтобы выполнить нашу просьбу, ребёнку необходимо почувствовать связь между ним и родителем. Для этого достаточно подойти к малышу, опуститься на его уровень, дотронуться до него и только потом попросить. Если позволяет время и ситуация, можно присесть рядом, на несколько минут увлечься тем, чем занят ребёнок, поинтересоваться его игрой, и только потом просить о чём-либо.
«Я так рада, что ты у меня есть, я люблю играть с тобой, люблю с тобой разговаривать. Давай вместе поиграем или почитаем книжку, а потом пойдём обедать?»

ДАЙТЕ ПРАВО ОТКАЗАТЬ
Если мы ожидаем стопроцентного послушания, то, скорее всего, конфликтов в наших отношениях случится достаточно много. Просто потому, что конфликт интересов — это нормальная часть жизни.
Если у ребёнка есть право ответить «нет», и этот отказ мы принимаем спокойно и с пониманием, то, скорее всего, этим правом малыш будет пользоваться не так часто. Если же мы наказываем, ругаем, обижаемся, тогда желания настоять на своём будет только возрастать.
«Ты не хочешь сейчас кушать? Хорошо, мы можем покушать попозже»

ИЩИТЕ СОВМЕСТНОЕ РЕШЕНИЕ
Взрослым людям не нравится, когда их постоянно контролируют и говорят, что делать. Это относится и к детям. Поэтому иногда следует поискать совместное решение. Задавая вопрос, убедитесь, что ребёнок слышит вас, выслушивайте ответ и обсуждайте предложение ребёнка.

Ребёнок хочет залезть на высокую горку. Задача вызвать его на диалог и объяснить свою позицию: «Я понимаю, что ты хочешь залезть на эту высокую горку. Но для меня важно, чтобы ты был в безопасности. Как же нам это сделать?»

Ребёнок не хочет одеваться. Можно спросить: «Мне нужно выходить на работу, а тебе — в сад. Что нужно сейчас, чтобы ты оделся?»

Ребёнок вечером не засыпает. Вы: «Нужно, чтобы ты утром была полна сил. Для этого тебе нужно пойти спать. Что нам нужно сделать, чтобы ты легла в кровать?»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание на тему: «ДЕТИ - ГЛАЗАМИ РОДИТЕЛЕЙ, РОДИТЕЛИ - ГЛАЗАМИ ДЕТЕЙ»

— воспитание чувства любви и гордости за свою семью, уваже¬ния к родителям; — формирование положительного отношения к своему дому; — побуждение детей и родителей к творческому самовыраже¬нию, поддер...

Родительское собрание на тему: «ДЕТИ - ГЛАЗАМИ РОДИТЕЛЕЙ, РОДИТЕЛИ - ГЛАЗАМИ ДЕТЕЙ»

— воспитание чувства любви и гордости за свою семью, уваже¬ния к родителям; — формирование положительного отношения к своему дому; — побуждение детей и родителей к творческому самовыраже¬нию, поддер...

Отношения родителей и детей. Как психолог может помочь родителям в воспитании детей

В статье обсуждаются особенности развития и воспитания детей разного возраста.Наш основной тезис - родители являются самыми важными людьми для их детей, в реальном времени-пространстве в детстве, а за...

Совместная деятельность детей и родителей вечер развлечений для родителей и детей средней группы «Как на Масленой неделе…»

Совместная деятельность детей и родителейвечер развлечений для родителей и детей средней группы«Как на Масленой неделе…»Цель проведения вечера развлечений: совместное с родителями воспитание и развити...

Конспект занятия "Поиграй, со мною мама" Практикум с элементами совместной деятельности детей и родителей (в рамках семинара-практикума «Играя, развиваем» с родителями, воспитывающими детей с нарушением в развитии)

В игре ребенок приобретает новые и уточняет уже имеющиеся у него знания, активизирует словарь, развивает любознательность, пытливость, а также нравственные качества: волю, смелость, выдержку, умение у...

Памятка родителям «Безопасность детей в новогодние праздники и каникулы» Памятка родителям «Безопасность детей в новогодние праздники и каникулы» УВАЖАЕМЫЕ РОДИТЕЛИ! Новый год и Рождество – долгожданные праздники, любимые всеми. Игры, забавы вокруг зелено

laquo;Безопасность детей в новогодние праздники и каникулы»Памятка родителям«Безопасность детей в новогодние праздники и каникулы»УВАЖАЕМЫЕ РОДИТЕЛИ!Новый год и Рождество &nda...