Pазвитие умственных способности посредствам логико-математических игр
консультация (младшая группа)

Рыбенко Ольга Владимировна

Только совместная работа детского сада и семьи может обеспечить успехи ребенка. Поэтому порекомендуем  некоторые математические игры и упражнения для проведения их в кругу семьи. Указанные игры доступны для детей дошкольного возраста и не требуют длительной подготовки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 3_logiko-matematicheskoe_razvitie_.docx26.71 КБ

Предварительный просмотр:

РАЗВИТИЕ УМСТВЕННЫХ СПОСОБНОСТИ

ПОСРЕДСТВАМ ЛОГИКО-МАТЕМАТИЧЕСКИХ ИГР

Цель: Повышение уровня компетентности родителей по теме.

Задачи: Познакомить с проблемно-игровой технологией в логико-математическом развитии детей; представить логические игры с детьми по активизации знаний в математике.

Участники: Родители, воспитатели.

Форма проведения: Сообщение – практикум.

Ход собрания

Добрый вечер, уважаемые родители. Мы рады приветствовать вас на нашей очередной встречи. И в ходе нашей встречи мы с вами постараемся ответить на следующие вопросы: Что же такое логико-математическое развитие ребёнка? Каким образом и для чего нужно развивать логическое мышление?

Наши с вами дети живут в эпоху информационной цивилизации, компьютерных технологий. И в этих условиях математическое развитие не может сводиться к обучению счёту, измерению и вычислению. Формирование математических представлений – это, прежде всего, мощный фактор развития ребенка, который формирует жизненно важные личностные качества – внимание и память, мышление и речь, аккуратность и трудолюбие, алгоритмические навыки и творческие способности. В логических играх воспитывается сознательная дисциплина, ребенок приучается к соблюдению правил, справедливости, умению контролировать свои поступки, радоваться успехам других, стойко переносить свои неудачи. Особую ценность в современной педагогики приобретает развитие у ребёнка способности самостоятельно и творчески мыслить. Каким же образом можно научить ребёнка самостоятельно и творчески мыслить? Прежде всего, применяя проблемно-игровые технологии.

Проблемно-игровая технология – это технология развития, при реализации которой ребенок стремиться к активной деятельности, а взрослый ожидает от него положительного своеобразного творческого результата. Характерные черты проблемно – игровой технологии: 

1. Ребёнок не ограничен в поиске практических действий, экспериментировании, общении для разрешения ошибок и противоречий, проявлении радости и огорчений;

2.  Обычно исключаются показ и подробное объяснение;

3.  Ребёнок самостоятельно находит способ достижения цели или осваивает его;

4. Ребёнок естественно принимает помощь со стороны взрослого: частичную подсказку, участие в выполнении или уточнении действий, речевых способов оценки и т.д.;

5.  Взрослый подбирает интересные для ребёнка игры, упражнения, развивающие смекалку и сообразительность.

Данная технология включает в себя различные игровые упражнения, проблемные ситуации, логико-математические игры, занимательные задачи, опыты и эксперименты. С некоторыми из них мы Вас познакомим.

Наиболее частыми логико-математическими играми встречаются блоки Дьенеша и палочки Кюизенера, игра Никитина «Сложи узор».

Наблюдение за собственными детьми, их жизнью, общение с ними сподвигло Бориса Никитина не только на создание собственной методики развития, но и на создание целого ряда уникальных развивающих игр, которые впоследствии получили признание и широкое распространение. В настоящее время они известны как Игры Никитина или Никитинские головоломки. А если головоломки - значит, развивают у ребенка интеллект, внимание, память, логическое и наглядно-образное мышление.

Игра «Сложи узор» состоит из 16 одинаковых кубиков, все 6 граней каждого кубика окрашены по-разному в 4-цвета. Это позволяет создавать узоры в громадном количестве вариантов. Эти узоры напоминают контуры различных предметов, картин, которым дети любят давать названия. Дети сначала учатся по узорам-заданиям складывать точно такой же узор из кубиков. Затем ставят обратную задачу: глядя на кубики, нарисовать узор, который они образуют. И, наконец, третье - придумывать новые узоры из кубиков. Используя разное число кубиков и разную не только по цвету, но и по форме (квадраты и треугольники) окраску кубиков, можно изменять сложность заданий в необыкновенно широком диапазоне. В этой игре хорошо развивается способность детей к анализу и синтезу, этим важным мыслительным операциям, используемым почти во всякой интеллектуальной

Практикум

Золтан Дьенеш – это знаменитый венгерский математик, психолог и педагог, который изменил стандартное понятие о том, что математика является не интересной наукой и далекой от творчества.

Логические блоки Дьенеша- это набор из 48 геометрических фигур, причем в наборе нет ни одной одинаковой, все они различаются свойствами: формой (круглые, квадратные, треугольные, прямоугольные), цветом (красные, желтые, синие), размером (большие и маленькие) и толщиной (толстые и тонкие).

Блоки Дьенеша – это универсальный дидактический материал, позволяющий успешно реализовать познавательный процесс и речевое развитие ребёнка. 

Практикум

Игра «Найди такие же (не такие)»

Показать родителям один из блоков: «Покажите блок такого же цвета как у меня. Покажите блок не такой формы как у меня. Покажите блок такой же толщины, но не такой формы».

Игра «Хоровод»

Выкладываем фигуры друг за другом так, чтобы каждая последующая отличалась от предыдущей всего одним признаком: цветом, формой, размером, толщиной.

Джордж Кюизенер бельгийский педагог. Одним из его изобретений был набор цветных деревянных палочек. Кюизенер использовал их при обучении арифметике.

Эта методика универсальна. Ее применение не противоречит никаким другим методиками, а потому она может быть использована как отдельно, так и в сочетании с другими методиками, дополняя их.

Хотя палочки Кюизенера предназначены непосредственно для обучения математике и объяснения математических концепций, они оказывают дополнительное положительное воздействие на ребенка: развивают мелкую моторику пальцев, пространственное и зрительное восприятие, приучают к порядку.

Палочки Кюизенера просты и понятны, работу с ними малыши воспринимают как игру.

Комплект состоит из пластмассовых призм десяти различных цветов и форм. Наименьшая призма имеет длину 10 мм, является кубиком.

Выбор цвета преследует цель облегчить использование комплекта. Палочки 2, 4, 8 образуют "красную семью"; 3, 6, 9 – "синюю семью". "Семейство желтых" составляют 5 и 10.

Подбор палочек в одно "семейство" (класс) происходит неслучайно, а связан с определенным соотношением их по величине. Например, в "семейство красных" входят числа кратные двум, "семейство синих" состоит из чисел, кратных трем; числа, кратные пяти, обозначены оттенками желтого цвета. Кубик белого цвета ("семейство белых") целое число, он закладывается по длине любой палочки, а число 7 обозначено черным цветом, образуя отдельное "семейство". Каждая палочка - это число, выраженное цветом и размером.

Практикум

«Выложи из двух белых палочек одну, а рядом положи соответствующую их длине палочку (розовую). Теперь кладем три белых палочки – им соответствует голубая». Из каких двух палочек можно составить красную?

Головоломки для детей - потрясающе интересные развивающие игрушки! Не зря их любят и взрослые, и дети. Детские головоломки - это не просто развивающая задачка, но еще и увлекательное время препровождение.

Игра «Танграм» — древняя китайская головоломка, состоящая из семи плоских фигур, которые складывают определённым образом для получения другой, более сложной, фигуры (изображающей человека, животное, предмет домашнего обихода, букву или цифру и т. д.). Фигура, которую необходимо получить, при этом обычно задаётся в виде силуэта или внешнего контура. При решении головоломки требуется соблюдать два условия: первое — необходимо использовать все семь фигур танграма, и второе — фигуры не должны перекрываться между собой.

  Для начала ребенка следует познакомить с танграмом, дать ему рассмотреть их. Затем научить его составлять простейшие фигуры из 2-4 частей танграма, например, домик, ёлочку, квадрат. При знакомстве с игрой можно использовать рифмовку и легенду о Танграме.

Как три мудреца придумали «Ши-Чао-Тю».

Почти две с половиной тысячи лет тому назад у немолодого императора Китая родился долгожданный сын и наследник. Шли годы. Мальчик рос здоровым и сообразительным не по летам. Одно беспокоило старого императора: его сын, будущий властелин огромной страны, не хотел учиться. Мальчику доставляло большее удовольствие целый день забавляться игрушками. Император призвал к себе трех мудрецов, один из которых был известен как математик, другой прославился как художник, а третий был знаменитым философом, и повелел им придумать игру, забавляясь которой, его сын постиг бы начала математики, научился смотреть на окружающий мир пристальными глазами художника, стал бы терпеливым, как истинный философ, и понял бы, что зачастую сложные вещи состоят из простых вещей. Три мудреца придумали "Ши-Чао-Тю"- квадрат, разрезанный на семь частей.

Игры, которые заставляют думать, всегда будут популярными, каким бы технологичным ни был век. Головоломки развивают логическое мышление. А если они используют наглядный материал, то еще и образное. Игры на основе различных по форме и размеру геометрических фигур помогают развить пространственное воображение. Танграм, «Колумбово яйцо», «Вьетнамская игра» формирует такие мыслительные процессы, как сопоставление части и целого, анализ ситуации и обобщение. Любое задание, для решения которого потребуется проявить сообразительность, будет относиться к головоломкам. В нем для поиска ответа не нужны специальные научные знания. Здесь, скорее, потребуются интуиция и творчество.

Практикум

Самый легкий вариант для детей - собирать фигуры по расчерченным на элементы схемам, как мозаику. Немного практики, и ребенок научится составлять фигуры по образцу-контуру и даже придумывать свои фигуры по такому же принципу.

Следующее направление проблемно-игровой технологии – проблемные ситуации. Это средство овладения поисковыми действиями, умением формулировать собственные мысли о способах поиска и предполагаемом результате, средство развития творческих способностей.

Суть проблемной ситуации – способствовать развитию творческих способностей ребенка.  В проблемной ситуации всегда складывается обстановка «потребности в познании». При этом особо выделяется роль совместной со взрослым деятельности детей, в которой происходит освоение новых знаний и способов действий,  что влияет на развитие способностей, воображения, мышления познавательной мотивации, интеллектуальных эмоций. 

Практикум

«Сколько?» У собаки 2 правых лапы, 2 левых лапы, 2 задних лапы, 2 передних лапы. Сколько лап у собаки? (четыре)

 «Свойства металлов»  Буратино хочет  открыть дверцу, в каморке у  папы Карло, но ключ на дне колодца. Как Буратино достать ключ, если он деревянный, а дерево не тонет.

 «Гости» Для приема гостей приготовили угощение (мед, молоко и хлебную корочку), посуду и мебель разных размеров. - Догадайтесь, кого ждут в гости и сколько их будет.

– Сколько ушей у трёх мышей? 
– Сколько лап у двух медвежат? 
– У семи братьев по одной сестре. Сколько всего сестёр? 
– У бабушки Даши внучка Маша, кот Пушок и собака Дружок. Сколько всего внуков у бабушки? 
– Над рекой летели птицы: голубь, щука, 2 синицы, 2 стрижа и 5 угрей. Сколько птиц? Ответь скорей! 
– Горело 7 свечей. 2 свечи погасили. Сколько свечей осталось?
(Остались 2 свечи (те, которые погасли), остальные сгорели) 
– В корзине три яблока. Как поделить их между тремя детьми так, чтобы одно яблоко осталось в корзине? 
(отдать одно яблоко вместе с корзиной). 
Жили-были у жилета
Три петли и два манжета.
Если вместе их считать
Три да два, конечно, пять!
Кто же знает, в чём секрет?
У жилета нет манжет! (Г.Новицкая)

В.А. Сухомлинский писал: «Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое духовный мир ребёнка вливается жизненный поток представлений, понятий. Игра – это икра зажигающая огонёк пытливости любознательности».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум "Значение логико-математических игр в умственном развитии детей старшего дошкольного возраста"

Каждый дошкольник - маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир.Задача воспитателей и родителей – помочь ему сохранить и развить стремление к познанию, удовлет...

"Развитие умственных способностей детей дошкольного возраста посредством логико-математических игр."

Усвоению достаточно сложных математических знаний (отношения эквивалентности, порядка, комбинаторики, формированию интереса к ним помогает игра – одно из самых привлекательных для детей занятий....

Родительское собрание по теме: "Развитие умственных способностей детей дошкольного возраста посредством логико-математических игр"

Формирование у родителей (законных представителей) практических навыков по проведению и организации логико-математических игр в домашних условиях....

Семинар - практикум "Значение логико-математических игр в умственном развитии детей старшего школьного возраста"

Семинар-практикум для воспитателей старших и подготовительных групп "Значение логико-математических игр в умственном развитии детей старшего школьного возраста"...