Протокол заседания семейного клуба №6
методическая разработка (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Родичева Татьяна Владимировна

Тема: Домашний театр – помощник развития речи дошкольника.

Цель: Вызвать у родителей активный интерес к использованию домашнего театра для развития своих детей.

Задачи:

1.Предоставить родителям возможность познакомиться с различными видами театров, которые могут быть использованы в семье для развития дошкольника

2.Уточнить понимание роли театрализованной деятельности в развитии речи детей.

3.Предложить поучаствовать в совместных с детьми театрализованных этюдах, играх

4.Стимулировать участие родителей и детей в изготовлении театральных атрибутов.

Форма проведения: творческая гостиная

Дата проведения: март

Предварительная работа:

- Домашние заготовки театрализованных этюдов, игр, отрывков из сказок - отв. родители

- Подготовка выставки игр, игрушек для театрализации и развития речи; литературы, материалов ширм и папок – передвижек для родителей по данным направлениям

-Подготовка анкет, памяток, материалов и изготовление театральных игрушек

-Музыкальное оформление – 

-Роль Матрешки – 

Оформление зала:

1.Выставка игрушек, игр, атрибутов, используемых в театрализованной деятельности с детьми в ДОУ

Оборудование и материалы:

1.Ноутбук, экран, проектор

2.Музыкальный центр

3.Кула на гапите Клоун; настольная ширма, кукла Би – ба – бо Петрушка; «Живая кукла»; игрушка тигренок

4.Костюм Матрешка для взрослого

5.Атрибуты и театральные куклы для домашних заготовок

6.Платки, картузы для детей и взрослых

7.Материал для пластилинографии: силуэты матрешек, пластилин, стеки, фломастеры, «Глазки», бусинки…

8.Угощение к чаепитию

9.Ручки, бумага, анкеты, памятки

План заседания:

3.Совместная деятельность детей и взрослых с использованием игр, этюдов, сценок.

4.Изготовление родителями и детьми игрушек для домашнего театра.

3. Презентация театральных игрушек и атрибутов.

4.Обсуждение за круглым столом роли театрализованной деятельности в развитии дошкольника.

Решение заседания клуба:

- Домашний театр – прекрасное средство развития дошкольника, которое обязательно необходимо использовать в семье.

-Вовлекая дошкольника в театрализованную деятельность, родители способствуют развитию речи, творчества, социализации своего ребенка.

-Продолжить конкурс «Волшебный мир театра» и оформить альбом фотографий, рисунков, аппликаций и т.д., о театрализованной деятельности в кругу семьи до 27 марта /Всемирный день театра/

Ход встречи     СЛАЙД 1 Титульный

Iчасть               СЛАЙД 2    ТЕАТР ДОМА (дети с родителями)        

Совместная деятельность детей и взрослых с использованием игр, этюдов, сценок.  

Звучит задорная музыкаНа стол «выходит» Клоун /игрушка на гапите/:

Ведущая (Клоун): Девчонки и мальчишки,

                                  А также их родители,

                                  Веселые истории

                                  Услышать не хотите ли?

Дети: Да!

Ведущая (клоун): Тогда смотрите не зевайте

                                 Друга моего встречайте!

Звучит задорная музыка. За настольной ширмой появляется Петрушка /игрушка Би-ба-бо/:

Ведущий (Петрушка): Привет, друзья,

                                         Поиграть желаете?

Дети: Да!

Ведущий (Петрушка): Тари, тари, тари – ра!

                                         Вот вам новая игра!

                                         Наши пальчики играют,

                                         И ребяток забавляют!

Слушайте, не унывайте,

Дружно хором повторяйте: Ша-ша-ша – наша Маша хороша.

                                               Ши-ши-ши – у нее в руках шары.

                                               Жа-жа-жа – мы подарим ей ежа.

                                               Жи-жи-жи – крепче шарики держи!

                                               Шо-шо-шо – ежу у Маши хорошо

                                               Ры-ры-ры – только лопнули шары!

А вот и Маша к нам пришла…                    

Музыка на выход Маши. Ведущая одевает «живую куклу»

Ведущий (Маша): Продолжается игра,

                                 Собирайся, детвора!

                                 Все в кружок скорей вставайте

                                 Все движенья повторяйте,

                                 И слова со мной повторяйте…

ИГРА «ШАЛОВЛИВЫЕ СОСУЛЬКИ»

Шаловливые сосульки     (Поднимаем обе руки вверх, пальцы складываем щепоткой, острием вниз)

Сели на карниз.                (Кладем левую руку на правую, как в школе)

Шаловливые сосульки     (Так же)

Посмотрели вниз.            (Кладем левую руку на правую, смотрим вниз)

Стали думать, чем заняться?        (Чешем голову то левой рукой. то правой)

«Будем каплями кидаться!»         (Поднимаем руки вверх, кистями вниз.

                                                                      Взмахиваем кистями рук одновременно)

Целый день идет трезвон:   (Кистями рук рисуем в воздухе круг)

Дили-дили, дили-дон!         (Взмахиваем кистями рук по очереди.)

 

Ну что ж еще мы поиграем,

И в сказках разных побываем!

Все садятся на места

 

 =Совместные детско-родительские этюды

Из – за ширмы появляется Тигренок /Игрушка/

Ведущий (Тигренок): Эй, не стойте слишком близко,

                                       Я тигренок, а не киска.

                                       Я театр очень люблю

                                       И сегодня всех хвалю.

                                       Вы загадку отгадайте,

                                       Кого встретим отгадайте!

ЗАГАДКА

Эти яркие сестрички,

Дружно спрятали косички

И живут семьей одной.

Только старшую открой,

В ней сидит сестра другая,

В той еще сестра меньшая.

Доберешься ты до крошки,

Эти девицы — …      (Матрешки)

Под музыку в зал входит матрешка

Матрешка: Я Матрёшка-сувенир

                     В расписных сапожках.

                     Прогремела на весь мир

                     Русская Матрёшка.

Мастер выточил меня

Из куска берёзы.

До чего румяна я,

Щёки, словно розы.

                    Я – веселая девчушка,

                    В сарафане расписном,

                    Деревянная игрушка,

                    Что приносит счастье в дом.

У меня сестрёнки есть,

Что меня моложе,

Как две капельки воды

На меня похожи!

                    Чтобы было интересней,

                    Давайте поиграем вместе!

Хотите быть Матрешками?

Дети: Да!

Дети и родители одевают платки или картузы, встают в круг и повторяют за Матрешкой движения и слова

1)Мы весёлые Матрёшки –

(руки полочкой перед грудью, указательный палец правой руки упирается в щёку)

Ладушки, ладушки – (хлопки в ладошки)

2)На ногах у нас сапожки –

(поочерёдно выставляют вперёд правую и левую ноги)

Ладушки, ладушки – (хлопки в ладошки)

3)В картузах, платочках пёстрых –

(держаться руками за уголки платка)

Ладушки, ладушки – (хлопки в ладошки)

4)Мы танцуем словно звезды –

(держаться за концы платочка и приседают)

Ладушки, ладушки – (хлопки в ладошки)  

Звучит плясовая музыка, произвольная пляска 

Матрешка: А теперь вы не зевайте,

                     Да к столам все подбегайте!

                     Нам здесь некогда скучать,

                     Будем чудо создавать

                     Для домашнего театра…

                    

=Совместное творчество детей и родителей по изготовлению игрушек «Матрешка» в технике Пластилинография

  Матрешка: Я сегодня не скучаю,

                      Я конфет купила к чаю

                      Для себя и для друзей.

                      Приглашаю всех гостей.

Проходите все к столу,

Посидите, отдохните,

Да друг другу расскажите,

Чем живет ваша семья?

А я прощаюсь. До свидания.

Матрешка уходит

Все рассаживаются к столам и обсуждают вопрос о роли театрализованной деятельности для развития дошкольников.

 

IIчасть

БЕСЕДАЗА КРУГЛЫМ СТОЛОМ с чаепитием

Ведущий: Уважаемые родители, сейчас мы смогли познакомиться с некоторыми играми, игрушками и пособиями, упражнениями, театральными этюдами. На Ваш взгляд, могут они стать подспорьем в развитии детей дошкольного возраста?

Родители:

Ведущий: Как Вы думаете, развитие каких сторон личности, качеств характера, они стимулируют?

Родители:…        СЛАЙД 3

Ведущий: В современном обществе чувствовать себя уверенно могут лишь социально  развитые личности, обладающие интеллектуальным, психологическим и социокультурным потенциалом. Поэтому уже с дошкольного возраста у детей необходимо развивать

=коммуникативно-речевые умения,

=самостоятельность мышления,

=активизировать познавательную и творческую деятельность,

=учить быть соучастниками событий, разрешать споры

=и управлять своим эмоциональным состоянием.

Все это способствует повышению самооценки, адаптивных возможностей организма, стрессоустойчивости и позволяет добивать успеха в разных сферах деятельности, занимать лидирующие позиции, как в дошкольном учреждении, так и в любом другом коллективе в будущем. Напомню, что в свете последних требований ФГОС, современная педагогика направлена не столько на передачу определенной суммы знаний, сколько на содействие саморазвитию ребенка. Современным дошкольникам предоставляется возможность открыть мир вокруг себя и проявить себя в различных видах деятельности. Взрослый – это всего лишь проводник ребенка, надежный друг и советчик в его активных поисках и пробах. Как Вы думаете, что является ведущими видами деятельности детей дошкольного возраста?

Родители:…                    СЛАЙД 4

Ведущий: Игра и экспериментирование являются ведущими видами деятельности дошкольника. Именно через них закладываются основы нравственных качеств, норм человеческих взаимоотношений, социальной компетенции и речи ребенка. Ребенок в своем взрослении проходит ряд этапов, и также поэтапно развивается его игра: от экспериментирования с отдельными предметами, появления сюжетов до драматизации.           СЛАЙД 5

Театрализованная игра как бы вырастает из сюжетно – ролевой, т.е. из игры, отражающей жизненные явления, дети переходят к играм, сюжеты, которых берут из литературных произведений. СЛАЙД 6      ОСНОВНАЯ ЦЕЛЬ

С 3-х лет ребенок овладевает осознанной речью. Речь становиться средством самовыражения и прекрасной возможностью удовлетворить потребности растущей личности во всестороннем развитии.

На этапе дошкольного детства необходимо:

=обогатить и активизировать словарный запас,

=развить четкость дикции,

=научить выразительности и эмоциональной окраске голоса,

=повысить грамматическую компетентность,

=развить умение пересказывать и придумывать самостоятельные произведения,

=научить фонематической чуткости и подготовить к обучению грамоте

Информационный век принес с собой множество инноваций для развития и воспитания ребенка. Обучающие программы, презентации, книги, игрушки - всего и не перечислить…

Но, к сожалению, на второй план уходит незаменимое средство домашнего воспитания - театр. А ведь это уникальный инструмент для всестороннего развития ребенка, доступный каждой семье. СЛАЙД 7

        «Театр – искусство прекрасное. Оно облагораживает, воспитывает человека. Тот, кто любит театр по-настоящему, всегда уносит из него запас мудрости и доброты.»  К.С.Станиславский

Согласитесь, вся наша жизнь – это большая сцена и то, какую роль выбирает ребенок, зависит от его дошкольного опыта, от того что он впитал в себя от родителей, и ближайшего окружения.

         Домашний театр - это уникальная возможность ненавязчиво учить и воспитывать дошкольника в игровой форме. Это мостик, который помогает детям попасть в их дальнейшую взрослую жизнь и сформировать положительный опыт восприятия окружающей действительности. Развитие речи, памяти, внимания, мышления, координации движений, мелкой моторики, творческих способностей - это далеко не весь перечень развивающих сторон этого вида искусства. Но в домашнем театре искусство не главное. Здесь важно помочь детям

=раскрыться,

=творчески самореализоваться,

=преодолеть свои комплексы,

=выявить свои лучшие качества,

=научиться общаться, сочувствовать и сопереживать,

=выражаться свои эмоции и т.д.

        Домашний театр - это также средство воспитания детей и объединения семьи. Каждый из членов семьи может быть и зрителем, и актером, а это безграничные возможности узнать, чем живет ваш малыш, о чем переживает и мечтает (прислушайтесь, что говорят куклы в его руках). Это возможность показать со стороны на его отрицательные стороны, проиграть конфликтную ситуацию, преодолеть комплексы и страхи.

Здесь важным принципом является «смеяться не над ребенком, а вместе с ребенком». Поэтому нужно придумать или выбрать такие стихи, пьесы и сказки, где бы вы вместе могли посмеяться и преодолеть лень, болезненную застенчивость ребенка и неуверенность в себе, трусость и т.п. Театральное представление поможет вам лучше всяких монотонных нравоучений и нотаций.  СЛАЙД 8        

Театрализованные игры, используемые в дошкольном учреждении, бывают режиссерские и игры-драматизации.

В играх-драматизациях ребенок сам исполняет какую-либо роль, перевоплощается в сказочного персонажа и чувствует себя «кем-то другим», используя при этом элементы костюма, грим, декорации или куклы, надетые на руку (пальчиковые, Би-Ба-Бо…)

 В режиссерской игре ребенок действует за всех персонажей, он руководит куклами настольного, теневого, вязанного, баночного и др. театра

 "Актёров" домашнего театра можно купить в магазине, а лучше заняться прикладным творчеством и смастерить вместе с ребенком из подручных средств. Цветная бумага, картон, коробки, пластиковые стаканчики, тарелки и ложки, нитки, носки, носовые платки, перчатки и варежки - здесь пригодится все. Немного фантазии и в ваших руках оживут прекрасные куклы. Обязательно сделайте ширму (из картонной коробки, штор и т.д.). За неё можно спрятаться, а это очень важно для того, чтобы ребенок чувствовал себя в безопасности, не стеснялся. Если с ширмой не сложилось, кукольный спектакль можно разыгрывать прямо на столе.

 Очень действенная форма – театр взрослых, дает детям возможность накопить художественные впечатления, помогает понять, что такое театр, дает образец творческого поведения, пробуждает желание играть в театре, способствует формированию основ общей культуры. Сочиняйте сценарии вместе с детьми или инсценируйте народные сказки, детские рассказы и стихотворения, импровизируйте, используйте куклы для обучения, потому что ребенок быстро вырастит, театральными представлениями его уже не удивишь, но яркие моменты навсегда останутся в его памяти.  СЛАЙД 9    

При игре в театр невозможно играть молча. Ведь ребенок становится и актером, и режиссером, и сценаристом своего спектакля. Он придумывает сюжет, проговаривает его, озвучивает героев, проговаривает их переживания. Таким образом, игра – драматизация оказывает большое воздействие на развитие речи ребенка. Дошкольник впитывает

            =богатство русского языка,

            =выразительные средства речи,

            =различные интонации персонажей

и старается говорить правильно и отчетливо, чтоб его поняли зрители.

Во время игры в кукольный театр

=интенсивно развивается речь, в том числе и диалогическая,

=обогащается опыт общения в различных ситуациях,

=количественно и качественно обогащается словарный запас,

=растет способность удерживать внимание в соответствии с сюжетом спектакля,

=развивается логичность мышления.

Все эти аспекты имеют большое значение во всестороннем развитии ребенка и в дальнейшей учебной деятельности. Именно поэтому игры – драматизации очень полезны и необходимы ребенку на всех этапах его развития. И лучший помощник на этом пути – детский кукольный театр и вы, уважаемые родители.

 Если Вы будете играть вместе со своими детьми –

=вы приобретете уникальную возможность наладить с ними теплые отношения,

=глубже узнать их внутренний мир,

=обеспечить необходимое внимание к их талантам,

=стимулировать развитие их речи

=повысить собственный авторитет

=создать гармонию в своей семье!  

 

 

   

 

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Протокол заседания семейного клуба №1

Тема: Давайте познакомимся!      Цель: Ознакомление с основными задачами, направлениями работы клуба, обсуждение плана Задачи:1.Уточнить представления родителей о роли се...

Протокол заседания семейного клуба №2

Тема: Новый взгляд на современную семью и связь поколенийЦель: Стимулирование осознанного понимания родителями важности сохранения и развития внутрисемейных традиций, использования опыта предшествующи...

Протокол заседания семейного клуба№3

Тема: «Семейное гнездышко»      Цель: Демонстрация значения совместного творчества для развития дошкольников и повышения взаимопонимания в семье; пропаганда п...

Протокол заседания семейного клуба №4

Тема: «Новый Год - семейный праздник»         Цель: Знакомство родителей со значением совместных семейных праздников в формировании личности и ...

Протокол заседания семейного клуба №5

Тема: «Эмоциональное воспитание в семье»    Цель: Раскрытие перед родителями необходимости совместных физических упражнений с детьми для укрепления физического, психиче...

Протокол заседания семейного клуба №7

Тема: «Птица семейного счастья»Цель: Объединение всех членов семьи с помощью искусства; подведение итогов работы клуба за учебный годЗадачи:1.Продолжать уточнять представления родителей о ...

Протокол заседания семейного клуба №8

Тема: «С чего начинается Родина?..»Цель: Привлечение внимание родителей к вопросу патриотического воспитания дошкольниковЗадачи:1.Напомнить родителям об основных нравственных ценностях, по...