Логопедическая газета. Тема номера: КАК РАЗВИТЬ ЗРИТЕЛЬНОЕ ВОСПРИЯТИЕ У ДОШКОЛЬНИКОВ?
консультация

В статье представлена   работа с зашумленными (наложенными) рисунками как одно из эффективных упражнений в формировании зрительных функций у дошкольников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема номера:

КАК РАЗВИТЬ ЗРИТЕЛЬНОЕ ВОСПРИЯТИЕ У ДОШКОЛЬНИКОВ?

Специалисты отмечают взаимосвязь между сформированностью навыков чтения, письма и состоянием зрительного восприятия. Психологами доказано: чем выше уровень зрительного распознавания образов, тем выше скорость и качество овладения навыками чтения и письма.

Все функции, обеспечивающие зрительно-пространственное различение предметов, интенсивно формируются в дошкольном возрасте. Поле зрения, начиная с 6-летнего возраста, делает громадный скачок в своем развитии, приближаясь к величине поля зрения взрослого человека.

Формирование остроты зрения происходит у ребенка до 7 лет. Однако у некоторых первоклассников наблюдаются недостатки зрительно-пространственного восприятия и зрительной памяти. Среди них могут быть:

  • Нарушено формирование зрительного образа буквы, цифры, графического элемента. Ребенок не соотносит элементы, путает сходные по конфигурации буквы, цифры; пишет лишние элементы или не дописывает элементы буквы, цифры; заменяет буквы другими по графическому сходству.
  • Плохое запоминание конфигурации букв при чтении и, соответственно, медленный темп; угадывание букв; возвратные движения глаз; пропуск, добавление, перестановка букв; затруднение понимания прочитанного.
  • Зеркальное написание букв, цифр, графических элементов.
  • Плохое выделение геометрических фигур, замена сходных по форме фигур (круг-овал, квадрат-ромб-прямоугольник).

Для того, чтобы избежать подобных трудностей, необходимо вводить упражнения на тренировку зрительного восприятия уже с 4-5 лет.
Одним из эффективных упражнений в формировании зрительных функций у дошкольников является работа с зашумленными (наложенными) рисунками. Это обусловлено тем, что зрительно воспринимаемый предмет или его изображение, как правило, является комплексным зрительным раздражителем, для правильного восприятия которого необходим ряд условий:
• рассматривание объекта;
• выделение его существенных признаков;
• установление отношений этих признаков и синтез их в известные группы, которые определяют конечное восприятие зрительного объекта;
• торможение признаков, которые не имеют существенного значения.

Работа с зашумленными рисунками имеет множество вариантов. Зашумлённые картинки для дошкольников

  1. Найди и выдели среди овощей – фрукт (или среди фруктов – овощ).
  2. Найди и выдели среди домашних животных – дикого животного (или среди диких животных – домашнего).
  3. Найди и выдели заданную цифру и букву.
    Сборник упражнений на развитие навыка чтения у младших школьников с  задержкой психического развития (ЗПР)
  4. Отыщи среди морских животных – силуэт сухопутного животного.
    5. Выдели силуэты животных жарких стран.
    6. Отыщи и выдели заданную геометрическую фигуру (или несколько геометрических фигур).
    8. Выдели силуэты животных севера.
    9. Найди и выдели среди домашних птиц – дикую (или среди диких птиц – домашнюю).
    10. Найди силуэт животного среди насекомых.
    11. Найди в ветвях силуэты животных и (или) птиц.

Заданный силуэт дети могут выделять различными способами:
• обводка, штриховка, раскрашивание красками, фломастерами, карандашами, мелками;
• с помощью песка или манной крупы (найденный силуэт закрашиваем клеем ПВА, затем посыпаем песком или манной крупой);
• вырезать силуэт с помощью ножниц.

Для детей младшего возраста подбирают трафареты с более крупным и простым рисунком.

Картинки по запросу наложенные друг на друга картинки

Для старших детей можно использовать от 3 до 5 и более мелких и сложных силуэтов. Игровые задания на коррекцию и развитие зрительного восприятия -  коррекционная школа, презентации

Успехов в развитии и воспитании детей детям!

Учитель-логопед Карпова Елена Ивановна.

Для выпуска номера использован материал

Академии развития интеллекта АКСОНИЯ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар – практикум для педагогов на тему: «Игры для развития зрительного восприятия у детей дошкольного возраста».

Семинар - практикум разработан для педагогов  с играми на развитие зрительного восприятия у дошкольников....

Газета "Непоседа" тема номера:"Новогодний выпуск"

Сегодня изменилось отношение государства к семье, стала другой и сама семья. Признание приоритета семейного воспитания требует иных взаимоотношений семьи и детского сада, а именно сотрудничества, взаи...

Логопедическая газета "Шпаргалка для родителей" . Тема номера "Задания на лето"

Родители дошколят с проблемами речи хотят, чтобы у детей была не только хорошая дикция, но и... чудесное лето!!! Домашнее задание на лето рекомендую веселые, так что, если вы будете выполнят...

Вместе с мамой, вместе с папой.(Технология Ткаченко Т.А. "Использование специальной зрительной символики в работе детей с ОНР при формировании фонематического восприятия, навыков звукового анализа и синтеза, зрительного восприятия.

Четкое произнесение звука.Артикуляционная гимнастика Выделение начального ударного гласного Выделение звука на слух из ряда гласныхВыделение звука на слух из состава слова Употребление ...

Конспект подгруппового занятия для дошкольников с нарушениями зрения. Тема: «Развитие зрительного восприятия». Игрушки» Тема: «Развитие зрительного восприятия». Игрушки»

Цель: развитие зрительного восприятия.Задачи:Коррекционно-обучающие:1) Закреплять знания воспитанников об игрушках, умение выделять и называть части из которых они состоят.Коррекционно-разви...