Занятие с элементами сказкотерапии для родителей «Антиконфликт».
план-конспект занятия

Токарева Елена Николаевна

Занятия с элементами сказкотерапии проводятся в нашем учреждении с родителями в рамках работы площадки  по родительскому просвещению.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Занятие с элементами сказкотерапии для родителей «Антиконфликт».

Цель: научить родителей через проигрывание сказки объективно воспринимать и оценивать конфликтные ситуации и применять метод сказкотерапии в воспитании детей.

Задачи:

-дать понятие о методе сказкотерапии;

-ввести в тренинговое пространство;

-научить объективно воспринимать конфликтную ситуацию через сказкотерапию;

-научить быстро и самостоятельно выходить из конфликтной ситуации в роли сказочного героя;

-научить использовать метод сказкотерапии в воспитании детей.

  • Вступительное слово: 

    Ведущий: сегодня мы с вами проведем часть тренинга по сказкотерапии.
  •  Тренинг – это  тренировка для ума, поиск личных ресурсов и отработка навыков.
  • Правила тренинга:
  • 1) Слушать одного
  • 2) Работать «Здесь и сейчас»
  • 3) На выносить обсуждение того, что происходит на тренинге в нетренинговое пространство.
  • 4) Не переходить на личности.
  • 5)Говорить то, что думаем, не переходя на общие фразы.

  • Тренинг – это многочасовая или даже многодневная работа по проработке проблем педагогического и психологического плана.
  • Наш тренинг мне хотелось бы начать со слов Д. Родари 

    «Сказки злые и добрые могут помочь воспитать ум. Сказка может дать ключи для того, чтобы войти в действительность новыми путями, может помочь ребенку узнать мир, может одарить его воображение и научить, критические воспринимать окружающее » 

    Наши предки, занимаясь воспитанием детей, рассказывали им занимательные истории. Не торопясь наказать провинившегося ребенка, они вели рассказ, из которого становился ясным смысл поступка, а многие обычаи предохраняли малышей от напастей, учили их жизни.
  • Сказка:
    - расширяет знания ребенка о нем самом и окружающем мире;
  • обогащает  мир ребенка духовно-нравственными ценностями;
  • корректирует поведение и развитие речи;
  • стимулирует психофизическое и эмоциональное развитие



Одним из методов воспитания является анализ сказки совместно с ребенком. Кто из героев поступил правильно, кто неправильно, как бы поступил сам ребенок и почему. Еще хочется напомнить о том, что мы не оцениваем и не критикуем личность ребенка – мы оцениваем его поступок, а в сказке участвует не сам ребенок, а отвлеченный литературный персонаж.

Мы предлагаем вам поработать по методу сказкотерапии.

Со сказкой можно продолжать работу и после прочтения. Методов совместной увлекательной работы в сказкотерапии может быть очень много. Сценарий любой сказки можно переделывать для получения воспитательного эффекта. Сказку можно сочинять совместно с ребенком, как про него самого, придумав другой образ,  так и про остальных людей. Сказку можно обыграть так, чтобы ребенок почувствовал правильность или неправильность своего поведения. Иногда час поучительных бесед  заменяет 15 минут обыгрывания того же неправильного поступка ребенка в сказке в роли колобка, лисы или Винни Пуха. А наша задача – правильно вывести сюжет сказки так, чтобы ребенок понял  и сделал определенные выводы.

Для того, чтобы погрузится в мир сказки я предлагаю вам поэтапное вхождение в ваши роли.

1 упражнение «Знакомство».

Вам нужно будет представиться и назвать свое самое главное качество. Это пригодится вам для того, чтобы распределить роли в сказках.

2 упражнение «Положительный и отрицательный герой в сказке».

Вам нужно будет назвать по одному герою из сказок и перечислить его положительные и отрицательные качества.

3 упражнение «Хорошие и плохие поступки».

Мы проговариваем вам поступки и даем им оценку,  кто из участников согласен с нашей оценкой - встает около нас, кто не согласен – остается на своем месте.

-плохой поступок – обманывать;

-хороший поступок – помогать людям;

-плохой поступок – сплетничать;

- хороший поступок – лениться;

-плохой поступок – наказывать ребенка до конца не разобравшись в проблеме;

-хороший поступок – веселить других.

4 упражнение «Реши проблему с помощью сказки».

Все участники делятся на 2 команды.

Одной команде предлагается сказка «Заюшкина избушка»

Другой команде предлагается сказка «Красная шапочка».

Каждой команде выдается перечень героев и их реквизиты, участники распределяют роли.

В команде «Заюшкина избушка» следующие герои: заяц и его друзья: петух, кот, лиса и ее друзья: волк, медведь и козел.

В команде «Красная шапочка» - мама, ее подруги, волк, дровосеки, Красная шапочка, бабушка, подруги Красной шапочки.

После распределения ролей каждая команда делится еще на две команды:

Заяц и его друзья, лиса и ее друзья, мама Красной шапочки и ее команда, Красная шапочка и ее команда и получают сценарий сказки.

Задача каждой из команд – договориться с героями своей сказки.

Каждая из команд готовится 10 минут и совместно с  командой из этой же сказки разыгрывают сказку.

Задача слушающих – анализировать сказку и при обсуждении предложить путь выхода из сложившегося конфликта.

Ситуация для зайца и его друзей  -  петуха, кота.

«Жил-был ворчливый, старый заяц в лубяной избушке. Пенсия у него была маленькая, поэтому он решил сдать лисе угол. Заяц и лиса часто конфликтовали, но Лиса регулярно платила зайцу за угол капустой.  Хозяину этого оказалось мало, и он решил – пусть лиса еще и хозяйство в его доме ведет, а если не согласится, то выгонит ее заяц из избушки».

Ситуация для лисы и ее друзей - волка, медведя и козла.

«Жила-была очаровательная, молодая лиса. Делать она ничего не умела, только ссорилась со всеми жителями леса, ездила с волком к его друзьям на вечеринки, да ела рыбку вместе с медведем. Жить ей было негде, вот и сняла она угол у зайца. Медведь приносил ей капусту из деревни – она ею и расплачивалась с хозяином».

Ситуация для Красной шапочки и ее сторонников - бабушки, подруг Красной шапочки.

«Жила-была избалованная, капризная девочка и звали ее Красная шапочка. Мама прощала ей многие ее шалости, но не поощряла их. Бабушка очень любила и баловала внучку, разрешала ей делать все, что только вздумается. Красная шапочка часто уходила к своим подружкам, даже не предупреждая маму. Однажды мама послала свою дочь к больной бабушке с пирожками, но та отказалась, мотивируя тем, что идет на день рождение к подружке».

Ситуация для мамы и ее сторонников - ее подруг, волка и дровосеков.

«Жила-была женщина. Работала она на трех работах, дома вела хозяйство, воспитывала дочь, ухаживала за старой, больной матерью и вот однажды решила она в свой единственный выходной день позвать всех подружек, волка и дровосеков,  и устроить вечеринку. Сходить к своей матери она уже никак не  успевала и поэтому решила послать свою дочку – Красную шапочку, но та отказалась».

Разыгрывается каждая сказка.

Психолог: Теперь давайте каждый из героев выскажет  то, что он почувствовал, находясь в своей роли. 

Психолог: Как вы думаете – какие плохие и какие хорошие качества были у ваших героев?

Каждый участник проговаривает свои чувства

Психолог: Какой конфликт рассматривался в первой сказке?

Психолог: Какой конфликт рассматривался во второй сказке?

Чему научили вас эти сказки? О чем заставили задуматься?

Психолог: Как еще можно было разрешить конфликтную ситуацию.

Психолог: Давайте поменяемся сказками и сочиним сказку на новый лад с воспитательными элементами и с разрешением сложившегося конфликта.

Рефлексия. Помогла ли вам сказкотерапия? Возможно ли применение этого метода в вашей воспитательной работе?

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ЦИКЛ ЗАНЯТИЙ С ЭЛЕМЕНТАМИ СКАЗКОТЕРАПИИ

Цель  данных занятий  постепенное  усвоение  детьми  общественных  норм, формирование  суждений  и социально-адаптированного  поведения....

Методическая разработка конспекта интегрированного занятия с элементами сказкотерапии по теме: «Путешествие колобка» (младшая группа)

Сказка : « Три медведя»(на ковролине расположены медведи и миски вразброс) Воспитатель: - Узнали к кому мы попали в гости?...

Занятие с элементами сказкотерапии для детей средней логопедической группы "Сказка в гости к нам прищла»" Составитель: Пашкова Ирина Ивановна Воспитатель МБДОУ детского сада комбинированного вида №12. Тема:“Сказка в гости к нам пришла”.

Занятие с элементами сказкотерапии для детей средней логопедической группы "Сказка в гости к нам прищла»"Составитель: Пашкова Ирина ИвановнаВоспитатель МБДОУ детского сада комбинированного вида ...

Разработка занятия с элементами сказкотерапии "В гостях у тети Кошки"

Разработка занятия с элементами сказкотерапии   «В     ГОСТЯХ    У     ТЕТИ      КОШКИ»...

Конспект интегрированного занятия с элементами сказкотерапии и творческой деятельности" Зимние забавы"

Конспект  интегрированного занятияс элементами сказкотерапии и творческой деятельностив старшей инклюзивной  группе...

Психологическое занятие с элементами сказкотерапии на тему: «Три секрета успешного учения»

Занятие направлено на формирование положительного интереса и мотивации к школьному обучению детей дошкольного возраста....

Командообразующее занятие с элементами сказкотерапии для педагогов "Мир сказок"

Занятие с элементами сказкотерапии разработано для педагогов и специалистов, работающих с детьми дошкольного и школьно возраста.Цели занятия:- Повысить у педагогов уровень эмоциональной культуры- Спос...