Сенсорное развитие детей через дидактические игры
консультация (младшая группа)
Цель консультации:Помочь родителям с минимальными затратами сил и времени осуществлять целенаправленную работу по сенсорному развитию детей и развитию мелкой моторики .
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 16.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей «Сенсорное развитие детей через дидактические игры»
Ивченко Елена Викторовна
Цель: помочь родителям с минимальными затратами сил и времени осуществлять целенаправленную работу по сенсорному развитию детей и развитию мелкой моторики младшего дошкольного возраста в домашних условиях.
План: 1. Игра – главный вид деятельности ребенка.
2. Сенсорное развитие. Что это такое?
3. Дидактические игры в сенсорном развитии.
4. Практическая часть. Какие игры нужны детям?
5. Итог.
Памятки для родителей: «Навыки и умения, сформированные в результате сенсорного развития детей третьего года жизни». «Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра — это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра — это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности», считал Василий Александрович Сухомлинский. 1. Что любят больше всего на свете делать дети? Конечно, играть! Дети играют дома, в детском саду, на улице, в гостях. Любое увлекательное занятие обозначается для них словом «игра». Чтобы детство наших детей было счастливым, основное, главное место в их жизни должна занимать игра. В детском возрасте у ребёнка есть потребность в игре. И её нужно удовлетворить не потому, что делу – время, потехе – час, а потому, что, играя, ребёнок учится и познаёт жизнь. 2. Младший возраст – самое благоприятное время для сенсорного воспитания, которое обеспечивает полноценное восприятие окружающего мира, что способствует умственному, физическому, эстетическому развитию детей. Следовательно, главное в этом возрасте – обогащение чувственного опыта, необходимого для полноценного восприятия окружающего мира, и в первую очередь – пополнение представлений о свойствах предметов: их цвете, форме, величине окружающих предметов, положении в пространстве. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т. е. от того насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее. Сенсорное воспитание на третьем году жизни заключается, прежде всего, в обучении детей предметным действиям, требующим соотнесения предметов по их внешним признакам: величине, форме, положению в пространстве. Овладение знаниями о внешних свойствах предметов достигается путем соотнесения их между собой (так как на этом этапе дети еще не владеют эталонными представлениями). Познание неизвестного объекта мы проведем с помощью всех анализаторов и одновременно познакомимся с содержанием и приемами сенсорного развития детей младшего возраста: Зрения –цвета, формы, размера. Осязание –вес, фактура, температура Обоняния- запахи, слух – речь, звуки вкус Сенсорное воспитание означает целенаправленное совершенствование, развитие у детей сенсорных процессов (ощущений, восприятий, представлений). Значение сенсорного воспитания состоит в том, что оно: - является основой для интеллектуального развития; - развивает наблюдательность; - готовит к реальной жизни; - позитивно влияет на эстетическое чувство; - является основой для развития воображения; - развивает внимание; - дает ребенку возможность овладеть новыми способами предметнопознавательной деятельности; - обеспечивает усвоение сенсорных эталонов; - обеспечивает освоение навыков учебной деятельности; - влияет на расширение словарного запаса ребенка; - влияет на развитие зрительной, слуховой, моторной, образной и др. видов памяти. 3. Сегодня я хочу познакомить вас с дидактическими играми, в которые мы играем в детском саду и в которые советуем играть дома. Дидактические игры имеют большое значение в удовлетворении познавательных потребностей и интересов детей в сенсорном воспитании. Они развивают внимание, зрительную память, слух, что даёт возможность полнее воспринимать мир сенсорики. Дидактическая игра упорядочивает не только поведение ребёнка, но и его внутреннюю жизнь, помогает понять себя, своё отношение к миру. Это практически единственная область, где он может проявить инициативу и творческую активность. И в это же время именно в игре ребёнок учится контролировать и оценивать себя, понимать, что делает и учиться действовать правильно. Сущность дидактической игры заключается в том, что дети решают умственные задачи, предложенные им в занимательной игровой форме, сами находят решения, преодолевая при этом определенные трудности. 4. И сейчас, уважаемые родители, предлагаю вам поиграть в дидактические игры для сенсорного развития детей с 3-х лет. Задание для родителей. Вам нужно взять игру, рассмотреть её, поиграть и решить, что развивает эта игра. Дидактические игры на развитие тактильных ощущений: Чудесный мешочек, Определи на ощупь, (найти предметы, различающиеся по одному признаку) Платочек для куклы, (определение предметов по фактуре материала, в данном случае определение типа ткани) - Узнай фигуру, (предлагается на ощупь достать из мешочка предложенную фигуру) - Найди пару, (предлагается ребенку на ощупь найти пары одинаковых предметов) Дидактические игры и упражнения для закрепления понятия формы. - Найди предмет указанной формы, (ребенку предлагается найти картинки с изображением предметов, по форме похожих на заданную форму) - Из каких фигур состоит, (нужно по рисунку определить, из каких геометрических фигур состоит предмет и сколько их) - Найди предмет такой же формы, (учить выделять форму в конкретных предметах окружающей обстановки) - Какая фигура лишняя (определение лишней фигуры в ряду из четырех геометрических фигур, предложить объяснить принцип исключения) Дидактические игры и упражнения на закрепления понятия величины. - Сравни предметы по высоте, - Самая длинная, самая короткая (предложить разложить разноцветные ленты по длине, от самой короткой до самой длинной, как вариант можно предложить сравнить ленты по нескольким признакам) - Разноцветные кружки (предложить положить кружки (либо другую геометрическую фигуру) начиная от самого большого, так чтобы был виден цвет предыдущего кружка) - В какую коробку (распределить пять видов игрушек разных размеров по пяти разным коробкам в зависимости от размера) - Дальше - ближе (предложить по рисунку определить положение игры и предметов: какие нарисованы ближе, а какие – дальше) Дидактические игры и упражнения на закрепление цвета. - Какого цвета не стало, - Какого цвета предмет (предложить подобрать необходимый цвет для предмета) - Собери гирлянду (предложить по памяти собрать гирлянду из разноцветных кружков в соответствии с образцом) - Какие цвета использованы (показывая изображение предметов одного цвета и его оттенков, учить называть и различать два оттенка одного цвета, упражнять в употреблении слов, обозначающих цветовые оттенки) - Уточним цвет (учить различать и называть близкие цвета) Поиграем в Дидактическое упражнение «Угадай, где позвонили». Цель: развитие слухового восприятия и внимания, ориентирования в пространстве. Описание игры: воспитатель выбирает того, кто будет отгадывать, завязывает ему глаза шарфом, другие участники игры встают в круг. По указанию воспитателя один из участников производит шум баночкой, а угадывающий с завязанными глазами поворачивается к тому месту, откуда слышен звук, рукой показывая направление. Игры на развитие тактильных ощущений. Цель: развитие тактильной памяти, мелкой моторики пальчиков, воздействие на умственный потенциал ребенка. Предлагается найти пару каждому типу поверхности; Предлагается назвать ощущение от прикосновения к поверхности (гладкий, скользкий, шершавый); Предлагается сгруппировать карточки в соответствии с цветом (текстурой). Игры на развитие зрительного восприятия. Дидактическая игра «Собери бусы». Цель: учить различать четыре основных цвета (красный, желтый, синий, зеленый) путем сравнения их друг с другом и прикладывания к образцу, обобщить и закрепить знания о цвете, учить равномерно чередовать два-три цвета при раскладывании бусинок. Учить обозначать словом названия воспринимаемых свойств предметов. В ходе игры дети должны научиться различать одинаковые предметы (бусинки) по цветовому признаку, пользуясь методом наложения, а также оценивать результат своих действий «Такая бусинка - не такая». В ходе выполнения игровой задачи дети усваивают поисковые способы ориентировки - пробы. (Высказывания родителей) Навыки и умения, сформированные в результате сенсорного развития детей третьего года жизни. - Дети выделяют и учитывают форму, цвет, величину, фактуру при выполнении ряда практических действий. - Группируют по свойствам предметы в соответствии с образцом. - Соотносят разнородные предметы по цвету, форме, величине. - Обозначают различные предметы в соответствии с их характерными сенсорными признаками: море, солнце, вода, лес… - Отбирают предметы для самостоятельной сюжетной игры. - Начинают активно пользоваться словами названия цвета, часто в отрыве от конкретного предмета. Быстрое включение сенсорных систем является одной из ключевых способностей человека, основ его полноценного развития. 5. Сегодня вы познакомились с малой частью того, чем Вы можете занять вашего ребёнком дома. Все эти игры можно приобрести в магазине. Но дома также можно поиграть и в игры с крупой, прищепками, камушками, шишками, посудой и многим другим. Включайте свою фантазию и самое главное, не уставайте постоянно разговаривать с вашими малышами, называйте все свои действия, явления природы, цвета и формы. Пусть ребенок находится в постоянном потоке информации, не сомневайтесь, это его не утомит. Чем непринужденнее будет обучение, тем легче и быстрее оно будет проходить. Побуждайте ребенка к игре, насколько возможно, играйте с малышом в развивающие и веселые игры. Участвуйте в игровом процессе. Это будет отличным способом для установления более прочной связи между Вами и Вашим ребенком! И на прощание хочется вас подарить памятки – ориентиры: «Навыки и умения, сформированные в результате сенсорного развития детей третьего года жизни».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс для родителей «Сенсорное развитие детей через дидактические игры»
Родительская встреча для первой младшей группы. Цель: помочь родителям с минимальными затратами сил и времени осуществлять целенаправленную работу по сенсорному развитию детей и развитию ме...

Сенсорное развитие детей через дидактические игры
Конспект непосредственно- образовательнойдеятельности для детей раннего возрастаЦель: Закрепление четырёх основных цветов и развитие мелкоймоторики рук....
«Сенсорное развитие детей через дидактические игры»
Мастер - класс для родителей...

Мастер-класс для родителей «Сенсорное развитие детей через дидактические игры»
Мастер-класс для родителей «Сенсорное развитие детей через дидактические игры» ...
План по самообразованию первая младшая группа «Сенсорное развитие детей через дидактические игры»
ВведениеРаннее детство – особый период становления органов и систем и, прежде всего, функции мозга. Ранний возраст – самое благоприятное время для сенсорного воспитания, без которого невоз...
План по самообразованию "Сенсорное развитие детей через дидактические игры"
Работа над программой профессионального самообразования поможет мне:- расширить знания о сенсорном воспитании детей раннего возраста;- обогатить развивающую среду группы по сенсорному развитию (с...

Конспект родительского собрания «Театрализованная деятельность, как средство развития речи. Сенсорное развитие детей через дидактические игры»
Цели: раскрытие значения театрализованная деятельность как средство развития речи детей. Ознакомление родителей с дидактическими играми, способствующими сенсорному развитию детей, нап...
