Ознакомление с книжной культурой (художественной литературой) дошкольников в семье (Еременко Е.А.)
презентация

Еременко Елена Анатольевна

Как сохранить интерес к книге, к чтению сегодня? Как вернуть книгу в руки ребенка, как сделать компьютер союзником книги, помощником читателя? Сегодня весь мир озабочен этими вопросами.Взрослым – и родителям, и бабушкам с дедушками, и воспитателям, и педагогам - всем хотелось бы, чтобы ребенок любил книгу, тянулся к ней, воспринимал общение с ней как праздник. Как помочь ребенку в этом? Какие книги лучше читать ребенку в 3 года? в 5? а в 7? Давайте поговорим об этом сегодня!!!

 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Оз накомление дошкольника с книжной культурой в семье Еременко Е.А. ГБОУ СОШ №14 СПДС №18 «Радуга» Г.Жигулевск

Слайд 2

Как сохранить интерес к книге, к чтению сегодня? Как вернуть книгу в руки ребенка? Как сделать компьютер союзником книги, помощником читателя? Сегодня весь мир озабочен этими вопросами.

Слайд 3

В современных условиях само понятие "книга" почти лишилось прежнего авторитета, а телевидение, компьютер активно выступают ее конкурентами. Изменились сами книги. Появились новые носители информации. Читать можно и на электронных носителях, и это во многом помогает получать информацию. В то же время, крайне важно, чтобы в детстве у ребенка были красочные книги со сказками, истории о природе, культуре, науке. Взрослым – и родителям, и бабушкам с дедушками, и воспитателям, и педагогам - всем хотелось бы, чтобы ребенок любил книгу, тянулся к ней, воспринимал общение с ней как праздник . Литература была и остается тем видом искусства, который оперирует словом. Книга является учителем и другом, который помогает развивать память, интеллект, творческое воображение, способствует гармоничному нравственному и духовному развитию человека, обогащает его эмоции, внутренний мир. Приобщение к книжной культуре как части духовной культуры, выраженной в знаниях, уважительном и бережном отношении к книге, в привитии интереса к чтению, и направленной на развитие познавательного интереса и речевого творчества, должно осуществляться совместными усилиями педагогов и родителей. Особое место, самое важное – ведущее – принадлежит в этом вопросе семье !!!

Слайд 4

Богато иллюстрированные с небольшими, хорошо запоминающимися текстами. Книжки веселые (поэтические сказки). Книги, способные вызвать сильнейшие чувства, развивать, обогащать эмоциональный мир ребенка (книги о природе, о детях и т.п.). Научно-популярные, хорошо иллюстрированные энциклопедии по всем отраслям знаний, альбомы по искусству. В домашней библиотеке обязательно должны быть к ниги «повторного чтения »- книги , с которыми ребенок будет «общаться сам»:

Слайд 5

Взрослый должен откликаться на любую просьбу ребенка п очитать Взрослый не должен воспринимать чтение как тяжелую обязанность и не заменять чтение просмотром телевизора или компьютерной игрой Чтение в семейном кругу В зрослый должен использовать метод медленного «равномерно внимательного» чтения с остановками, возвращение назад, с рассматриванием и ллюстраций Взрослый должен поддерживать инициативу ребенка сделать что-то на основе прочитанного В зрослый должен продолжать читать ребенку, даже если тот научился этому.

Слайд 6

Чтение вслух – особенно полезно чтение не только для ребенка, а в кругу семьи, с расчетом на то, что оно вызовет обмен мнениями. Участие взрослых в переживаниях ребенка откладываются у него в памяти на всю жизнь. Способы приобщения ребенка к книге в семье Разговор с ребенком о книге Необходимо подбирать тактичные приемы : не только диалог, но и монолог взрослого. Не настаивать на разговоре, если ребенок не хочет. Игра в «школу» (игрушки - ученики). Письмо бабушке, Деду Морозу ( дать совет - прочитать хорошую к нигу). Нарисовать эпизод из книги. Вопросы, которые будят воображение, творчество.

Слайд 7

Домашние литературные и гры: (Старые книги- материальная основа данных игр) Игра «Собери картинку» - из старых иллюстраций, разрезанных на части. Игр «Какой эпизод «исчез»?» – убрать одну из картинок. Способы приобщения ребенка к книге в семье Игра-соревнование «Кто быстрее выстроит действия сказки?» – командная. Игра-соревнование «Кто найдет лишний эпизод из сказки?» – командная. Игра «Назови друзей этого героя», «На каком языке говорил бы этот персонаж, если бы ожил?» (по картинкам персонажей); Игра «Докончи фразу» - открытка с наклеенным отрывком.

Слайд 8

Домашние литературные Игры Игры-викторины по образцу телепередач - «Поле чудес», - «Что? Где? Когда?». Игры на совершенствование дикции (скороговорки, чистоговорки ) Способы приобщения ребенка к книге в семье Игры, развивающие память, чувство ритма и рифмы – «Продолжи строчку», «Угадай рифму», «Придумай за автора». Да здравствует мыло душистое И полотенце … (пушистое, игристое, шерстистое, лучистое).

Слайд 9

ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ПРОИЗВЕДЕНИЙ Ю. Васнецов: сборники русских народных потешек «Радуга-дуга», «Ладушки», «Болтали две сороки», «Чижик знает песенку», «Три медведя» (Л. Толстого), Т.Дубинчик «Колобок» (русская народная сказка); А. Елисеев «Лисичка со скалочкой» (русская народная сказка); В. Лебедев «Разноцветная книга», «Усатый-полосатый» (С. Маршака); Т. Маврина «Как у бабушки козел» (русская народная сказка); Е.Рачев «Волк и козлята» (русская народная сказка); П.Репкин «Краденое солнце» (К. Чуковского), «Сорока-белобока» ( Е.Благининой ); В. Сутеев «Кто сказал «мяу»?»; В.Чижиков «Игрушки» ( А.Барто ), «Мой Мишка» ( З.Александровой ), «Сказки Корнея Чуковского в картинках В. Сутеева » и др. Младший возраст 0-3

Слайд 10

ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ПРОИЗВЕДЕНИЙ И.Билибин «Белая уточка» (русская народная сказка); Ю. Васнецов «Русские народные сказки» из сборника А.Афанасьева ; Б.Бехтерев «Красная шапочка»; В.Конашевич «Чудо-дерево», «Путаница», « Мойдодыр »( К.Чуковского ); В.Лебедев «Цирк» ( С.Маршака ); Е.Рачев «Лиса и журавль» (русская народная сказка), «Два жадных медвежонка»(венгерская народная сказка); Н.Орлова «Лисичка со скалочкой», «Лисичка-сестричка и серый волк»(русские народные сказки); П.Репкин «У солнышка в гостях» (словацкая народная сказка); А.Савченко « Заюшкина избушка»(русская народная сказка); Л. Токмаков «Крошка Вили Винки»(шотландские народные сказки); Е.Чарушин «Детки в клетке» ( С.Маршака ); В.Чижиков «Вовка - добрая душа» ( А.Барто ) и др. Средний возраст 4-5

Слайд 11

ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ПРОИЗВЕДЕНИЙ И. Билибин «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Сказка об Иване-царевиче, Жар-птице и о сером волке», «Царевна-лягушка»(русские народные сказки); В. Конашевич «Сказка о рыбаке и рыбке» ( А.Пушкина ), «Горшок каши» (немецкая народная сказка из собрания братьев Гримм), «Золушка» ( Ш.Перро ), «Сказ про муравья и великана» ( Н.Кончаловской ), «Старик-годовик» ( В.Даля ), «Плывет, плывет кораблик» (английские детские песенки); Т.Маврина «Сказка о золотом петушке» (А. Пушкина); В.Сутеев «Слоненок» ( Р.Киплинга ), «Сказки в картинках» ( В.Сутеева ); Е.Чарушин «Медвежата», «Олешки», «Вот они какие», «Тюпа, Томка и сорока» ( Е.Чарушина ); Т.Юфа «Царевна-лягушка» (русская народная сказка); В.Чижиков «Стихи друзей» ( С.Михалкова ), «Загадки» ( К.Чуковского ); Б. Диодоров « Дюймовочка » (Х.К. Андерсена), «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями» ( С.Лагерлеф ) «Аля, Кляксич и буква «А» ( И.Токмаковой ), «Приключения Васи Куролесова » ( Ю.Коваля ), «Волшебник Изумрудного города» ( А.Волкова ); Б. Диодоров «Снежная королева» и др. Старший возраст 6-7 (8)

Слайд 12

При создании данной методической разработки были использованы материалы Ирины Надежкиной https:// classroom.google.com/c/NzA2Nzc3NTg0Mzla И статья - https ://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2015/01/04/sistema-raboty-po-oznakomleniyu-detey-doshkolnogo-vozrasta-s-knizhnoy Спасибо за внимание!!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план по ознакомлению с книжной графикой и творчеством художников-иллюстраторов детей старшего дошкольного возраста

Перспективный план по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с книжной графикой и творчеством художников-иллюстраторов в образовательной деятельности, осуществляемой в процессе организации р...

Конспект-занятия по ознакомлению с книжной графикой "Кто и как создает рисунки в книгах"

Конспект-занятия по ознакомлению с книжной графикой "Кто и как создает рисунки в книгах"...

Конспект занятия по ознакомлению с книжной графикой в старшей группе

В ходе занятия дети знакомятся с творчеством известных художников иллюстраторов....

Конспект занятия по ознакомлению с книжной графикой для подготовительной группы

Конспект занятия по ознакомлению с книжной графикой для детей подготовительной группы "Мороз Иванович"...

Опыт работы на тему: «Формирование читательского интереса у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с книжной иллюстрацией»

Опыт работы на тему:«Формирование читательского интереса у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с книжной иллюстрацией»...

Конспект непосредственной образовательной деятельности в подготовительной к школе группе по теме «Выставка» (ознакомление с книжной культурой)

Данная статья представляет собой конспект НОД для проведения в подготовительной группе. Автор ставит своей целью ознакомление детей с книжной культурой....

Особенности ознакомления с художественной литературой дошкольников с ТНР

Особенности ознакомления  с художественной литературой дошкольников с ТНР...