Мастер-класс для родителей «Обучение игре на детских музыкальных инструментах В ДОУ с использованием ИКТ»
материал

Кудряшова Людмила Павловна

Мастер-класс - это одна из активных форм взаимодействия педагога ДОУ с семьями воспитанников. Данный мастер-класс позволяет познакомить родителей дошкольников с методами и приемами, применяемыми музыкальным руководителем при обучении детей игре на детских музыкальных инструментах. Уверена, что подобные мероприятия помогут педагогу  не просто просветить родителей о художественно-эстетическом развитии дошколят, а заразить детей любовью к музыке.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass.docx33.01 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребенка детский сад № 6 первой категории»

Конспект мастер-класса для родителей

«Обучение игре на детских музыкальных инструментах

В ДОУ с использованием ИКТ»

Выполнила:

музыкальный руководитель

Кудряшова Л.П.

Декабрь 2019 г.

Цель: познакомить участников мастер-класса (родителей воспитанников) с методами и приемами, применяемыми музыкальным руководителем на музыкальных занятиях, при обучении дошкольников игре на шумовых и детских музыкальных инструментах.

Задачи:

  • сформировать у родителей представление о значении музицирования на детских музыкальных инструментах в развитии ребенка - дошкольника;
  • познакомить участников мастер-класса с разновидностями детских музыкальных инструментов;
  • познакомить с методами и приемами,  используемыми музыкальным руководителем при обучении дошкольников игре на детских музыкальных инструментах;
  • познакомить участников мастер-класса с инновационными технологиями, применяемыми при обучении дошкольников игре на детских музыкальных инструментах.

Оборудование и материалы: детские шумовые и музыкальные инструменты, шапочки овощей, мультимедийное оборудование, ноутбук, музыкальный центр, ритмическое пособие «Долгие и короткие звуки», магнитномаркерный флипчарт, дирижерская палочка, карточки для распределения ролей с изображением металлофона и поющего человека, ритмические палочки.

Литература:

  1. Журнал «Музыкальный руководитель» № 2 – 2004 г.            
  2. Сборник «Забавы для малышей»  авт. М.Ю. Картушина М. Творческий центр «Сфера» 2006 г.      
  3. Нотное издание «Музыка в детском саду» первая младшая группа сост. Н.А. Ветлугина, И.Л. Дзержинская, Л.Н. Комиссарова, М. «Музыка» 1990 г.
  4. Сборник сценариев «Весенние праздники» сост. Т.А. Шорыгина М. 2000      с. 43
  5. Пособие «Музыкальное воспитание младших дошкольников» (из опыта работы) авт. И.Л. Дзержинская М. «Просвещение» 1985 г.
  6. Презентация к сказке К. Чуковского «Муха цокотуха» - автор музыкальный руководитель МДОУ «Детский сад комбинированного вида № 7 «Огонек» г. Котласа Архангельской области  http://vasar321.jimdo.com/

Ход мероприятия:

В зале расположено несколько столов, на которых разложены детские музыкальные и шумовые инструменты, шапочки овощей.

Дошкольное детство - замечательная пора. Вы, наверное, часто вспоминаете это беззаботное время. Как весело проводили его: играли с друзьями во дворе, бегали по лужам, пекли из песка пирожки, лепили из первого снега снеговиков и играли в снежки, слушали вечернюю сказку. О детстве можно вспоминать и  говорить бесконечно. Сегодня я предлагаю Вам хотя бы на 30 минут забыть о домашних делах, о проблемах на работе и окунуться в этот волшебный, сказочный мир детства.

 Когда Ваши дети приходят в этот зал на музыкальные занятия, у них горят глаза, и в них я читаю вопрос: «Что интересного будет сегодня на занятии?» А на музыкальных занятиях происходит много интересного. Здесь дети могут попрыгать и побегать, поводить хороводы, перевоплотиться в зверей, в насекомых, в героев сказок и мультфильмов, в  инопланетян, в персонажей музыкальных игр таких как: «Воробушки и автомобиль», «Барабанщики», «Космонавты», «Пугало». На музыкальных занятиях мы учимся под музыку рисовать картины бусами, а в кого только не превращаются  дети во время танцев!  В квадратные и круглые тарелки, в геометрические фигуры, в ткачей и художников, которые с помощью движений ткут и разрисовывают узорами ковры, а с помощью ритмических палочек  отправляют телеграммы перелетным птицам о том, что пришла весна и им пора возвращаться в родные края. Предлагаю Вам попробовать отправить такую телеграмму.

Стихотворение «Телеграмма» автор  В. Суслов [1, с. 7]

Родители исполняют на ритмических палочках.

Но больше всего дети любят играть на детских шумовых и музыкальных  инструментах.

Как Вы думаете, чем отличаются шумовые инструменты от,  музыкальных? Ответы родителей. Правильно, на шумовых инструментах можно извлечь разного рода шумовые звуки, не имеющие определенной высоты звучания. А, на детских музыкальных инструментах можно исполнить  мелодию, какой- либо песни.

Ребенок родился, он еще не умеет даже сидеть, но начинает осваивать азы игры на его первом шумовом инструменте. Как он называется?  Ответ родителей. Правильно, погремушка! Ребенок «хватает» погремушку, неосознанно размахивает руками, а она гремит, и ему это нравится, он прислушивается к звуку погремушки.

Ребенку исполнилось полтора - два года, он пришел в детский сад, и на первых музыкальных занятиях вновь встречается с погремушкой. И он рад этой встрече,  потому что это знакомая игрушка. Ребенок без опаски берет ее в руки и играет на ней: (музыкальный руководитель сопровождает показ пением укр.н.м.): «Греми, греми погремушечка, веселее греми погремушечка».  [5, с. 153]

Позже, в средней группе, мы заменяем погремушку на  маракас. По звучанию они похожи. Попробуем сыграть вместе на погремушках и маракасах.

Родители исполняют песенку на погремушках и маракасах. 

Вы заметили, не просто гремим, а играем песенку с фиксированным ритмом.  

А потом будет знакомство с колокольчиком.

Музыкальный руководитель исполняет «Игру с колокольчиком» муз. А. Филиппенко,  воспитатель действует с  колокольчиком:

  1. В колокольчик в колокольчик я звоню, я звоню,

Всех ребяток всех ребяток веселю, веселю.  

  1. Колокольчик мой красивый, небольшой, небольшой.

Колокольчик мой красивый, вот какой, вот какой.

Подходит к кому-либо из родителей (к Кате) и поет

  1. В колокольчик, в колокольчик я звоню, я звоню.

С колокольчиком я к Кате  подойду, подойду.

  1. Позвони-ка в колокольчик поскорей, поскорей,

Чтобы было нашим деткам веселей, веселей.

Передает колокольчик родителю, родитель звонит на проигрыш в колокольчик.

Чуть позже, дети знакомятся с бубном - родители исполняют на бубнах по показу музыкального руководителя упражнение «Бубен» муз. Фрида [3, c. 38], с треугольником – родители исполняют на треугольниках песню «Капель»  муз. М. Картушиной [2, c. 182], и т.д. И чем старше становится ребенок, тем с большим количеством инструментов он знакомится.

Старшие дети очень любят играть на металлофоне. Предлагаю Вам поиграть в игру «Мы – музыканты» и исполнить песню «Солнечная капель» муз. Соснина [4, c. 42]. Для этого нам нужно с помощью карточек выбрать себе роль оркестранта или вокалиста.

Музыкальный руководитель предлагает родителям разобрать приготовленные карточки с изображением металлофонов и поющего человека. Таким образом, родители делятся на участников оркестра и хора.  

Музыкальное вступление к песне, музыкальный проигрыш и музыкальное заключение АРТИСТЫ ОРКЕСТРА, а коротко ОРКЕСТРАНТЫ, будут играть на металлофонах вот так: музыкальный руководитель показывает прием звукоизвлечения на металлофоне, родители пробуют исполнить вступление на металлофонах.

ВОКАЛИСТЫ, их будет несколько, поэтому мы их объединим в ХОР – будут исполнять припев песни на слова: «Динь-дон» вот так: музыкальный руководитель исполняет припев песни.

А я исполню роль ВОКАЛИСТА -  СОЛИСТА и буду исполнять куплет песни. Наталью Викторовну попросим быть ДИРИЖЕРОМ, она будет руководить оркестром, хором и солистом.

Исполнение песни всеми участниками мастер-класса.

Вот так,  ненавязчиво, играя, я познакомила Вас с частями песни. Сможете их назвать? Родители отвечают. И познакомила с музыкальными профессиями. Вспомним с какими? Родители отвечают. Молодцы, здорово!

Идет время, меняемся мы, меняется мир вокруг нас. Технический прогресс окончательно и бесповоротно вошел в нашу жизнь. Информационно - коммуникационные технологии прочно обосновались в школе, но и не обошли дошкольное детство.

Вы, наверное, подумали, что общего имеют информационно-коммуникационные технологии и игра на детских музыкальных инструментах?

К  четырем годам, ребенок уже владеет приемами игры на разных шумовых и детских музыкальных инструментах, знает их название, с удовольствием исполняет на них музыкальные произведения. Предлагаю Вам поиграть в ритмическую игру и исполнить пьесу «Полька» муз. Ю. Чичкова с использованием видео ролика «Веселый огород» автор Г. А. Нижальская г. Славянск - на Кубани.

А чтобы его исполнить, нам нужно превратиться в овощи. Предлагаю Вам  надеть шапочки овощей и  взять соответствующие инструменты: морковки - бубны, помидоры – ложки, огурцы - маракасы, лук – колокольчики, свекла – бубенцы, капуста – металлофон.

Родители исполняют «Польку» муз.  Ю. Чичкова.

Ребенок становится старше, он уже разбирается в свойствах звука. Какие свойства звука вы можете назвать? Ответы родителей. Ребенок знает, что звуки бывают громкими и тихими, высокими и низкими, долгими и короткими. Короткий звук мы обозначаем маленьким кругом, а долгий звук – большим кругом.

Музыкальный руководитель выкладывает на магнитномаркерном флипчарте  ритмический  рисунок, который будет использоваться при исполнении «Новогодней польки» Г. Шарина.

Предлагаю вам исполнить этот ритмический рисунок на инструменте, который всегда находится при Вас. Как вы думаете, что это за инструмент? Родители отвечают. Это наше тело. Оно тоже умеет звучать с помощью звучащих жестов. Музыкальный руководитель сопровождает  рассказ звучащими жестами.  Родители по показу музыкального руководителя исполняют  этот рисунок.

Здорово, молодцы! Предлагаю закрепить навык игры по ритмическим схемам и исполнить следующее музыкальное произведение.

Видео ролик «Новогодняя полька»  муз. Г. Шарина

А еще, с помощью шумовых и детских музыкальных инструментов можно озвучить  целую сказку.

Презентация сказки Корнея Чуковского «Муха цокотуха» [6].

Слайд 1.     Титульная страница.

Слайд 2.     Вступление – «Марш»    -     тарелки (литавры), бубны. 

Слайд 3.     Муха, Муха - Цокотуха, позолоченное брюхо!
Муха
по полю пошла, (ложки) муха денежку нашла.

Слайд 4.     Пошла Муха на базар и купила самовар:
«Приходите, тараканы, я вас чаем угощу!»

Слайд 5.     Тараканы прибегали, (маракасы) все стаканы выпивали,
А букашки - по три чашки с молоком и крендельком:
Нынче Муха-Цокотуха именинница!

Слайд 6.     Приходили к Мухе блошки, (ксилофон) приносили ей сапожки,
А сапожки не простые - в них застежки золотые.
Приходила к Мухе Бабушка-пчела,
Мухе-Цокотухе меду принесла...

Слайд 7.     «Бабочка-красавица. Кушайте варенье!
Или вам не нравится наше угощенье?»

Слайд 8.     Вальс бабочек - треугольники, металлофон (глиссандо).

Слайд 9.     Вдруг какой-то старичок Паучок  (тремоло бубна → бамс!)
Нашу Муху в уголок поволок -
Хочет бедную
убить, (тремоло → бамс!) Цокотуху погубить!
«Дорогие гости,
помогите! (цуг-флейта)
Паука-злодея зарубите!
И кормила я вас, и поила я вас,
Не покиньте меня в мой последний час!»

 Слайд 10.  Но жуки-червяки испугалися,
По углам, по щелям
разбежалися:  (все ТУТТИ, не ритмично)
Тараканы под диваны, а козявочки под лавочки,
А букашки под кровать - не желают воевать!
И никто даже с места не сдвинется:
Пропадай-погибай, именинница!

Слайд 11.  А кузнечик, а кузнечик, ну, совсем как человечек,
Скок, скок, скок, скок! (ксилофон ↑)
За кусток, под мосток и молчок!

Слайд 12.  (Тихое тремоло бубна)

А злодей-то не шутит, руки-ноги он Мухе верёвками крутит,
Зубы острые в самое сердце вонзает, и кровь у неё выпивает.
Муха криком кричит, надрывается,
А злодей молчит, ухмыляется.

Слайд 13.  Вдруг откуда-то летит маленький Комарик,
И в руке его горит маленький
фонарик  (треугольник)
«Где убийца, где злодей? Не боюсь его когтей!»
Подлетает к Пауку, саблю вынимает,
И ему на всём скаку голову
срубает! (тремоло бубна → бамс!)

Слайд 14.  Муху за руку берёт и к окошечку ведёт:
«Я злодея зарубил, я тебя освободил,
И теперь, душа-девица, на тебе хочу жениться!»
Тут букашки и козявки выползают из-под лавки:
«Слава, слава Комару -
победителю!»  (дудки, цуг-флейта)

Слайд 15. Прибегали светляки, зажигали огоньки    (колокольчики)
То-то стало весело, то-то хорошо!
Эй, сороконожки, бегите по дорожке,
Зовите музыкантов, будем танцевать!

Веселится народ – Муха замуж идёт.

За лихого, удалого, молодого Комара!

Слайд 16.   Плясовая - 1 часть - бубны 2 часть -  ложки.  

Рефлексия:

Музыкальный руководитель просит родителей встать в круг.

Наша встреча подошла к завершению. Нам осталось только подвести итог нашего мероприятия. А поможет нам в этом шумовой инструмент, который мы назвали «Болтушка». Дети очень любят играть на ней. Вам что-то напоминает звук этого инструмента? Ответы родителей. Совершенно верно – это звук всеми любимой неваляшки.

Предлагаю Вам, уважаемые родители попробовать «поболтать» на  болтушке и поделиться с нами одним – двумя предложениями о мыслях и чувствах, возникших у Вас в ходе нашего мастер-класса. Родители передают «Болтушку» друг другу по кругу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Ёжик и его друзья". Музыкальное занятие для детей среднего возраста по обучению игре на детских музыкальных инструментах

Дети по слуху определяют инструменты с которыми познакомились ранее, по ритмическому рисунку узнают попевки, играют на детских шумовых инструментах в оркестре....

Развитие музыкальных способностей у детей в процессе обучения игре на детских музыкальных инструментах

«Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, фантазии»В.А. Сухомлинский...

Развитие музыкальных способностей дошкольников в учреждении дополнительного образования посредством обучения игре на детских музыкальных инструментах.

Музыка обладает возможностями воздействия не только на взрослых, но и на детей самого раннего возраста. Очень важно создавать условия для формирования основ музыкальной культу...

Консультация для родителей: «Обучение игре на детских музыкальных инструментах»

Основная форма музыкальной деятельности в детском саду предусматривает не только слушание музыкальных произведений, доступных для восприятия детей, обучение их пению, движениям в играх и плясках, но и...

Мастер- класс "Обучение игре на детских музыкальных инструментах"

Основная форма деятельности в детском саду предусматривает не только слушание музыкальных произведений, доступных для восприятия детей, обучению их пению, движению в играх и плясках, но и обучен...

«Обучение игре на детских музыкальных инструментах» (Консультация для родителей.)

Основная форма музыкальной деятельности в детском саду предусматривает не только слушание музыкальных произведений, доступных для восприятия детей, обучение их пению, движениям в и...