Консультация для родителей «О программе «Истоки. Воспитание на социокультурном опыте»
консультация (старшая группа)

Писанная Юлия Анатольевна

 

«… Радостно и свободно глядит душа ребенка на мир, не думая извлекать из него пользу, … прежде всего и больше всего любуясь им, радуясь тому прекрасному, что в нем находится»

(В. В. Зеньковский).

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

«О программе «Истоки.

Воспитание на социокультурном опыте»

 

Воспитатель:  Писанная Ю.А.

 

 

«О программе «Истоки. Воспитание на социокультурном опыте».

 

«… Радостно и свободно глядит душа ребенка на мир, не думая извлекать из него пользу, … прежде всего и больше всего любуясь им, радуясь тому прекрасному, что в нем находится»

(В. В. Зеньковский).

       Одно из основных направлений отечественной педагогики обращено к духовно-нравственным ценностям. Это направление в настоящее время наиболее перспективно, поскольку связано с восстановлением традиций, исторической преемственности поколений, развитием национальной культуры и воспитанием бережного отношения к историческому наследию российского народа. Духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения эффективно осуществлять в дошкольном детстве, когда ребенок еще всецело открыт, когда закладываются базовые качества личности, то есть происходит процесс накопления ребенком социокультурного опыта в виде чувств, отношений, знаний, умений и т.д. ОУ на современном этапе активно решают задачи по духовно-нравственному развитию личности дошкольников, но ведущую роль в  становлении играет семья, ведь именно в семье благодаря примеру взрослых ребенок приобретает, первый социокультурный опыт, к сожалению не всегда положительный. Поэтому, актуальной становиться задача объединения усилий дошкольного образовательного учреждения и семьи для успешного духовно-нравственного развития и воспитания ребенка-дошкольника. В современной педагогике эту задачу позволяет решить программа «Истоки» и «Воспитание на социокультурном опыте» («Социокультурные истоки») для дошкольного образования, способствующая возрождению многовековых традиций России. Программа предполагает тесное сотрудничество и взаимодействие ОУ с семьей.

Содержание программы составляют ценности культуры:

  • мудрые пословицы и умные с хитрецой загадки,
  • хороводные игры, песенки и потешки,
  • торжественные былины, поучительные сказы и сказки,
  • лучшие образцы литературных текстов классиков русской литературы, картины наших выдающихся художников,
  • музыкальные произведения русских композиторов,
  • родная песня и народная игрушка,

помогают дошкольникам лучше понять и принять ценности родной культуры. Программа успешно реализуется во многих регионах России Программа «Социокультурные истоки» для дошкольного образования реализует позволяет:

- Создавать условия для активного приобщения воспитателей, воспитанников и их родителей к базисным социокультурным ценностям российской цивилизации;

- Развивать социокультурную основу личности, начиная с дошкольного возраста;

- Обеспечивать единство умственного и эмоционально-нравственного развития дошкольника;

- Создавать единый союз между ОУ и семьей в воспитании и развитии ребенка, повышать педагогическую культуру родителей;

- Интегрировать знания об окружающем мире, в котором живет и развивается ребенок, формировать опыт его целостного восприятия;

Воспитательно-образовательная программа «Социокультурные истоки» с детьми и родителями реализуется педагогами ОУ в свободное от занятий время в течение всего учебного года. Принцип построения программы «Социокультурные истоки» для дошкольного образования обусловил следующие этапы освоения курса:

- В старшей группе (5-6 лет) обращается внимание на истоки ценностей внутреннего мира человека (вера, надежда, любовь, мудрость…);

В течение месяца воспитатель планомерно организует работу с детьми и родителями. Работа осуществляется через разные виды деятельности: беседы, игры (музыкальные, подвижные, сюжетно-ролевые, дидактические и т.д), художественное чтение, изобразительную, музыкальную, театрализованную, эколого-познавательную, трудовую, конструктивную, физкультурно-оздоровительную деятельность. Большинство занятий (итоговых мероприятий) носит интегративный характер.

      Вся деятельность по программе позволяет эффективно решать задачи духовно-нравственного воспитания и речевого развития детей, то есть происходит обогащение и активизация словарного запаса, развитие монологической и диалогической речи. Вся деятельность в течении месяца является предварительной работой к итоговому мероприятию (занятию), которое рекомендуется проводить в последнюю неделю месяца. Таким образом, программа предполагает 9 итоговых мероприятий (занятий) в год в каждой возрастной группе.

Содержание программы «Социокультурные истоки» и предполагаемые способы взаимодействия выстроены с учетом возрастных особенностей детей дошкольного возраста и усложняются постепенно.

Существенной особенностью программы ««Социокультурные истоки» является тесное взаимодействие педагогов с родителями, семьей, а именно непосредственное участие родителей в подготовке и проведении итоговых занятий (мероприятий). Активное взаимодействие с ребенком в условиях ОУ, возможность наблюдать опыт, имеющийся у других родителей, позволит взрослым приобрести новые способы общения с детьми и корректировать собственное поведение.

- Старший возраст: тема «Радость послушания». Дети сидят полукругом, и перечисляют правила послушания, кладя свою ладонь на колено другом ребенку (можно использовать платочек).

Центральное место в книге занимает сказка, сказ, былина, фрагменты произведений классический или житийной литературы. После текстов в книгах помещены вопросы и задания к ним. Народные игры, песенки, потешки, поговорки, пословицы, помещенные в книгах для развития, являются составной частью традиций народа, т.е. его духовного потенциала, формировавшегося на протяжении длительного времени. Фольклорные произведения возвращают детей к ценности родного слова, возрождают их генетическую память.

В конце каждой книги предлагается литература для дополнительного чтения. Это не случайные произведения. Их цель – помочь детям и взрослым глубже осмыслить традиционные ценности родного народа, расширить и обогатить познания и чувства, используя ресурс семьи.

- Первоначальное освоение воспитателями, дошкольниками и их родителями системы социокультурных ценностей;

- Развитие коммуникативных умений (умение слушать друг друга, выражать свое мнение, договариваться, приходить к согласию и т.д.)

- Развитие управленческих способностей (способность осуществлять выбор на основе нравственных ценностей, целенаправленно действовать и достигать результатов).

- Развитие речевого взаимодействия (увеличение количества и объема высказываний);

- Развитие мотивации к общению у детей и взрослых (увеличение числа позитивных контактов);

- Создание предпосылок для успешной адаптации ребенка в начальной школе.

Таким образом, программа «Социокультурные истоки» формирует гражданскую позицию детей и их родителей, воспитывает у них чувство любви к своему Отечеству. Чувство любви к Родине является духовной ценностью, определяющей жизненный путь человека, проясняющей его смысл. Только через испытание великого чувства любви к Отчизне воспитывается патриотизм.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов "Использование активных форм обучения в рамках программы "Истоки. Воспитание на социокультурном опыте"

Консультация была зачитана педагогам на педагогическом совете с целью ознакомления с основными формами обучения на занятиях по истоковедению....

Консультация для родителей «О программе «Истоки. Воспитание на социокультурном опыте».

Программа «Социокультурные истоки» для дошкольного образования реализует позволяет:- Создавать условия для активного приобщения воспитателей, воспитанников и их родителей к базисным социокультурным це...

Отчет о работе с родителями по программе «Истоки. Воспитание на социокультурном опыте».

Краткий отчёт о моей работе за год по программе "Истоки. Воспитание на социокультурном опыте"....

Организация и проведение активных занятий с родителями по программе "Истоки. Воспитание на социокультурном опыте"

Опыт работы с родителями с использованием технологии "Активные занятия" по программе "Истоки. Воспитание на социокультурном опыте"...

Консультация для родителей " Программа «Истоки. Воспитание на социокультурном опыте» - эффективное средство духовно-нравственного развития дошкольников»

Консультация для родителей " Программа «Истоки. Воспитание на социокультурном  опыте» -  эффективное средство духовно-нравственного развития дошкольников»...

Консультация для родителей Тема: «Программа «Истоки. Воспитание на социокультурном опыте» - эффективное средство духовно-нравственного развития дошкольников»

Консультация для родителей Тема: «Программа «Истоки. Воспитание на социокультурном  опыте» -  эффективное средство духовно-нравственного развития дошкольников»...

Консультация для педагогов " О программе "Истоки". Воспитание на социокультурном опыте."

Одно из основных направлений отечественной педагогики обращено к духовно- нравственным ценностям....