"Воспитание навыков самообслуживания у детей средней группы детского сада"
статья (средняя группа)

Моисеенко Валентина Петровна

Беседа с родителями

Скачать:


Предварительный просмотр:

"Воспитание навыков самообслуживания у детей средней группы детского сада"

     Семья- это первое общество, где формируется характер ребенка, его нравственные качества, привычки, жизненно необходимые навыки. Самостоятельность- ценное качество, необходимое человеку в жизни. Дети по своей природе активны и перед взрослыми стоит задача направить эту активность в нужное русло, а не глушить чрезмерной опекой.  Дети, свободные от опеки взрослых, более самостоятельны и уверены в своих силах. Приучение детей одеваться, умываться, есть, убирать за собой игрушки воспитывает у них самостоятельность, желание и умение прилагать усилия, достигать положительного результата. Через такой вид труда, как самообслуживание, ребёнок впервые устанавливает отношения с окружающими людьми, осознаёт свои обязанности по отношению к ним. Труд по самообслуживанию повышает работоспособность и выносливость организма, развивает ловкость, координацию движений, доставляет эстетическое удовольствие.                             Если ребенок правильно воспитывался в предыдущие годы, то   в возрасте 4-х лет он уже умеет самостоятельно ухаживать за собой и одеваться. Однако, эти навыки  у него еще не достаточно совершенны. В возрасте 4-5 лет от детей можно потребовать значительно большего, чем от маленьких. Они должны почувствовать, что всякий труд связан с преодолением трудностей. Обслуживая себя, они начинают понимать цену заботам взрослых и, постепенно приобретая умения и навыки, проявляют заботу о своих близких. Дети средней группы подражают старшим в выполнении труда по самообслуживанию, но делают они это уже более осознанно. Родители становятся для ребят авторитетом. Надо всегда помнить, что они в точности стараются повторять  действия взрослых и подражают даже в мелочах.

     Самообслуживание - это труд ребёнка, направленный на обслуживание самого себя, освоение ребенком культурно-гигиенических навыков. Какие умения ребенок должен освоить:  самостоятельно умываться, мыть руки с мылом перед едой и по мере загрязнения, после пользования туалетом; закрепляется умение пользоваться предметами туалета: расческой, носовым платком; приучается при кашле и чихании отворачиваться и прикрывать нос и рот носовым платком; бесшумно кушать и правильно пользоваться при этом столовыми приборами ( ложкой, вилкой), салфеткой; полоскать рот после еды; самостоятельно одеваться, раздеваться; аккуратно складывать и вешать одежду, с помощью взрослого приводить ее в порядок (просушивать, чистить); стремиться самому быть аккуратным и опрятным, убирать после себя игрушки.   

    Повтор режимных процессов, настойчивость требований к детям обеспечивает прочность навыков, легкой и скорейшей адаптации в обществе. Каждодневное выполнение элементарных трудовых заданий приучает детей к систематизированному труду. В процессе самообслуживания он познаёт много нового о вещах, об их качествах и назначении. В то же время, процесс последовательности одевания, умывания, раздевания требует работы памяти, а чтобы выполнить эти действия ребенку необходимо научиться быть внимательным и сосредоточенным. Взрослые пополняют знания детей, совершенствуют их умения и навыки. И дальнейшее развитие личности ребенка зависит от того насколько взрослые правильно будут направлять развитие самостоятельности ребёнка. Такие черты характера как воля, уверенность в себе, активность и упорство в достижении цели также формируются с привития детям навыков самообслуживания.

     Вот некоторые рекомендации, которых следует придерживаться при развитии способностей самообслуживания у вашего ребенка:

1.Основным приемом формирования навыков самообслуживания у ребенка является детальный показ.

2.Необходимо обьяснять каждое движение и соблюдать последовательность действий. Доступно это можно продемонстрировать на любимых игрушках, постепенно переходя к прямому обучению.

3.В процессе прямого обучения скажите ребенку кратко и четко, что вы от него хотите.

4. После объяснения и показа, возьмите своими руками руки ребенка и проделайте вместе с ним нужное действие.

5. Во время самостоятельного выполнения действия ребенком, поправляйте его корректно, не повышайте голос и не торопите его. Помните, что скорость формирования навыков самообслуживания зависит от индивидуальных особенностей ребенка, типа нервной системы, от скорости запоминания, семейного отношения к чистоте и опрятности.

6. Будьте терпеливы, не делайте за ребенка то, с чем он может справиться сам.

7.Важно поддерживать ребенка, замечать самые мельчайшие его успехи. Хвалите ребенка за правильно выполненное дело. Используйте различные способы сказать ребенку, что у него все получается: «Очень хорошо», «Молодец!» и т.п. Ребенку в этот период очень важна поддержка и одобрение взрослых.

8. Для успешного формирования навыков самообслуживания большое значение имеют условия (удобная одежда, обувь, доступность оборудования). Например: одежда должна быть простой при одевании, отсутствовать лишние застежки; полка в шкафу соответствует росту ребенка; игрушкам выделено постоянное место и т.д.)

9. Будьте терпеливы, не делайте за ребенка то, с чем он может справиться сам.

10.Необходимо не только упражнять детей в самообслуживании, но и проверять, как они выполняют эту работу.

11.При формировании навыков самообслуживания, очень важно поощрять детскую самостоятельность. Дети, осознав ее, категорически не принимают помощь от взрослых. Такая самостоятельность дает ребенку почувствовать себя взрослым и умелым, т.е. самоутвердиться.

12. Большую роль играет поддержание у ребенка чувства радости от чистой и красивой одежды, опрятного внешнего вида.

          Необходимо помнить, что семья — это первое общество, где формируется характер ребенка, его нравственные качества, привычки, жизненно необходимые навыки. Навыки самообслуживания, как и любые другие навыки, образуются не сразу. Надо приложить максимум выдержки, мудрости, терпения  для воспитания самостоятельности у детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ДУХОВНО – НРАВСТВЕННОМУ ВОСПИТАНИЮ ДЛЯ ДЕТЕЙ СРЕДНЕЙ ГРУППЫ ДЕТСКОГО САДА «ПУТЕШЕСТВИЕ С ДРУЗЬЯМИ»

Цель: развитие межличностных взаимоотношений в группе, сплочение детского коллектива.Задачи:1....

Отчёт по самообразованию. Тема:Развитие навыков исследовательской деятельности детей средней группы детского сада.

Обобщение опыта.Отчёт по самообразованию.Цель публикации: помочь молодым педагогам в составлении аналитического отчёта по итогам года в соответствии ФГОС....

Эстетическое воспитание детей средней группы детского сада посредством чтения художественной литературы

Эстетическое воспитание детей средней группы детского сада посредством чтения художественной литературы Эстетическое воспитание - это целенаправленный, систематический процесс воздействия на личн...

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМУ ВОСПИТАНИЮ ДЛЯ ДЕТЕЙ СРЕДНЕЙ ГРУППЫ ДЕТСКОГО САДА, ТЕМА: «В МИРЕ ДОБРОТЫ»

Автор занятия: Ефремова Валентина Григорьевна, воспитатель МБДОУ "Большеелховский детский сад №1 комбинированного вида", с. Б. Елховка Республики Мордовия. Цель: Углублять представление дете...

Конспект занятия по духовно-нравственному воспитанию для детей средней группы детского сада «В мире доброты и вежливости»

Цель: Углублять представление детей о доброте, и вежливости как о ценном, неотъемлемом качестве человека. Задачи: - расширять представления о важности и необходимости быть добрыми, вежливыми, вос...

Воспитание культурно-гигиенических навыков у детей средней группы детского сада

Культурно-гигиенические навыки очень важная часть культуры поведения. Необходимость опрятности, содержание в чистоте лица, тела, прически, одежды, обуви -  продиктована не только требованиями гиг...