Развитие интеллекта детей
учебно-методический материал

Игры и упражнения для развития памяти, внимания, мышления.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_intellekta_detey.docx16.13 КБ

Предварительный просмотр:

 Игры и упражнения для развития внимания                                                                        

                                             

-  Игры-головоломки.  Загадки.

- «Найди отличия».                                                                                                 - «Найди два одинаковых предмета».

- «Волшебное слово». Взрослый показывает упражнения, а ребенок их повторяет только в том случае, если взрослый говорит: «Пожалуйста!».

- «Будь внимателен». Выполнение гимнастических упражнений по словесной команде.

- «Где что было». Ребенок запоминает предметы, лежащие на столе; затем он отворачивается. Взрослый передвигает предметы; а ребенок указывает, что изменилось.

- «Назови, что ты видишь». Ребенок за 1 минуту должен назвать как можно больше предметов, находящихся в комнате.

- «Делай то, что я говорю и показываю». Взрослый медленно совершает разные движения и называет их. («Сжимаю правый кулак, трогаю кончик носа, поворачиваюсь к окну…») часть движений не должна совпадать со словесным описанием. Ребенок должен выполнять задания «правильные», а «неправильные» (ловушки) выполнять не должен.

- «Узор». Ребенок под диктовку взрослого рисует узор: 2 клеточки вверх, 2 клеточки вправо, 2 клеточки вниз, 2 – вправо… Половину строчки ребенок рисует узор под диктовку взрослого. Затем продолжает рисовать узор до конца строчки самостоятельно.

- «Зачеркни букву». Ребенку предлагается газетная вырезка. Взрослый обращается к нему: «На этом листочке написано много разных букв. Ты должен искать одну и ту же букву и зачеркивать ее. Какую букву ты хочешь вычеркивать?» После завершения работы взрослый указывает ребенку на пропущенные буквы и предлагает их тоже зачеркнуть.

- «Хлопни в ладоши». Взрослый говорит ребенку: «Сейчас я буду называть разные слова. Когда я назову какое-нибудь животное – хлопни в ладоши». Слова: стол, книга, лошадь, стул, дверь, виноград, собака, ножницы, туфли, карандаш, мяч, окно, кошка, сапоги, коза, стекло, дом, дорога, яблоко, дерево, ковер, лев, стена, крыша, арбуз, санки, снег, тигр, кровать, тетрадь, вилка, лед, елка, заяц, волк, галстук, лимон, медведь, дыня, чайник, тарелка, полка, масло, пальто, белка.    

       Игры и упражнения для развития памяти

- «Пирамида». Взрослый называет ребенку сначала одно слово, ребенок должен сразу же повторить его; затем взрослый называет два слова, ребенок повторяет их; затем взрослый называет три слова, ребенок – повторяет и т.д.

- «Что ты ел на обед?» Ребенок должен перечислить все, что он ел на обед.

- «Одежда». Ребенок должен вспомнить, в каком порядке он надевал предметы одежды утром.

- «Нарисуй такой же». Ребенок рисует на бумаге какой-либо простой предмет; затем лист переворачивается и ребенок должен нарисовать такой же предмет.

- «Я положил в мешок». Взрослый на глазах ребенка кладет в мешок разные предметы; ребенок должен вспомнить, что лежит в мешке.

- «Короткий рассказ». Взрослый читает короткий рассказ; ребенок должен повторить его.

- «Башня». Ребенку показывают схематическое изображение башни, состоящей из множества геометрических фигур; ребенок должен запомнить эти фигуры и назвать.

- «Фигурка из палочек». Взрослый выкладывает фигурку из палочек (спичек); ребенок запоминает ее и по памяти выкладывает такую же.

- «Рассмотри внимательно». Взрослый показывает ребенку любую сюжетную картинку, просит внимательно рассмотреть ее и запомнить как можно больше деталей. Затем картинку закрывает. Ребенок должен назвать те детали, которые запомнил.  

     Игры и упражнения для развития мышления

- «Закончи слово». Учить заканчивать слово по начальному слогу.

- «Антонимы». Ребенку называют слово, а он должен назвать противоположное по смыслу. Например: «тяжелый – легкий», «сильный – слабый», «твердый – мягкий» и др.

- «Уникуб», «Лото», «Домино», мозаики, конструкторы.

- Загадки.

- «Сравни предметы». Учить выделять черты сходства и различия по существенным признакам. Для сравнения ребенку предлагаются следующие пары слов: муха и бабочка, стол и стул, книга и тетрадь, вода и молоко, собака и белка.

- «Сыщик». Взрослый говорит ребенку: «На листочке нарисован план комнаты. Вот нарисована дверь, вот – окно. А здесь, где стоит крестик, спрятана игрушка. Попробуй по плану найти ее».

- «Найди лишнее слово». Ребенку читают серию, состоящую из четырех слов. Три слова объединены по общему для них признаку, а одно отличается от них и должно быть исключено.

     Варианты серий слов:        

  1. храбрый, злой, смелый, отважный;
  2. яблоко, слива, огурец, груша;
  3. чашка, тарелка, кастрюля, сумка;
  4. платье, свитер, шапка, рубашка;
  5. береза, дуб, сосна, земляника.

- «Мячик». Взрослый говорит ребенку: «Я буду бросать тебе мяч и называть любое слово, а ты бросишь мяч обратно и назовешь слово, которое подходит к названному мной». Например, пары слов: тучка – дождик, хлеб – нож, конура – собака, варенье – банка и т.д.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль дидактических игр в развитии интеллекта детей со зрительными патологиями.

Как влияет игра на интеллектуальное развитие ребенка с нарушением зрения....

ПРЕЗЕНТАЦИЯ ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ИНТЕЛЛЕКТА ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Дидактическая игры предназначены для работы с детьми старшего дошкольного возраста с целью обучения последовательных действий. Для развития инициативы и самостоятельности детей....

Проект "Развитие интеллекта детей старшего дошкольного возраста методами кинезиологии"

   При подготовке детей к школе необходимо совершенствовать интеллектуальные и мыслительные процессы. Кинезиология направлена на то, чтобы развить связи между правым и левым полушарие...

выступление к семинару "Влияние кинезиологических упражнений на развитие интеллекта детей"

Выступление знакомит педагогов с методом кинезиологии, рассказывает о роли межполушарного взаимодействия в интеллектуальном развитии дошкольников...

презентация "Мозжечковая стимуляция и моторное планирование - два эффективных пути в развитии интеллекта детей с ОВЗ"

 МП – это мостик между сенсорной и интеллектуальной функциями мозга. Оно зависит от сенсорной интеграции, которая осуществляется стволом мозга и другими нервными структурами. Мозг &l...

Развитие интеллекта детей дошкольного возраста по методике Макото Шичида

Суть методикиДанная методика широко известна за рубежом, в России же она прижилась совсем недавно и мало, кто про нее слышал и уж тем более применял....