музыка как средство воспитания толерантности
консультация
музыка как средство воспитания толерантности
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 15.3 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное
образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида № 73»
Выступление на тему
«Музыка как средство воспитания толерантности у детей дошкольного возраста»
Подготовила
музыкальный руководитель
Миниаздановой Р. И.
Республика Татарстан
г. Нижнекамск
«Музыка как средство воспитания толерантности у детей дошкольного возраста»
Толерантность – одна из составляющих общей культуры человека. Поэтому воспитание толерантности является важной задачей современной педагогики.
Искусство и музыка как один из его видов играют очень большую роль в воспитании культурного, гармонично развитого человека, в формировании его внутренней толерантности. Искусство способствует проявлению лучших качеств человека – доброты, бескорыстия, способности к сопереживанию, благородства.
Выдающийся филолог, культуролог и искусствовед Д.С. Лихачев (1906 – 1999) в «Письмах о добром и прекрасном» утверждает, что «самая большая ценность, которой награждает человека искусство, – это ценность доброты». Человек, который способен понимать искусство, «становится нравственно лучше, а следовательно, и счастливее» – так как «награжденный через искусство даром доброго понимания мира, окружающих его людей, прошлого и далекого, человек легче дружит с другими людьми, с другими культурами, с другими национальностями, ему легче жить» .
Музыка позволяет человеку лучше почувствовать его переживания, начать лучше понимать самого себя и окружающих, свое прошлое и настоящее. Это понимание тесно связано с процессом общения. Все важнейшие чувства – любовь, радость, гнев, печаль, восторг – находят выражение в отношениях с другими людьми. В процессе общения человек приучается смотреть на себя глазами другого человека.
Музыка открывает возможность общения для людей, помогает наладить духовный контакт через сопереживание. Очень важно, чтобы встреча человека с настоящей Музыкой произошла как можно раньше – уже в младшем дошкольном и даже раннем возрасте. Поэтому на музыкальных занятиях в детских дошкольных образовательных учреждениях необходимо уделять большое внимание слушанию музыки.
Уже в ясельной группе детского сада дети знакомятся с такими классическими произведениями как «Зимнее утро» из «Детского альбома»
П. Чайковского, «Куры и петухи», «Слон» из «Карнавала животных»
К. Сен-Санса и другими, слушают народную музыку.
В младшем дошкольном возрасте происходят существенные изменения в психике ребенка, которые заключаются в возникновении представлений. В отличие от детей раннего возраста (1-3 года), для которых наибольшее значение имеет ситуация непосредственного действия (обладание привлекательной игрушкой, общение со взрослыми и т. д.), ребенок младшего дошкольного возраста уже способен отвлечься от этой ситуации.
Развитие эмоциональной сферы ребенка открывает новые возможности для восприятия литературных произведений, прежде всего сказки, и музыки. Переживания дошкольников отличаются исключительной яркостью, живостью и непосредственностью.
В младшей группе дети эмоционально реагируют на пьесу «Мама» из «Детского альбома» П. Чайковского. Спокойная музыка вызывает у них ощущение радости, покоя, любви, гармонизирует их эмоциональное состояние.
В средней группе дети продолжают знакомиться с «Детским альбомом»
П. Чайковского. Пьеса «Болезнь куклы» развивает сопереживание – дети сочувствуют больной кукле. Слушая пьесу «Новая кукла», дети чувствуют радость девочки и сопереживают этой радости.
В старшем дошкольном возрасте дети знакомятся с другими пьесами из «Детского альбома» П. Чайковского – «Старинной французской песенкой», «Неаполитанской песенкой», «Итальянской песенкой», «Немецкой песенкой». Дети узнают народные мелодии этих стран. Например, в пьесе «Старинная французская песенка» звучит подлинная французская народная мелодия.
Надо отметить, что на практике слушание музыки проводится довольно редко. Аргументом к этому служит недостаток времени, необходимость подготовки к праздникам. Но необходимо все же находить время и для этого вида музыкальной деятельности. С помощью слушания мы решаем важнейшую задачу музыкальной педагогики – воспитание эмоциональной отзывчивости на музыку. Человек, способный эмоционально реагировать на музыкальное произведение, будет и в общении с другими людьми проявлять отзывчивость, доброту, сопереживание.
Дети знакомятся с культурой других стран, а это очень важно для воспитания толерантности. Когда мы знакомим детей с культурой других стран, других народов, мы формируем у них уважительное отношение к этой культуре, к людям разных народов, разных национальностей.
При этом важно, конечно, воспитывать и уважительное отношение, любовь к своей стране, изучать ее культуру. В настоящее время возрождается интерес к народным традициям, обычаям, праздникам. Приобщение детей к культурным традициям своего народа способствует их нравственному и интеллектуальному развитию.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Фольклор как средство воспитания толерантности у дошкольников
Присутствие в обществе людей разных национальностей требует особого внимания к вопросу формирования национального самосознания, толерантных отношений.. Толерантность, как образ жизни в обществе зависи...
![](/sites/default/files/pictures/2013/05/09/picture-253230-1368124111.jpg)
Совершенствование взаимодействия родителей и детей, как средство воспитания толерантности
Актуальность данного материала о проблемах толерантности в том. что необходимо наладить диалог и взаимопонимания, искать взаимоприемлемые компромиссы начиная с взаимоотношений детей, родителей и окруж...
« Русская народная сказка как средство воспитания толерантности».
Проект разработан совместно с детьми и родителями в целях воспитания толерантности дошкольников на основе русских народных сказок...
![](/sites/default/files/pictures/2015/03/02/picture-597908-1425315757.jpg)
Художественная литература как средство воспитания толерантности.
Статья посвящена современным, подходам, путям реализации обновленных задач толерантного воспитания дошкольников через художественную литературу....
![](/sites/default/files/pictures/2020/01/10/picture-882580-1578650952.jpg)
Музыка как средство воспитания толерантности у детей старшего дошкольного возраста
Музыка как средство толерантности у детей старшего дошкольного возраста...
![](/sites/default/files/pictures/2017/09/18/picture-949049-1505749982.jpg)
Перспективное планирование подвижных и малоподвижных игр как средство воспитания толерантности
Развитие толерантности является объективной потребностью современного обществ. Формирование межнациональной и межконфессиональной толерантности – длительный, сложный процесс, начинающийся ...