Главные вкладки

    Перспективный план по ознакомлению с книжной графикой и творчеством художников-иллюстраторов детей старшего дошкольного возраста
    календарно-тематическое планирование (старшая группа) на тему

    Лихачева Елена Васильевна

    Перспективный план по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с книжной графикой и творчеством художников-иллюстраторов в образовательной деятельности, осуществляемой в процессе организации различных видов детской деятельности, а также в образовательной деятельности, осуществляемой в ходе режимных моментов с использованием развивающей среды

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл perspektivnyy_plan_st.gr_.docx33.9 КБ

    Предварительный просмотр:

    Перспективный план работы с детьми старшего дошкольного возраста по ознакомлению с книжной графикой и творчеством художников-иллюстраторов

    Месяц

    Совместная деятельность педагога и детей

    Образовательная деятельность, осуществляемая в процессе организации различных видов детской деятельности

    Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов с использованием развивающей среды

    Сентябрь

    Октябрь

    Ноябрь

    Декабрь

    Январь

    Февраль

    Март

    Апрель

    Май

    1. «Кто и как создает картинки в книжках»

    Цель: закрепить у детей представление о графике и таком ее виде, как книжная графика, ее особенностях и средствах выразительности, о сложности труда художника-иллюстратора, процессе и последовательности его работы над иллюстрацией. Подвести детей к пониманию того, что книга – это произведение искусства, в создании которого принимают участие писатель, художник, редактор, печатник. Вызвать у детей эмоциональный отклик на иллюстрации в книгах, на художественные образы, желание их рассматривать; развивать художественное видение, зрительную память детей.

    2. «Рассматривание иллюстраций художника В. Сутеева и рисование по теме «Герои сказок собрались под грибком».

    Цель: продолжать развивать у детей интерес к творчеству В.Сутеева; стремиться к тому, чтобы дети получали удовольствие от встречи с выразительными рисунками худож-ника; развивать художественное восприятие, наблюдательность. Учить использовать полученные знания в собственной деятельности, передавать в рисунках особенности персонажей сказок В. Сутеева (пушистые, забавные, похожи на мягкие игрушки), пропорции тела по форме и величине,  располагать изображение на всем листе.

    1. «Ознакомление с творчеством художника-иллюстратора Ю.А. Васнецова».

    Цель: продолжать знакомить детей с творчеством художника-иллюстратора  Ю. Васнецова. Учить замечать характерные особенности иллюстраций художника к произведениям устного фольклора. Показать использование элементов народных росписей при оформлении произведений фольклора. Учить детей срисовывать понравившиеся иллюстрации из детских книг; рассказывать с выражением потешки, песенки и прибаутки.

    2. «Как художник Юрий Васнецов животных рисовал».

    Цель: продолжать знакомство детей с творчеством Ю. Васнецова, формировать интерес к книжной графике, привлекая внимание к особенностям средств выразитель-ности и декоративности нарисован-ных образов животных обратить внимание детей на творческую манеру, специфику средств выразительности, с помощью которых художник создает образ животных. Помочь детям увидеть, что рисунки художника поясняют текст, обогащая его художественными образами и деталями. Художник с помощью рисунка, цвета, расположения художественных образов на книжной страничке по-своему, наглядно «рассказывает» нам потешку, сказку.

    1. «Ознакомление с творчеством художника-иллюстратора Е. М. Рачева».

    Цель: продолжать знакомить детей с творчеством художника-иллюста-тора Е. М. Рачева, с его иллюстрациями к произведениям устного фольклора. Учить эмоционально воспринимать ил-люстрации, понимать их содержание, всматриваться в образы, созданные художником; соотносить изображение с текстом. Расширять представления детей о многообразии художественных выразительных средств.

    2. «Рассматривание иллюстраций к русским народным сказкам художников-иллюстраторов Ю.А. Васнецова и Е.М. Рачева и рисование по мотивам сказки «Теремок».

    Цель: продолжать знакомить детей с творчеством художников-иллю-страторов Ю.А. Васнецова и Е.М. Рачева, учить видеть выразитель-ные средства, сравнивать творческую манеру двух художни-ков-иллюстраторов Е. Рачева и Ю. Васнецова. Использовать получен-ные знания при создании образа сказочного персонажа. Учить передавать простые движения. Развивать чувство композиции, цвета.

    1. «Ознакомление с творчеством писателя и художника-иллюстратора Е. И. Чарушина».

    Цель: продолжать знакомить детей с творчеством писателя и художника-иллюстратора Е.И. Чарушина. Продолжать развивать у детей художественное восприятие книжной графики. Формировать умения всматриваться в иллюстрации, замечать выразительные средства (движения, фактура шерстки животного, выражение глаз и др.), рассказывать о них, воспитывать доброе отношение к животным. Обратить внимание детей на своеобразие художественной мане-ры в изображении птиц и зверей.

    2. Художественно-развивающая игра «Угадай, кто что делает?»

    Цель: подвести детей к пониманию того, как художник изображает движение, позу, жест животного и что они означают. Формировать художественное восприятие, уме-ние в речи, лепке, пластикой дви- жений передавать воспринятые графические образы животных.

    1. «Ознакомление с творчеством художника-иллюстратора А.Ф. Пахомова».

    Цель: познакомить детей с творчеством художника-иллюстра-тора А. Пахомова. Продолжать учить их понимать содержание книжной иллюстрации, видеть выразительные средства (рисунки выполнены в черно-белых тонах и очень понятно передают жесты, мимику, позы героев книг – детей); воспитывать уважение к труду художника.

    1. «Ознакомление с творчеством художника- иллюстратора В. М. Конашевича».

    Цель: познакомить детей с творчеством художника-иллюстра-тора В. М. Конашевича. Учить выделять выразительные средства, передающие характер образа. Вос-питывать интерес к творчеству художника-иллюстратора.

    2. «Сказочные герои К.Чуковского в иллюстрациях Ю. Васнецова, В. Сутеева, В. Конашевича».

    Цель: продолжать формировать у детей интерес к книжной графике, закреплять знания детей о художниках-иллюстраторах Ю. Васнецове, В. Сутееве и В, Конаше-виче, учить сравнивать и узнавать манеру каждого из художников, видеть особенности выразительных средств.

    1. «Художник В.В. Лебедев и поэт С.Я. Маршак».

    Цель: продолжать знакомить детей с творчеством художника-иллюстратора В. Лебедева, содержанием его иллюстраций. Воспитывать у детей художественный вкус, умение понимать иллюстрации и их выразительные средства.

    2. «Творчество С.Я. Маршака и В.В. Лебедева. Рисование «Усатый-полосатый».

    Цель: продолжать знакомить детей с творчеством поэта С. Маршака и художника-иллюстратора В.Лебе-дева. Учить выделять выразитель-ные средства, которыми пользовал-ся художник, эмоционально откликаться на художественный образ. Учить создавать вырази-тельный образ котенка, передавать пропорции, движение, цвет, допол-нять изображение.

    1. «Ознакомление с творчеством художника-иллюстратора Т.А. Мавриной».

    Цель: познакомить детей с творчеством художника-иллюста-тора Т.А. Мавриной. Учить видеть характерные особенности ее творчества. Обратить внимание на декоративность, праздничность, связь ее рисунков с народным русским творчеством. Вызвать у детей интерес и желание внимательно рассматривать рисун-ки художницы, развивать зрительное внимание, навыки восприятия образного языка книжной графики. Расширять представления детей о многообра-зии сказочного мира.

    2. «Чтение и последующая драматизация потешки «Плетень».

    Цель: вызвать у детей радость от встречи с веселой потешкой, с яркими рисунками Т.А.Мавриной, желание их рассматривать и удивляться творческим находкам художницы. Обратить внимание на средства выразительности: технику, яркие звучные краски, крупное изображение животных, свободную композицию рисунка – во всю страницу, множество деталей, характеризующих образов зверей и птиц, их сказочность, крупные буквы текста, свободную манеру создания силуэтного цветного пятна, ярко обрисованного черной контурной линией.

    «Художники-иллюстраторы детской книги» (итоговое).

    Цель: учить детей эмоционально откликаться на художественный образ; вызвать желание рас-сматривать иллюстрации к детской книге, отмечать своеобразие выразительных средств, радоваться творческим находкам художника; учить составлять рассказы-описания иллюстраций, задавать вопросы по рисункам и отвечать на них.

    - Беседа  на тему «Книга – мой лучший друг». Закрепить материал прошлогод-них занятий, вспомнить уже знакомых детям художников-иллюстраторов Ю.Васнецова, Е. Рачева, В. Сутеева, Е.Чарушина.

    - Чтение художественных произведе-ний с рассматриванием иллюстраций. Помочь почувствовать индивидуаль-ную манеру каждого художника.

    - Рассматривание инструментов худож-ника-графика: карандаши, уголь, мелки, фломастеры, перьевые ручки и т.д. Обратить внимание на роль линии в графике (рисунок может быть выполнен одной линией, но она передает и форму, и движение, и характер образа).

    - Сюжетно-ролевая игра «Библиотека»

    - Чтение С. Маршака «Книжка про книжку».

    - Дидактическая игра «Разрезная мозаика».

    - Чтение и рассматривание книг В. Сутеева со сказками и иллюстрациями к ним: «Петух и краски», «Мешок яблок», «Капризная кошка» и др.

    - Инсценирование отрывков из сказки В.Сутеева «Кто сказал «мяу»?».

    - Кукольный театр по сказке В. Сутеева «Под грибом».

    - Отгадывание загадок о животных.

    - Дидактические игры «Узнай сказку по иллюстрации», «Узнай сказку по отрывку».

    - Выставка книг В Сутеева в книжном уголке.

    - Чтение русских народных песенок и потешек, иллюстрированных Ю. А. Васнецовым: «Конь», «Мыши», «Коза-хлопота», «Петушок», «Сорока-белобока», «Пошел котик на торжок», «Котинька-коток», «Как на тоненький ледок», «Ладушки», «Гуси», «Заинька, выйди в сад» и др.

    - Чтение русских народных сказок и рассматривание иллюстраций Ю.А. Васнецова к русским народным сказкам «Волк и козлята», «Зимовье», «Лиса и заяц» и др.

    - Выставка книг в книжном уголке иллюстрированных Ю.А. Васнецовым к произведениям К. Чуковского, В. Бианки, Л. Толстого.

    - Дидактическая игра «Угадай, кто что делает».

    - Чтение и рассматривание иллюстра-ций Ю. Васнецова к потешкам, сказкам.

    - Рассматривание альбомов с изображением животных.

    - Драматизация сказки «Лиса и заяц».

    -  Дидактическая игра «Угадай-ка».

    - Срисовывание понравившихся иллюстраций из детских книг.

    - Использование иллюстраций Ю. А. Васнецова на музыкальных занятиях.

    -  Экскурсия на выставку дымковских игрушек.

    - Чтение русских народных сказок и рассматривание иллюстраций Е.М. Рачева к русским народным сказкам «Заяц-хваста», «Лиса и заяц», «Колобок», «Лисичка-сестричка и серый волк» и др.

    - Выставка книг в книжном уголке, иллюстрированных Е. М. Рачевым.

    - Дидактические игры «Угадай сказку», «Кому весело, кому грустно».

    - Драматизация русской народной сказки «Теремок».

    - Отгадывание загадок о животных.

    - Дидактическая игра «Узнай, какой художник меня нарисовал?»

    - Викторина по сказкам с иллюстрациями художников-ил-люстраторов Е. М. Рачева и Ю. А. Васнецова.

    - Рисование на тему сказок о животных (изобразительные материалы по выбору детей).

    - Чтение рассказов о животных, русских народных сказок и авторских рассказов, иллюстрированных Е. И. Чарушиным: С.Маршак «Детки в клетке», М. Горький «Воробьишко», русские народные сказки «Теремок», «Курочка Ряба», авторские сказки «Волчишко», «Большие и маленькие», «Зайчата» и др.

    - Дидактические игры «Угадай, какие звери в этом домике живут?», «Узнай, какой художник меня нарисовал?»

    - Организация в книжном уголке выставки «Книги о животных».

    - Чтение книги С. Маршака «Детки в клетке» с иллюстрациями Е.Чарушина.

    - Отгадывание загадок о животных.

    - Пластические этюды.

    - Дидактические игры «Угадай, чьи уши, чей хвост?», «Кто сидит, кто бежит».

    - Предложить детям пластический материал для отображения в лепке полученных впечатлений от игры.

    - Чтение книг и рассматривание иллюстраций А. Пахомова: В.Мая-ковский «Что такое хорошо и что такое плохо?», «Кем быть?», В.Осеева «Волшебное слово», «На катке», рассказы Л. Толстого и др.

    - Выставка в книжном уголке книг, иллюстрированных А Пахомовым.

    - Дидактические игры «Кому весело, кому грустно», «Где мы были, мы не скажем, а что делали – покажем», «Кто художник этой книги?»

    - Выставка книг в книжном уголке, иллюстрированных В.М. Конашеви-чем.

    - Чтение книг С.Маршака «Вот какой рассеянный», «От одного до десяти», «Кошкин дом» и др. и К.Чуковского «Муха-цокотуха», «Чудо-дерево», «Мойдодыр», «Айболит» и др.

    - Чтение и рассматривание книг со сказками К. Чуковского, иллюстриро-ванных художниками Ю.Васнецовым, В. Сутеевым, В. Конашевичем: «Краденое солнце», «Телефон», «Айболит», «Федорино горе» и др.

    - Выставка книг К.Чуковского в книжном уголке.

    - Дидактическая игра «Узнай сказку К. Чуковского по иллюстрации».

    - Декламация отрывков из стихотворе-ния К. Чуковского «Телефон».

    - Викторина «Знаешь ли ты произведения К.Чуковского».

    - Чтение стихотворений С. Маршака.

    - Рассматривание иллюстраций В. Лебедева к стихам С. Маршака: «Цирк», «Тихая сказка» и др.

    - Выставка книг в книжном уголке, иллюстрированных В. Лебедевым.

    -  Выставка книг С. Маршака с иллюстрациями В. Лебедева.

    - Чтение стихотворений С.Маршака.

    - Драматизация стихотворения С. Маршака «Усатый – полосатый».

    - Дидактические игры «Убери лишнюю», «Узнай, какой художник меня нарисовал?»

    - Выставка книг в книжном уголке оформленных Т. Мавриной.

    - Чтение сказок А.С. Пушкина, русских народных сказок и потешек и рассматривание к ним иллюстраций Т.Мавриной.

    - Рассматривание произведений народных промыслов (росписи по дереву и бересте).

    - Слушание русских народных песен.

    - Чтение и рассматривание иллюстраций к потешке Т. Мавриной.

    - Рисование животных, встречающихся в потешке.

    - Художественно-развивающая игра «Порисуем» веревочками на фланелеграфе».

    - Развлечение «Веселая ярмарка».

    - Чтение книг с иллюстрациями знакомых детях художников, рассматривание иллюстраций.

    - Викторина «Знаем ли мы русские народные сказки?»

    - Дидактическая игра «Узнай, какой художник меня нарисовал?»

    - Выставки детских работ.

    - Посещение детской библиотеки.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    "Перспективный план работы специалистов с родителями в ДОУ, для часто болеющих детей старшего дошкольного возраста".

    1.Организация совместной работы специалистов ДОУ и родителей.2.Организация совместной деятельности родителей и детей в условиях семьи....

    Серия занятий по формированию представлений о профессии художника-иллюстратора для детей старшего дошкольного возраста.

    формирование представлений у детей седьмого года жизни о профессиях.С детьми было проведено 6 занятий по формированию представлений о профессии художника-иллюстратора. Занятия проводились с экспе...

    Перспективное планирование по ознакомлению с сюжетно-ролевой игрой в режимных моментах детей старшего дошкольного возраста

    Перспективное планирование по ознакомлению с сюжетно-ролевой игрой в режимных моментах детей старшего дошкольного возраста ...

    Перспективный план тренинговых занятий для профилактики нарушений в эмоционально-личностной сфере детей старшего дошкольного возраста.

    Предлагаю  перспективный план тренинговых занятий, которые помогут педагогу-психологу детского сада  оказать психологическую помощь детям для   профилактики нарушений в эмоциональн...

    Перспективный план работы по развитию связной речи и навыка пересказа у детей старшего дошкольного возраста посредством использования мнемотаблиц

    Перспективный план работы по развитию связной речи и навыка пересказа у детей старшего дошкольного возраста посредством использования мнемотаблиц...