Программа «Истоки. Воспитание на социокультурном опыте» (Консультация для педагогов)
консультация на тему

Полежаева Юлия Александровна

Одно из основных направлений отечественной педагогики сегодня обращено к духовно-нравственным ценностям Российского образования и воспитания. Это направление в настоящее время наиболее перспективно, поскольку связано с восстановлением традиций, уклада жизни, исторической преемственности поколений, сохранением, распространением и развитием национальных культур и воспитанием бережного отношения к историческому наследию российского народа. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_istoki._vospitanie_na_sotsiokulturnom_opyte.docx22.71 КБ

Предварительный просмотр:

Программа «Истоки. Воспитание на социокультурном опыте»

(Консультация для педагогов)

Актуальность

      Одно из основных направлений отечественной педагогики сегодня обращено к духовно-нравственным ценностям Российского образования и воспитания. Это направление в настоящее время наиболее перспективно, поскольку связано с восстановлением традиций, уклада жизни, исторической преемственности поколений, сохранением, распространением и развитием национальных культур и воспитанием бережного отношения к историческому наследию российского народа. Именно этого так не достает в настоящее время в нашем современном обществе. В 2007 и 2008 гг. в посланиях Президента России Федеральному собранию Российской Федерации было подчеркнуто: «Духовное единство народа и объединяющие нас моральные ценности — это такой же важный фактор развития, как политическая и экономическая стабильность общество лишь тогда способно ставить и решать масштабные национальные задачи, когда у него есть общая система нравственных ориентиров, когда в стране хранят уважение к родному языку, к самобытным культурным ценностям, к памяти своих предков, к каждой странице нашей отечественной истории».

       «Истоки» служат укреплению отечественных духовных ценностей, способствуют защите культурного, духовного, нравственного наследия, исторических традиций и норм общественной жизни. «Истоки» позволяют сформировать у дошкольников целостное представление о ближайшей социокультурной среде, в которой они живут и развиваются, подвести их к пониманию существования внутреннего мира человека и взаимосвязи прошлого, настоящего и будущего. «Истоки» направлены на развитие духовно-нравственного стержня личности, укрепление семьи, создание доверительных отношений между детьми и родителями.    Авторы программы «Социокультурные истоки» (И.А. Кузьмин, профессор Российской Академии естественных наук, г. Москва, А.В. Камкин, профессор Вологодского государственного педагогического университета, г. Вологда). Программа реализуется под эгидой Российской Академии естественных наук с 1995 г., была рассмотрена и получила поддержку в июле 1998 г. в Комитете по образованию и науке Государственной Думы. В 2002 г. инструментарий по программе «Истоки».

 Учебно - методический комплекс для Программы «Истоки» 

разработан для 4-х возрастных групп: младшей, средней, старшей, подготовительной.

        Для осуществления воспитательно-образовательной работы разработан следующий инструментарий:

  комментарии к программе («Истоковедение», т. 5, с. 138),

  содержание курса по возрастам («Истоковедение», т. 5, с. 109),

  планы итоговых занятий с детьми 3-7 лет («Истоковедение», т. 5, с. 113),

  методическое пособие «Активные формы обучения детей 3-7 лет» («Истоковедение», т. 5, с. 152),

  комплект из 17 книг для развития детей 3-7 лет

, методические рекомендаци к использованию ниг для развития детей дошкольного возраста («Истоковедение», т. 11, с. 15),

  программа по работе с родителями «Моя семья» («Истоковедение», т. 11, с. 57). Инструментарий для программы «Моя семья» включает:

  методические рекомендации и комментарии к системе занятий с родителями («Истоковедение, т. 11, с.135),

  планы занятий с родителями детей 3-7 лет («Истоковедение, т. 11, с.62),

  методическое пособие «Активные занятия для работы с родителями» («Истоковедение, т. 11, с. 71).

 Особенности программы

 1. При всей значимости получаемой информации главными компонентами социокультурного опыта являются не знания и умения, а эмоции и способы их выражения. Прочувствованное восприятие социокультурных категорий может стать фундаментом для формирования системы ценностей, образующих индивидуальность человека.

2. Непосредственное участие родителей в подготовке и проведении занятий. Присутствие родителей на занятии и совместное выполнение рисунка, аппликации, чтение книги создают условия для удовлетворения потребности детей в общем со взрослыми деле. Активное взаимодействие с ребенком в условиях ДОУ, возможность наблюдать опыт, имеющийся у других родителей, позволяют взрослым приобретать новые способы общения с детьми и корректировать собственное поведение.

3. Отсутствие описания негативных способов поведения (того, как не следует поступать). Авторы программы придерживаются мнения выдающегося русского психолога Л. С. Выготского: «…всякое сознание есть начавшееся движение и, следовательно, предостерегая наших питомцев от того, чего они не должны делать, мы одновременно фиксируем их внимание на этом поступке и тем самым толкаем к его совершению. Нет более верного средства толкнуть ребенка на какой-нибудь антиморальный поступок, нежели подробно описать последний».

Содержание программы по возрастам:

В младшей группе целями воспитательной программы являются:

     В возрасте 3-4 лет определяющей потребностью в общении у детей является потребность в самовыражении и доброжелательном внимании, поэтому цели:

  первоначальное прочувствованное восприятие социокультурных категорий Слово, Образ, Книга,

  развитие у детей способности видеть Образ, слышать Слово, чувствовать окружающий мир и проявлять к нему доброе отношение,

  развитие доверия к взрослому, формирование ощущения собственной значимости,

  развитие коммуникативных умений (умение слушать друг друга, проявлять свое отношение к услышанному).

    Первое слово, которое дарят ребенку родители – его имя. Слыша ласковые, добрые слова от окружающих его взрослых, ребенок понимает связь слова и вызвавшего его чувства. Ласковое слово, соединяясь с мелодией, рождает ласковую песню – колыбельную. Песня может быть и частью праздника, выражением общей радости. Слово, песня, чувства связаны в восприятии детей с образом. Самый любимый образ – образ мамы, самый доступный для понимания – образ солнца. Свет, тепло, радость, которые дарит солнце, ласковые и добрые слова, которые слышит ребенок, нежные материнские руки, дающие защиту, создают образ доброго мира. Показать ребенку связь Слова и Образа позволяет Книга, рождающая добрые чувства. Красочные иллюстрации книги делают слово зримым.

 В средней группе целями воспитательно - образовательной работы являются:

  первоначальное прочувствованное восприятие детьми ближайшей социокультурной среды и деятельности в ней человека,

  развитие способности следовать нравственным нормам и правилам на основе формирующихся у детей потребностей в социальном соответствии,

  развитие способности чувствовать эмоциональное состояние окружающих и быть благодарными, заботливыми и внимательными к родителям и другим близким людям,  развитие навыков познавательного и личностного общения со сверстниками и взрослыми.

      В возрасте 4-5 лет дети ясно осознают, что у них есть родной дом, семья, в которой они находят радость и утешение. Дружная семья дает ощущение домашнего тепла, позволяет ребенку почувствовать, что родные люди всегда являются для него надеждой и опорой. Родной дом – начало всех путей и дорог. Куда за руку поведут ребенка взрослые? Какие дороги можно назвать добрыми? Известно, что отношение к действительности в детстве носит мифологический характер: дети верят в чудо, в волшебную силу слова, поэтому особую воспитательную ценность приобретают сказки. Сказки дают образы, в которых выражаются и которыми питаются чувства детей. Восприятие труда ребенком также имеет свои особенности. Для него на первый план выступает не технологический, а смысловой аспект различных видов трудовой деятельности. Включение категории «Праведный труд» программу средней группы детского сада позволяет подвести детей к восприятию труда как естественного и необходимого состояния человека, условия его полноценной жизни. Взаимодействуя со взрослыми, дети учатся произносить слова благодарности руководствуясь не только правилами вежливости, а с целью выразить имеющиеся у них добрые чувства. Во время праздников дети имеют возможность испытать ощущение родства с окружающими их людьми, природой, они испытывают радость и стремление поделиться ею с окружающими – в этом и состоит труд души.

В старшей группе целями программы являются:

  первоначальное прочувствованное восприятие детьми ценностей внутреннего мира человека (Вера, Надежда, Любовь, Мудрость),

  дальнейшее развитие опыта активного взаимодействия с взрослыми и сверстниками,  развитие способности сочувствовать, сопереживать и понимать эмоциональное состояние других людей,

  развитие первичной рефлексии и идентификации,

 создание условий для формирования адекватной самооценки.

    Возраст 5 лет – время, когда ребенок в полной мере открывает для себя существование внутреннего мира в других людях. Происходит расширение социальных связей, в процессе общения с взрослыми и сверстниками уточняется самооценка, формируются социальные чувства – альтруизм, стыд, чувство совести. В традициях русской культуры духовно-нравственное воспитание детей всегда было связано с верой.

      В рамках программы «Истоки» не ставится цель религиозного просвещения детей, решение этого вопроса входит исключительно в компетенцию семьи. Вера рассматривается как вера в родную землю, родной народ, надежда на завтрашнюю радость, устремление к доброму исходу дела. Вера и возникающее на ее основе доверие опыту старших является основой послушания, позволяющего родителям и детям обрести радость и душевный покой. 

      Главным условием доброй надежды является согласие. Дети учатся достигать согласия с взрослыми и ровесниками в деле (выполняя задания в паре или микрогруппе), в слове, следуя добрым советам старших (занятия «Мудрое слово», «Мудрые люди»), в чувствах и устремлениях (занятия «Добрые друзья», «Добрые дела»). Мудрый опыт поколений (правила поведения, нравственности) сохранен наиболее полно в народных сказках, пословицах, поговорках.

 В подготовительной группе целями воспитательной работы являются:

  первоначальное знакомство с истоками русских традиций как важнейшего механизма передачи от поколения к поколению базовых социокультурных ценностей российской цивилизации,

 дальнейшее развитие умений и навыков делового, познавательного и личностного общения со сверстниками в ходе активных занятий (умение понять сверстника, встать на его точку зрения, поделиться своими знаниями, участвовать в общем деле),

  создание условий для успешной адаптации ребенка в школе.

      В. В. Зеньковский называет этот возраст «героическим периодом» в развитии дошкольника. Сознание ребенка ищет вокруг себя или в сказках, легендах, в истории «живые образцы», которым оно хочет следовать. Эта особенность детского развития учитывалась при разработке планов занятий по темам «Сказочное слово», «Светлый образ», «Великий чудотворный образ» (образ Сергия Радонежского).

    В возрасте 6-7 лет в детской душе зарождается интерес к будущей взрослой жизни, выбору профессии. В ходе занятий по темам «Напутственное слово», «Жизненный путь», «Мастера и рукодельницы», «Старание и терпение» дети в активной форме знакомятся с социокультурными традициями выбора жизненного пути. Занятие «Книга — праздник души» осуществляет переход от дошкольной ступени образования к начальной школе, где дети начнут создавать свою Первую книгу — результат социокультурного развития ученика начальных классов.

 А в детском саду итогом и показателем реализации программы «Воспитание на социокультурном опыте» является создание ребенком совместно с родителями альбома «Мои истоки», который торжественно вручается на выпусконом утреннике.

Особенности реализации Программы

Содержание программы интегрируется в различные виды детской деятельности:

игру, чтение, изобразительную, музыкальную, театрализованную, познавательную, трудовую, конструктивную, физкультурно-оздоровительную. В течение учебного года предлагается проведение 9-ти итоговых занятий с детьми и 5-ти занятий с родителями. Особое место в них отводится активным формам обучения, таким, как ресурсный круг, работа в паре, работа в микрогруппе, способствующим приобретению всеми участниками воспитательного процесса коммуникативных и управленческих навыков. Занятия с родителями предваряют детские занятия, чтобы родители могли осмыслить, как заниматься с детьми дома. Также предусмотрено создание каждым ребенком своего альбома. Страницы альбома помещены в соответствующих книгах для развития детей. В оформлении страниц альбома детям младшего дошкольного возраста помогают родители, старшие оформляют альбом самостоятельно (или с некоторым участием родителей).

Формы работы.

 Ресурсный круг – основная активная форма обучения. В ресурсном круге каждый ребенок получает реальную возможность высказаться. Дети и взрослые, находясь в кругу, лицом друг к другу, учатся, не перебивая, слушать друг друга, соблюдать очередность высказывания или выполнения действий, приобретают опыт взаимопонимания и взаимопомощи. Выполнение действий в ресурсном круге (пение колыбельной, рассказывание потешки и т. д.) позволяет ребенку лучше узнать себя и своих товарищей. Результатом такой самооценки и взаимооценки становится устойчивое позитивное отношение к себе и своим ровесникам. Средством, усиливающим мотивацию к общению в ресурсном круге, является использование предметов (кукла, книга, иллюстрация и т. д.)

 Работа в паре – активная форма обучения, предполагающая необходимость прийти к единому мнению, договориться, вместе представить результат. Работа в паре позволяет избежать конкуренции и подготовить ребенка к участию к коллективной деятельности.

 Работа в микрогруппе – активная форма обучения, предполагающая выполнение каких-либо действий небольшой группой детей (3-5 человек). Данная форма обучения удовлетворяет все основные коммуникативные потребности дошкольников: потребность во взаимопонимании, в оценке, в равноправном участии в деле. Активные формы обучения вынуждают детей искать точки соприкосновения, сходства, общности друг с другом, учат сопереживанию, умению согласовывать с другими людьми свои мнения и оценки, слаженности действий.

Структура занятия с родителями

1. Вводное слово, чтобы настроить родителей на тему разговора.

2. Знакомство с книгой для развития.

3. Выполнение заданий для осмысления, как заниматься по ней дома с детьми.

4. Проведение активного занятия (ресурсного круга, работы в паре, микрогруппе): - подготовительный этап: чтение родителями «Слова к родителям» по соответствующей теме в книге для развития, где  раскрывается смысл важнейших нравственных категорий, заложенных в программе.

 основной этап: родители выполняют задания, направленные на осмысление главной идеи книги, что способствует накоплению социокультурного опыта у каждого его участника.

 заключительный этап (рефлексия): родителям предоставляется возможность высказать свое отношение к обсуждаемой теме.

Структура итогового занятия с детьми

1. Игровое упражнение, пальчиковая гимнастика – настрой на тему занятия.

2. Работа в круге (беседа по теме, чтение песенок, потешек, сказок и т.д.)

3. Игра (подвижная, хороводная, дидактическая), выполнение задания.

4. Ресурсный круг: - подготовительный этап: вводное слово воспитателя, чтение стихотворения, настраивающее на тему разговора,

 - основной этап: выполнение заданий (индивидуально, в паре, микрогруппе),

 - заключительный этап: подведение итога по теме.

5. Оформление страницы «Альбома».

Результаты освоения программы

  первоначальное освоение воспитателями, дошкольниками и их родителями системы социокультурных категорий и ценностей,

  развитие коммуникативных умений (умение слушать друг друга, выражать свое мнение, договариваться, приходить к согласию и т. д.),

  развитие управленческих способностей (способность осуществлять выбор на основе нравственных ценностей, целенаправленно действовать и достигать результатов),

  развитие речевого взаимодействия (увеличения количества и объема высказываний),

  развитие мотивации к общению у детей и взрослых (увеличение числа позитивных контактов),

  создание предпосылок для успешной адаптации ребенка в начальной школы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов "Использование активных форм обучения в рамках программы "Истоки. Воспитание на социокультурном опыте"

Консультация была зачитана педагогам на педагогическом совете с целью ознакомления с основными формами обучения на занятиях по истоковедению....

Программа «Истоки. Воспитание на социокультурном опыте» (Консультация для педагогов)

В данном материале представлены методические рекомендации по организации работы с детьми и родителями в рамках реализации программы "Истоки. Воспитание на социокультурном опыте"...

Консультация для родителей «О программе «Истоки. Воспитание на социокультурном опыте».

Программа «Социокультурные истоки» для дошкольного образования реализует позволяет:- Создавать условия для активного приобщения воспитателей, воспитанников и их родителей к базисным социокультурным це...

Консультация для родителей " Программа «Истоки. Воспитание на социокультурном опыте» - эффективное средство духовно-нравственного развития дошкольников»

Консультация для родителей " Программа «Истоки. Воспитание на социокультурном  опыте» -  эффективное средство духовно-нравственного развития дошкольников»...

Консультация «О программе «Истоки. Воспитание на социокультурном опыте».

laquo;… Радостно и свободно глядит душа ребенка на мир, не думая извлекать из него пользу, … прежде всего и больше всего любуясь им, радуясь тому прекрасному, что в нем находится»...

Консультация для родителей «О программе «Истоки. Воспитание на социокультурном опыте»

laquo;… Радостно и свободно глядит душа ребенка на мир, не думая извлекать из него пользу, … прежде всего и больше всего любуясь им, радуясь тому прекрасному, что в нем находится...

Консультация для педагогов " О программе "Истоки". Воспитание на социокультурном опыте."

Одно из основных направлений отечественной педагогики обращено к духовно- нравственным ценностям....