Родительское собрание "Устное народное творчество – как способ развития речевой активности у детей младшего возраста"
методическая разработка (младшая группа)

Рученькина Анна Иосифовна

Конспект родительского собрания "Устное народное творчество – как способ развития речевой активности у детей младшего возраста"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл родительское собрание.61.87 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №1 «Светлячок» структурное подразделение группа «Ручеёк»

Конспект родительского собрания

во второй младшей группе на тему

 «Устное народное творчество – как способ развития речевой активности у детей младшего возраста».

Выполнила воспитатель:

Рученькина А. И.

д. Зимёнки.

2019г

Цель: показать значение устного народного творчества в развитии речи детей младшего возраста.

Задачи:

1.Помочь родителям понять, какое влияние оказывает фольклор на развитие речи детей.

2. Помочь родителям осознать педагогическую ценность детских фольклорных произведений.

3.Способствовать использованию родителями фольклора в развитии и воспитании детей.

Предварительная работа:

Анкетирование родителей «Фольклор в вашей семье» (анкета прилагается).

Средства: выставка книг с фольклорным содержанием, выставка дидактических игр и пособий по развитию речи с использованием устного народного творчества, информационная папка «Потешки в жизни нашей группы».

План проведения собрания.

1.Вступление (короткое выступление, настраивающее родителей на тему разговора).

2. Влияние малых форм устного народного творчества на развитие речи ребенка раннего возраста.

3. Конкурс для родителей « Помоги умыть ребенка » (с помощью потешки), «..накормить», «..уложить спать», «…проснуться», «…причесаться» и т.д.

4.Задание: «Нарисуй отгадку к загадке».

5.Рассказ воспитателя о предстоящих конкурсах, выставках, мероприятиях.

Ход проведения собрания.

Уважаемые родители! Тема нашего сегодняшнего собрания  «Влияние устного народного творчества (фольклора) на развитие речи детей младшего возраста» выбрана не случайно.

(«Фольклор» с англ. «фолк» и «лорес» - пер. «народная мудрость». Фольклор – это устное народное творчество. Сказки, потешки, прибаутки, все другие простые стихотворные произведения люди начали сочинять очень давно, но не умели их записывать. И так в устной форме они передаются из поколения в поколение (из уст в уста). Кто их сочинял неизвестно (народ). Устное народное творчество-это прекрасный речевой материал. Детский фольклор близок и понятен нашим детям. Приобщая к нему малышей, мы учим их играть, общаться друг с другом, становиться добрее, понимать шутки, радоваться, набираться уму-разуму. 

Как показал опрос на тему: «Фольклор в вашей семье» вы используете  для развития и воспитания ребенка сказки, загадки, потешки, поете своим деткам колыбельные песни.

Малый фольклор хороший помощник в режимных моментах детского сада.

Предлагаю вам помочь мне. Наши дети идут мыть ручки перед едой. Какую потешку вы предложите исполнить?

Самая популярная:

Водичка, водичка,

Умой моё личико,

Чтобы глазки блестели,

Чтобы щечки краснели,

Чтоб смеялся роток,

Чтоб кусался зубок.

Ручки вымыли сели кушать:

Глубоко и мелко,

Корабли в тарелке,

Вот кораблик плывет,

Заплывает прямо в рот.

Покушали, пошли гулять, нужно одеться:

Таня варежку надела,

Ой, куда я пальчик дела?

Нету, пальчика, пропал,

В свой домишка не попал,

Таня варежку сняла

Поглядите-ка, нашла.

Ищешь, ищешь и найдешь! Здравствуй, пальчик!

Как живешь?

Укадываем спать:

Баю-баю-баиньки,

Купим детке валенки.

Наденем на ножки,

Пустим по дорожке.

Будет детонька ходить,

Будет валенки носить.

Уважемые родители, вы молодцы, знаете много потешек. Вспомните, ведь именно простые, незамысловатые потешки, пестушки, байки были первыми вашими помощниками в общении с грудными детьми. Кто не играл с ребенком в «сороку», в «ладушки» или в «каравай», без которого у нас не обходится ни один праздник, ни один день рождения. Вот эти самые первые, простые народные произведения учат детей понимать хорошее и плохое.

Издавна водили на Руси хороводы. Гармоника заиграет, глаза засияют, щеки запылают – и в круг! Давайте и мы с вами заведем хоровод.

Хоровод с родителями «Во поле береза стояла…».

Звучит музыка «Во поле береза стояла…» 

А как дети любят загадки! Они развивают в ребенке сообразительность, развивают логическое мышление.

Сейчас и мы с вами будем отгадывать загадки. Но вы не только отгадаете, но и  нарисуете отгадки.

Дом со всех сторон открыт,

Он резною крышей крыт…

Заходи в зелёный дом

Чудеса увидишь в нём. ( лес)

Не летает, не жужжит

Жук по улице бежит,

И горят в глазах жука

Два блестящих огонька. ( машина)

С неба падают зимой

И кружатся над землёй

Легкие пушинки

Белые ….. ( снежинки)

        Мыс вами отгадали загадки, нарисовали отгадки. Посмотрите на свои листочки с отгадками. У нас в итоге получилась картинка.

Несколько слов хочу сказать о том, что в нашем детском саду всегда интересно и необычно. Ведь сколько конкурсов, выставок ждёт нас с вами впереди. Это и конкурс «Осенняя фантазия» (поделки из овощей и фруктов», праздник Матери в ноябре, конкурс поделок «Символ года в декабре, Новогодний праздник, «Мой папа - самый лучший» в феврале, «Наши мамы – мастерицы» в марте, различные тематические выставки рисунков и поделок. Вы не поверите, как дети любят рассматривать рисунки, поделки. А если ещё ребёнок видит свой рисунок, или поделку, сделанную совместно с мамой и папой, какое чувство гордости за свою семью охватывает его! Ведь совместный труд запомниться ребёнку на всю жизнь, а это всё семейные ценности! Благодарю тех, кто уже давно принимает участие и призываю других родителей!

Заключение: Уважаемые родители! Надеюсь, что наша сегодняшняя встреча не прошла для вас даром и вы осознали влияние фольклора на развитие речи детей. А чтобы вы запомнили нашу сегодняшнюю встречу, мы дарим вам буклеты «Малые формы фольклора используемые в повседневной жизни детей младшего дошкольного возраста», где подобраны потешки,  считалки, загадки, которые вы можете использовать в разных жизненных ситуациях.

Анкета для родителей

«Фольклор в вашей семье»

  1. Как вы считаете, нужно ли ребенка знакомить с устным народным творчеством?

_____________________________________________________________________________

  1. Используете ли вы в общении со своим ребенком детские фольклорные произведения (потешки, поговорки, сказки, скороговорки, прибаутки, небылицы и т.д.)? Где? Когда?

_____________________________________________________________________________

  1. Что споет ваш ребенок, если его об этом попросить?

_____________________________________________________________________________

  1. Ваш ребенок засыпает после сказки, показанной по телевизору или рассказанной вами, под пение колыбельной, самостоятельно или как-то иначе.

_____________________________________________________________________________

Анкета для родителей

«Фольклор в вашей семье»

  1. Как вы считаете, нужно ли ребенка знакомить с устным народным творчеством?

_____________________________________________________________________________

  1. Используете ли вы в общении со своим ребенком детские фольклорные произведения (потешки, поговорки, сказки, скороговорки, прибаутки, небылицы и т.д.)? Где? Когда?

_____________________________________________________________________________

  1. Что споет ваш ребенок, если его об этом попросить?

_____________________________________________________________________________

  1. Ваш ребенок засыпает после сказки, показанной по телевизору или рассказанной вами, под пение колыбельной, самостоятельно или как-то иначе.

_____________________________________________________________________________

Малые формы фольклора используемые в повседневной жизни детей младшего дошкольного возраста.

При кормлении:

Умница, Катенька, ешь кашу сладеньку,

Вкусную, пушистую, мягкую, душистую.

Травка – муравка со дна поднялась.

Птица – синица за зерно взялась.

Зайка – за капусту,

Мышка – за корку,

Дети – за молочко.

При умывании:

Водичка, водичка,

Умой моё личико,

Чтобы глазки блестели,

Чтобы щечки краснели,

Чтоб смеялся роток,

Чтоб кусался зубок.

Ай лады, лады, лады,

Не боимся мы воды.

Часто умываемся,

Детям улыбаемся.

При одевании:

Вот они, сапожки:

Этот с правой ножки,

Этот с левой ножки.

Если дождик пойдёт,

Наденем голошки:

Этот с правой ножки,

Этот с левой ножки.

Вот как хорошо!

Валенки – валенки,

Невелички – маленьки.

Опушка бобровая,

Мама чернобровая,

Завяжу потуже шарф,

Будем делать снежный шар.

Шар покачу, гулять хочу.

Во время причесывания:

Расти, коса, до пояса,

Не вырони ни волоса,

Расти, косонька, до пят,

Все волосынки в ряд.

Расти, коса, не путайся,

Дочка маму слушайся.

При укладывании спать:

Ходит сон по горе,

Носит дрёму в рукаве.

Всем детишкам продает,

Нашей Гале не дает.

Баю – бай, баю – бай,

Ты, собачка, не лай.

Велолапа, не скули,

Нашу Таню не буди.

Люли, люли, люленьки,

Летят сизы гуленьки.

Летят гули вон, вон,

Несут Маше сон, сон.

 Стали гули ворковать,

Стала Маша засыпать.

Спи, усни, дитя Сереженька,

Все ласточки спят,

Все касаточки спят,

Нашему Сереженьке

Спать велят.

Баю, бай, баюшок,

Кладу Машу на пушок –

На пуховую кровать,

Будет Маша крепко спать.

 «Улитка, улитка»

Улитка, улитка!

Покажи свои рога,

Дам кусок порога,

Пышки, ватрушки,

Сдобной лепёшки.

«Жили у бабуси два весёлых гуся»

Жили у бабуси два весёлых гуся:

Один серый, другой белый,

Два весёлых гуся.

Вытянули шеи, у кого длиннее,-

Один серый, другой белый,

У кого длиннее.

Мыли гуси лапки в луже у канавки –

Один серый, другой белый,

Спрятались в канавке.

Вот кричит бабуся:

«Ой пропали гуси –

Один серый, другой белый

Гуси мои, гуси!»

Выходили гуси, кланялись бабуси-

Один серый, другой белый,

Кланялись бабусе.

«Сорока, сорока»

Сорока, сорока,

Сорока – белобока

Кашу варила,

На порог скакала,

Гостей скликала,

Гости услыхали,

Быть обещали.

«Огуречик, огуречик!»

Огуречик, огуречик!

Не ходи на тот конечик –

Там мышка живёт,

Тебе хвостик отгрызёт.

«Кот на печку пошёл»

Кот на печку пошёл,

Горшок каши нашел.

На печи калачи,

Как огонь горячи.

Пряники пекутся,

Коту в лапки не даются.

«Мыши водят хоровод»

Мыши водят хоровод,

На лежанке дремлет кот.

Тише, мыши, не шумите,

Кота Ваську не будите.

Вот проснется Васька – кот,

Разобьёт весь хоровод.

«Уж ты, зимушка – зима»

Уж ты, зимушка – зима,

Закурила да замела

Все дорожки, все лужки;

Негде Сонечке пройти.

«Заря - зарница»

Заря – зарница,

Солнцева сестрица,

День замыкает,

Месяц зажигает.

И лес – то спит,

И река то спит,

Ходит сон

У окон,

Оле спать велит.

«Сидит, сидит зайка»

Сидит, сидит зайка,

Сидит зайка белый,

Ушки жмёт, ушки жмёт.

Охотнички едут,

Едут, скачут в поле

Вмимолёт, вмимолёт

- Вы, охотнички, скачите,

Меня, зайку, не ищите!

Я не ваш,

Я ушел.

«Тень – тень - потетень»

Тень – тень – потетень,

В огороде – то плетень.

В избе печка топится,

Бабушка торопится:

Она репу печет,

По тарелочкам кладёт.

Кот к тарелке – скок!

Себе нос обжёг.

«Сапожник» ( польская)

- Был сапожник?

- Был!

- Шил сапожки?

- Шил!

- Для кого сапожки?

- Для соседской кошки!

 «Тили - бом»

Тили – бои! Тили – бом!

Загорелся кошкин дом,

Идёт дым столбом!

Кошка выскочила,

Глаза выпучила.

Бежит курочка с ведром

Заливать кошкин дом,

А лошадка – с фонарём,

А собачка – с помелом,

Серый заюшка – с листом.

Раз! Раз!

Раз! Раз!

И огонь погас!

«Дождь! Дождь»( французская)

Дождь! Дождь! Надо нам

Расходиться по домам!

Гром! Гром, как из пушек.

Нынче праздник у лягушек.

Град! Град! Сыплет град!

Все под крышами сидят,

Только мой братишка в луже

Ловит рыбу нам на ужин.

«Идёт лисичка по мосту»

Идёт лисичка по мосту,

Несет вязанку хворосту.

- Зачем ей хворост?

- Печь топить.

- Зачем ей печь?

- Обед варить.

- Зачем обед?

- Гостей кормить.

- А гости кто?

- Медведь с женой,

Да ёж, да кот,

Да мы с тобой.

«Стучит, бренчит по улице»

Стучит, бренчит по улице:

Фома едет на курице,

По кривой дорожке.

- Куда, Фома, едешь?

Куда погоняешь?

- Еду сено косить.

- На что тебе сено?

- Коровок кормить.

- На что тебе коровы?

- Молоко доить.

- А зачем тебе молоко?

- Ребяток кормить.

Загадки:

Не летает, не жужжит

Жук по улице бежит,

И горят в глазах жука

Два блестящих огонька. ( машина)

Как река проспект широк

Здесь плывёт машин поток. (шоссе)

Скручена, связана,

На кол навязана

И по дому пляшет. (метла)

Что же это за девица

Не швея, не мастерица,

Ничего сама не шьёт

А в иголках круглый год. ( ель)

Пришла девушка Беляна

Побелела вся поляна

Всю зиму пролежит

Весной в землю убежит. ( снег)

Шапочка серенькая

Жилеточка нетканая

Кафтанчик рябенький

А ходит босиком. ( ворона)

С хоботом, а не слон

Не птица, а летает

Никто не приучает

А на нос садится. (муха)

С хозяином дружит

Дом сторожит

Живет под крылечком

А хвостик колечком. (собака)

Дом со всех сторон открыт,

Он резною крышей крыт…

Заходи в зелёный дом

Чудеса увидишь в нём. ( лес)

Голодна – мычит.

Сыта – жуёт

Молодым ребяткам

Молока даёт. ( корова)

Не крапива, а жжётся

Не солнце, а печёт. ( печка)

Железные избушки

Прицеплены друг к дружке.

Одна из них с трубой

Везёт всех за собой. ( паровоз)

Не княжеской породы

А ходит в короне.

Не всадник,

А со шпорами.

Сам рано встаёт

И другим спать не даёт. ( петух)

Он в берлоге спит зимой

Под большой сосной

А когда придёт весна

Просыпается от сна. ( медведь)

Чтоб тебе помочь

Путь пройти опасный

Горит и день и ночь

Зелёный, желтый, красный. ( светофор)

У него четыре лапки

Лапки цап – царапки

Пара чутких ушей

Он угроза для мышей. (кот)

С неба падают зимой

И кружатся над землёй

Легкие пушинки

Белые ….. ( снежинки)

Ростом разные подружки,

Но похожи друг на дружку,

Все они сидят друг в дружке,

А всего одна игрушка. (матрёшка)

Ой, звенит, она звенит,

Всех игрою веселит,

А всего – то три струны

Ей для музыки нужны

Что такое? Отгадайка!

Это наша….. ( балалайка)

Очень весело поёт,

Если дуете в нее

Ду – ду – ду, да – да – да –

Так поёт она всегда.

Не палочка, не трубочка

А что же это?.... ( дудочка)

То мурлычет, то играет

То куда – то удирает,

Убегает далеко.

А когда придёт обратно,

То мурлыкает и с блюдца

Пьёт сырое молоко. ( кошка) 

 

Считалки:

«Заинька»

Раз, два, три, четыре, пять,
Негде зайчику скакать,
Всюду ходит волк, волк,
Он зубами- щелк, щелк!
А мы спрячемся в кусты,
Прячься, заинька, и ты.
Ты, волчище, погоди,
Как попрячемся-иди!

«Считалочка»

Мы собрались поиграть,
Ну, кому же начинать?
Раз, два, три,
Начинаешь ты

"Травка"

Серый зайка вырвал травку.
Положил ее на лавку.
Кто травку возьмет,
Тот и вон пойдет.

«Сорока»

Раз, два, три, четыре, пять,
Мы собрались поиграть.
К нам сорока прилетела
И тебе водить велела.


«Апельсин»

Мы делили апельсин,
Много нас, а он один.
Эта долька - для ежа,
Эта долька - для стрижа,
Эта долька - для утят,
Эта долька - для котят,
Эта долька - для бобра,
А для волка - кожура.
Он сердит на нас - беда!!!
Разбегайтесь кто-куда!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультации для воспитателей. «Устное народное творчество как средство развития речевой активности детей раннего возраста»

Буквальнос первых дней в жизнь ребёнка входит так называемая "материнская поэзия": колыбельные, потешки, прибаутки, песни, сказки. "Материнская поэзия" развивает и его эмоциональную сферу, и мышление:...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ УСТНОГО НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА В РАЗВИТИИ РЕЧЕВОЙ АКТИВНОСТИ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА.

Дошкольный возраст - это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической. Чем раньше будет начато обучение род...

Устное народное творчество как средство развития речевой активности детей раннего возраста

Для развития речевой активности детей раннего возраста очень важно ускорить «рождение» первых сознательных слов у ребенка. И в этом нам, педагогам, помогают малые формы фольклора. Многолет...

СТАТЬЯ «РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОЙ АКТИВНОСТИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ РУССКУЮ НАРОДНУЮ ИГРУ»

Использование народных игр в работе с детьми позволяет воспитателю донести до детей самобытность русского народа, колорит его обычаев, своеобразие русского языка, сформировать интерес к русской народн...

Конспект родительского собрания во второй младшей группе на тему «Устное народное творчество – как способ развития речевой активности у детей младшего возраста».

Цель: Повышение активности родителей к использованию многовекового опыта народа в воспитании собственных детей.Задачи: 1.Помочь родителям осознать педагогическую ценность детских фольклорных...

Картотека консультаций для родителей по развитию речевой активности у детей младшего дошкольного возраста посредством русских народных сказок

Обучение родному языку в детском саду осуществляется в разных видах деятельности детей: на занятии по ознакомлении с художественной литературой, по обучению грамоте, в игровой и художественной деятель...