«Ритмодекламация и координационно-подвижные игры в музыкальном воспитании дошкольников с общим недоразвитием речи».
консультация

Васильева Ольга Сергеевна

Консультация для родителей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dlya_roditeley.docx88.69 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Для Вас – родители!

«Ритмодекламация и координационно-подвижные игры в музыкальном воспитании дошкольников с общим недоразвитием речи».

               Речевое музицирование.

                                   Ритмодекламации под музыку.

         Одной из главных методических идей в работе с детьми является ритмизированная речь как основа развития музыкального слуха. Поэтому работа над развитием музыкального слуха осуществляется не только певчески, но и через приучение детей с первых шагов к осмысленному отношению к любым проявлениям интонации. В её основе лежит общность выразительных средств речи и музыки, прежде всего ритма. Ритмизированная и озвученная инструментами речь, по сути, является чудесной музыкой. Как показывает практика, речевое музицирование открывает большие возможности для овладения детьми на самом раннем этапе почти всем комплексом выразительных средств музыки. Из своего самого первого опыта дети черпают и учатся пользоваться выразительными средствами, общими для речи и музыки. К ним относятся: темп (агогика), ритм, регистр, тембр, звуковысотный рисунок (линия), артикуляция, штрихи, динамика, тесситура, фактура, фразировка, акцентуация, форма.

Ритмодекламация – синтез музыки и поэзии.

  

       Её можно определить как музыкально-педагогическую модель, в которой текст не поётся, а ритмично декламируется. Однако исполнение ритмодекламации отличается более чётким произношением и утрированной интонацией. При этом поэтическая звуковая ткань взаимодействует с узорами музыкальных длительностей и пауз, что многократно усиливает эмоциональный эффект от прослушивания и, несомненно, является важным развивающим фактором для ребёнка. Отстранение от пения в ритмодекламации связано, с одной стороны, с упрощением интонационного процесса (проще и естественнее для ребёнка говорить), а с другой, направлено на развитие механизмов интонационного мышления, где музыкальный слух взаимодействует с речевым. До тех пор, пока ребёнок не услышит, как он говорит, и не научится контролировать свою речь, трудно надеяться, что он сможет правильно и выразительно петь.

Ритмодекламация   разучивается как вокальное произведение, т.к. для создания яркого образа необходимо известное время, в течение которого постепенно проявляются те или иные нюансы интонации, закрепляются в сознании детали и смысловые оттенки. Здесь не исключаются возможности для творчества 
ребёнка: поиска интонационной характеристики героев и индивидуальной выразительности произведения, двигательной пластики и мимики, а также попыток исполнения с собственным аккомпанементом. Таким образом, 
ритмодекламация – это одновременно речевая игра, предполагающая творческую свободу в интонационно-ритмическом исполнении текста, и упражнение для исполнения, соинтонирования музыки. Использование интонационно-ритмических импровизаций в речевых упражнениях способствует развитию у детей остроты и активности интонационного слуха, приучает их осмысленно относиться к различным проявлениям интонации. Интонационное варьирование текста составляет главную педагогическую задачу при работе над ритмодекламацией.

Ритмодекламации представлены множеством форм: 
- унисонных ;
- диалогических ;
- с куплетным строением;
- многоголосных.

Координационно-подвижные игры (музыкальные и речевые).


      Такие игры крупномасштабно (через все тело) дают ощущение музыкальной динамики, темпа, исполнительского штриха, речевого и пластического интонирования, что является их музыкальным содержанием. Условно их можно разделить на следующие группы:
- коммуникативные, выполняющие психотерапевтические задачи развития социальной адаптации ребенка, принятия им партнера как друга;
-игры-команды;
-массажные;
-тонизирующие;
-пластико-ритмо-речевой театр. Все они пронизаны идеей координации, 
которая выступает в них в роли двигательного «аккомпанемента», стимулирует развитие ловкости, точности, реакции, воспитывает ансамблевую слаженность.
Музыкальные пальчиковые игры. Ценность  пальчиковых игр в контексте развития музыкальности детей заключается в том, что они представляют собой первые опыты исполнительского артистизма, в которых характер исполнения фактически интонируется, обогащаясь ритмо-звуковыми модуляциями разговорной речи. Работа над текстами с жестовыми рисунками способствует также активизации абстрактного и образно-ассоциативного мышления. Пальчиковые игры оригинальны и интересны тем, что представляют собой миниатюрный театр, где актёрами являются пальцы. Текст находит здесь не буквальное отражение: определённая жесто-смысловая символика «взывает» к своей расшифровке и интерпретации.

Пальчиковые игры:


• развивают мышечный аппарат, мелкую моторику, тактильную чувствительность;
• «предвосхищают» сознание, его реактивность (ввиду быстроты смены движений);
• повышают общий уровень организации ребёнка.
• направлены на развитие чувства ритма, дикционной моторики речи, выразительно-речевого интонирования, координации движений.
Начинаем работу над пальчиковыми играми с самого раннего дошкольного возраста, используя короткие по объему и несложные по содержанию тексты, доступные детям. Текст проговаривается взрослым выразительно, несколько утрированной интонацией с жестовым сопровождением. Дети на этом этапе сопровождают жестами речь взрослого, подговаривая текст по желанию, в основном в самые любимые моменты. В старшем дошкольном возрасте пальчиковые игры усложняются, жесты становятся наиболее символичными, в результате чего игры превращаются в настоящий пальчиково-речевой театр.



                            C:\Users\Metodist\Desktop\РАБОЧАЯ\КАРТИНКИ\муз.инстр\12889.jpg










По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторские дидактические игры для расширения словаря дошкольников с общим недоразвитием речи: "Загадочный шар", "Бюро находок", "Веселый поваренок"

Авторские дидактические игры для расширения словаря старших дошкольников с общим недоразвитием речи помогут педагогам активизировать и расширить словарный запас детей с общим недоразвитием речи. Игра ...

Музыкальное воспитание детей с общим недоразвитием речи

Данный материал направлен на то, чтобы  обратить внимание родителей на значимость музыкального воспитания детей, имеющих общее недоразвитие речи. Музыкальное воспитание детей в детском саду компе...

презентация выступления «Роль учителя-логопеда в экологическом воспитании дошкольников с общим недоразвитием речи» семинаре-практикуме «Дизайн участков ДОУ» (для слушателей курсов ПМЦПК и ППРО Института психологии и образования ФГАОУ ВПО К(П)ФУ

Презентация выступления «Роль учителя-логопеда в экологическом воспитании дошкольников с общим недоразвитием речи» семинаре-практикуме «Дизайн участков ДОУ» (для слушателей курсов ПМЦПК  и ППРО И...

Патриотическое воспитание дошкольников с общим недоразвитием речи

Патриотическом воспитание дошкольников в коррекционно-логопедической работе....

Методическая разработка:"Роль экологического воспитания дошкольников с общим недоразвитием речи"

Методическая разработка:"Роль  экологического  воспитания дошкольников с общим недоразвитием речи"Подготовила: учитель-логопед Белоусова Е.А. ГБДОУ д/с 65 Выборгского района г. Сан...

«Роль учителя – логопеда в экологическом воспитании дошкольников с общим недоразвитием речи».

laquo;Роль учителя – логопеда в экологическом воспитании дошкольников с общим недоразвитием речи»....