Методическая разработка "Использование русского народного фольклора на занятиях кружка « Весёлая логоритмика»"
методическая разработка (младшая группа)

игнатьева гульнара ягофаровна

Использование русского народного фольклора на занятиях кружка « Весёлая логоритмика»

Кружок  рассчитан на детей 3-4 лет. Дети второй младшей группы, начавшие посещать детский сад, совсем недавно, очень плохо адаптируются к новым условиям своей более взрослой жизни. Проведя три года в тесном контакте с родителями в привычных с рождения условиях, современным детям тяжело привыкать к изменению этих условий.

Кружок - это одно из условий более мягкого привыкания детей к детскому саду. В наше время многие дети имеют общее недоразвитие речи , а трёхлетние дети , как правило имеют задержку речевого развития.  Поэтому адаптационный период проходит у них еще сложнее, так как они не  могут словами объяснить свое состояние.

На занятиях активно используется русский народный фольклор. Мелодичность и плавность русских народных песен воспринимается детьми очень позитивно

Важнейшим источником развития выразительности детской речи являются произведения устного народного творчества.

Воспитательное, познавательное и эстетическое значение фольклора огромно, так как он расширяет знания ребенка об окружающем мире, развивает умения тонко чувствовать художественную форму, мелодику и ритм родного языка.

Дети хорошо воспринимают фольклорные произведения благодаря их мягкому юмору, ненавязчивому дидактизму и знакомым жизненным ситуациям.

Устное народное творчество - неоценимое богатство каждого народа, выработанный веками взгляд на жизнь, общество, природу, показатель его способностей и таланта.

Приходя на кружок логоритмике ,и слыша напевные русские народные песни, дети отвлекаются от своих внутренних переживаний. Кружок проходит в вечернее время, когда ребенок активно начинает ждать родителей, и поэтому плавные мелодии и веселые народные игры отвлекают его и переключают.

В работе с песнями используем разные жанры: колыбельные, лирические, исторические. При этом усваиваются народные традиции в ненавязчивой форме на основе народной педагогики. В песнях встречаются редко употребляемые слова, старинные обороты. Объясняя детям их значение, припеваем их медленно, скороговорчато, громко, тихо.

В народных закличках, попевках много протяжных звуков. Это дает возможность работать в игровой форме над артикуляцией.

Разучивая хороводы, дети узнают, что они бывают разные: плясовые, драматические, орнаментальные, игровые. Они сами придумывают движения, мимику, жесты.

В групповых танцах ребенок учится красиво двигаться, учится понимать язык музыки.

Играя в русские народные игры, ребенок получает положительные эмоции, помимо развития общей и мелкой моторике, развивает внимание мышление и память.

Игры и песни, которые используются на логоритмических занятиях отчасти истинно русские народные, но больше авторские. Написала их Анастасия Логачевская.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование русского народного фольклора на занятиях кружка « Весёлая логоритмика»

Кружок  рассчитан на детей 3-4 лет. Дети второй младшей группы, начавшие посещать детский сад, совсем недавно, очень плохо адаптируются к новым условиям своей более взрослой жизни. Проведя три года в тесном контакте с родителями в привычных с рождения условиях, современным детям тяжело привыкать к изменению этих условий.

Кружок - это одно из условий более мягкого привыкания детей к детскому саду. В наше время многие дети имеют общее недоразвитие речи , а трёхлетние дети , как правило имеют задержку речевого развития.  Поэтому адаптационный период проходит у них еще сложнее, так как они не  могут словами объяснить свое состояние.

На занятиях активно используется русский народный фольклор. Мелодичность и плавность русских народных песен воспринимается детьми очень позитивно

Важнейшим источником развития выразительности детской речи являются произведения устного народного творчества.

Воспитательное, познавательное и эстетическое значение фольклора огромно, так как он расширяет знания ребенка об окружающем мире, развивает умения тонко чувствовать художественную форму, мелодику и ритм родного языка.

Дети хорошо воспринимают фольклорные произведения благодаря их мягкому юмору, ненавязчивому дидактизму и знакомым жизненным ситуациям.

Устное народное творчество - неоценимое богатство каждого народа, выработанный веками взгляд на жизнь, общество, природу, показатель его способностей и таланта.

Приходя на кружок логоритмике ,и слыша напевные русские народные песни, дети отвлекаются от своих внутренних переживаний. Кружок проходит в вечернее время, когда ребенок активно начинает ждать родителей, и поэтому плавные мелодии и веселые народные игры отвлекают его и переключают.

В работе с песнями используем разные жанры: колыбельные, лирические, исторические. При этом усваиваются народные традиции в ненавязчивой форме на основе народной педагогики. В песнях встречаются редко употребляемые слова, старинные обороты. Объясняя детям их значение, припеваем их медленно, скороговорчато, громко, тихо.

В народных закличках, попевках много протяжных звуков. Это дает возможность работать в игровой форме над артикуляцией.

Разучивая хороводы, дети узнают, что они бывают разные: плясовые, драматические, орнаментальные, игровые. Они сами придумывают движения, мимику, жесты.

В групповых танцах ребенок учится красиво двигаться, учится понимать язык музыки.

Играя в русские народные игры, ребенок получает положительные эмоции, помимо развития общей и мелкой моторике, развивает внимание мышление и память.

Игры и песни, которые используются на логоритмических занятиях отчасти истинно русские народные, но больше авторские. Написала их Анастасия Логачевская.

Музыкальный материал, используемый на занятиях.

1.ПРИВЕТСТВИЕ С НАПЕРСТКАМИ (СЛ. И МУЗЫКА МАРЧУК Т.)

Привет, привет - 3р.

Теперь меня здесь нет!

2.НАПЕРСТОК (СЛ. И МУЗ. ЛОГАЧЕВСКАЯ А.А.)

Качает наперсток своей головой

Ой, ой, ой

Малыш, посмотри, он танцует с тобой

Ой, ой, ой

На пальчик наперсток надеть торопись

И пальчиком этим скорей поклонись!

3.ПАЛЬЧИК (СЛ. И МУЗ. ЛОГАЧЕВСКАЯ А.А.)

Шили мишке мы штанишки,

Пальчик укололи - Ой!

Пр.

Пальчик, шапочку надень

Чтоб не уколоться

Пальчик в шапочке пляши,

Пока одежка шьется

Шили зайке мы фуфайку,

Пальчик укололи - Ой!

Пр.

Шили волку мы дубленку,

Пальчик укололи - Ой!

Пр.

А лисичке рукавички

Шили, укололись - Ой!

Пр.

4.МУХА (РАЗМИНКА ДЛЯ ГЛАЗОК) (СЛ. И МУЗ. ЛОГАЧЕВСКАЯ А.А.)

В открытое окошко

Залетела муха,

Покружив немножко,

села мне на ухо.

Пожужала, пожужала,

С ушко на ушко полетала - 2р.

То на челке примостилась,

То на носик опустилась - 2р.

Жмурю глазки, открываю,

Много раз так повторяю, - 2р

Муха-приставуха кыш!

Да когда ж ты улетишь!

Муха села где светло

На оконное стекло…

5.КАПУСТА (СЛ. И МУЗ. ЛОГАЧЕВСКАЯ А.А.)

В нашем поле-огороде

Выросла капуста.

Надо, надо проредить

Что-то слишком густо!

В нашем поле-огороде

Стало слишком пусто,

У соседа во дворе

Вся наша капуста!

6.ВИНОГРАД (НА РАЗДАЧУ) (СЛ. И МУЗ. ЛОГАЧЕВСКАЯ А.А.)

Поспел виноград,

Он солнышку рад

И Оленьке рад

Лови!

7.ГУСЕНИЧКА (СЛ. И МУЗ. ЛОГАЧЕВСКАЯ А.А.)

Ползет гусеничка -

Зеленое личко,

Зеленые ножки

Бегут по дорожке!

Бежать ей надоело,

Листочки все объела,

Крылышки надела,

В небо полетела!

8.ЦЫПЛЯТА И УТЯТА (СЛ. И МУЗ. ЛОГАЧЕВСКАЯ А.А.)

У пруда на бережочке

Собрались птенцы в кружочке

В один круг цып, цып цыплята

А в другой кря, кря утята

А потом сбежались вдруг

Все в один пушистый круг

Там, там, там перемешались

Снова снова разбежались

9.ГОЛУБОЧКИ (СЛ. И МУЗ. ЛОГАЧЕВСКАЯ А.А.)

На базар, на торжочки

Прилетели голубочки

Покормили голубей

Дали зерен, отрубей

Голуби поели в небо полетели

Кыш!

10.ЕНОТ-ПОЛОСКУН (СЛ. И МУЗ. ЛОГАЧЕВСКАЯ А.А.)

Затеял енот под корягою стирку

Стирал, полоскал, выжимал и пыхтел

Протер он в носочке огромную дырку

Повесил сушиться, а он улетел!

11.СТИРКА (СЛ. И МУЗ. ЛОГАЧЕВСКАЯ А.А.)

На неделе, во субботу

Мы нашли себе работу

Соберем белье мы быстро

Скоро будет в хате чисто

Об корыто с кипятком

Сильно бьем, сильно бьем

Мылим, мылим долго, долго

Больше мыла - больше толку

Мочим, мочим, бьем, бьем

На доске стиральной трем

На коленки встали, встали

Полоскали, полоскали

Из корыта вынимали

Выжимали, выжимали

Выжали, устали

Ох, не кончилась работа

Есть еще одна забота

Надо нам белье встряхнуть

А потом уж отдохнуть

Мы белье потрясли

И еще раз потрясли

Потрясли, потрясли

На улицу вынесли

Повесили на плетень

Сохнитя весь белый день

12.НА ЛАВКУ САДИСЬ (НА РАЗДАЧУ) (СЛ. И МУЗ. ЛОГАЧЕВСКАЯ А.А.)

На лавку садись

Пока молчи

Как поймаешь мяч

Коровкой мычи!

13.ЕЖИ (СЛ. И МУЗ. ЛОГАЧЕВСКАЯ А.А.)

С горки скатились ежи Ух!

Ножками их задержи Оп!

Ежики так хороши Вот!

Вверх подними, покажи Гляди!

14.МЯЧ (СЛ. И МУЗ. ЛОГАЧЕВСКАЯ А.А.)

Мяч катался и скакал

Очень, очень он устал

На коленку лег он спать

Это не моя кровать

На другой коленке тоже

Не моя кровать похоже

По ногам скатился на пол

Ух!

И заплакал…

Где я буду ночевать

Где же ты моя кровать

Забрался он под пятку

Тут моя кроватка

Бай, бай, бай….

15.ЯГОДКИ (СЛ. И МУЗ. ЛОГАЧЕВСКАЯ А.А.)

Сделаю корзинку положу малинку

Ягодку катаю компот сварить мечтаю 2р

Сделаю лукошко положу морошку

Ягодку качу качу варенье я сварить хочу 2р

Похожу по кочкам обойду грибочки

Растопчу я точно ягоду волчью 2р.

16.МИШКА (СЛ. И МУЗ. ЛОГАЧЕВСКАЯ А.А.)

Мишка спрятался в берлоге

Где же лапы, где же ноги

Чтоб медведя отыскать

Будем в бубны мы стучать

Если мы подходим ближе

То стучим, все тише-тише

Чтоб медведя разбудить

Будем громко-громко бить

Мишка, мишка хватит спать

Выходи нас догонять!

17.СОВЯТА (СЛ. И МУЗ. ЛОГАЧЕВСКАЯ А.А.)

Спят совята весь день-день

Спрятала их мама в тень-тень-тень

Совы мышек любят очень

На охоту выйдут ночью!

18.КАША (СЛ КОГАН С., МУЗ. ЛОГАЧЕВСКАЯ А.А.)

Мы с сестренкой кашеварим

Мы на завтрак кашу варим

Густую, кукурузную

Вкусную-превкусную 2р

Клади масла не жалей

Будет кашица вкусней

Зазевалась Саша

Подгорела каша 2р.

19.МЕНЯЛКИ (СЛ. И МУЗ. ЛОГАЧЕВСКАЯ А.А.)

Лепим, лепим пирожочки

А мы нюхаем цветочки - 2р.

Просто так отдать нам жалко…

Начинай менялки

Отдаю тебе цветочек

Забирай мой пирожочек

Лепим, лепим пирожочки…

20.МАХОНЯ (Р.Н.П.)

1к.

Здорова, Кума!

Здоровенькя!

Что твоя Махонюшка делает

Моя Махонюшка такая умница, трудится!

Пр.

Ой, Махоня, Махоня моя

Дорогая приветливая

2к.

Здорова, Кума!

Здоровенькя!

Что твоя Махонюшка делает

Махоня поехала на речку

Белье полоскать

Пр.

3к.

Здорова, Кума!

Здоровенькя!

Что твоя Махонюшка делает

Приехала с речки - замерзла

Полезла на печку

Пр.

4к.

Здорова, Кума!

Здоровенькя!

Что твоя Махонюшка делает

Проголодалась пироги печет

Пр.

5к.

Здорова, Кума!

Здоровенькя!

Что твоя Махонюшка делает

Наелась - плясать пошла

Пр

21.БАНЬКА (СЛ. ЛОГАЧЕВСКАЯ А.А., МУЗ. НАРОДНАЯ )

Принесли воды из речки

Затопили в бане печку

Надо Феню вымыти

Хворушку всю выбити

Замочили венички

Будем парить Фенечку

Эх, поддали жару-жару

Феню парим, парим, парим

Вот уж, кто-то на полок

К нам лег, к нам лег

Надо Лену вымыти

Хворушку всю выбытии

Эх, поддали жару-жару

Лену парим, парим, парим

Надо Лену вымыти

Хворушку всю выбити

22.ЛЕТИ ПЁРЫШКО (НА РАЗДАЧУ) (СЛ. И МУЗ. ЛОГАЧЕВСКАЯ А.А.)

Лети-лети перышко

Через гору-горшку

На головку опустись

Оленька остановись!

23.Я РИСУЮ (СЛ. И МУЗ. ЛОГАЧЕВСКАЯ А.А.)

Нарисую я на ножках

Новые сапожки

А на ручках рукавички

На головке шапочку!

Я на плечиках рисую

Новенькую шубку

Шарфик теплый повяжу

Все, оделась, выхожу!

24.РЫЖАЯ ЛИСИЧКА (СЛ. И МУЗ. ЛОГАЧЕВСКАЯ А.А.)

Рыжая лисичка гладит мое лично

Я с лисичкой буду ладить по пушистой спинке гладить 2р.

А котенка хвостик мне щекочет носик (пчхи)

Я с котенком буду ладить по пушистой спинке гладить 2р.

Ой, какие зайчики прыгнули на пальчики

С ними тоже буду ладить по пушистой спинке гладить 2р.

25.ПОБЕЖАЛИ (STOP & GO) (СЛ. И МУЗ. ЛОГАЧЕВСКАЯ А.А.)

Побежали-побежали

Все мы пёрышки собрали

Взбили мы подушку

Приложили к ушку

Спим!

Утром встали, потянулись

Все ли девочки проснулись? - (Все!)

Все ли мальчики проснулись? - (Все!)

Значит сново побежали

Все мы пёрышки собрали

Взбили мы подушку

Приложили к ушку

Спим!

26.ПЁСИК (СЛ. И МУЗ. ЛОГАЧЕВСКАЯ А.А.)

Забежал к нам в гости песик

У него хороший нюх

Ой, какой шершавый носик

А еще он лапоух!

Все обнюхал, лапу дал

На коленках полежал

Громко тявкнул, прорычал

Коготками постучал

27.ГОРОШЕК (СЛ. И МУЗ. ЛОГАЧЕВСКАЯ А.А.)

Плетется вдоль дорожек

Зелененький горошек

Стручок я открываю

Горошки вынимаю

Подставляйте мне ладошки

Буду раздавать горошки

Вот тебе горошинка, кругленька, хорошенька

И тебе горошинка, кругленька, хорошенька

А ты, а ты в стручок загляни

Сам себе горох возьми

Кончился в стручке горох

Начался переполох

Кто остался без горошка

Потерпи немножко

Мы горохи соберем

И опять играть начнем

Горох в ладошках покатай

И другому передай (с ускорением)

28.ПРОЩАНИЕ

До свиданья Даша

Даша молодец!

До свиданья Гриша

Гриша молодец!

До свиданья все

Все молодцы!

ЛИТЕРАТУРА

• Аникин В, И К мудрости ступенька. М., 1988.

• Волкова Г. А. Логопедическая ритмика. М. : Издательство «Просвещение», 1985.

• Григорьев В. М. Народные игры и традиции в России. М. ,1994.

• Заплетися, плетень. Русские народные песни и хороводы// Сост. В. Агафонников. М., 1973. год

• Народные традиции воспитания детей, часть вторая «Развивающие игры, сказки, забавы для дошкольников»,методическое пособие, СПб АППО, Санкт – Петербург, 2008г.

• Науменко Г., «Жаворонушки», выпуск №4, Москва «Советский композитор» 1986г.

• Новиковская О. А., «Логоритмика» для дошкольников в играх и упражнениях, сапкт – петербург, КОРОНА принт 2005 г.

• Русское народное творчество и обрядовые праздники в детском саду// под ред. А. В. Орловой. Владимир, 1995.

• Савицкая Н. М. Логоритмика для малышей 4-5 лет, издательство КАРО «Санкт-Петербург» 2009.

• Традиционные народные праздники в образовательных учреждениях», методическое пособие СПб АППО, Санкт – Петербург 2008г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Методическое пособие по использованию элементов русского народного фольклора в работе с детьми младшего дошкольного возраста»

В работе с детьми младшего дошкольного возраста  потешки и пальчиковые игры применяются не только с целью развития речи, но и для формирования привычки здорового образа жизни, развития мелкой мот...

Методические рекомендации «Воспитание детей на традициях русского народного фольклора»

Тема: Воспитание детей на   традициях русского  народного  фольклораЦель: Воспитывать эстетическое отношение к произведениям народного творчества у детей раннего возраста.Пре...

Методическая разработка проекта "Гуси-лебеди" по приобщению детей младшего дошкольного возраста и их родителей к русскому народному фольклору.

Проект предназначен  для музыкальных руководителей, воспитателей и родителей, содержит практический материал который может быть использован в совместной деятельности детей и родителей на музыкаль...

Методическая разработка "Развитие речи детей старшего дошкольного возраста посредством русского народного фольклора."

Речь является одним из важных источников познания окружающего мира, необходимым компонентом общения, в процессе которого она формируется. Для ребенка хорошая речь – залог успешного обучения и развития...

Использование русского народного фольклора на музыкальных занятиях с элементами логоритмики

Отклонения в развитии детей стихийно не преодолеваются, требуется специально организованная систематическая работа.Лучшим способом организации логоритмической работы является сотрудничество специалист...

Конспект логоритмического занятия с использованием русского народного фольклора и музыкальной фольклорной логоритмики "Как мы Осень ловили"

Ребята приходят в деревню, в гости к Хозяюшке. Она рассказывает им шутки - прибаутки, сказочку про Сергиюшко. Ребята отправляются с Сергиюшко на поиски Осени......