музыка как средство воспитания толерантности
консультация

Регина Илдаровна Миниазданова

музыка как средство воспитания толерантности

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное

образовательное учреждение

 «Детский сад комбинированного вида № 73»

Выступление на тему

«Музыка как средство воспитания толерантности у детей дошкольного возраста»

                                                                              Подготовила

музыкальный руководитель

Миниаздановой Р. И.

Республика Татарстан

г. Нижнекамск

«Музыка как средство воспитания толерантности у детей дошкольного возраста»

Толерантность – одна из составляющих общей культуры человека. Поэтому воспитание толерантности является важной задачей современной педагогики.

Искусство и музыка как один из его видов играют очень большую роль в воспитании культурного, гармонично развитого человека, в формировании его внутренней толерантности. Искусство способствует проявлению лучших качеств человека – доброты, бескорыстия, способности к сопереживанию, благородства.

Выдающийся филолог, культуролог и искусствовед Д.С. Лихачев (1906 – 1999) в «Письмах о добром и прекрасном» утверждает, что «самая большая ценность, которой награждает человека искусство, – это ценность доброты». Человек, который способен понимать искусство, «становится нравственно лучше, а следовательно, и счастливее» – так как «награжденный через искусство даром доброго понимания мира, окружающих его людей, прошлого и далекого, человек легче дружит с другими людьми, с другими культурами, с другими национальностями, ему легче жить» .

Музыка позволяет человеку лучше почувствовать его переживания, начать лучше понимать самого себя и окружающих, свое прошлое и настоящее. Это понимание тесно связано с процессом общения. Все важнейшие чувства – любовь, радость, гнев, печаль, восторг – находят выражение в отношениях с другими людьми. В процессе общения человек приучается смотреть на себя глазами другого человека.

Музыка открывает возможность общения для людей, помогает наладить духовный контакт через сопереживание. Очень важно, чтобы встреча человека с настоящей Музыкой произошла как можно раньше – уже в младшем дошкольном и даже раннем возрасте. Поэтому на музыкальных занятиях в детских дошкольных образовательных учреждениях необходимо уделять большое внимание слушанию музыки.

Уже в ясельной группе детского сада дети знакомятся с такими классическими произведениями как «Зимнее утро» из «Детского альбома»
П. Чайковского, «Куры и петухи», «Слон» из «Карнавала животных»
К. Сен-Санса и другими, слушают народную музыку.

В младшем дошкольном возрасте происходят существенные изменения в психике ребенка, которые заключаются в возникновении представлений. В отличие от детей раннего возраста (1-3 года), для которых наибольшее значение имеет ситуация непосредственного действия (обладание привлекательной игрушкой, общение со взрослыми и т. д.), ребенок младшего дошкольного возраста уже способен отвлечься от этой ситуации.

Развитие эмоциональной сферы ребенка открывает новые возможности для восприятия литературных произведений, прежде всего сказки, и музыки. Переживания дошкольников отличаются исключительной яркостью, живостью и непосредственностью.

В младшей группе дети эмоционально реагируют на пьесу «Мама» из «Детского альбома» П. Чайковского. Спокойная музыка вызывает у них ощущение радости, покоя, любви, гармонизирует их эмоциональное состояние.

В средней группе дети продолжают знакомиться с «Детским альбомом»

П. Чайковского. Пьеса «Болезнь куклы» развивает сопереживание – дети сочувствуют больной кукле. Слушая пьесу «Новая кукла», дети чувствуют радость девочки и сопереживают этой радости.

В старшем дошкольном возрасте дети знакомятся с другими пьесами из «Детского альбома» П. Чайковского – «Старинной французской песенкой», «Неаполитанской песенкой», «Итальянской песенкой», «Немецкой песенкой». Дети узнают народные мелодии этих стран. Например, в пьесе «Старинная французская песенка» звучит подлинная французская народная мелодия.

Надо отметить, что на практике слушание музыки проводится довольно редко. Аргументом к этому служит недостаток времени, необходимость подготовки к праздникам. Но необходимо все же находить время и для этого вида музыкальной деятельности. С помощью слушания мы решаем важнейшую задачу музыкальной педагогики – воспитание эмоциональной отзывчивости на музыку. Человек, способный эмоционально реагировать на музыкальное произведение, будет и в общении с другими людьми проявлять отзывчивость, доброту, сопереживание.

Дети знакомятся с культурой других стран, а это очень важно для воспитания толерантности. Когда мы знакомим детей с культурой других стран, других народов, мы формируем у них уважительное отношение к этой культуре, к людям разных народов, разных национальностей.

При этом важно, конечно, воспитывать и уважительное отношение, любовь к своей стране, изучать ее культуру. В настоящее время возрождается интерес к народным традициям, обычаям, праздникам. Приобщение детей к культурным традициям своего народа способствует их нравственному и интеллектуальному развитию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Фольклор как средство воспитания толерантности у дошкольников

Присутствие в обществе людей разных национальностей требует особого внимания к вопросу формирования национального самосознания, толерантных отношений.. Толерантность, как образ жизни в обществе зависи...

Совершенствование взаимодействия родителей и детей, как средство воспитания толерантности

Актуальность данного материала о проблемах толерантности в том. что необходимо наладить диалог и взаимопонимания, искать взаимоприемлемые компромиссы начиная с взаимоотношений детей, родителей и окруж...

« Русская народная сказка как средство воспитания толерантности».

Проект разработан совместно с детьми и родителями в целях воспитания толерантности дошкольников на основе русских народных сказок...

Художественная литература как средство воспитания толерантности.

Статья посвящена современным, подходам, путям реализации обновленных задач толерантного воспитания дошкольников через художественную литературу....

Музыка как средство воспитания толерантности у детей старшего дошкольного возраста

Музыка как средство толерантности у детей старшего дошкольного возраста...

Перспективное планирование подвижных и малоподвижных игр как средство воспитания толерантности

Развитие толерантности является объективной потребностью современного обществ. Формирование межнациональной и межконфессиональной толерантности – длительный, сложный процесс, начинающийся ...