Развитие творческих способностей детей раннего возраста средствами экспериментальной деятельности.
консультация (младшая группа)

Бебенова Ольга Владимировна

Художественное образование является важным моментом в формировании и развитии личности человека. Для формирования устойчивых художественных интересов большую роль играет приобщение ребёнка к искусству. Различные виды искусства, которые окружают малыша, с первых лет его жизни влияют на воспитание чувств, вкусов и отношение к самой жизни.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Консультация63.5 КБ

Предварительный просмотр:

        Развитие творческих способностей

        детей раннего возраста средствами

         экспериментальной деятельности

               

                                                                                                 

     Художественное образование является важным моментом в формировании и развитии личности человека. Для формирования устойчивых художественных интересов большую роль играет раннее приобщение ребёнка к искусству. Различные виды искусства, которые окружают малыша, с первых лет его жизни влияют на воспитание чувств, вкусов и отношение к самой жизни.

      Трёх летний ребёнок – неутомимый деятель. Он постоянно что-то строит, клеит, рисует. Он активно исследует и познаёт то, что попадает ему на глаза и с чем можно практически манипулировать.

      Чем полнее и разнообразнее детская деятельность, чем более она значима для ребёнка и отвечает его природе, тем успешнее идёт его развитие, реализуются потенциальные возможности и первые творческие проявления. Вот почему наиболее близкие и естественные для ребёнка-дошкольника такие виды деятельности, как игра, общение со взрослыми и cверстниками, изобразительная деятельность, предметная, экспериментирование. Именно в этих видах деятельности происходит интенсивное интеллектуальное, эмоционально-личностное развитие и совершается естественное вызревание таких перспективных новообразований, как произвольность поведения, способность к логическому мышлению, самоконтролю, творческому воображению, что составляет важнейшую базу для начала систематического обучения в общеобразовательной школе.

      Впервые изобразительная деятельность появляется у ребёнка чаще всего на втором году жизни, захватывает всех детей и к концу дошкольного возраста складывается в устойчивую, внутренне мотивированную изобразительную самодеятельность. К творчеству способен каждый ребёнок! Каждый по-своему талантлив.

      «Истоки способностей и дарования детей на кончиках их пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобразительности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие с орудием труда, чем сложнее движение, необходимое для этого взаимодействия, тем глубже входит взаимодействие руки с природой, с общественным трудом в духовную жизнь ребёнка. Другими словами: чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок» - писал В.А.Сухомлинский. Вот почему так важны в дошкольном возрасте занятия изобразительной деятельностью.

      Рисуя, ребёнок развивает себя как физически, так и умственно, т.к. функционирование мелкой моторики напрямую влияет на работу мозга. Хорошо рисующий ребёнок и рассуждает логичнее, и примечает больше, и слушает внимательнее по сравнению со сверстником. Если его самостоятельное творчество ввести в организованное русло, то разрыв становится просто поразительным. Поэтому в дошкольном возрасте занятия изобразительной деятельностью для ребенка просто необходимы. И задача взрослых помочь детям увидеть прекрасное, научиться понимать и ценить произведения искусства, красоту и богатство родной природы.

      Учитывая все факторы развития ребёнка, специалисты пришли к выводу, что именно в этот период появляется и, возможно раз и навсегда исчезает, стремление постигать мир и себя. Природное желание ребёнка узнавать новое постепенно сталкивается с педагогической схоластикой, с упрощенной и сухой подачей знаний об окружающих предметах и явлениях. У ребёнка не реализуется одна из главных способностей этого возраста - эмпирическое, то есть чувственное познание мира. Если ребёнок не приобретает живого непосредственного опыта, не переживает эмоций, связанных с приобретением этого опыта, он становится рабом уже сформированных суждений. Жизнь, данная в описаниях, снижает у ребенка интерес к её явлениям. Постепенно заглушаются сенсорные способности, в дальнейшем ребёнку становится затруднительно оперировать логическими и аналитическими категориями. Поэтому при подготовке и проведении занятий необходимо руководствоваться и знаниями по возрастной физиологии.

     Изобразительная деятельность требует согласованного участия многих психических функций.

     Главной задачей было и остаётся всестороннее развитие художественного вкуса ребёнка, воспитание культурного человека на каждой ступени его развития. Ну а пока изобразительная деятельность интересна для ребёнка-дошкольника потому, что удовлетворяет его потребности выражать полученные впечатления от окружающей жизни, выражать своё отношение к увиденному.

     Изобразительное творчество – специфическая детская активность, направленная на освоение мира посредством изобразительного искусства.

     Становление художественного образа у дошкольников происходит на основе практического интереса в развивающей деятельности.

     Сегодня вопрос о детском художественном творчестве решается в смысле необычайной педагогической ценности.

     Л. С. Выготский писал, что, детское творчество научает ребёнка овладевать системой своих переживаний, побеждать и преодолевать их и учит психику восхождению.

     Жизнь в эпоху научно-технического прогресса становится всё разнообразнее и сложнее. Она требует от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижности, гибкости мышления, быстрой ориентации и адаптации к новым условиям, творческого подхода к решению больших и малых проблем. Превращение ребёнка в творческую личность зависит от технологии педагогического процесса. На смену информационно-репродуктивному процессу обучения объективно приходит проблемно-творческий.

      Только в творческой деятельности происходит развитие творческих способностей - овладение методами познания и преобразования признаков объектов. Отсюда возникает необходимость активизировать творческую познавательную и практическую деятельность детей.

      Мы хотим видеть наших воспитанников любознательными, общительными, самостоятельными, творческими личностями, умеющими ориентироваться в окружающей обстановке, решать возникающие проблемы. А это во многом зависит от нас. Ребёнок раннего возраста уже является исследователем, проявляя живой интерес к различного рода исследовательской деятельности, в частности к экспериментированию.

      По мнению академика Н. Н. Поддъякова,  « в деятельности экспериментирования ребёнок выступает как своеобразный исследователь, самостоятельно воздействующий различными способами на окружающие его предметы и явления с целью более полного их познания и освоения ». Процесс познания творческий, и наша задача – поддержать и развить в ребёнке интерес к исследованиям, открытиям, создать необходимые для этого условия.

      Экспериментирование пронизывает все сферы детской деятельности: приём пищи, игру, занятия, прогулку, сон. Реализуя программу « Детство », изучая новинки методической литературы, наблюдая за детьми, мы обратили внимание на эффективное и доступное средство интеллектуального развития детей раннего возраста – детское экспериментирование. Экспериментальная деятельность, наряду с игровой, является ведущей деятельностью ребёнка-дошкольника. Главное, чтобы детский интерес к исследованиям, открытиям со временем не угас.

      Понимая, какое значение имеет экспериментирование в развитии интеллектуальных и творческих способностей детей раннего возраста, стремясь создать условия для их исследовательской активности, мы столкнулись с трудностями, связанными с недостаточной изученностью данной проблемы, с отсутствием методической литературы по организации экспериментирования.

      Таким образом, у нас назрела необходимость в создании системы работ по экспериментированию с детьми раннего возраста.

      Эту работу следует начинать с построения предметно-развивающей среды. При этом надо дать интересные и сказочные названия каждому уголку. Так, книжный уголок можно назвать « Теремок для сказок », место для игр с водой и песком – « Пляжем черепашки Тортиллы », зону  подвижных игр и танцев – « Музыкальной поляной », а уголок для творческих игр и экспериментирования – « Островком творчества ».

       В течении шести месяцев самым любимым занятием наших малышей являются игры на « Островке творчества », где они ежедневно экспериментируют что-то новое и интересное.

       В процессе игр-экспериментов дети узнают, как меняются свойства веществ и материалов в зависимости от разных внешних воздействий, учатся правильно называть эти свойства и качества. В ходе экспериментирования у детей задействуются все органы чувств, т.к. дети имеют возможность потрогать, послушать, понюхать различные вещества.

       Для игр-экспериментов малышам предлагаются песок, вода, пробки, снег, бросовый материал, камушки, бутылочки, поролон, трубочки, разные виды круп, т.е. самые доступные материалы. Важным мотивационным моментом для детей является то, что все предлагаемые материалы интересно обыгрываются.

       Игры с песком и водой показали, что они не только приносят детям радость и эмоциональное равновесие, но и развивается целый спектр умений и способностей, развивают моторику и координацию движений рук, тактильные чувства, воображение, мышление, фантазию, речь и т.д.

       Для поддержания интереса к экспериментированию дети получают задания, в которых проблемные ситуации моделируются от имени сказочного героя-куклы. Все виды экспериментирования проводятся в игровой и сказочной форме по 8-10 минут. Например, в группу приходит фея Капелька (воспитатель в красивом сказочном костюме), приносит в красивых коробочках разные виды песка: крупный, мелкий, цветной. Вместе с феей малыши строят из песка дорожки, пекут куличи, рисуют картины. Так в течение года дети познакомятся со свойствами воды, теста, снега, бумаги, дерева, мыла, тканей, красок и т.д., закрепляют полезные и вредные свойства каждого из этих материалов, учатся активно применять полученные знания в играх.

      Отношения с детьми нужно строить на основе партнёрства. Большую радость, удивление и даже восторг малыши испытывают от своих маленьких и больших открытий, которые вызывают у них чувство удовлетворения от проделанной работы. В процессе экспериментирования каждый ребёнок получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность, почувствовать себя учёным, исследователем, первооткрывателем.  

     При этом взрослый – не учитель – наставник, а равноправный партнёр, соучастник деятельности, что позволяет ребёнку проявлять свою исследовательскую активность.

     На первых этапах экспериментирования детям предлагается определенный алгоритм, чтобы они смогли понять, осознать и усвоить предлагаемый материал. Например, при окрашивании воды гуашью сначала демонстрируется весь процесс выполнения работы с объяснением в игровой форме, затем детям предлагается принять участие в эксперименте и только после этого им позволяется самостоятельно провести эксперимент.

     Чтобы полученные знания и способности у детей закреплялись и развивались, рекомендуется раз в месяц проводить обучающее  занятие с родителями. На таких занятиях родители вместе с детьми рисуют картины из песка, лепят сказочные фигуры из теста, украшают воздушные шары красками, фантиками, блёстками, цветной бумагой, превращая их в весёлых человечков; создают картины из подручных материалов (вермишели, круп, ниток,        

опилок, бисера и т.д.). Организовываются выставки детских работ.

      Экспериментальная деятельность даёт толчок не только к общему развитию, а также к развитию творческих способностей детей раннего возраста.

     Одним из важнейших факторов творческого развития детей является создание условий, способствующих формированию их творческих способностей. Выделяют шесть основных условий успешного развития творческих способностей детей.

     Первым шагом к успешному развитию творческих способностей является раннее физическое развитие малыша: раннее плавание, гимнастика, раннее ползание и хождение. Затем раннее чтение, счёт, раннее знакомство с различными инструментами и материалами.

     Вторым важным условием развития творческих способностей ребёнка является создание обстановки, опережающей развитие детей. Например, ещё задолго до обучения чтению годовалому ребёнку можно купить кубики с буквами, повесить азбуку на стене и во время игр называть ребёнку буквы. Это способствует раннему овладению чтением.

     Третье условие эффективного развития творческих способностей вытекает из самого характера творческого процесса, который требует максимального напряжения сил. Дело в  том, что способности развиваться тем успешнее, чем чаще в своей деятельности человек добирается «до потолка» своих возможностей и постепенно поднимает этот потолок всё выше и выше. Такое условие максимального напряжения сил легче всего достигается, когда ребёнок уже ползает, но ещё не умеет говорить.

     Четвёртое условие успешного развития творческих способностей заключается в предоставлении ребёнку большой свободы в выборе деятельности, в чередовании дел, в продолжительности занятий одним каким-либо делом, в выборе способов и т.д.

      Но предоставление ребёнку такой свободы не исключает, а наоборот, предполагает ненавязчивую, умную, доброжелательную помощь взрослых – это и есть пятое условие успешного развития творческих способностей.

      Давно известно, что для творчества необходима комфортная психологическая обстановка и наличие свободного времени, поэтому шестое условие успешного развития творческих способностей – тёплая дружелюбная атмосфера в семье и детском коллективе.

     Экспериментальная деятельность даёт толчок к общему развитию, а также к развитию творческих способностей детей раннего возраста. Говоря о формировании творческих способностей, необходимо остановиться на вопросе о том, когда, с какого возраста следует их развивать. Психологи называют различные сроки от полутора до пяти лет. Также существует гипотеза, что развивать творческие способности необходимо с самого раннего возраста. Эта гипотеза находит подтверждение в физиологии.

      С психологической точки зрения дошкольное детство является благоприятным периодом для развития творческих способностей потому, что в этом возрасте дети чрезвычайно любознательны, у них есть огромное желание познавать окружающий мир. И родители поощряя любознательность, сообщая детям знания, вовлекая их в различные виды деятельности, способствуют расширению детского опыта. А накопление опыта и знаний – это необходимая предпосылка для будущей творческой деятельности. Из всего выше сказанного можно сделать вывод, что дошкольный возраст, даёт прекрасные возможности для развития способностей к творчеству. И от того, насколько были использованы эти возможности, во многом будет зависеть творческий потенциал взрослого человека. И создание благоприятных условий для творческой деятельности.

     Хотя, следует отметить, что создание благоприятных условий недостаточно для воспитания ребёнка с высоким творческим потенциалом, хотя некоторые западные психологи и сейчас считают, что творчество изначально присуще ребёнку и, что надо только не мешать ему свободно самовыражаться. Но практика показывает, что такого невмешательства мало: не все дети могут открыть дорогу к созиданию, и надолго сохранить творческую активность. Оказывается (и педагогическая практика доказывает это), если подобрать соответствующие методы обучения, то даже дошкольники, не теряя своеобразия творчества, создают произведения более высокого уровня, чем их необученные самовыражающиеся сверстники. Не случайно сейчас так популярны детские кружки и студии, школы искусств. Конечно, ведётся ещё много споров о том, чему же и как учить детей, но тот факт, что учить надо, не вызывает сомнений.

                             Список использованной литературы

1    Березина В. Г., Викентьев И. Л., Модестов С. Ю.  Детство творческой личности.  

СПб. Издательство Буковского, 1994г. 60стр.

  1.  Прохорова Л. А.  Развиваем творческую активность дошкольников. // Дошкольное воспитание. - 1996. № 5, стр. 21-27.

  1. Развитие творческих способностей детей раннего возраста средствами экспериментальной деятельности. // Дошкольное воспитание. – 2007г. № 7, стр. 15 - 17.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Отчет по самообразованию тема: « Развитие творческой способности детей раннего возраста средствами театрализованной деятельности»

«Театрализация – это волшебный мир, в котором       Ребенок радуется, играя, а играя, познает окружающее...»...

Развитие творческих способностей детей младшего возраста средствами театрализованной деятельности

С самых ранних лет ребенок стремится проявлять творчество. Театрализованная деятельность - это самый распространенный вид детского творчества.Участвуя в ней, дети знакомятся через музыку, образы, звук...

Развитие творческой способности детей раннего возраста средствами театрализованной деятельности

Развитие творческой способности детей раннего возраста средствами театрализованной деятельности...

Доклад «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности»

Театрализованная деятельность  является неисчерпаемым источником развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий ребёнка, приобщает его к духовному богатству. Постановка сказки заставл...

Развитие творческих способностей детей раннего возраста средствами нетрадиционных техник рисования «Волшебные ручки» (первая младшая группа) (Срок реализации: 1 год)

Дошкольное детство - очень важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребенок представляет собой маленького исследователя, с радостью и удивлением открывающего для себя незнакомый и уд...

Мастер-класс "Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через экспериментальную деятельность"

https://docs.google.com/presentation/d/1l58MALG12Q9MIBRszjmgABZQ-u7nwnNw/edit?usp=sharing&ouid=110532605945537264015&rtpof=true&sd=trueЦель мастер-класса: Выявить особенности развития твор...